Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №47 «Чудо-остров» г. Йошкар-Олы»
Родительское собрание на тему:
«Успешное речевое
развитие ребёнка»
Подготовила:
ГРИГОРЬЕВА Людмила
Игоревна,
воспитатель
г. Йошкар-Ола
2022 -
2 слайд
Актуальность
Главной потребностью и функцией человека является для нас речь. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность. Невозможно без оценки речевого развития судить о начале развития личности ребенка. Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребенка. Формирование как личности связано с развитием ребёнка, чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребенком. Проводить совместные игры, знакомить с художественной литературой. А речь педагога должна быть примером для подражания. Актуальность выбора темы. -
3 слайд
Обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средство общения, познания, самовыражения ребенка , становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.
Цель -
4 слайд
Задачи
Формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического.
Формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения- диалога и монолога.
Формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи. -
5 слайд
Развитие речи в дошкольном возрасте, является процессом многоаспектных по своей природе и органически связанно с умственным развитием человека. В развитии речи ребёнка наблюдаются определённые закономерности, которые отражаются в постоянности процесса. У детей дошкольного возраста продолжается совершенствование всех сторон речи: правильным становится произношение звуков, более развёрнутыми фразы, точнее высказывания, мышцы артикуляционного аппарата достаточно окреп, увеличивается словарный запас ребёнка .
-
6 слайд
Дошкольник свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании ребёнок стремится точно подбирать слова, яснее выражать свои мысли. У детей складываются представления о многозначности слов, они понимают и используют в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способны подбирать синонимы, наиболее точно отражающие качества предмета.
-
7 слайд
Основные направления по развитию речи дошкольников
Развитие
словаря
Воспитание звуковой культуры речи
Формирование грамматического строя речи
Развитие связной речи
Формирование элементарного осознания явлений языка и речи -
8 слайд
Развитие словаря
Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка.
Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними.
Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими. -
9 слайд
Развитие связной речи
Развитие связной речи включает развитие диалогической(разговорной) и монологической речи.
Важно учить ребенка вести диалог. Развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь.
Пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.
Важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога, умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать строить самостоятельные высказывания разных типов. -
10 слайд
Формирование грамматического строя речи
Формирование грамматического строя речи предполагает развитие морфологической стороны речи ( изменение слов по родам, числам, падежам)
Освоение разных типов словосочетаний и предложений -
11 слайд
Воспитание звуковой культуры речи
Данное направление предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка.
Воспитание орфоэпической правильной речи.
Овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация).
Обучение правильному звукопроизношению. -
12 слайд
Формирование элементарного осознания явлений языка и речи
Обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму. -
13 слайд
Дети 5-6 лет
Продолжать развивать речь как средство общения.
Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.
В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости(попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).
Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Упражнять в подборе существительных к прилагательному(белый – снег, сахар, мел), с противоположным значением(слабый – сильный) -
14 слайд
Дети 5-6 лет
Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков.
Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию звуки: с-з, с-ц, ш-ж, ч-ц, с-ш, ж-з, л-р.
Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь -медведица- медвежонок- медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал, выбежал, перебежал).
Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.
Развивать монологическую форму речи Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера. -
15 слайд
Дидактические игры способствующие развитию речи
Содержат два начала:1. Учебное (познавательное)
2. Игровое (занимательное)Развитие речи через дидактические игры происходит за счет пополнения словарного запаса.
-
16 слайд
Основная задача
Развитие речи через дидактические игры за счет увеличения объема накопленных знаний об окружающем мире количественно обогатить словарь ребенка, активизировать и научить грамотно его использовать.
Речевые игры помогают стимулировать развитие речи ребёнка, обогощают его словарь, актививизируют умственную и речевую деятельность, помогают развивать внимание и память: скажи наоборот, слова для определения действия, слова-определения, слова наречия, сравнения. -
17 слайд
Дидактические игры 5-6 лет
«Подбери пару»
Цель: Учить детей подбирать карточки с изображением одинаковых фруктов активизировать в речи детей соответствующие понятия.
Ход игры: У детей карточки с изображением фруктов (могут быть любые карточки). На столе разложены карточки в разном порядке. Дети находят карточку с изображением своего фрукта и прикладывают к своей карточке. -
18 слайд
Дидактические игры 5-6 лет
«Вчера», «Сегодня», «Завтра»
Цель: Формировать у детей временные представления, учить понимать слова «вчера», «сегодня», «завтра».
Ход игры: воспитатель задает детям вопросы. Когда мы пришли в детский сад? Дети отвечают сегодня. Когда у нас был дождик? Дети отвечают вчера и т.д. -
19 слайд
Дидактические игры 5-6 лет
«Какое небо»
Цель: Учить детей составлять его описание, отвечая на вопросы воспитателя подбирать относительные прилагательные.
Ход игры: воспитатель задает вопросы, дети отвечают.«Зоологическое лото»
Цель: Уточнить названия животных и их детенышей, учить правильно произносить соответствующие слова в различных формах и словосочетаниях. -
20 слайд
Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей была успешной?
В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:
Составлению творческих рассказов
Составлению рассказов по картине
Пересказам
Очень важно с детьми разучивать стихи – это способствует развитию выразительности, тренирует память.
Что способствует улучшению звукопроизношения – это скороговорки, чистоговорки.
Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки — это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»
И еще учеными доказано, что через игру ребенок усваивает знания быстрее. -
21 слайд
Рекомендации для родителей
В первую очередь, разговаривая с ребенком постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.
Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам.
Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное. -
22 слайд
Любите своих детей , помогайте им.
Это самое дорогое,
что у вас есть!
Спасибо за внимание!