Родительскоесобрание в первом классе.
В этомгоду мы с вами начинаем первый этап обучении в школе. Дети стали старше. И еслив прошлом году основной в развитии ребенка была игровая деятельность, то сейчасона постепенно перемещается на второе место, а на первое должна выходитьучебная деятельность.
Попсихолого-педагогической концепции Д. Б. Эльконина одни виды деятельностииграют главную роль в развитии личности другие нет. Поэтому нужно говорить не озависимости развития личности от деятельности вообще, а от ведущий деятельностив частности в дошкольном возрасте это сюжетно-ролевая игра, в младшем школьномвозрасте — учебная деятельность (Эльконин,Д. Б. Психическое развитие: избранные психологические труды [Текст] / Д. Б.Эльконин / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.-Воронеж, 2001. — 375 с.)
Учебная деятельность являет собой процесс, врезультате которого человек целеустремленно добывает новые или изменяетимеющиеся у него знания, умения, навыки, совершенствует и развивает свои способности.
В учебной деятельности школьника такойпсихический процесс, как внимание, играет особо важную роль. Благодаря емупроисходит отбор необходимой информации и отсечение лишней, что как раз ивлияет на качество учебной деятельности.
Психологи выделяют следующиеосновные виды внимания:
Ø Непроизвольное(пассивное) внимание. Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выборнаправления и регуляции. Оно устанавливается иподдерживается независимо от сознательного намерения ребенка. Как правило,кратковременно, быстро переходящее в произвольное.
Ø Произвольноевнимание. Вид внимания, которое обуславливаетсяпоставленной целью. Данный вид внимания носит активный характер ипроявляется через волевые усилия человека, благодаря которым произвольноевнимание направляется и поддерживается.
Ø Послепроизвольноевнимание, как и произвольное, отличается целенаправленнымхарактером и волевыми усилиями.
Особую значимость на первомэтапе обучении в школе имеет развитие произвольного внимания.Это обусловлено тем, что произвольное внимание позволяет ребенку анализироватьособенности объекта, сосредотачиваться на изучении нового материала. П.Я.Гальперин считал, что внимание произвольное есть внимание планомерное. Это -контроль за действием, выполняемый на основе заранее составленного плана, спомощью заранее установленного критерия и способа его применения. Наличиетакого плана и критерия позволяет вести контроль, а вместе с тем и направлятьвнимание на то, на что мы хотим его направить, а не на то, “что само бросаетсяв глаза”. (П. Я. Гальперин. К проблеме внимания /Хрестоматияпо психологии/. – М., Наука, 1987. – С. 169-175.)
Именно произвольноевнимание улучшает результат любой деятельности к которой присоединяется, чтоимеет важное значение в учебной деятельности школьника.
Выделяются такие свойствапроизвольного внимания как:
Ø Устойчивостьвнимания, способность к длительной концентрации внимания наодном и том же определённом предмете.
Ø Сосредоточенность,концентрация внимания.
Ø Интенсивность,характеризуется затратой нервной энергии при выполненииопределенного вида деятельности.
Ø Объём внимания измеряется количеством объектов(элементов), воспринимаемых одномоментно. Установлено, что при восприятии множествапростых объектов в течение 1 – 1,5 секунд. Объем внимания у взрослого человека всреднем равен 7 – 9 элементам, количество объектов,которые воспринимает ребёнок одномоментно, достаточно ясно и четко от 3 до 5это хороший уровень.
Ø Распределение внимания –это, во-первых, способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенностистолько времени, сколько целесообразно для данной деятельности; во-вторых,способность сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам вработе. Распределение внимания во многом зависит от опыта человека, его знанийи умений..
Ø Переключениевнимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта отодной деятельности к другой, от одного объекта к другому. В целомпереключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложнойизменяющейся обстановке.
Ø Избирательностьвнимания – это способность к сосредоточению на наиболее важныхобъектах.
Ø Концентрациявнимания – это степень или интенсивность сосредоточенностивнимания. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и этипонятия рассматриваются как синонимы
Ø Отвлекаемость –это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.
Ø Колебания, периодическоеослабление внимания.
К нарушениям произвольноговнимания относятся:
ü неспособностьребёнка сохранять внимание
ü низкаяизбирательность и сосредоточенность внимания
ü повышеннаяотвлекаемость
ü снижениевнимания в необычных ситуациях.
Взрослым довольно частоприходится слышать жалобы на рассеянное внимание у школьника, что сказываетсяна его оценках. Как же развить внимание у своего ребенка?
В процессе генезисапроизвольного внимания Л.С. Выготский выделил четыре стадии.
Перваястадия связана с тем, что другой человек (взрослый) спомощью определенного средства управляет поведением и сознанием ребенка,направляя реализацию его натуральных, непроизвольных функций, в том численепроизвольного внимания. Такими средствами являются прежде всего указательныйпалец и речевое сопровождение указательного жеста взрослого человека.Л.С.Выготский отмечает, что именно указание стоит в начале управлениявниманием, и замечательно, что человек создал себе как бы особый органпроизвольного внимания в указательном пальце, получивший в большинстве языковсвое название от этой функции. Поэтому историю произвольного внимания,подчеркивает он, следует начинать с истории указательного пальца. Очевидно, чтодействие на этой стадии является интерпсихическим, то есть действием междулюдьми, осуществляющимся во внешнем плане.
Для второй стадии характерно,что сам ребенок становится субъектом, использующим данное ему психологическоеорудие для управления поведением и сознанием другого человека. С помощьюсобственного указательного пальца и соответствующего речевого сопровождения онобращает внимание взрослого на нужный ему объект. Действие управленияпродолжает существовать во внешнем плане как действие интерпсихическое.
На третьей стадии ребенокначинает применять к самому себе те способы управления сознанием и поведением,которые другие люди применяли к нему, а он – по отношению к ним. Такое действиепротекает все еще во внешнем плане и сопровождается эгоцентрической речьюребенка, но обращено им на самого себя.
Уже на третьей стадииначинается интериоризация действия управления вниманием, которая приобретаетзаконченный вид на четвертой стадии. Действие управления ребенкомсвоим вниманием становится собственно внутренним действием, осуществляющимся вопоре на психический образ и внутренню речь.
Таким образом, Л.С.Выготскийпоказал, что развитие произвольного внимания как высшей психической функциипроисходит по общему закону развития высших психических функций. (Л.С.Выготский. Стадии развития произвольного внимания)
Согласно работам Л.С.Выготского, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Добрынина истоки произвольного внимания посвоему происхождению не биологические, асоциальные: «произвольное внимание как таковое не созревает, а формируется впроцессе социализации ребенка» [34, с. 69].
Таким образом, внимание ребёнкас самого начала является управляемым. Первоначально им руководят взрослые.Употребляя то же самое средство, что и взрослые, по отношению к себе(самоинструкция, самостимуляция – это становится возможным с момента овладенияречью), ребёнок переходит к самоуправлению своим вниманием – т.е. овладеваетпроизвольным вниманием. Примечательно, что с овладением речью ребёнок начинаетсначала управлять процессом внимания другого, а только затем – собственнымвниманием.
В рамках развитияпроизвольного внимания можно использовать следующие методы работы:
1. Анаграмма – это слово спереставленными буквами или слогами, которые при правильном расположении даютдругое слово.
2. Списывание предложений.При списывании активизируются различные отделы мозга, ребенок учится считывать,формировать из печатного образа буквы письменного, передавать необходимыйсигнал от глаз к руке, распределению внимания. Задание: Списывание предложений,записанных без пробелов («Детипошливлес»). 3.Закрась нужное. Данное упражнение ставит задачу–чтобы получить рисунок,необходимо выполнит условие – решить примеры или вписать буквы, исоответственно закрасить определенные ячейки таблицы.
4. Графический диктант – этосоздание рисунков под диктовку. Задание развивает умение слышать и точновыполнять словесные инструкции, делать задания по образцу, что моделируетучебную деятельность школьника [2, с. 90-91].
В процессе развитияпроизвольного внимания особое значение имеет применение дидактической игры. Дидактическая игра способствует стимулированию внимания детей, поскольку впроцессе реализации игровых действий дети младшего школьного возрастаанализируют объекты, сравнивают, что и позволяет развивать произвольноевнимание, не только во время уроков, но и вне учебной деятельности.
1. Концентрациявнимания.
Дидактическая игра «Найдиотличия».
Ход игры: детям младшегошкольного возраста предлагается ознакомиться с картинками и найти 5 отличий.
2. Устойчивостьвнимания.
Дидактическая игра «Рыба,птица, зверь».
Ход игры: дети сидят вкруге. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба,птица, зверь, рыба, птица, зверь…» Тот игрок, на котором остановиласьсчиталочка, должен быстро назвать в данном случае зверя.
Дидактическая игра «Фрукты,овощи, ягода»
Ход игры: Ведущий указываетпо очереди на каждого игрока и произносит: «фрукты, овощи, ягода, фрукты,овощи, ягода, фрукты…» Тот игрок, на котором остановилась считалочка, долженбыстро назвать в данном случае фрукт.
3.Распределение внимания.
Дидактическая игра «Выкладываниеиз палочек».
Ход игры: младшим школьникампредлагается по шаблону разложить палочки. Послевыполнения задания детям необходимо составить самостоятельно примерные задания,отражающие изготовление шаблона для выкладывания палочек. Далее детямнеобходимо поменяться заготовленными шаблонами и на время выполнить задание.
4.Переключение внимания.
Дидактическая игра «Переключивнимание».
Ход игры: на экранеизображаются следующие картинки: мышка, сыр, цыпленок, ананас, домик. Детидолжны ознакомиться с предложенными картинками в течение 2 минут запомнить ихрасположение. После этого педагог предлагает детям следующие задания:
• найти место, гденаходился ананас, мышка, сыр, цыпленок, домик.
• сказать рядом с какойкартинкой расположен ананас…
Дидактическая игра «Снежныйком».
Ход игры: для игры необходиммячик. Ведущий берет в руки мяч и называет свое имя. После этого передает мячдругому ребенку, который должен назвать имя ведущего и свое имя. После этогоребенок передает мяч любому игроку, который также должен по цепочке пересказатьимена тех, у кого уже был мяч в точной последовательности.
Дидактическая игра «Исключилишнее».
Ход игры: сначала детяммладшего школьного возраста предлагается исключить лишнее из предложенныхкартинок.
Дидактическая игра«Найти гнездо для птички».
Ход игры: на слайдепредставлены птички различного цвета в общем количестве 6 птиц. Также на слайдеизображены гнезда соответствующего цвета для каждой птицы. Детям былонеобходимо совместить цвет птицы и цвет гнезда. Время на выполнение – 30секунд.
Литература:
· Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. — М.: Академия, 1999.
· Волкова Т. Н. Развитие памяти и внимания. — М., 2006
· Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию. — М.1976.
· Гальперин. П. Я. К проблеме внимания /Хрестоматия по психологии/. – М., Наука, 1987. – С.169-175.
· Глебова, И.Ю. Особенности руководства дидактическими играми [Текст] / И.Ю. Глебова // Теория и практика образования в современном мире. -2014. — № 4. — С. 33-35
· Эльконин, Д. Б. Психическое развитие: избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.-Воронеж, 2001.- 375 с.