X-PDF

Решение кейсовых ситуаций. Возрастная и педагогическая психология

Поделиться статьей

КЕЙСЫ

Возрастная и педагогическая психология

1. Мамапишет, что ее сыну 3 года. У него появилась дурная привычка: стоит ему что-тозахотеть и не получить — кричит и посреди улицы, и в транспорте.. Наказывать умамы не поднимается рука

1) Вчем возможные причины поведения мальчика?

2)Посоветуйте маме как себя вести в отношении с сыном

Обычно такаябурная реакция ребенка вызвана тем, что дома он ни в чем не знает отказа. Надостараться не реагировать на плач, успокоить, переключить его внимание на что–тодругое, не делать мелких уступок – дети очень остро чувствуют слабину и с ещебольшим упорством добиваются своего.

2. Ваняочень энергичен, ему трудно сидеть на одном месте. Когда в школе проводятсямероприятия, Ваня первым бежит участвовать, однако Ваня несколько раз подводилкласс, не выполнив данное ему задание. На уроках окружающего мира Ваня оченьактивен, тянет руку, отвечает, однако на уроках русского языка ребенок явноскучает, не старается, пишет плохо, в тетради грязь. Родителей Вани несколькораз вызывали в школу из-за драк.

1)Определите тип темперамента ученика

2)Охарактеризуйте возможные формы работы учителя

Сангвиник многообещает, но не всегда сдерживает свои обещания.  При неблагоприятных условияхвоспитания, у сангвиника могут проявляться несерьезное отношение к учению,труду, другим людям, переоценка себя и своих возможностей. Сангвиник отличаетсявысокой реактивностью и активностью.

Не следуетограничивать живость и активность сангвиника, однако полезно учить егосдерживать при необходимости свои порывы, считаться с притязаниями других. Вотношении живых, общительных, энергичных сангвиников – нужно опираться на эти,характерные для них качества, пытаясь помочь им самоутвердиться средисверстников, выработать свой индивидуальный стиль деятельности. Вместе с темнужно учесть, что такие черты, как собранность, аккуратность, формируются усангвиников с большим трудом, нежели у  детей с другим темпераментом. Работа,требующая быстрой реакции, больше всего подходит ему.  Во всех подобных ситуациях следует добиваться, чтобыначатое дело было закончено, обращать внимание на качество, не допускатьповерхностного и небрежного выполнения задания. Плохо выполненную работуможно предложить сделать заново. Не следует допускать частой смены деятельности– привычка за все браться и не доводить до конца может стать свойствомхарактера.

3.Мама, одевая Диму (1год, 1 мес), говорит: «Сейчас наденем рубашечку. Гдерубашечка? Подай мне ее. Дай колготки. Принеси мне сандалики и т.д. А Дима хотяи медленно, но выполняет указания мамы.

1)Согласны ли вы с действиями мамы?

2) Овоспитании каких сторон личности ребенка заботится мама?

Мама поступаетправильно. Она заботится о том, чтобы ее сын понимал речь, ее звуковую сторону,ориентировался в окружающем мире предметов и выполнял действия по речевомууказанию взрослого. Дима будет охотно одеваться, так как мама создает установкудля развития этого действия.

4. Учительницапервого класса, работая с шестилетними детьми, старалась активизировать учебнуюдеятельность учащихся на уроке. Она стремилась, чтобы ее уроки проходили живо,эмоционально. Когда кто-то из учащихся тянул время с ответом, она нетерпеливопрерывала его и спрашивала других. Постепенно класс разделился на оченьактивных, быстрых учеников и пассивных, медлительных. Среди пассивных оказалсяшестилетний Петя, который нередко заикался во время ответа. Учительницамгновенно делала выводы: «Садись, не выучил».Раньше Петя посещал логопедическуюгруппу детского сада. В школе заикание у Пети усилилось.

1. Проанализируйте подход учительницы

2.Как бы вы поступили на месте педагога

Желание педагогаактивизировать учебную деятельность детей на уроке можно приветствовать. Ноучительница не учла того, что есть дети подвижные и даже очень подвижные, длякоторых быстрый темп занятий на уроке привычен, и дети малоподвижные, длякоторых должен быть создан соответствующий темп на уроке. Таких детей нельзяторопить. При напряжении, утомлении у них могут возникнуть невротическиесостояния. Невротический срыв в трудной ситуации возможен у любогоребенка.Заикание у Пети возобновилось в результате его невротического состояния. Онобыло вызвано сложившейся по вине педагога ситуацией в классе, оказавшей влияниена особенности психического развития Пети. При повторении травмирующих ситуацийвозможно невротическое развитие личности ребенка. Обычно заикающийся ребенокостро переживает свой дефект, отчего его заикание еще больше усиливается.Заикающийся ребенок должен развиваться в атмосфере доброжелательности. По меревозможности таким детям следует облегчать речевое общение: спрашивать о том,что он хорошо знает, стремиться к тому, чтобы для ответа ему не надо былоупотреблять сложные обороты речи, трудно произносимые слова.

5. Мамапредлагает Мише (2г.5 мес.) лечь спать, а ему не хочется. Мама обращается ксыну: «Ты уже большой. Сейчас папа увидит, как ты научился расшнуровыватьботинки и как умеешь аккуратно складывать одежду».

1) Проанализируйте действия мамы

2)На какие развивающиеся качества личности опирается мама?

Действия мамыправильные, она обыгрывает ситуацию и предлагает ему варианты, приучает кдоговорённостям.

Мама опирается насамостоятельность, на развивающиеся личность.

6.Воспитательстаршей группы (5-6 лет) попросил одну из мам рассказать о своей работе. Мама вназначенный час пришла к детям и в интересной форме поведала о своей работе.Дети внимательно ее выслушали, задавали много вопросов.

1)Какой мотив лежит в основе поведения дошкольников?

2)Как влияет на развитие личности ребенка его общение со сверстниками и взрослыми

1. Мотивы,связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать каквзрослые. 2. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений совзрослыми. Многие действия детей объясняются  желанием заслужить ласку,одобрение, похвалу взрослых. Мотивы самолюбия, самоутверждения. Потребностьбыть признанным способствует позитивному личностному развитию. Однакореализация этой же потребности может привести и к негативным образованиям —лжи, зависти, хвастовству, а при систематически неодобрительном отношениивзрослого — и к заниженной самооценке ребенка. Общение с другими людьмипозволяет ему узнать многое о социальном окружении, нормах поведения вобществе, его собственные достоинства и недостатки, взгляды других людей наокружающий его мир. Общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок учитсярегулировать свое поведение, вносить изменения в деятельность, корректироватьповедение других людей. Общение развивает, формирует эмоциональную сферудошкольника.

7.Известно, что почти все первоклассники с большим желанием идут в школу. У нихесть потребность и желание занять новое положение среди окружающих — положениешкольника и выполнять определенную деятельность, связанную с этим новымположением. Первокласснику в  школе все интересно, он, как правило,добросовестно, ответственно, положительно относится к учению. Однако,постепенно, к концу II — началу III класса у некоторых детей это положительноеотношение к учению начинает угасать. Некоторые учителя констатируют, что тотили иной ученик стал невнимателен, замечен в списывании, уличен во лжи, впрогулах и т.д., и начинают применять известные дисциплинарные

методывоздействия: запись в дневник, вызов родителей, оставление после уроков и пр.

Вопросы:

1)Охарактеризуйте личностное развитие первоклассников

2)Оцените предложенные способы педагогического воздействия

С поступлением вшколу у ребёнка расширяются возможности для становления многих личностныхсвойств. Прежде всего, следует сказать о комплексе специальных личностныхсвойств, которые относятся к мотивации достижения успехов. Как известно вдошкольном возрасте уже начинают складываться предпосылки формирования данногомотива. В первую очередь необходимо отметить ещё более усилившуюся, в сравнениис дошкольниками, безграничную доверчивость к взрослым, главным образомучителям, подчинение и подражание им. Во вторую очередь необходимо отметитьтакую особенность как сознательная постановка целей достижения успехов иволевая регуляция поведения, что позволяет ребёнку добиваться её. третьимсвойством комплекса свойств мотивации достижения является осознание своихспособностей и возможностей. Мотивация достижения успехов стимулирует развитиеещё 2-х личностных качеств: трудолюбия и самостоятельности.

Запись в дневник,вызов родителей, оставление после уроков — являются нормальными формамидисциплинарного взыскания. Однако, будет эффективней, если учитель будетприменять другие методы.   Рассказывайте об ошибках, показывайте ценностьошибки как попытки, минимизируйте последствия от сделанных ошибок. Формироватьверу в успех. Подчёркивайте любые улучшения, объявляйте о любых вкладах,раскрывайте сильные стороны учеников, демонстрируйте веру в своих учеников.Концентрируйте внимание учеников на уже достигнутых в прошлом успехах.Анализируйте прошлый успех, повторяйте и закрепляйте успехи. Делайте процессобучения ощутимым. В качестве поощрения: наклейки “Я могу”, альбомы достижений,рассказы о вчера, сегодня и завтра. Отмечайте достижения Аплодисменты, “Звёздыи наклейки”, награды и медали, выставки, позитивная изоляция. Устанавливатьправила и объяснять их, поощрять ребёнка. Дисциплина и контроль не даютжелаемых результатов, если им не сопутствует приветливость, расположение,веселость. Методы контроля никогда не играют столь важной роли, как согласиеродителей и стремление помочь ребенку. Он должен видеть добрую волю ичувствовать расположение взрослых. Дети любят улыбающиеся лица и отвечают тойже улыбкой. Постоянство в любви ведет к ровному поведению. 

8. Ученик 3 класса систематически не выполнял домашниезадания, даже не пытался притронуться

ктетрадям. Учитель регулярно, каждый день ставил ему двойки в дневник и вжурнал. Однажды

учительсказал: «Саша, у тебя сплошные двойки и сегодня, появится ещё одна, и так будетдо тех

пор,пока не выполнишь домашнее задание». На что ученик ответил: «Ну и ставьте!»

1)Охарактеризуйте развитие мотивационной сферы учащихся начальной школы

2)Объясните реакцию ученика

3)Как бы вы поступили на месте учителя

С поступлением вшколу у ребёнка расширяются возможности для становления многих личностныхсвойств. Прежде всего, следует сказать о комплексе специальных личностныхсвойств, которые относятся к мотивации достижения успехов. Как известно вдошкольном возрасте уже начинают складываться предпосылки формирования данногомотива. В первую очередь необходимо отметить ещё более усилившуюся, в сравнениис дошкольниками, безграничную доверчивость к взрослым, главным образомучителям, подчинение и подражание им. Во вторую очередь необходимо отметитьтакую особенность как сознательная постановка целей достижения успехов иволевая регуляция поведения, что позволяет ребёнку добиваться её. третьимсвойством комплекса свойств мотивации достижения является осознание своих способностейи возможностей. Мотивация достижения успехов стимулирует развитие ещё 2-хличностных качеств: трудолюбия и самостоятельности.

Выяснить причинунегативного отношения к процессу обучения. Задачи: Помочь ребёнку разобраться внепонятных ему темах

Воспитатьответственное отношение к учёбе

Провести ряддиагностик на выявление индивидуальных особенностей ребенка

Анализ пед.ситуации:

1-Скорей всего уребёнка сложилось негативное отношение к учителю, он не имеет для негоавторитета

2-У ребёнка могутбыть проблемы в семье или в школе, поэтому у него пессимистическое отношение кобучению

Решение:

Ставить постоянноученику двойки это не выход из положения, стоило оставить ученика после урока ивыяснить причину такого поведения, может всё серьёзнее чем кажется, возможно унего проблемы дома или в школе. Или есть ещё один вариант, позаниматься смальчиком, помочь ему разобраться в непонятных темах, дать что-то решитьдополнительно, чтобы исправить полученные ранее двойки. А систематическипринижать ученика не даст никаких результатов, его самооценка только ещё большеупадёт. Если не помогут беседы с учеником, можно привлечь родителей, чтобы онитоже приняли участие и поспособствовали в решение данной проблемы

 

 

9.МамаНаташи (6 лет) говорит: «У моей дочери есть желание мне помогать. За какую быработу я

нивзялась, она тут как тут. Но какая от нее помощь, одна помеха. Я отправляю еегулять, без нее

быстрееуправлюсь по хозяйству.

1)Права ли мама девочки?

2)Каковы последствия от такого отношения мамы к инициативе девочки?

Решение. МамаНаташи не права. При таком подходе желание трудиться у Наташи может постепенноисчезнуть. Девочку необходимо включать в совместную деятельность, направляя еедействия. Чтобы сформировать устойчивый мотив труда, необходимо обучать Наташуконкретным трудовым навыкам, оценивать результаты ее работы.

! Старайтесь,чтобы ребенок вместе с вами что–то делал по дому

Если инициатива ксамостоятельности подавляется, ребёнок вырастет бесхарактерным ибезинициативным.

10.Витя(7 лет) – мальчик прилежный и аккуратный. И все, что нужно переписать,скопировать,

емуудается сделать легко и хорошо. А там, где требуются умственные усилия, ониспытывает

затруднения.Вместо того чтобы понять текст, он его дословно заучивает. Вместо того чтобы

решитьзадачу, ждет, когда можно списать ее решение.

1) Счем может быть связана интеллектуальная пассивность ученика?

2)Дайте характеристику интеллектуального развития младшего школьника.

Причины:недостаточная сформированность интеллектуальных навыков и умений;

отрицательноеотношение к интеллектуальной деятельности;

отсутствиепознавательного отношения к действительности.

Ведущаядеятельность — учебная. Действия непроизвольные, совершающихся непреднамереннов игровой или практической деятельности, превращаются в самостоятельные видыпсихической деятельности. 

-К концу младшегошкольного возраста появляется синтезирующее восприятие. 

-Память. Ребенокначинает осознавать особую мнемическую (запоминательную) задачу, идетинтенсивное формирование приемов запоминания.

-вниманиенеустойчивое

— Мышление.переход от наглядно-образного (Ребёнок представляет дерево с помощьювоображения, чтобы потом нарисовать его) к словесно-логическому мышлению(Ребёнок решает задачу по физике); развивается теоретическое мышление благодаряусвоению научных понятий.

11.Впроцессе освоения учебной деятельности в 1 классе Витя спрашивает пронезнакомую букву:

«Какаяэто буква?, а Вова интересуется полузнакомой буквой: «В какую сторону пишетсябуква Е?»

ит.д.

1) Показателемкаких личностных особенностей являются вопросы учеников?

2) О чем можетговорить отсутствие вопросов у учащихся?

12.Нина, ученица 2 класса, считала своим долгом учитьсялучше одноклассников, быть всегда

первой.Работала она на пределе своих возможностей.

1) Какая мотивацияучения преобладает у Нины?

2) Каковавозможная самооценка ученицы?

1) Какаямотивация:

Быть лучше всех

Эгоцентризм

Ведущий интерес -познавательный, который стремится получить похвалу.

2) Каковавозможная самооценка — завышенная.

13. К учителю подошел ученик и задал вопрос: «Мне ненравится то, что я такой медлительный.

Ребятадразнят меня за это. Я все время опаздываю и не успеваю выполнять все заданияна уроках.

Яхочу быть таким же быстрым, как Петя. Это возможно?»

Вопросы:

1. Охарактеризуйтеличностное развитие ученика

2. Определите типтемперамента ученика

3. Охарактеризуйтевозможные формы работы учителя

Несформировалоумение планировать своё время и оценивать свои возможности. Его нужно научитьтайм-менеджменту (т. Е. Правильно распределять время), составить распорядокдня. Ребёнок флегматик -> тренируем его отслеживать время и меняем степеньзаданий для ученика, задания ни на время, индивидуальный подход.

14.Основным видом деятельности в начальной школе являетсяучебная деятельность, в ходе

которойпроисходит психическое развитие ребенка.

Вопросы:

1.Что значит научить детей учиться?

2. Врамках какой деятельности формируется данное умение?

Воспитывайтев ребенке чувство ответственности за то, что он делает: Поручение должнозвучать не в повелительном тоне, а как просьба. Формируйте у ребенка умениедоводить начатое дело до конца: нужно согласиться с его доводами, показать ему,что вы понимаете его проблемы и готовы ему помочь. Объяснять ребенку, как важнодоводить дело до конца на практике. Внимательно прислушивайтесь к мыслям ичувствам ребенка. Заставлять его этом делать уроки, если не понятен материал,бесполезно, ему надо помочь разобраться. Нельзя запугивать ребенка. Еслиребенок не хочет делать уроки или говорит, что ему не интересно учиться,значит, надо искать проблемы, которые у него возникли и мешают ему пониматьизучаемый материал. Если вовремя не помочь, то проблемы будут тольконакапливаться и наступит момент, когда уже никакие угрозы не заставят егосадиться за уроки. Нельзя ругать ребенка за плохие отметки. Все его ошибкипроисходят от недостатка знаний и умений или же от непонимания. Если у него нехватает знаний, необходимо ему их дать. Призывайте ребенка размышлять ирассуждать по поводу домашних заданий и его способностей выполнить эти задания.Тогда у него появляется желание испытать свои возможности, а это значит, онбудет выполнять домашнее задание. Хвалите ребенка, если он этого заслужил.

Этоумение формируется в совместной учебной деятельности учитель -ученик, взрослый- ребёнок (выполнение домашнего задания).

15. Миша (2 г. 2 мес), увидев, что мама надевает пальто,спросил: «Мама, ты куда?» — «Гулять», —

ответиламама. «А мы меня возьмем с собой?» — спросил малыш.

Черезнесколько дней Миша подошел к маме и сказал: «Миша хочет кушать!»

Вопросы:

1.Почемуребенок назвал себя в третьем лице?

2.Какформируется у ребенка самосознание?

Дети младше трехлет, как правило, говорят о себе в третьем лице («Возьми Машу на ручки», «Коляне хочет кушать»). Такая форма объясняется тем, что они еще не осознают себякак личность. Кроме того, многие родители, общаясь с малышами, сами говорят о себев третьем лице («Иди к маме!»), и те на первых порах копируют их.

Потребностьребёнка в осознании себя и стремление реализовать свой “Я” появляются у ребёнкаещё в раннем возрасте с осознанием своих желаний, что приводит к изменениюотношения ребенка к людям, предметам, самому себе. На протяжении другихвозрастных периодов потребность в самоутверждении сохраняется.

16. Миша (2 г. 4 мес.) пытается сам одевается. Кряхтя, оннатягивает колготки.

Ничегоне получается. Вмешивается мама со своей помощью.

— Ясам! – протестует ребенок.

-Сиди спокойно, ничего у тебя не получается.

— Яхочу мА! – опять заявляет малыш.

Вопросы:

Можноли считать поведение Миши упрямство или это проявление развивающейся личности?

Характеризуетли это поведение самосознательность?

Представленная информация была полезной?
ДА
61.01%
НЕТ
38.99%
Проголосовало: 1531

Какуюсамостоятельность должен поощрять взрослый?

Решение. СчитатьМишу упрямым нельзя. В его поведении проявляются первые элементы самосознания,заметно стремление к самостоятельности. Взрослый должен поощрять толькоразумную самостоятельность ребенка. В приведенном примере поведение Миши –проявление его развивающейся личности.

17. Миша очень любилмастерить из строительного материала. Воспитатель в старшей группе

организовалсоревнование «Кто быстрее и лучше построит дом» по изготовлению домиков по

образцу.Дети с радостью принялись за построение домиков.

Мишас заданием не справился. Но воспитатель все-таки сказал: «Молодец». И он, как идругие

дети,получил в награду хорошую конфету. Однако Миша взял конфету без всякогоудовольствия и

решительноотказался ее есть. Из-за неудачи полученная конфета стала для него «горькой».

Вопросы:

Какизменяются мотивы поведения ребенка к старшему дошкольному возрасту?

Выделитепричину поведения ребенка

1) У ребёнка вэтом возрасте ориентир на оценку сверстников, взрослый — общественный носительинформации об окружающем мире.

2) Причина такогоповедения ребёнка: у его сверстников получился домик, а у него — нет, их оценкаважна для мальчика. Предвестник кризиса 7 лет, когда будет меняться социальныйстатус ребёнка дошкольник -> школьник. Возможно, он меланхолик, для которогонужно создать ситуацию успеха, похвала воспитателя.

К концудошкольного возраста впервые наблюдается феномен «горькой конфеты». Если раньшеребенок, не выполнивший задание, тем не менее с удовольствием выслушивалпохвалу или получал угощение, то теперь незаслуженная награда («за неудачу»)только огорчает, конфета становится «горькой».

18. Юра пытается починить тележку. Он сначала простоприкладывает колесо к краю тележки рядом

сконцом оси. После многих проб колесо случайно надевается на торчащий конец оси.Тележка

можетехать. Юра очень доволен.

Воспитательговорит: «Молодец Юрик, сам починил тележку. Как это ты сделал?» Юра отвечает:

«Починил,вот видите!» (Показывает, как вертится колесо). Воспитатель незаметнымдвижением

сбрасываетколесо со спицы и вновь обращается к мальчику: «Как ты это сделал, покажи?»

Юраснова прикладывает его к тележке, но уже быстрее надевает колесо на ось. «Вот ипочинил!» —

радостнозаявляет мальчик, но опять не может сказать, как он это сделал.

Вопросы:

Определитепримерный возраст ребенка.

Какиеособенности мыслительной деятельности ребенка проявились в данном эпизоде?

Решение. Юрепримерно 3 года. В данном эпизоде проявились элементы наглядно–действенногомышления, когда действия ребенка опережают его речь. Для развитиянаглядно–действенного мышления ребенка необходимо включать и его разнообразныедействия с предметами. Обучаясь выполнять действия, ребенок начинаеториентироваться в связях между предметами, в частности в связях между орудиямитруда и предметами. В дальнейшем такие связи устанавливаются в новых условияхпри решении новых задач.

Переход от связеймежду предметами, показанными взрослыми, к их установлению – важная ступень вразвитии детского мышления. На первых порах установление новых связейпроисходит путем проб. Большую роль в развитии мышления детей раннего возрастаиграют внешние ориентировочные действия ребенка с предметом.

! Ориентировочныедействия – действия, направленные на обследование предметов с целью полученияинформации.

19. Поведение пятилетнего Миши на первый взгляд кажетсястранным. Когда мама куда-либо

собираетсяидти, сын просится с ней. Но стоит ей сказать: «Одевайся, пойдем» мальчикотвечает:

«Непойду». Если мама после этого идет к двери, то он кричит «Пойду!». Как толькоона

возвращаетсяза ним, он снова отказывается. Это продолжается довольно долго и кончаетсяслезами

Миши.

Вопросы:

Какоеотрицательное качество проявляется в поведении Миши?

Какследует проводить воспитательную работу с такими детьми?

Решение. Вповедении Миши проявляется такое отрицательное качество, как негативизм,которое выражается в стремлении ребенка делать все наоборот. Родители должныучитывать особенности проявления ребенком его возрастающих возможностей,создавать условия для волевого поведения.

20. Сережа был довольно развитым мальчиком. К моментупоступления в школу он мог читать, знал

многостихов. Несмотря на то что Сережа пошел в школу с большой радостью, с первыхдней учебы

онстал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объясненийучителя.

Покадомашние задания представляли для него какой-то интерес и новизну, он хотя инедостаточно

аккуратно,но выполнял их. Но как только Сережа стал обнаруживать трудности в обучении,

преодолениекоторых требовало систематических занятий, волевых усилий, мальчик сталполучать

плохиеотметки.

Вопросы:

Чтопослужило причиной неуспехов Сережи в школе?

Какпомочь мальчику хорошо учиться?

Решение. У Сережине полностью сформирована психологическая готовность к школе, недостаточноразвита воля. У него отсутствует стремление предвидеть, преодолевать трудности,умение организовать рабочее место и свою учебную деятельность.

Родители должныпоощрять включения Сережи в те или иные учебнотрудовые занятия, где ему нужнопреодолевать трудности. Важно развивать мотивационное поведение ребенка.Родителям Сережи следует поддерживать постоянную связь с учительницей класса,где мальчик учится.

21. Исследование показало, что большая часть детей, 6 летидёт в школы с большим интересом и

готовностьювыполнять учебные задания. Дети живо воспринимают слово учителя и активно

выполняютего требования. Но в дальнейшем некоторые из них сталкиваются со сложностями,

необходимостьюуметь сделать выбор между «надо» и «хочу», «интересно» и «неинтересно»,

«умею»и «не хочу».

Вопросы:

Назовитепричины данного явления?

Какприобщить детей к учению?

Решение. Данноеявление связано с потребностно‑мотивационной сферой личности учащихся, которуюпредстоит формировать начиная с первого класса.

Учитель развиваету учащихся познавательный интерес к школьному обучению, предлагая им выполнениепосильных трудовых заданий. Для этого учитель должен соответствующим образомстроить процесс обучения.

Родителям такженеобходимо создавать все условия для развития познавательной активности детей.

22. Сережачасто пропускал уроки. Учительница оставалась с ним после занятий. Помогло, но

интересак учению воспитать у Сережи не удавалось.

«Знаешь,Сережа, — сказала однажды учительница, — расскажу я тебе по секрету, что будетна

следующемуроке ». Сережа согласился без энтузиазма, но… На следующем уроке он,

торжествующепоглядывал по сторонам, беспрерывно тянул руку. Он понимал объяснение не хуже

других.

Втот же день он снова после уроков вопросительно посматривал на учительницу:«Расскажите, что

выбудите говорить завтра!»

Вопрос:

Почему учительницасчитает, что таким образом можно развить у мальчика интерес к учению?

У Серёжинесформированна мотивация у обучению. Педагог применил индивидуальный подход. Аон всегда, как правило, даёт  результат.

23. Учительница 2-го класса стала замечать, что Миласмирилась со своими тройками. Учение

малоинтересовало ее. Больше увлекала общественная деятельность — Мила была отличным

санитаром.И вот однажды в ее тетрадке под работой, которую больше чем на тройку оценитьбыло

нельзя,появилась запись: «Третья строка написана прекрасно. Лучше, чем у всех.Попробуй-ка

делатьтак же всю работу». Мила хвасталась, показывала тетрадь подружкам. Радостнаяприбегала

кбабушке, заставляла маму просиживать рядом, чтобы и другие строчки вышли такимиже, как

третья.

Какаямотивация к учению преобладает у девочки?

Наличии мотивациик успеху, признанию — к общественной деятельности. 2. Учительница это заметила,и показала девочке, что у неё получается и учёба, заинтересовав её, такимобразом. 3. Главное понять причины падения интереса и исправить их.

24. Саша (6 лет) по комнате возил машину. От резкого движениямашина закатилась под диван.

Мальчикпришел на кухню и сказал маме: «Дай щетку!» На вопрос мамы, зачем ему нужнащетка

ответил:«Машинка под диван укатилась, ее надо достать».

Какойвид мышления свойственен Саше?

Отметьтезначение данного вида мышления для психического развития ребенка.

У Саши наблюдаетсянаглядно–образное мышление (Наглядно-образное мышление начинает развиватьсявнутри наглядно-действенного и является следующей стадией развития мышления),служащее основой для усвоения старшими дошкольниками обобщенных знаний. Этотвид мышления можно успешно развивать, применяя наглядные изображения предметови явлений окружающей действительности.

25. Проанализируйте ситуации, выберите правильные ответы.

Вклассе — ребенок контактируют не с одноклассниками, а с учащимися, намногостарше

себя.Как быть в этой ситуации?

a. прежде всего,выяснить, что сближает этого ребенка с детьми, значительно старше его и почему

он сторонитсясверстников.

b. поговорить сдругими учителями, как они объяснят эту дружбу.

c. придумать интересноеобщее дело для такого ребенка и его сверстников.

d. такая ситуация— не проблема и не нужно в ней копаться: хочет ребенок дружить со

старшими — пустьдружит!

26. Перед вами рекомендации учителю по учёту в работеособенностей юношеского возраста,

составленныестудентами. Оцените правильность их составления. Объясните своё мнение.

А)Педагогу надо беседовать с родителями, так как это может помочь в работе сдетьми.

Б) Стерпением относится к высказываниям юношей, так как для этого возрастахарактерен

юношескиймаксимализм.

В)Педагогу следует помочь учащимся разобраться в окружающем и самих себе, так какв этом

возрастеучащийся определяет своё место в обществе, выбирает свой жизненный путь.

Г)Следует на уроках использовать индивидуальную работу, так как у юношейсуществует яркая

потребностьпроявить свою индивидуальность.

(Знаками+ и — помечены утверждения, с которыми я согласна илинет).

а. Педагогу надобеседовать с родителями, так как это может помочь в работе с детьми. (+)

б. С терпениемотносится к высказываниям юношей, так как для этого возраста характеренюношеский максимализм. (Нужно ненавязчиво объяснять, что не всегда уместнотакое поведение.)

г. Педагогуследует помочь учащимся разобраться в окружающем и себе самом, так как в этомвозрасте учащийся определяет своё место в обществе, выбирает свой жизненныйпуть. (+, так же, этим должны заниматься родители).

д. Следует науроках использовать индивидуальную работу, так как у юношей существует яркаяпотребность проявить свою индивидуальность.(+)

27. Определите изменения в социальной ситуации развития вранней юности по предложенным

заданиям.

Какаяхарактерная особенность юношеского возраста проявляется в следующихвысказываниях?

«Яне буду жить так, как вы! У меня будет и квартира, и денежная работа, и богатыймуж».

«Надобороться со всем плохим; не дать себя сломать, не приспосабливаться к этому».

Ранняя юность -период, когда стоит выбор о профориентации, в то время, как поздняя юностьхарактеризуется как период завершения предварительного самоопределения ипереход к самореализации. Социальная ситуация развития юности – активный поисксебя и своего места в жизни.  Основными психическими новообразованиямиюношеского возраста являются: -становление и развитие самосознания, развитоеосознание личностного «Я», активное формирование мировоззрения, жизненныхпланов;  -установка на построение личной жизни, глубокая рефлексия исамоопределение в выборе профессии, развитие идентичности, вхождение в социум.

28. В приведенных характеристиках определите достижения,характерные для данного возрастного периода.

Решение. Основнымипсихическими новообразованиями юношеского возраста являются: -становление иразвитие самосознания, развитое осознание личностного «Я», активноеформирование мировоззрения, жизненных планов; 

-установка напостроение личной жизни, глубокая рефлексия и самоопределение в выборепрофессии, развитие идентичности, вхождение в социум.

В периодюношеского возраста значимое новообразование интеллектуальной сферы —теоретическое мышление, процесс его развития. В данный период отмечаетсяповышение качества памяти школьников. Улучшается владение сложными умственнымиоперациями синтеза и анализа, теоретического абстрагирования и обобщения, доведенияи аргументации. Для девушек и юношей свойственны систематичность,самостоятельная творческая деятельность, установки причинно-следственныхсвязей, критичность и устойчивость мышления.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.01%
НЕТ
38.99%
Проголосовало: 1531

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.01% НЕТ 38.99% Проголосовало: 1531


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.01% НЕТ 38.99% Проголосовало: 1531


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.01% НЕТ 38.99% Проголосовало: 1531


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.01% НЕТ 38.99% Проголосовало: 1531


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.01% НЕТ 38.99% Проголосовало: 1531


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет