1. Тема урока: Решениезадач по теме: «Радиоактивные превращения атомных ядер».
2. Тип урока: урок обобщения исистематизации знаний.
3. Цель урока: Повторить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки решениязадач на законы сохранения массового числа и заряда при радиоактивныхпревращениях.
4. Учебно-воспитательные задачи урока:
Образовательная:закрепить знания: радиоактивность, историяоткрытия явления радиоактивности, методы регистрации частиц, состав атома иядер, законы сохранения массового и зарядового числа; применить полученныезнания при записи уравнений ядерных реакций; проконтролировать уровень усвоенияосновных законов.
Развивающая:развивать логическое мышление, умение классифицировать, выявлять связи,формулировать выводы; развивать познавательный интерес; развивать умениеобъяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать.
Воспитательная: воспитыватькультуру общения, умение ставить цели и выражатьсвою точку зрения; создать условия для реальной самооценки учащегося,реализации его как личности, воспитывать ответственность.
5. Формыработы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
6. Средства обучения: Средства обучения: Физика: учебник для 9 класса /Перышкин А.В.– М.: «Дрофа», 2017 г.
7. План урока
№ |
Этапы урока |
время |
Методы и методические приемы |
1 |
Орг. Момент |
1 мин |
Словесный (приветствие) |
2 |
Повторение и обобщение опорных знаний учащихся |
12 мин |
Словесный, практический |
3 |
Решение задач |
28 мин |
Словесный, практический |
4 |
Подведение итогов. Домашнее задание |
2 мин |
Словесный, оценивание |
5 |
Рефлексия |
2 мин |
Словесный |
8. Ходурока:
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка подготовленности кучебному занятию, организация внимания детей. Создание благоприятногопсихологического настроя учащихся на активную работу на уроке.
II. Повторение и обобщениеопорных знаний учащихся
Учащиеся отвечают на вопросы теста.Выберите правильный ответ:
Вариант 1
1. Кто открыл явление радиоактивности?
1) Резерфорд 2) Томсон 3) Бор 4) Беккерель
2. γ-излучение — это
1) поток отрицательныхчастиц 2) поток нейтральных частиц
3) поток положительныхчастиц 4) электромагнитное излучение
3. При а-распаде массовое число ядра
1) увеличивается на 2 единицы 2)увеличивается на 2 единицы
3) уменьшается на 2 единицы 4)уменьшается на 4 единицы
4. Чему равна масса атома ва.е.м. и заряд ядра в элементарных зарядах?
1) 235 а.е.м, 92 элементарных заряда 2) 92 а.е.м, 0 заряда
3) 235 а.е.м, 0 элементарных заряда 4) 92а.е.м, 235 элементарных заряда
5. В каком приборепрохождение ионизирующей частицы регистрируется по возникновению импульсаэлектрического тока в результате возникновения самостоятельного разряда вгазе?
А. В сцинтилляционномсчетчике Б. В счетчике Гейгера
В. В пузырьковойкамере Г. В камере Вильсона
Вариант2
1. Кто предложил «пудинговую» модель атома?
1)Резерфорд 2) Томсон 3)Эйнштейн 4) Беккерель
2. Что представляет собой а-излучение?
1) Поток электронов 2)Поток ядер гелия 3) Поток ядер радия 4) Поток протонов
3. При β-распаде ядра его зарядовое число
1) уменьшается на 1 единицу 2) неизменяется
3) увеличивается на 1 единицу 4) увеличивается на 2 единицы
4. Чему равна масса атома ва.е.м. и заряд ядра в элементарных зарядах?
1) 238 а.е.м, 92 элементарных заряда 2) 92 а.е.м, 0 заряда
3) 238 а.е.м, 0 элементарных заряда 4) 92а.е.м, 238 элементарных заряда
5. В каком прибореслед движения быстрой заряженной частицы в газе делается видимым в результатеконденсации пересыщенного пара на ионах?
1) в счетчике Гейгера 3) в сцинтилляционном счетчике
2) в камере Вильсона 4)в пузырьковой камере
Взаимопроверка. Критерии оценивания:
5 правильных ответов -5;
4 правильных ответа-4;
3 правильных ответа-3
Учащиеся отвечают на вопросы:
1. Чтопредставляет собой атом согласно ядерной модели, выдвинутой Резерфордом?(слайд)
2. Чтотакое радиоактивность? (слайд)
3. Кембыла открыта радиоактивность? (слайд)
4. Ктопродолжил исследования по радиоактивности? (слайд)
5. Какбыли названы частицы, входящие в состав радиоактивного излучения? (слайд) и кемони были открыты? (слайд)
6. Какаячасть атома, ядро или электронная оболочка, претерпевает изменения прирадиоактивном распаде?
7. Изменяютсяли массовое число, масса и порядковый номер элемента при испускании ядромγ-кванта? (Z и N не меняются, энергия ядра изменяется на энергию γ-кванта.)
8. Какойформулой связаны между собой массовое число, зарядовое число и число нейтроновядре?
9. Какназываются протоны и нейтроны вместе?
10. Какназываются силы притяжения между нуклонами в ядре?
11. Как в общем виде принятообозначать ядро любого химического элемента?
12. Ядром какого элементаявляется протон?
13. Что происходит с ядромрадиоактивного элемента при α-распаде?
14. Как читается правило смещениядля α-распада?
15. Что происходит в ядре атома,претерпевшего β-распад? Какие частицы при этом излучаются? Что происходит сзарядом ядра и почему?
16. Сформулируйте правило смещениядля β-распада.
17. Изменится ли массовое числоядра при β-распаде? Почему?
18. Определитенуклоновый состав ядер гелия 42Не кислорода 168O,селена 7934Se, ртути 20080Hg,радия 22688Ra, урана 23592U.
19. Доля каких нуклонов в ядрахэлементов возрастает с увеличением зарядового числа?
20. Назовите химический элемент, в атомном ядре которого содержатсянуклоны: 18р + 22n; 84р + 126n.
Для работы на уроке нам понадобится Периодическая системаэлементов Менделеева (открыть учебники на последнем форзаце, где представленасовременная таблица химических элементов). Структура периодической системы элементов, вомногом сходная с современной была разработана Д. И. Менделеевым на основепериодического закона в 1869-1871 гг. Самаястарая таблица Менделеева находится в России, а не в Шотландии, как считалосьранее. Обнаруженная таблица была выпущена в 1876 году по личному указаниюДмитрия Менделеева, и сейчас ее можно увидеть в одном из корпусовСанкт-Петербургского государственного университета на Васильевском острове. Открытие Беккереля ознаменовало собой началоновой эры в физике — эры превращения элементов. Отныне атом уже немог считаться единым и неделимым — перед наукой открывался путь в глубины этого«кирпичика» материального мира. Среди элементов, содержащихся в земной коре,радиоактивными являются все, с порядковыми номерами более 83, т. е.расположенные в таблице Менделеева после висмута.
Решение задач
Одним из веществ, выброшенных в больших количествахиз реактора при Чернобыльской аварии, был йод-135. В дальнейшем он распадалсяпо цепочке:
Какой тип распада происходил на каждомэтапе?
Какие частицы вылетали из ядер на каждомэтапе?
Определите, ядра каких элементовобразуются в результате β-распада и α-распада ядра
.
Решение кроссворда
Вопросы кроссворда
Кто из ученыхоткрыл явление радиоактивности?
2.Частицавещества.
3. Фамилияученого, определившего состав радиоактивного излучения.
4. Ядра содинаковым числом протонов, но с разным числом нейтронов – это…
5. Радиоактивныйэлемент, открытый супругами Кюри.
6. Изотоп полония альфа-радиоактивен.Какой элемент при этом образуется?
7. Имя женщины -ученой, ставшей Нобелевским лауреатом дважды.
8. Что находится вцентре атома?
Интерактивная игра-викторина(презентация)
Дополнительныезадачи (Если останется время)
Рефлексия
Домашнее задание
Подготовить сообщения на тему: «Негативное воздействие радиации наживые организмы и способы защиты от нее».
Составить уравнение ядерной реакции для α-распада изотопазолота-204 и β-распада изотопа урана-239.