X-PDF

Решение задач по теме Радиоактивные превращения атомных ядер

Поделиться статьей

1.         Тема урока: Решениезадач по теме: «Радиоактивные превращения атомных ядер».

2.        Тип урока: урок обобщения исистематизации знаний.

3.                 Цель урока: Повторить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки решениязадач на законы сохранения массового числа и заряда при радиоактивныхпревращениях.

4.                Учебно-воспитательные задачи урока:

Образовательная:закрепить знания: радиоактивность, историяоткрытия явления радиоактивности, методы регистрации частиц, состав атома иядер, законы сохранения массового и зарядового числа; применить полученныезнания при записи уравнений ядерных реакций; проконтролировать уровень усвоенияосновных законов.

Развивающая:развивать логическое мышление, умение классифицировать, выявлять связи,формулировать выводы; развивать познавательный интерес; развивать умениеобъяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать.

Воспитательная: воспитыватькультуру общения, умение ставить цели и выражатьсвою точку зрения; создать условия для реальной самооценки учащегося,реализации его как личности, воспитывать ответственность.

5.     Формыработы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

6.                Средства обучения: Средства обучения: Физика: учебник для 9 класса /Перышкин А.В.– М.: «Дрофа», 2017 г.

7.                План урока

Этапы урока

время

Методы и методические приемы

1

Орг. Момент

1 мин

Словесный (приветствие)

2

Повторение и обобщение опорных знаний учащихся

12 мин

Словесный, практический

3

Решение задач

28 мин

Словесный, практический

4

Подведение итогов. Домашнее задание

2 мин

Словесный,

оценивание

5

Рефлексия

2 мин

Словесный

8.       Ходурока:

 

I.                 Организационный момент.

Приветствие, проверка подготовленности кучебному занятию, организация внимания детей. Создание благоприятногопсихологического настроя учащихся на активную работу на уроке.

 

II.               Повторение и обобщениеопорных знаний учащихся

Учащиеся отвечают на вопросы теста.Выберите правильный ответ:

Вариант 1

1.     Кто открыл явление радиоактивности?

1) Резерфорд        2) Томсон          3) Бор            4) Беккерель

2.     γ-излучение — это

1) поток отрицательныхчастиц                         2) поток нейтральных частиц

3) поток положительныхчастиц                        4) электромагнитное излучение

3.            При а-распаде массовое число ядра

1) увеличивается на 2 единицы                       2)увеличивается на 2 единицы

3) уменьшается на 2 единицы                         4)уменьшается на 4 единицы

4.            Чему равна масса атома ва.е.м.  и заряд ядра в элементарных зарядах?

1) 235 а.е.м, 92 элементарных заряда                 2) 92 а.е.м, 0 заряда

3) 235 а.е.м, 0 элементарных заряда                       4) 92а.е.м, 235 элементарных заряда

5. В каком приборепрохождение ионизирующей частицы регистрируется по возникновению импульсаэлектрическо­го тока в результате возникновения самостоятельного раз­ряда вгазе?

А. В сцинтилляционномсчетчике      Б. В счетчике Гейгера

В. В пузырьковойкамере                   Г. В камере Вильсона

 

Вариант2

1.     Кто предложил «пудинговую» модель атома?

1)Резерфорд                 2) Томсон                        3)Эйнштейн                   4) Беккерель

2.     Что представляет собой а-излучение?

1) Поток электронов    2)Поток ядер гелия      3) Поток ядер радия      4) Поток протонов

3.     При β-распаде ядра его зарядовое число

1) уменьшается на 1 единицу                               2) неизменяется

Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

3) увеличивается на 1 единицу                        4) увеличивается на 2 единицы

4.     Чему равна масса атома ва.е.м.  и заряд ядра в элементарных зарядах?

1) 238 а.е.м, 92 элементарных заряда                2) 92 а.е.м, 0 заряда

3) 238 а.е.м, 0 элементарных заряда                       4) 92а.е.м, 238 элементарных заряда

5. В каком прибореслед движения быстрой заряженной частицы в газе делается видимым в результатеконденса­ции пересыщенного пара на ионах?

1) в счетчике Гейгера                     3) в сцинтилляционном счетчике

2) в камере Вильсона                    4)в пузырьковой камере

 

Взаимопроверка. Критерии оценивания:

                5 правильных ответов -5;

                4 правильных ответа-4;

                3 правильных ответа-3

 

Учащиеся отвечают на вопросы:

 

1.     Чтопредставляет собой атом согласно ядерной модели, выдвинутой Резерфордом?(слайд)

2.     Чтотакое радиоактивность? (слайд)

3.     Кембыла открыта радиоактивность? (слайд)

4.     Ктопродолжил исследования по радиоактивности? (слайд)

5.     Какбыли названы частицы, входящие в состав радиоактивного излучения? (слайд) и кемони были открыты? (слайд)

6.     Какаячасть атома, ядро или электронная оболочка, претерпевает изменения прирадиоактивном распаде?

7.     Изменяютсяли массовое число, масса и порядковый номер элемента при испускании ядромγ-кванта? (Z и N не меняются, энергия ядра изменяется на энергию γ-кванта.)

8.     Какойформулой связаны между собой массовое число, зарядовое число и число нейтроновядре?

9.     Какназываются протоны и нейтроны вместе?

10.  Какназываются силы притяжения между нуклонами в ядре?

11. Как в общем виде принятообозначать ядро любого химического элемента?

12. Ядром какого элементаявляется протон?

13. Что происходит с ядромрадиоактивного элемента при α-распаде?

14. Как читается правило смещениядля α-распада?

15. Что происходит в ядре атома,претерпевшего β-распад? Какие частицы при этом излучаются? Что происходит сзарядом ядра и почему?

16. Сформулируйте правило смещениядля β-распада.

17. Изменится ли массовое числоядра при β-распаде? Почему?

18.  Определитенуклоновый состав ядер гелия 42Не кислорода 168O,селена 7934Se, ртути 20080Hg,радия 22688Ra, урана 23592U.

19. Доля каких нуклонов в ядрахэлементов возрастает с увеличением зарядового числа?

20.    Назовите химический элемент, в атомном ядре которого содержатсянуклоны:   18р + 22n; 84р + 126n.

Для работы на уроке нам понадобится Периодическая системаэлементов Менделеева (открыть учебники на последнем форзаце, где представленасовременная таблица химических элементов). Структура периодической системы элементов, вомногом сходная с современной была разработана Д. И. Менделеевым на основепериодического закона в 1869-1871 гг. Самаястарая таблица Менделеева находится в России, а не в Шотландии, как считалосьранее. Обнаруженная таблица была выпущена в 1876 году по личному указаниюДмитрия Менделеева, и сейчас ее можно увидеть в одном из корпусовСанкт-Петербургского государственного университета на Васильевском острове. Открытие Беккереля ознаменовало собой началоновой эры в физике — эры превращения элементов. Отныне атом уже немог считаться единым и неделимым — перед наукой открывался путь в глубины этого«кирпичика» материального мира. Среди элементов, содержащихся в земной коре,радиоактивными являются все, с порядковыми номерами более 83, т. е.расположенные в таблице Менделеева после висмута.

Решение задач

Одним из веществ, выброшенных в больших количествахиз реактора при Чернобыльской аварии, был йод-135. В дальнейшем он распадалсяпо цепочке:

Какой тип распада происходил на каждомэтапе?

Какие частицы вылетали из ядер на каждомэтапе?

 

Определите, ядра каких элементовобразуются в результате β-распада    и α-распада ядра .

 

Решение кроссворда

Вопросы кроссворда

Кто из ученыхоткрыл явление радиоактивности?

2.Частицавещества.

3. Фамилияученого, определившего состав радиоактивного излучения.

4. Ядра содинаковым числом протонов, но с разным числом нейтронов – это…

5. Радиоактивныйэлемент, открытый супругами Кюри.

6. Изотоп полония   альфа-радиоактивен.Какой элемент при этом образуется?

7. Имя женщины -ученой, ставшей Нобелевским лауреатом дважды.

8. Что находится вцентре атома?

Интерактивная игра-викторина(презентация)

Дополнительныезадачи (Если останется время)

 

Рефлексия

Домашнее задание

Подготовить сообщения на тему: «Негативное воздействие радиации наживые организмы и способы защиты от нее».

Составить уравнение ядерной реакции для  α-распада изотопазолота-204 и β-распада изотопа урана-239.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет