Родительскоесобрание «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей ввопросах эффективного взаимодействия с детьми»
Повестка дня:
1. «Родительскаялюбовь».
2. «Повышениепсихолого-педагогической компетентности родителей в вопросах эффективноговзаимодействия с детьми».
3. Консультация«Родительская любовь. Польза и вред. Дефицит родительской любви».
4. Разное.
1. Что такое родительскаялюбовь? Это чувство, которое мать и отец вкладывают в своегоребёнка на протяжении всей жизни. Ведь недаром родителичасто говорят: «Для меня ты всегда будешь ребёнком!». Но вкаждой семье эта любовь понимаетсяпо-разному, как детьми, так и родителями.
Так какая же на самомделе должна быть родительская любовь?
Родительская любовь – этоглавное средство воспитания любви у детей к ближнему, к природе, ко всему, чтоего окружает.
В своём ребёнке мыможем любить отражение себя, повторение любимого вами человека. Ребёнок ещё спелёнок чувствует любовь своих родителей. Детямнеобходимо показывать свою любовь постоянно, они должнычувствовать и понимать, что их любят. Одних слов: «Я тебя люблю» недостаточно. Сегодня иногдасложно понять наших детей, но это самая главная задача нашей жизни. И чембольше мы будем уделять этому внимание, тем больше в дальнейшем этой любовью будемокружены мы и окружающие. Если ребёнок получит необходимое количество любви,значит, он будет уважать себя и близких ему людей, будет твёрдо идти по жизни ипередавать это чувство последующим поколениям.
Многие заблуждаются,когда держат ребёнка в одной только строгости – «боится, значит уважает». Этогоделать ни в коем случае нельзя, постепенно вы выращиваете в ребёнке жестокость,и вас он никак не будет любить, он просто будет бояться.
Росс Кэмпбелл человек,который изучал отношения между родителями и детьми, советует чаще прикасаться ксвоим детям: погладьте ребёнка по голове, прикоснитесь по-дружески кплечу, пожмите его ручку, это и будет ответ на вопрос: какой должна быть родительскаялюбовь. Прикосновения несут в себе очень много информации.
Как недостаток любви,так и её избыток, тянет за собой ряд тех факторов, которые могут помешатьребёнку в дальнейшей жизни.
Когда ребёнку всёдозволено, а именно так некоторые родители проявляют свою любовь,он становится эгоистичным, в мире для него никто не существует. Он ставит себявыше своих родителей и относится к ним как кволшебной палочке, которая исполняет все его желания. Но в один прекрасныймомент эта палочка может потерять свою силу, и тогда начинается самое страшное: такие дети ищутподдержки в плохих компаниях, где окружающим всё равно на всех. Вот тогда родители начинают задавать вопрос:«Как же так? Мы ведь для него всё делали».
Дети – это не каша,которую маслом не испортишь, в воспитании всё должно быть чётко дозировано:как любовь, так и строгость, как ласка, так итребовательность.
Первоначальная иглавная любовь – это любовь родительская, и как мыеё преподнесём своим детям, так она и будет откликаться эхом, наполняяокружающее нас пространство. Ребёнок больше всего нуждается в вашей любви какраз тогда, когда он меньше всего её заслуживает.
2. В настоящеевремя родители включены в государственно-общественноеуправление образовательной организацией, они участники образовательныхотношений и вместе с педагогом выстраиваютиндивидуальную образовательную траекторию ребёнка.
В связи с этим откаждой стороны требуется личностная заинтересованность, и пониманиерезультативности своей части партнерства. Без этого взаимодействие неможет быть эффективным.
Педагог – прежде всегопрофессионал, способный грамотно и эффективно оказать помощь родителям,причем не только самим процессом воспитания и образования в дошкольнойобразовательной организации, но и формированием того, что называется родительскойкомпетентностью.
Родительская компетентность – это, прежде всегограмотность в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка.
Компетентность – этоактуализированные знания и опыт, помогающие эффективно решать те или иныепрофессиональные задачи, это, прежде всего сложное личностное образование, наоснове которого строится готовность и способность родителейвыполнять свои родительские функции.
Родительство не профессия, а сложноемногогранное социально-психологическое явление. Наформирование компетентности родителей влияют самые разные факторы:культурно-исторические, социально-экономические, этические, психологическиеи др.
Современные родители достаточнограмотные люди, в основном имеющие среднее специальное или высшее образование,свободно погружающиеся в мир литературы и Интернета для получения разнообразнойинформации, касающейся развития, воспитания и образования детей. Поэтомупомощь педагога в формировании родительской компетентностинеоценима. Но при этом прямая помощь в качестве научениянеприемлема. Поэтому следует говорить о взаимодействии, основными принципами которогоявляются:
– взаимоуважениеи взаимодополнение
– диалог;
– единство целей;
– координация усилий;
– сотворчество ввоспитании.
Родитель – не педагог. А значит, вполной мере невозможно сформировать у него педагогическуюкомпетентность. Это удел профессионалов. Поэтому прямойпрофессиональный долг каждого педагога – помочь родителям осознать себяродителями, познать свои сильные и слабые стороны, научитьсяэффективно, сотрудничать с собственным ребенком.
К сожалению,некоторые педагоги испытывают затруднения вналаживании контактов с родителями воспитанников. Учитьчему-то взрослого состоявшегося человека, да еще не всегда желающего учиться,задача не из простых. Первый и главный секрет – уважение и принятие родителейтакими, какие они есть. Педагогу важно помочь родителям осознатьсвою роль и роль педагога в развитии истановлении ребенка, встать на путь взаимного дополнения. Дляначала можно предложить родителям вспомнить себя детьми,как они ходили в детский сад, играли, учились, дружили, радовались, огорчались.Погружение в мир детства помогает родителям не простовернуться на «машиневремени» назад, но и лучше познать жизнь своего ребенка, ведь пятьдней в неделю по 10ч дошкольник проводит именно в детском саду, осознать, чтодетский сад – это серьезно. Это не просто место, где присматривают и ухаживаюти где можно оставить ребенка, пока родитель занят на работе.Детский сад – огромный пласт жизни малыша. Здесь он учится общаться и дружить,познавать весь многогранный мир, становится членом общества и многое другое.Прожив такой день, родители по-новому смотряти на педагога и на дошкольное учреждение, и насвоего ребенка. А вечером за круглым столом родители имеютвозможность поделиться своими впечатлениями о прошедшем дне. И часто те, кто непосещал в детстве по какой-либо причине детский сад, сожалеют о таком упущении.
Очень важновключение родителей в жизнь ребенка в детскомсаду. Важно полученную информацию применить и почувствовать, что все методы иприемы, о которых рассказывали педагоги, действенны. Но некаждый родитель сразу будет переносить все,что услышал от педагогов, в своювоспитательную практику. Поэтому важно организовывать практикумы, вкоторых родители участвуют вместе с детьми вразнообразных видах деятельности. Прежде всего, в игровой. Родители принималиактивное участие в празднике, посвященному Дню Матери. Это была теплая,дружеская встреча, было всем интересно. Такая деятельность помогает родителямувидеть своего ребенка в отличной от домашней обстановке,поиграть вместе с ребенком, овладеть приемами игровойи образовательной деятельности, а затем перенести их в практику семейноговоспитания.
Несомненно, эффективнымявляется и раскрытие талантов самих родителей. Где родителисовместно с детьми занимаются изготовлением различных поделок: «Вот она какая, наша осень!»,«В блеске ёлочных огней!» – работ было много, различных и оченьинтересных. Родители общаются с детьми, асовместная деятельность сближает родителей и детей,позволяет компенсировать тот недостаток общениямежду ними, о котором говорят психологи. Таким образом,сегодня через разнообразные формы взаимодействия педагог поддерживает родителей вих воспитательной практике, помогает осознанно относится к родительству,воспитывать ребенка не интуитивно, а с полным осознанием собственной роли в егостановлении, овладевать методами и приемами воспитания. А родителипомогают педагогам лучше узнать детей и вместе выстроитьиндивидуальную траекторию развития каждого ребенка.
3. Семьябыла и остается главным центром становления и развития ребенка. Именно вы,родители: вводите малыша в мир человеческих взаимоотношений; учитеотличать добро от зла; жить среди сверстников.
Отношения в семье– это образец для детей, которые в ней воспитываются. Почти весь опытжизни в обществе дошкольник приобретает в семейном кругу через подражаниестаршим. В этом возрасте подражания подкрепляется заостренным желанием ребенкапоступать так, как мама, папа или другие члены семьи. Вы все хотите хорошовоспитать своих детей, но одного только желания мало. Для этого нужны знания!
В наше время вам,родители, занятым профессиональной деятельностью, озабоченным материальнымобеспечением семьи, не хватает времени: для систематического наблюдения заребенком; для глубокого изучения его развития.
Нас, педагогов, оченьбеспокоит дефицит родительской любви,что наблюдается, к сожалению, с первых лет жизни ребенка. Симптомы этой болезниследующие: ребенок часто грустит, капризничает или без причины кричит;намеренно делает глупости или же просто нарушает правила; часто болеет.
К сожалению,случается так, что: вы не умеете и не признаете нужным показывать ребенку своюлюбовь; не признаете значимость таких отношений; не хотите приобрести такихумений.
Поэтому хочетсяобратить ваше внимание, к этим проблемам и помочь Вам: лучше понимать интересы,возможности, переживания, поступки ваших малышей; ставить в них требования,соответствующие их силам и возрасту. Поймите, ребенку нужны любящие мама и папавсе 24 часа в сутки. Для развития ребенку нужно: максимально эмоциональное ипозитивное, насыщенное общение с родителями; дух любви и тепла, которым полнадетская комната, положительно влияет на здоровье малыша. Но чрезмерная любовьможет пагубно влиять на ребенка. Коварная любовь – восхищение, когда вы ввосторге от каждого поступка ребенка, вы не задумываетесь над их сутью ивозможными последствиями. Чтобы в семье не выросэгоист: учите ребенка замечать рядом с собой людей, укоторых тоже есть свои чувства, желания, потребности, с которыми следуетсчитаться; будьте мудрыми с детьми; будьте последовательными в моментнегативных детских проявлений; умейте взглянуть на проблему с позиции малыша; стройтеравноправные отношения, в которых одна правда и общее понимание добра и зла,которыми руководят взаимное, уважение и любовь. При таких отношениях в семьеневозможно применение «родительской власти», что очень часто становитсянепреодолимым барьером в налаживании отношений с членами семьи. Чтобы в семьецарило взаимное уважение и любовь придерживайтесь следующихрекомендаций: 1.Поощряйте самостоятельность своего ребенка. 2. Если ваш малыш нуждается впомощи, создайте такие условия, чтобы он сам нашел пути преодоления проблемнойситуации. 3. Не давайте готовых ответов – ваша помощь должна ограничиватьсянамеками, наводящими вопросами. 4. Отмечайте достижения ребенка. Отдайтепредпочтение похвале, а не упрекам. 5. Не дополняйте одобрение поступков илиповедения ребенка критикой. 6. Не пытайтесь ставить перед ребенком завышенныетребования. 7. Не требуйте от своего ребенка больше, чем от себя. 8. Создайтедля ребенка уголок, где будет его стол, полочки, игрушки, книги, карандашикраски, альбомы и другие предметы, необходимые для его самостоятельнойдеятельности, игры. 9. Расскажите ребенку как можно больше положительного осамостоятельности, любознательность, а также о детском саде. Помните, после 20мин занятий ребенку необходим перерыв, смена деятельности. Добиться доверияребенка сложно – особенно, если в семье не принято просить совета, делитьсяпроблемами или предлагать помощь. А между тем доверительные отношения междуродителями и детьми – основополагающий фактор семейного благополучия, залогтого, что становясь старше, ребенок будет видеть во взрослых друзей, а недокучливых «ограничителей свободы». Как же заслужить доверие ребенка с самогораннего детства?
Как у ребенкаформируется недоверие к родителям? Родители редко задумываются над тем,насколько важно формирование доверия детей, считая, что человек доверчив отприроды. Дальнейшее развитие данного качества целиком зависит от родителей. Ссамого начала малыш полностью доверяет маме, которая его кормит и ухаживает заним, проводит с ним все время. Потом возникает доверие к папе, бабушке идедушке. Если в семье нет доверия между родителями детьми, отсутствуютотношения, основанные на искренности, ребенок вырастет и не сможет строитьнормальные отношения с другими людьми, так как будет испытывать подозрение ковсем без исключения. Если степень недоверия ребенка к родителям достаточновелика, он лишается способности заводить искренние дружеские и любовныеотношения в будущем. Что же влияет на отсутствие доверительных отношений детейк родителям и формирование у ребенка такого качества, как недоверие? Ответитьна этот вопрос можно так: не что, а кто – в первую очередь родители. Они могут,например, давать малышу обещания, но так и не выполнять их, могут просить егосделать то, что сами не думают делать. Данный список можно продолжать добесконечности, вот лишь несколько примеров, как родители сами формируютнедоверие у собственного ребенка. Родители наказывают малыша за то, что онслишком бурно выражает свои чувства, в то время как сами не предпринимаютпопыток, чтобы подавить свой гнев.
Взрослые обещаютне говорить что-то нелицеприятное о ребенке, но чаще всего поступают наоборот.Родители убеждают ребенка, что задание, которое они ему дают, будет не оченьсложным, а на самом деле все оказывается иначе. Взрослые учат малыша, что оченьважно быть добрым, а сами, думая, что ребенок их не слышит, плохо о ком-тоотзываются. Родители обещают ребенку, что сохранят его тайну, а самипроговариваются об этом в разговоре с друзьями, учителями или другимиродителями. Как заслужить доверие ребенка и выстроить доверительные отношения
Заслужить довериеребенка можно лишь заслужив авторитет в его глазах, доказав ему на деле, что онможет доверять родителям. Это два взаимодополняемых качества. Для формированиядоверительных отношений с ребенком родители должны каждодневно в различныхситуациях показывать малышу, что достойны его доверия. Как этого добиться?Ответ прост: слова родителей ни в коем случае не должны расходиться с делом.Ребенок, который не видит, что слова мамы и папы соответствуют их действиям,воспринимает их как лицемеров. Даже малыш сразу заметит несоответствиеродительских слов и их поступков. Еще один хороший способ, чтобы заслужитьдоверие своего ребенка – показать, что родители сами доверяют ему. Как можнопоказать подобное отношение ребенку? Чтобы выстроить доверительные отношенияребенком, попробуйте воспользоваться следующими общими рекомендациями. Еслиребенок обращается к вам с просьбой или рассказывает о чем-либо, смотрите ему вглаза. Перед тем как войти к нему в комнату, особенно если дверь закрыта,обязательно постучитесь. Относитесь уважительно к тому, что у ребенкасуществует потребность в веселом времяпрепровождении, а также к тому, что онкакую-то часть своего времени проводит с друзьями. Дайте возможность ему иметьсвое мнение и предпочтения, отличные от ваших.
Относитесь суважением к тому, что у ребенка появляется своя частная жизнь. Особенно этокасается подросткового периода. В случае, когда у ребенка что-то не получается,прежде чем предложить ему свою помощь, спросите, нужна ли она ему. Если емукто-то задает вопрос, дайте возможность ребенку самому на него ответить. Неговорите за него, особенно если он находится рядом. Как завоевать довериеребенка и построить доверительные отношения Дети наблюдают за тем, как ведутсебя родители. Если они держат свое слово, честны с ними, сохраняют спокойствиеи могут выслушать, дети будут доверять таким родителям при любыхобстоятельствах.
Как построитьдоверительные отношения с ребенком в семье? Родителям надо помнить и о том, чтоесли они что-то пообещали ребенку, это обязательно нужно исполнить, потому чтоо своем обещании может забыть взрослый, но не ребенок. В качестве примераприведем ситуацию, с которой сталкивались практически все родители. Мама укладываетспать своего малыша, он отчаянно сопротивляется и капризничает, тогда мамаговорит: «Ты сейчас поспишь пару часиков, а потом я дам тебе мороженое».
Угадайте, какойпервый вопрос задаст ребенок, когда проснется? Мама за это время уже и забылапро обещанное мороженое, но ребенок – нет. Поэтому дать его ему придется, иначев следующий раз малыш просто не поверит маминым словам, а значит, возникнетнедоверие между ними. Чтобы установить доверительные отношения ребенком,обманывать малыша нельзя ни при каких обстоятельствах. Если родители говорятнеправду, у ребенка развивается чувство незащищенности, он просто не будетзнать, что ожидать от них в будущем. Если же ребенок все-таки раскрыл фактобмана, то не надо стесняться и просто принести ему свои извинения, объяснить,почему возникла подобная ситуация. Есть еще один способ, как завоевать довериеребенка – проявить готовность общаться с ним. Он должен чувствовать, что рядоместь человек, которому он может рассказать о своих страхах и переживаниях,впечатлениях и наблюдениях, просто поделиться тем, что его заинтересовало.Совместное времяпрепровождение и общение очень сильно влияют на степень довериямежду родителями и детьми. Это касается и взрослых, ведь нередко уставший наработе папа остается дома, а мама с ребенком идут в зоопарк, цирк иликуда-нибудь еще. Да, это хорошо влияет на отношения мамы и ребенка, но вотношениях мамы и папы, папы и ребенка со временем образуется пропасть,сократить которую в дальнейшем достаточно сложно. В процессе того как создаватьдоверительные отношения с ребенком, нужно не забывать, что частые совместныепрогулки и игры помогают установить в семье атмосферу гармонии и укрепитьвзаимный контакт.
4. Наши правила дляродителей:
– наша группа работает с07:30 часов до 18:00;
– детей желательноприводить до 8.00 часов, чтобы ребёнок вовремя приготовился к зарядке и завтраку;
– лично передавать и забиратьребёнка у воспитателя;
– информироватьвоспитателя о предстоящем отсутствии ребёнка или его болезни;
– при отсутствии ребёнкав ДОУ более 5 дней, он принимается со справкой от педиатра;
– своевременно вноситьплату за содержание ребёнка в ДОУ до 10 числа текущего месяца;
– приводить ребёнка в ДОУв опрятном виде, чистой одежде и удобной обуви;
– не давать ребенкужевательные резинки, спички, острые, колющие, режущие и другие опасныепредметы;
– не надевать на ребенкакольца, серьги, бусы, цепочки и др. украшения, т. к. ДОУ не несетответственность за их утерю;
– взаимодействовать с ДОУпо всем направлениям воспитания и развития ребёнка;
– оказывать посильную помощьв организации предметно-развивающей среды (а именно, помогать мастерить своимируками пособия и игрушки, тематические альбомы и т.д.), в проведении совместныхмероприятий;
– не нарушать основныережимные моменты ДОУ и соблюдать их дома (сон, прогулка, питание);
– соблюдать Устав ДОУ идоговор, заключённый с администрацией дошкольного учреждения в лицезаведующего.
В заключении хочетсясказать: «Дети – этосчастье, созданное нашим трудом!» и пожелать друг другууспеха в нашем нелегком деле.
Спасибо за внимание!
