Родительское собрание в 1классе по теме:
«Адаптация первоклассника вшколе».
Цель:
1.Разъяснить родителям трудности привыкания детей к школе, которые проявляются ввозрастных и психологических особенностях младших школьников;
2.Дать необходимые рекомендации по планированию режима дня.
Плансобрания:
- Возрастные особенности младшего школьника.
- Психологическая готовность ребёнка к школе.
- Режим дня вашего ребёнка.
- Памятка родителям.
Ходродительского собрания.
Приветствие.Вступительное слово учителя.
Здравствуйте,уважаемые родители! Я рада вас приветствовать на нашей встрече. Прошлосовсем немного времени, и наши дошкольники превратились в настоящих школьников.Как проходит этот процесс, где возникают проблемы; как помочь детям учиться? Наэти и другие вопросы мы попробуем ответить на сегодняшнем собрании.
Особенностисовременного первоклассника :
- У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение. Высокий уровень самооценки.
- Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими. Авторитет – не тот!
- У современных детей более слабое здоровье.
- Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. И как следствие — дети приходят в школу, не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.
Множестводошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые
переступятпорог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятостьисчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Ониразочарованы. И это естественно. Начало школьного обучения приходится на кризис7лет. В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологическийоблик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственныевозможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
Трудности,которые могут возникнуть у первоклассников.
- В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.
- Первоклассники отвлекаются быстро, утомляются, возбудимы,
эмоциональны,впечатлительны.
- Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.
- Для детей характерна высокая утомляемость
Адаптация — процесс довольно длительный и трудный. И трудности
испытываетне только первоклассник, но и родитель, и учитель. И если мы разберёмся в них,если научимся чувствовать друг друга, мы облегчим этот процесс всем, преждевсего нашим детям. Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенностинервной системы; темперамента; черт характера; адаптационных способностей.
Принятосчитать, что адаптация первоклассника длится от первых 10-15 дней до несколькихмесяцев. На это влияют многие факторы, такие как специфика школы, характерребёнка и его уровень подготовленности к школе, объём загруженности и уровеньсложности учебного процесса. И здесь не обойтись без помощи родственников:родителей и бабушек с дедушками.
Психологическаяадаптация.
Психологическаяготовность первоклассника проявляется в том, что ребёнок с удовольствием ходитв школу и занимается выполнением домашнего задания, с радостью делится сдомашними о школьных событиях. Противоположное отношение к школесвидетельствует о том, что ребёнок ещё не привык к школе. Это сигнал к тому,чтобы родители помогли первокласснику быстрее освоиться:
- Внимательно выслушивайте ребёнка и вникайте во все его проблемы, о которых он вам говорит. Не высмеивайте его, не унижайте, не приводите в пример тех детей, у которых получается лучше справляться с обучением в школе. Это приведёт только к замкнутости, скрытности, раздражению, нежеланию рассказывать родителям о своих волнениях.
- Чаще хвалите ребёнка, поддерживайте его. Радость даже самому незначительному успеху сделает первоклассника увереннее в своих силах. Частая критика окажет негативное влияние: ребёнок может поверить в то, что он неудачник. Ребёнок должен понять , что преимущество в индивидуальности, ведь у каждого свои таланты и способности.
- Помогите ему, если он с чем-то не справляется, научите и покажите, как правильно, но никогда не выполняйте всё за него. Пусть учится работать самостоятельно – иначе не научится никогда.
- Для успешной психологической адаптации важна доброжелательная и спокойная атмосфера в семье. Не забывайте отдыхать, играть в спокойные игры, гулять.
Социальнаяадаптация
Дети,не посещавшие детский сад, часто сталкиваются с проблемой общения содноклассниками. В детском саду ребёнок проходит процесс социализации, где онприобретает коммуникативные навыки и способы построения отношения в коллективе.И опять здесь нужна помощь родителей. Рекомендации по социальной адаптациипервоклассника Будьте внимательны к сообщениям ребёнка о его взаимоотношениях содноклассниками.
Попытайтесьпомочь добрым советом, поищите ответ в психолого-педагогической литературе.
Старайтесьподсказать ему, как преодолеть конфликтную ситуацию.
Поддерживайтеконтакт с учителем и родителями тех детей, с которыми у вашего ребёнкасложились отношения.
Сообщайтеучителю о тревожных ситуациях. Помните о том, как важно защитить собственногоребёнка, а также научить его самому преодолевать препятствия.
Психологическаяготовность ребёнка к школе.
Личностнаяготовность к школе.
Родителидолжны способствовать формированию у детей следующих качеств: Умение ребёнкавойти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать,подчиняться (разумная необходимость), чувство товарищества. Такие качестваобеспечат ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям.
Волеваяготовность.
Этоусловие характеризуется отношением ребёнка к трудностям и способам ихпреодоления. Здесь главное значение имеет воспитание мотивов
достиженияцелей, умение принять трудности и стремление разрешить их.
Интеллектуальнаяготовность.
Этоналичие определённого кругозора, запаса конкретных знаний о живой и неживойприроде, общественной жизни. В этом возрасте логическая форма мышлениядоступна, но не характерна. Важная роль отведена наглядно –
действенномуи наглядно – образному мышлению.
Уважаемыеродители! Старайтесь всегда отвечать на вопросы, которые задаёт ваш ребёнок. Неотмахивайтесь от детских вопросов, но не пичкайте их готовыми знаниями: сначаладайте возможность приобрести их самостоятельно ( книги, наблюдение, тактильныеощущения и т.д.). Познавая окружающий мир, ребёнок учится мыслить,анализировать, сравнивать, делать выводы.
Физиологическиеусловия адаптации первоклассников к школе:
- организовать перерывы в процессе выполнения уроков, наполняя их двигательной активностью;
- во время выполнения домашних заданий обращать внимание на
правильнуюпосадку во избежание искривления позвоночника, на
освещениерабочего места для предупреждения близорукости;
- тренировать мелкие мышцы кистей рук;
- обязательно вводить в рацион витаминные препараты, овощи, фрукты;
- создавать условия для занятия спортом;
Режимдня вашего ребёнка.
Дляуспешной адаптации следует научить ребенка соблюдать режим дня.
Утро. Ребенкунеобходимо умыться, одеться, убрать самостоятельно свою постель. Эти умениядолжны быть сформированы до того, как ребенок пойдет в школу. Необходимообойтись без излишней спешки и нервозности,
одергиванияи покрикивания на детей.
Дорогав школу. Лучше использовать путь дошколы для неторопливой прогулки перед уроками, поэтому из дома следует выходитьзаранее.
Занятияв школе. Дорога домой из школы. Нужно сделатьобязательным требование: после школы – сразу домой.
Переодеваниепосле школы.
Обед.Свободное время. Возможно, его использовать насон, выполнение посильной работы по дому, которая должна контролироватьсявзрослыми.
Здесьстоит прислушаться к советам врачей:
-не менее 3х часов должно отводиться на прогулку и подвижные игры,
-30-40 мин. на посильную работу по дому,
-1 час на самообслуживание,
-оставшееся время — на кружки, секции и другие учреждения
дополнительногозанятия.
Вечером. Следуетотвести время на общение с ребенком,
непродолжительномупросмотру детских познавательных передач по
телевизору.
Подготовкако сну. Ночной сон.
Приучитьребенка к такому режиму дня следует до начала занятия в школе.
Напривыкание к новому распорядку может уйти от двух недель до двух месяцев. Этобудет зависеть и от ребенка и от самого умения родителя строго следовать своимтребованиям. Желательно сделать табличку с таким режимом дня, и чтобы онависела над рабочим столом 1-классника.
Советыродителям:
- Одинаково не правы как те родители, которые предоставляют первоклашке полную самостоятельность, так и те, которые
устанавливаюттотальный контроль за всей его деятельностью.
«Уроки задают тебе, ты их и делай», — заявляет усталая мама, приходя с работыпоздним вечером. Услышав подобную фразу, ребенок ощущает ваше глубокоеравнодушие к своим нуждам.
«Ну, что нам сегодня задано?» — спрашивает бабушка,
распаковываяпортфель и листая страницы учебника. В такой
ситуациипервоклашка скоро придет к выводу, что учеба больше нужна взрослым, и они самивсе сделают, нечего даже
напрягаться.
Лучший вариант – сидеть рядом с ребенком, наблюдать за его работой, бытьготовым помочь, но не вмешиваться без его просьбы. После выполнения заданияспокойно спросите ребенка, доволен ли он своей работой, что получилось хорошо,а что – не очень.
2.За уроки нужно садиться через час-полтора после возвращения из школы,когда ребенок уже слегка отдохнул, но еще не успел перевозбудиться от домашнихигр и развлечений.
3.Между выполнением уроков следует делать перерывы. 15-20минут занятий – 5 минут отдыха.
4. Чередуйте устные и письменные задания. Начинайте приготовление
уроковс самых трудоемких или тех, что даются ученику тяжелее остальных.
5. Очень важно приучить ребенка к самоконтролю. После выполнения
заданияпопросите сына или дочь проверить написанное. Если он сам нашел и исправилошибку – обязательно похвалите! Лишь когда самопроверка войдет в привычку,можно прекратить напоминать.
6. Ошибки ребенка не должны вас раздражать, они должны удивлять. Дайтеребенку почувствовать вашу уверенность в его успехе. Не ругайте за ошибки, невосклицайте: «Мы столько раз писали это слово, а ты опять пишешь неправильно!»Лучше удивитесь: «Ой! Как же это получилось?»
7. После выполнения уроков похвалите ребенка: «Ты сегодня так быстро ихорошо все сделал!» Радуйтесь его успехам и новым знаниям: «Неужели ты ужезнаешь, как решать такие сложные задачи?»
8. Перед сном шепните ребенку на ушко: «Я так счастлива, что ты у меняесть!»
Подведениеитогов.
Известныйпедагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколенияучеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила,которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизнисреди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителямнеобходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка квзрослой жизни.
- Не отнимай чужого, но и своего не отдавай.
- Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
- Не дерись без причины.
- Зовут играть – иди, спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
- Играй честно, не подводи своих товарищей.
- Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
- Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
- Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать во время и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
- Старайся быть аккуратным.
- Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
- Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Оченьхорошо, если Вы поместите свод этих правил в комнате или в рабочем уголкесвоего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить вниманиеребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие – нет ипочему.
Итак,если вы стали счастливым родителем первоклассника, то вам помогут простыесоветы, как легко пережить такой ответственный момент как адаптация к школе:
- Будите ребёнка ласково: пусть у него будет хорошее настроение весь день!
- Не спешите! Правильно рассчитывайте время – это ваша задача.
- Не запугивайте ребёнка перед выходом в школу! Просто желайте ему удачи и хорошего дня.
- Забирая ученика после школы, не приставайте к нему с бесконечными вопросами по поводу школы. Пусть ребёнок расслабится, отдохнёт.
- Если вы видите, что малыш чем-то опечален, — дайте ему время, пусть он расскажет о своей проблеме сам.
- Если учитель высказал вам замечания по поводу вашего ребёнка, воспринимайте это сдержанно. Желательно, чтобы ребёнок при этом разговоре не присутствовал.
- Не заставляйте ребёнка выполнять домашнее задание непосредственно после прихода из школы.
- Не требуйте выполнять сразу все задания – устраивайте перерывы.
- Поощряйте самостоятельность первоклассника при выполнении упражнений. Если ему потребуется помощь – он скажет.
- Не ставьте ребёнку условий.
- Лучше всего, когда все члены семьи поддерживают одну тактику воспитания ребёнка и общения с ним.
- Не игнорируйте жалобы малыша на самочувствие – это может быть показателем переутомления
- Сказки перед сном никто не отменял. Будьте ласковы с ребёнком, помогите ему успокоиться и заснуть.
- Не оставляйте без внимания такой ответственный момент как начало школьной жизни. Окажите помощь ребёнку в преодолении периода адаптации к школе, поддержите его, обеспечьте необходимые условия прожи
- Желаю Вам терпения, мудрости, удачи!
