МБОУ «Серебряно– Прудская СОШ имени маршала В.И.Чуйкова» п.Дмитриевский
Родительскогособрания
«Воспитаниеэтичного отношения к животным, как часть нравственного воспитания»
Подготовила: Ефимова Н.В.
Цель: Способствоватьповышению роли семьи в воспитании у детей этичного отношения к животным.
Задачи:
1) Актуализироватьвнимание родителей к проблемам домашних животных (в том числе бездомных),раскрыть роль общения с животными в воспитании и развитии детей;
2) Воспитание чувствазаботы о животных, формирование духовно-нравственного осмысления домашнихживотных, как братьев наших меньших, а не объекта развлечения и своейгражданской ответственности за действия по отношению к ним;
3) Донести до родителейособенное положение животных, у которых нет дома и пробудить в них чувствосострадания к ним, раскрыть пути преодоления детской агрессии к животным.
Вступительное слово
Общение сживотными…. Что это даёт нашим детям? Я думаю для этого достаточно отметитьмнение психологов:
— дети, часто контактирующие с домашнимиживотными, гораздо быстрее развиваются, легче адаптируются в новом коллективе инаходят новых друзей;
— уровень интеллекта таких детей выше, чему сверстников, не имеющих животных;
— домашний питомец поможет малышу статьболее внимательным, отзывчивым и ответственным, научит его слушать и пониматьдругих, быть более терпеливым и заботливым;
— общение с братьями нашими меньшимиприносит нам море положительных эмоций, дарит детям радость, развивает ребёнка,учит любить окружающий мир, учит заботится о других, дисциплинирует.
Но это далеко неокончательный перечень положительных результатов. Дети, которые с малых летначинают помогать взрослым заботиться о животных, раньше учатся ответственностии умеют правильно рассчитывать свои силы. Им знакомо понятие долга, а значит,им легче выполнять задания и поручения, даже если делать их вовсе не хочется.Срабатывают навыки, полученные при уходе за питомцами. Помимо того, домашнее животноеи ребенок могут стать лучшими друзьями, где есть преданность и понимание. Этоособенно хорошо, если ребенок в семье один. Общение с домашним питомцем учитребенка быть наблюдательным, расширяет его кругозор и знания об окружающеммире, а для некоторых детей становится источником идей для самостоятельныхнаучных исследований. Животные — источник воспитания любви и толерантности,ответственности, ухаживая за животными, дети учатся быть заботливыми и добрыми.
Дети, растущие всемьях, где держат домашних животных, учатся выражать свои чувства и показыватьих. Наблюдая, как ласкается кошка, и как собака прыгает от радости, когдахозяин вернулся, дети понимают, как важно демонстрировать любовь близким людям.Для правильного формирования характера и чувства долга у детей очень важноразвивать тактильное восприятие. Совместные игры с животными способствуют этомукак нельзя лучше. Если говорить о собаках, то существует множество видов спортас собаками, где хозяева принимают непосредственное и очень активное участие виграх и соревнованиях. Например, если ребенку скучно одному ходить вкакую-нибудь спортивную секцию, то четвероногий друг всегда с восторгомсоставит ему компанию. Активный отдых и возня с животными улучшают координациюдвижений, ловкость и реакцию. Ребенку будет гораздо легче влиться в новуюкомпанию, объединённую общими с ним интересами к кошкам, собакам или другимживотным. Нельзя не сказать и о терапевтическом действии общения с животными.Домашние питомцы помогают взрослым снимать стресс, а детям — переживать своипервые разочарования. Существуют целые направления лечения и реабилитациидетей, в которых главным лекарством выступают не таблетки и аппараты, а лошадии дельфины. В отношениях с животным ребенок учится быть лидером, у него значительноповышается самооценка, потому что его слушается умное животное. В силуразличных обстоятельств некоторые родители не имеют возможности ухаживать задомашним животным, а у ребенка не возникает желания заботиться за питомцем.Очень часто в случае очередного протеста ребенка животного просто выкидывают наулицу. Такое поведение родителей является худшим примером, который родителимогут показать своему ребенку. Прежде чем выбросить домашнего питомца на улицу,надо подумать над своим поведением. Стараться найти правильный путь решенияпроблемы, а это — воспитание у ребенка чувства ответственности и трудолюбия.Помните: «Мы в ответе за тех, кого приручили!». Животные помогают своиммаленьким хозяевам преодолевать застенчивость, робость и проблемы с общением,они становятся чем-то вроде связующего звена между самим ребёнком и егосверстниками. Подобный «союз» необычайно благотворен для психики ребенка:животные неподкупны, они любят сильно, искренне, до конца. Такой урок научитребёнка быть благодарным и открытым. А это — дорогого стоит!
В раннем детстве в основе «садистских опытов» над животнымиможет лежать обычное любопытство. Ребенку интересно, что будет, если …..Маленькие дети часто мучают животных, сами не понимая того, что причиняют имболь, страдания. В этом случае можно просто поговорить серьезно с ребенком,обсудив с ним, что чувствует животное, что бы оно сказало, если бы умелоговорить.
Часто маленький ребенок может простоповторять увиденное, например, в мультфильмах, или прочувствованное на собственномопыте. Если ребенку причинили физическую боль, он может сделать то же самое сживотным. Причем чем сильнее было переживание, тем сильнее будет агрессия.
Жестокостьшкольников постарше уже не является простым любопытством. Она, как правило,свидетельствует именно об агрессивности. Но и в этом случае причиной агрессии,скорее всего, бывают домашние конфликты, неудовлетворенность, проблемы собщением. Например, если ребенка наказывают физически, он, не имея возможностидать отпор, вымещает свои обиды на домашних животных.
Жестокое отношение к бездомным животнымвоспринимается самим ребенком как шутка, забава, игра, которые, по его мнению,могут поднять его авторитет у сверстников. Ему кажется, что в глазах окружающихон будет считаться сильным, бесстрашным. К сожалению, в подростковом возрастешкольники очень часто оказываются под влиянием компании и участвуют виздевательстве над животными для того, чтобы не показать своей «слабости».Впоследствии это может развиться и в преступную деятельность, агрессию поотношению к случайным прохожим.
Каковы жепричины детской агрессии к животным? Давайте с вами вместе заполнимсхему, которая располагается на доске.
Причины жестокого обращения сживотными
Отсутствие должного воспитания |
Пример взрослых |
Жестокость родителей по отношению к своим детям |
Воздействие интернет – источников |
Проведя анализдиагностики детей старшего дошкольного возраста, можно выделить 4 основныепричины негативного отношения к животным:
— прагматические: опасность или вред длячеловека, вред другим животным;
— эстетические: некрасивый, безобразныйвид;
— нравственные: злые, хитрые,безжалостные;
— объективные: врожденные эмоции страха,брезгливости, отрицательное отношение, приобретенное через соответствующиехарактеристики животных в сказках.
Способы решения проблем:
Пускать на самотектакие ситуации нельзя. Жестокое обращение с животными в детстве может статьпричиной более серьезных проблем в будущем. Так, очень часто, начав с животных,ребенок может постепенно обратить свою агрессию и на сверстников или младшихдетей. Кроме того, если жестокое поведение в детстве было не замечено,проигнорировано или, тем более, поощрено, это может стать причиной серьезныхпсихических отклонений в будущем.
Постановка проблемы: «Чтоже в такой ситуации делать нам взрослым?»
( Выслушивание мнения родителей)
Обобщение высказываний родителей: Ругатьи наказывать ребенка психологи не советуют. Нужно с ним разговаривать,объяснять. Рассказать, что чувствуют животные. Объяснить, что так поступаюттолько слабые, не уверенные в себе люди. Называть самого ребенка слабым приэтом ни в коем случае нельзя.
Вот каковырекомендации психологов по этой проблеме:
· Наблюдайте за играми ребёнка. Если вы заметили, что в ходе игрыребёнок проявляет агрессию по отношению к игрушкам или домашним животным,насторожитесь, постарайтесь найти причины этого. Известно, что в играх детиреализуют свои мечты, фантазии, страхи.
· Обсуждайте с ребёнком, на какого персонажа книги или мультфильмаон хочет быть похож, почему тот или иной персонаж ему нравится или наоборот.
· Если ребёнок рассказывает вам свой сон, не отмахивайтесь. Во снедети часто видят то, что вызывает у них сильные переживания, чего им не хватаетв жизни. Обращайте внимание на повторяющиеся сюжеты.
· Приучите ребёнка рассказывать о том, что его волнует, за что онпереживает. Пусть он привыкнет прямо говорить о своих чувствах, о том, что емунравится и не нравится.
· Ни в коем случае в порыве гнева не обзывайте ребёнка – он будеткопировать ваше поведение.
· Не пытайтесь исправить поведение вашего ребёнка постоянныминотациями. Лучше постоянно подавайте пример гуманного поведения, заостряйтевнимания на таких примерах в жизни, в мульфильмах, в книгах.
Вопрос кродителям: «Как вы думаете, а как мы еще можем помочь ребенкупреодолеть свою агрессию к животным?» (рассуждения родителей).
Обобщение ответов родителей: беседоватьс ним, подавать ему пример любви к животным, водить детей на экскурсию взоопарк, в питомник по содержанию бездомных животных.
Также мы можно предложить еще нескольковариантов:
— посмотреть видеофильмы про животныхвместе с детьми и обсудить их;
— оказание помощи обитателям приютадля бездомных животных;
— побеседовать на тему «Что было бы, еслибы животных не было бы на свете или они вдруг исчезнут?»
— посетить ветеринарную клинику (повозможности).
Создание памятки для детей «Общение сдомашними животными»
А сейчас я предлагаюсоздать памятки для наших детей. На столах у вас лежат конверты. Откройте их.Там лежат листочки с предложениями вариантов. В парах обсудите, какие фразыможно использовать для памятки, а какие нет.
Создание памятки поведения с животным длядетей.
Ты можешь:
- протянуть руку с кормом;
- погладить животное;
— замахнуться на него рукой, палкой;
— взять на руки;
— громко закричать;
— оттолкнуть ногой;
- поиграть с животным;
- сказать ему ласковые слова;
- ухаживать за животным.
Уважаемые родители давайте подведем нашиитоги, для этого создадим интеллект – карту с помощью представленныхфраз:
1. Жестокоеотношение взрослых к своим детям — Пример взрослых — Жестокое отношение кживотным;
2. Воздействиеинтернет – источников — Контроль за тем, то смотрит ребенок — Отсутствиедолжного воспитания — Жестокое отношение к животным.
Давайтепопробуем расшифровать эти 2 схемы-карты (высказывания родителей). Примерныеварианты ответов родителей:
1. Жестокимотношением взрослых к своим детям мы показываем плохой пример детям, чтоспособствует воспитанию жестокого отношения к животным;
2. Воздействиеинтернет-источников без соответствующего контроля за тем, что смотрит ребёнок,свидетельствует об отсутствии должного воспитания, что способствует жестокомуотношению к животным.
Атеперь попробуем расшифровать эти же схемы-карты, начиная с последних фраз(варианты мнения родителей).
Вывод. С какого бы конца мы неначали расшифровать эти схемы-карты — смысл один и тот же: Помните, дети всегда копируют поведение взрослых. Иесли вы сами относитесь к животному с любовью и уважением, то и для ребёнка онстанет другом. Научите ребёнка простой и верной истине: «Мыв ответе за тех, кого приручили»
Выступление юриста. Егорассказ — о жестокости повзрослевших детей, попавших на скамью подсудимых из-затого, что с малых лет в их душах не были посеяны семена доброты. Сочувствиепредотвращает жестокость Практика показывает, что бережное отношениедетей к животным предотвращает жестокое поведение в будущем. Статистика говорито том, что большинство преступников в детстве отличались жестоким обращением сживотными. Такого же мнения придерживаются и психологи, утверждая, что человек,проявляющий жестокость по отношению к животным, склонен к такому же поведениюпо отношению к людям. Эта склонность является одним из основных признаковрасстройств поведения.
У людей, склонных кподобным действиям, слабо развито сочувствие и они не способны осознавать вреди страдания, которые они причиняют. Чтобы научить ребенка доброте иуважению к животным, в первую очередь необходимо научить его сочувствию.
В наше время многиеродители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными. Им кажется, что когдадети вырастут, им будет трудно, они не смогут постоять за себя. Но нужнопомнить, что добрым и милосердным легче жить, потому, что их все любят. Злостьсжигает сердце, а милосердие -это милость сердца. Милость, любовь, нежность,мягкость – они всегда приведут только к хорошему.
В заключении хочетсясказать, что воспитание доброго отношения к животному возможно. И воспитаниеэто состоит из наших случайных наших слов, взгляда, прикосновений, личногопримера, примера любви к животному. Не бойтесь посеять доброту в детских душах.
Игра нарелаксацию: передаём друг другу мягкую игрушку (собачку, котика) ипопробуем сказать слова-сочувствия животному, попавшему в беду.
Интернет-источник:
- Дружба — это чудо: дети и животные / Л. Д. Шеховцова, И. В. Прокофьева, Р. И. Маркова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184). — С. 354-356. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47111/
