Родительскийклуб
«Каквоспитать музыкальную культуру подростка?»
Цель:обратить внимание родителей на важность воспитания музыкальной культурыподростка и необходимость родительского контроля и сопровождения при вхожденииребенка в мир музыки.
Задачи:
предоставить родителям возможность познакомиться синформацией
по обзору творческих и музыкальных мероприятий для развитиядетей, показать роль родителей в воспитании музыкальной культуры подростка и организацииих свободного времени;
формировать активную педагогическую позицию родителей.
Вступительная часть.
Музыкальный руководитель:
Добрый день, уважаемые родители!
Презентация.
«Любите музыку, любите!
Она поможет в трудный час.
Лишь только руку протяните –
Она вам всю любовь отдаст!»
(Г.В.Свиридов)
«Музыка– это духовная культура всего лучшего, что передумало и пережило человечество…»
Вы уже догадались, что сегодня мы с вами поговорим о музыкальной культуреваших детей.
Подростковый возраст – один из самых сложных периодов в онтогенезе человека.Он труден не только для самого подростка, но и, конечно, для его родителей.
Именно в этом возрасте происходит становление определённых ценностных ориентаций, формируются художественно-эстетические предпочтения,
в частности – музыкальные вкусы и пристрастия.
Следует отметить, что интерес школьников – подростков к музыке чрезвычайно высок, музыка занимает лидирующее положение в сфере досуга и художественных предпочтений подростков. Почему? Потому,что из всехвидов искусств она наиболее близка и понятна, так как обращается к ихвнутреннему миру и способна отразить ту гамму чувств, которую стремительновзрослеющие молодые люди не всегда могут выразить словами.
Очень хорошо, когда у родителей есть время на общениес ребёнком: гулять, заниматься спортом, посещать концерты и выставки, да и просто– беседовать дома со своей дочерью или сыном. Но зачастую дети предоставленысами себе, и поэтому в подростковом возрасте ребёнку хочется вырваться из дома,больше времени проводить на улице, с друзьями. Лидирующее же место музыки вмолодежных субкультурах во многом вызвано тем, что большинство авторов модныхкомпозиций являются сверстниками своих слушателей или близки им по возрасту,поэтому очень часто качество данных «произведений» сомнительно, но молодежьпривлекает их непосредственность, эмоциональность и доступность для исполненияи восприятия.
Основная часть.
Проблемы воспитания музыкальной культуры подростковвсегда волновали известных деятелей российской культуры. Советский композитор ипедагог Д.Б. Кабалевский писал в своих трудах следующее: «В условиях чудовищнойзасоренности мирового музыкального быта особую сложность приобретает вопрос обэстетическом воспитании детей. Отсюда вытекает основная задача: формированиехорошего вкуса надо начинать в самом раннем детстве. Надо, чтобы подростки,когда они встретятся с легкой музыкой, уже понимали красоту большого,серьезного искусства и ощущали разницу между хорошим и плохим.»
Ведь, что сейчас формирует музыкальный вкус детей –современная музыкальная индустрия – телевидение, интернет, радио…
Простая, незамысловатая мелодия, танцевальный ритм,легкий, зачастую не имеющий смысла текст, не только не выполняют эстетическуюфункцию, но и не оказывают положительного влияния на вкус подростка.
Очень многие современные музыкальные течения имеют нетолько положительные, но и отрицательные черты. Например, Рок-музыка. С однойстороны, отличаясь авторским и личностным характером, рок может статьпсихологической отдушиной для школьников. Но, с другой стороны, существуеттакой экстремальный вид рок-музыки, как тяжелый метал, который обычноотличается бунтарским и агрессивным характером. Учитывая неустойчивую и хрупкуюпсихику подростков, под влиянием такой музыки формируется искаженноепредставление о любви, сострадании, взаимопомощи, человеческих взаимоотношенияхи смысле жизни.
Одним из факторов, оказывающих значительное влияние наформирование музыкальной культуры подростков, является их зависимость от мнениясверстников. Страстное желание быть «как все» (а «все» – это исключительно«свои») распространяется и на одежду, и на эстетические, в том числе имузыкальные, вкусы, пристрастия и на стиль поведения.
В условиях размытых нравственно-эстетических идеаловособенно возросла роль такой «высокой» музыки как классическая, народная иджазовая. Эта музыка воспитывает благородные качества, открывает мир красоты игармонии, вызывает чувство прекрасного.
Учитывая силу воздействия и значение музыки в жизниподростков, родителям необходимо использовать ее, как эффективныйвоспитательный инструмент.
И сейчас я предлагаю вашему вниманию примеры, где детиполучили правильное воспитание и творческое развитие.
Видеоролик «Юные дарования».
Вопросы для обсуждения.
Музыкальный руководитель:
Знаете ли Вы, какую музыку любит слушать ваш ребенок?(Ответы родителей).
В связи с повышением мобильности населения и бурнымразвитием средств массовой коммуникации (прежде всего телевидения) ииндивидуального досуга (компьютерные игры, аудио музыкальные устройства и т.д.)существенным образом изменились и отношения между родителями и детьми.
Знаете ли Вы, как ваш ребёнок проводит свободноевремя? (Ответы родителей).
Дети большую часть своего свободного времени проводят передтелевизором, компьютером или телефоном, которые «заменяют» им и учителей, иродителей…
Вывод:родители должны быть в курсе, чемзанят их ребенок, и какую информацию он получает из средств массовойинформации, ненавязчиво контролировать и организовывать досуг ребёнка.
Современные дети не любят читать, посещать кружки,секции, театры…
Уважаемые родители, если ваш ребенок тянется к музыке,отведите его
в музыкальную школу или кружок творческой направленности, коллективно посещайтевместе с ним концерты, художественные выставки, театральные
и балетные постановки. Музыка, искусство, театр. Научите детей: слушать музыку,понимать её, создайте атмосферу уважения к любой музыке: инструментальной,классической, симфонической, и любой другой.
Проводите с семьей музыкальные интерактивные игры, музыкальныевикторины, которые в последнее время приобрели широкое распространение.
При помощи музыкальных компьютерных игр у ребенкаразвиваются музыкальный слух, память, чувство ритма, а так же он получает нетолько начальные знания по музыкальной грамотности, но и учится музицировать наразличных музыкальных инструментах.
Музыкальная викторина.
Уважаемые родители, а сейчас я хочу познакомить Вас с однойиз известных игр «Угадай мелодию», в которую можно играть всей семьей.
И так как наше заседание проходит в январе, и совсемнедавно все мы отмечали Новый год, поэтому предлагаю вам снова окунуться ватмосферу новогоднего праздника.
Игра «Угадай мелодию».
Заключительная часть. Подведение итогов.
Вывод:
Итак, уважаемые родители, после столь увлекательных иэмоциональных музыкальных игр вместе с детьми, давайте подведем итог, что жедолжен делать родитель для воспитания музыкальной культуры своего ребенка?
(Ответы родителей).
Уважаемые родители! Огромное Вам спасибо, за участие вэтом заседании родительского клуба и, пожалуйста, прошу поделиться вашимичувствами и эмоциями, а так же внести пожелания для дальнейшей нашей работы. Досвидания! До новых встреч!