X-PDF

Религиозно-философская система Фомы Аквинского, философия Ансельма Кентерберийского.

Поделиться статьей

Религиозно-философскаясистема Фомы Аквинского, философия  Ансельма Кентерберийского.

ТворенияАвгустина относятся к эпохе патристики, или деятельности святыхотцов церкви, продолжавшейся по IX век. Следующая за ней эпоха получиланазвание схоластики и характеризовалась углубленным вниманием кфилософским проблемам богословия.

Наиболееярким представителем этого периода был Фома Аквинский (1225—1274). ЕслиАвгустин следовал Платону, то Фома Аквинский основывался на философииАристотеля

 

ЗадачаФомы Аквинского состояла в примирении веры и знания,

чтобыло, как убедительно показало позже обсуждение гелиоцентрической системыКоперника, не простой проблемой для католической церкви. Фома Аквинский пыталсяразграничить области веры и знания, и средством этого стало разграничениецарства природы и царства благодати в главном произведении Фомы Аквинского«Сумма теологии». В соответствии с использованным Фомой Аквинским принципомиерархии природа является подготовительной ступенью для царства благодати,которое, в свою очередь, ведет к Богу. Соединение с Богом возможно винтеллектуальном созерцании в моменты мистического экстаза в интеллектуальном созерцании.Так вся средневековая сумма знаний и верований оказалась представленной в видеодного грандиозного здания.

 

ФомеАквинскому принадлежат пять обоснований бытия Бога:

1)движение предполагает неподвижный первый движитель;

2)цепь причин и следствий не может идти в бесконечность —

нужнопредположить существование первой причины;

3)в мире не может господствовать случайность и должен быть источникнеобходимости;

4)все предметы различаются по степени совершенства,

идолжно быть нечто, представляющее высшую степень реальности

исовершенства;

5)наличие целесообразности в мире предполагает Бога как ее источника.

ЗдесьФома Аквинский использовал концепцию причинности

Аристотеля,говоря о причине как таковой, о причине движения и

оцелевой причине (аргументы 2, 1,5). Аргумент наличия необходимости

такжесводится к причине, а в основе четвертого аргумента

лежитпринцип иерархии, на котором основана система Фомы Аквинского.

Соглашаясьс Августином, святой Фома объявляет зло не сущим.

Производноеот Бога бытие есть благо, а опосредованное волей

человекаможет быть злом. Значит, нравственная цель заключается

встремлении к Богу, а блаженство достигается при его созерцании.

БлагодатьБожия — необходимое условие добродетели.

Нов отличие от Августина Фома считал, что моральный образ

действийгарантирует спасение. Бог представлен в человеке в виде совести. Как видим,сходное понятие проходит через всю историю: демон у Сократа, гений у стоиков,искра Божия у христиан.

СледуяАристотелю, Аквинат разделял добродетели на умственные

инравственные, но как христианин добавлял к ним и богословские,

считая их наивысшими: веру, надежду,любовь.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.64%
НЕТ
40.36%
Проголосовало: 1209

Хотяосновными философскими темами в эпоху схоластики были те, которые исходили изрелигиозных задач (почему средневековая философия названа «служанкой богословия»),чем дальше, тем больше выходили на поверхность собственно философские проблемыв религиозной упаковке. Одна из таковых, восходящих еще к античности, — ореальном существовании идей.

 

АнсельмКентерберийский(1033-1109 гг.) являлся представителем реализма и одним из основоположниковсхоластики, был видным мыслителем своего времени. В 1494 г. был канонизирован.Упоминание о нем присутствует в Божественной комедии Д. Алигьери(раздел Рай). Широкую известность приобрело доказательство Бога АнсельмаКентерберийского. Кроме этого, он создал три фундаментальные работы, в которыхизложил свои мысли и теории.

Архиепископсчитал, что вера – основа рационального знания. Широкую известность получилоонтологическое доказательство бытия Бога Ансельма Кентерберийского. Доводы онвывел из самого понятия Всевышнего. Его теория состояла из следующих положений:Все стремится к Благу. Но Бог есть сам Абсолютное Благо. У всего естьограничение – верхний предел. Это и есть сам Бог. По какой-то причине бытиецелое. Это и есть сам Бог. Бог как совершенство. Всевышний превосходит всемыслимое по своей величине. Это значит, что он существует вне мира и внечеловека. Девиз Ансельма Кентерберийского – верую, чтобы понимать.

Первыммыслителем, изложившим содержание христианского учения в юридических терминах,считается именно Ансельм Кентерберийский. Философия архиепископа изложена втрактате Cur Deus homo. В работе приводятся следующие аргументы: Первородныйгрех есть посягательство на Божественный миропорядок. Следовательно, этопреступление против Бога. Так как Всевышний бесконечно велик, его оскорблениеследует считать бесконечно великим. Необходимо было удовлетворение за грех,которое даже все люди, являющиеся ограниченными и греховными, не могутпринести. Только Бог, как бесконечное Существо, может заплатить, посылая Сынасвоего страдать на кресте, для чего вочеловечивается.

Эта теориявызвала интерес у многих русских церковных деятелей в связи со спорами осоответствии положения об Искуплении Православию, распространенному вСинодальный период. Между тем учение, господствовавшее в то время, не сводилосьисключительно к концепции, которую предложил Ансельм Кентерберийский. ФилософияСинодального периода включала в себя и теорию об исцелении от греха благодатью.Некоторые церковные деятели считали, что юридизм не отражает сутьИскупления, а выражает только феодальные обычаи сатисфакции, которые, в своюочередь, имеют языческую основу.

 

 

«Высокая схоластика» и развитие науки в средние века. Номинализм и реализм всхоластической традиции.


Схоластика
 (греч.scholastikos – ученый, школьный) – этап вразвитии христианской философии ХIII –XIХ вв., когдаосновные религиозные догматы были уже сформулированы «отцами церкви» и освященырешениями церковных соборов. Поскольку пересмотр основ вероучения уже недопускался, богословы – «ученые схоласты» (так их называли в этот период)занимались главным образом их уточнением, истолкованием и комментированием

В историисредневековой схоластики выделяют три периода:

1) ранняя схоластика (IX–XII вв.), наиболее яркими представителями, которой были Иоанн Скот Эриугена(815 – 877), Петр Дамиани (1007 – 1072), Ансельм Кентерберийский (1033 –1109), Пьер Абеляр (1079– 1142);

2) зрелая, или «высокая»схоластика (XIII в.); наиболее значимые мыслители этого периода — Роджер Бэкон(ок. 1214 – 1294) и Фома Аквинский (1226 – 1274);

3) поздняя схоластика(XIV –XV вв.); самый крупный представитель – Уильям Оккам (1285– 1349); этот период принято считать началом упадка данного типа религиознойфилософии, который продолжался уже за пределами Средневековья, в эпохуВозрождения и Нового времени.

Зрелая («высокая»)схоластика XIII века возникла в связи с дальнейшим развитием городскойсредневековой культуры, возникновением университетов, которые стали основнымицентрами преподавания наук и философии (особенно Парижский и Оксфордскийуниверситеты). В этот период в схоластике происходит постепенное вытеснениеплатонизма и неоплатонизма философским учением Аристотеля.

Наука в Средние века, была менеедифференцированной, чем в последующее время. Учёные- энциклопедисты писали истихи, и научные трактаты в разных областях знания.
Развивались философия, теология и схоластика,алхимия, астрология и астрономия (вначале в недрах астрологии), математика,география, медицина. Были написаны хроники и др. исторические сочинения.Распространению знаний способствовали университеты и книгопечатание (в Китаеразвивалось с 5—6 вв., многокрасочная печать — с 14 в.; в Европе изобретено И.Гуттенбергом). Перемещения огромных масс людей (переселения, завоевания)сопровождались как уничтожением центров научной мысли и её носителей, так идиалогом научных школ.

Наука в Средние века в первую очередь развивалась в монастырях.После падения Рима хранилищем античной мудрости стала Византия, где к томувремени христианская церковь уже играла заметную, в том числе и политическуюроль. В библиотеках константинопольских монастырей хранились труды выдающихсямыслителей Греции и Рима. Трудившийся в IX веке епископ Лев много временипосвящал математике. Он был в числе первых ученых, ставших применять буквы вкачестве математических символов, что фактически дает право называть его однимиз основоположников алгебры.

Натерритории монастырей переписчики создавали копии античных трудов, комментариик ним. Математика, развивавшаяся под их сводами, легла в основу архитектуры исделала возможным возведение такого образца византийского искусства, как храмСвятой Софии.

Научные открытия и изобретения в Средние века на территориихристианской Европы в основном появлялись в монастырях. До VIII века, правда,знания, которым уделяли внимание, касалось священных текстов и истин. Светскиенауки стали преподаваться в школах при соборах лишь во время правления КарлаВеликого. Грамматика и риторика, астрономия и логика, арифметика и геометрия, атакже музыка (так называемые семь свободных искусств) первоначально былидоступны только знати, но постепенно образование стало распространяться на всеслои общества.

В XII веке европейцы также познакомились с бумагой. Открылисьпроизводства, изготавливавшие ее из разных подходящих материалов. Параллельноразвивалась ксилография (гравировка по дереву), которая постепенно былавытеснена книгопечатанием. Его появление в европейских странах датируется XVвеком.

Изобретенияи научные открытия 17 века, а также всех последующих во многом базируются надостижениях средневековых ученых. Алхимические поиски, попытки найти край мира,желание сохранить наследие Античности сделали возможным прогресс человечества вэпоху Возрождения и Нового времени. Научные открытия и изобретения в Средниевека способствовали становлению знакомого нам мира. А потому, пожалуй, будетнесправедливым называть этот период истории беспросветно мрачным, помня лишь обинквизиции и церковных догмах того времени.

 

В схоластике XI—XIV веков отчетливовыступают два главных направления: номинализм и реализм, боровшиеся между собойна протяжении нескольких столетий по вопросу о сущности общих понятий (род,вид), или так называемых универсалий. Номиналисты и реалисты вели спор о том,могут ли быть общие понятия вторичными, т.е. представляют ли они собой продуктдеятельности мышления, или же они они первичны, реальны, существуютсамостоятельно.

Схоластики,которые утверждали, что общих понятий реально не существует и они вторичны,представляют собой лишь названия определенных групп предметов и явленийприроды, то есть только имена, стали называться номиналистами (лат. nomina —имена). По мнению номиналистов, реально, объективно существуют лишь дискретныепредметы и явления с их личными свойствами, общие же понятия являютсярезультатом абстрагирующей деятельности человеческого мышления. Номиналистыучили, что если бы не было материальных, реально существующих предметов иявлений природы, то не существовало бы и общих понятий, в которых мышлениечеловека отражает самые существенные общие черты, специфичные для той или инойсовокупности материальных вещей.

Номинализмпредставлял собой основу, росток материалистического направления в схоластике,был специфическим выражением материализма в философии средневековья. Признаниеноминалистами объективного существования предметов и явлений природы так илииначе приводило к расшатыванию церковной догмы о первичности духовного ивторичности материального, подрывало религиозный миф о сотворении природы богом,ослабляло незыблемый в то время авторитет церкви и реальность Священногописания.

В противовес номиналистам реалисты (лат. realis —вещественный) утверждали, что общие понятия по отношению к индивидуальнымпонятиям, характеризующим природу, являются первичными и существуют реально,сами по себе. Будучи ярко выраженными идеалистами средневековья, реалисты вследза древнегреческим идеалистом Платоном доказывали,что общие понятия существуют независимо от обособленных индивидуальных вещейматериального мира, т.е. независимо от мыслей человека. Эти понятия, по ихучению, обладая самостоятельным бытием и являясь первичными, существуют вечно.Предметы же природы являются вторичными, представляют собой только формыпроявления общих понятий. Единичные предметы и явления природы, говорилиреалисты, в отличие от вечных общих понятий являются преходящими. Реализм былфилософской основой ортодоксального католицизма, господствующим направлением всхоластике.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.64%
НЕТ
40.36%
Проголосовало: 1209

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.64% НЕТ 40.36% Проголосовало: 1209


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.64% НЕТ 40.36% Проголосовало: 1209


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.64% НЕТ 40.36% Проголосовало: 1209


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.64% НЕТ 40.36% Проголосовало: 1209


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.64% НЕТ 40.36% Проголосовало: 1209


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет