Родительскоесобрание в форме круглого стола
Тема: «Здоровый образ жизни и 10 заповедейздоровья дошкольника»
Цель: пропаганда ЗДЖ, формирование уродителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей
Повестка дня:
1. Забота о здоровье ребенка
2. 10 заповедей здоровья дошкольника.
3. Организация выпускного вечера
Ходсобрания.
I. Организационный момент
— Уважаемые родители, здравствуйте!Спасибо, что вы нашли время и пришли на нашу встречу. Мы говорим вам«здравствуйте», а это значит, мы всем вам желаем здоровья, а здоровье длячеловека — самая главная ценность. И вот сегодня мы с вами поговорим о здоровьенаших детей за круглым столом. Тема нашей встречи «Здоровый образ жизни и режимкак залог успешности ребенка».
— Для начала давайте вспомним пословицы ипоговорки о здоровье.
Игра«Кто быстрее соберёт пословицу»
Чисто жить – здоровым быть.
Здоровым быть – горе забыть.
Береги платье снова, а здоровье смолоду.
В здоровом теле – здоровый дух.
Самое ценное у человека – жизнь, а самоеценное в жизни – здоровье.
Я здоровье берегу, сам себе я помогу.
Чистота – залог здоровья.
Здоровьем дорожи — терять его не спеши.
Пожалуйста, зачитайте, что у васполучилось
II. Основной этап.
Доклад «Забота о здоровье ребенка»
— Здоровьедетей является абсолютной ценностью и включает в себя три уровня —биологическое, социальное и психологическое. В последнее время обоснованнуютревогу вызывает состояние здоровья детей дошкольного возраста. По данным НИИ гигиеныи охраны здоровья, число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз исоставляет лишь около 10% от числа детей, поступающих в школу. И родители, ивоспитатели хотят видеть детей здоровыми, веселыми, физически хорошо развитыми.Давайте будем решать эту проблему совместными усилиями. Семья – это та среда,в которой ребёнок начинает своё существование. От того, как она будеторганизована, во многом зависят его здоровье, уровень развития, его будущийхарактер. В семье ребёнок переживает первое эмоциональное общение со взрослыми,ощущает их внимание, любовь, что так необходимо для полноценного всестороннегоразвития малыша, формирования его личности. Забота о правильном развитии исохранения здоровья ребёнка начинается с организации здорового образа жизни всемье.
— Давайте выясним, что такое здоровыйобраз жизни. Немного вернёмся в детство. Поиграем с мячом. Игра называется «Яначну, а вы заканчивайте фразу». Кому я бросаю мяч, тот продолжает предложение.Итак, здоровый образ жизни – это (ответы родителей) :
-благоприятный эмоциональный климат;
-доброжелательное отношение друг к другу;
-рациональное питание; полноценный сон;
-соблюдение режима дня; закаливаниеорганизма;
-овладение гигиеническими навыками;
-двигательная физическая активность;
-отрицательное отношение к вреднымпривычкам;
-занятия плаванием, спортом; прогулки насвежем воздухе и т. д.
— Да, уважаемые родители, молодцы, выответили правильно. Спасибо! Здоровый образ жизни – это способжизнедеятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья. Воспитатьребенка здоровым – это значит, с самого раннего детства научить его вестиздоровый образ жизни.
— А сейчас посмотрим, как на этот вопросответили ваши дети.
Просмотрвидеоролика ответов детей.
Доклад «10 заповедей здоровья»
— Для поддержания здоровья нужны оченьпростые, известные всем условия, знакомые нам с детства: «Солнце, воздух и вода— наши лучшие друзья». Но для того чтобы эти простые условия работали на нашездоровье, нужен волшебный ключик. Его волшебные свойства тоже выглядят простымии очень обычными — это постоянство и систематичность. Но можно назвать их ещепроще — образ жизни.
— Получается, что здоровье — это состояниеорганизма при определенном образе жизни. И для того чтобы наш малыш был здоров,нам необходимо привить ему этот здоровый образ жизни. А сделать это можететолько вы, дорогие родители. А мы, педагоги, лишь немного поможем вам в этом.
— Сегодня мы рассмотрим 10 заповедейздоровой жизни.
Набольшом листе ватмана или на магнитной доске в центре расположена надпись «10заповедей здоровья». По мере ознакомления с ними родителей к ватману или кдоске прикрепляются картинки-символы.
Заповедь 1. Соблюдаем режим дня (символ —будильник)
Чтоб здоровье сохранить, организм свойукрепить,
Знает даже ребятня — должен быть режим удня.
— Режим дня – это система распределенияпериодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительныхпроцедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостноеи в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит отстрогого выполнения режима дня.
— Запаздывание еды, сна, прогулокотрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или,наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпаюти спят беспокойно. Один из немаловажных отличительных признаков воспитания вдетском саду от домашнего — это режим дня в детском саду.
— В нашей группе на информационном стендедля родителей есть Режим дня.
Дидактическаяигра «Собери режим дня ребенка»
Родителямпредлагается набор карточек с фрагментами режимных моментов в детском саду.
— Знаете ли Вы режим дня Вашего ребенка?Сейчас мы посмотрим, как хорошо Вы его знаете.
— Кто из вас, уважаемые родители,соблюдает режим дня дома?
— Как вы это делаете?
— Ваш режим совпадает с режимом дня вдетском саду?
Заповедь 2. Регламентируем нагрузки(символ — плачущий ребенок)
— Очень важно регламентировать какфизические нагрузки, так и эмоциональные и интеллектуальные. Другими словами,жить под девизом «Делу время — потехе час». Нужно внимательно следить заповедением ребенка. При этом необходимо ориентироваться на его состояние.Потеря внимания, капризы, истерики, отказ от деятельности, расторможенностьявляются сигналом перегрузок. При первых признаках этих проявлений следуетпрекратить или снизить интенсивность деятельности или общения.
— Дневной сон детям не просто нужен, он имнеобходим. Об этом же говорят практически все педиатры, психологи и неврологи.Дневной сон обеспечивает правильное психическое и физическое развитие. Малышстановится спокойным, может долгое время играть самостоятельно и не требуетповышенного внимания.
— Внимание! Превышение дажеэмоционально-положительных нагрузок (увлекательные игры, радостное общение)может привести к перегрузкам и как следствие к негативным результатам. Если мы,взрослые, вовремя не примем меры и не прекратим или не снизим нагрузки ребенка,за этим состоянием могут последовать истощение, недомогание, истерика, а затеми болезнь. При первой возможности необходимо дать ребенку отдохнуть. Лучшийотдых — двигательная активность на свежем воздухе.
Заповедь 3. Свежий воздух (символ —березка, травка, бабочки)
— Свежий воздух просто необходим детскомуразвивающемуся мозгу! Недостаток кислорода приводит к значительному ухудшениюсамочувствия. В непроветренном, душном помещении ребенок не может находиться вактивном, бодром состоянии, а тем более выполнять какие-либо задания, требующиесосредоточения внимания. Помните, для нормального функционирования детский мозгнуждается в большом количестве кислорода, потребности растущего организма вкислороде более чем в 2 раза превышает таковую у взрослых. Нехватка кислородаприводит к быстрой утомляемости и истощаемости. Для хорошего самочувствия иуспешной деятельности ребенку необходимо пребывание на открытом свежем воздухеминимум два часа в день и в проветренном помещении во время сна.
Чем больше времени ребенок будетпроводить на свежем воздухе, тем лучше!
Заповедь 4. Двигательная активность(символ — ребенок едет на велосипеде)
— Движения — это наши преданные друзья.Может ли быть здоровым человек, который ведет неподвижный образ жизни и большуючасть времени сидит в кресле или лежит на диване? Верно, не может! А почему?Его мышцы, сердце не тренируются. Он не дышит свежим воздухом, ему не хватаетсолнечных лучей и кислорода. Малая подвижность ослабляет здоровье! А движение,особенно на свежем воздухе, делает нас сильными, ловкими, закаленными!
— Велосипед, самокат, роликовые коньки…Как чудесно мчаться на них по дорожкам, вдоль цветов и густой травы. Лето даритнам возможность купаться в речке или озере, играть в футбол, волейбол,бадминтон и другие подвижные игры на улице. Зимой можно кататься на лыжах исанках, играть в хоккей или кружиться на коньках вокруг сияющей огнями елки.
— Важнейшим ежедневным занятием с детьмиявляются подвижные игры. Мы часто удивляемся способностям детей целый деньпроводить в играх, иногда даже ругаем за неугомонность и неумение спокойнопосидеть на одном месте. А между тем, для детей, такая двигательная активностьжизненно необходима. Самой природой в ребенке заложена любовь к играм, кдвижению, которая приносит огромную пользу здоровью маленького человека. Длятого, чтобы ребенок хорошо развивался, ему необходимо много двигаться.
Подвижнаяигра «Карусель» 2- 3 раза
Родителивыходят в центр группы, одной рукой берутся за ленту «Карусели», бегут по кругупод стихотворение:
Еле – еле, еле – еле, закружилиськарусели,
А потом, потом, потом, всё бегом, бегом,бегом!
Тише, тише, не шумите! Карусельостановите!
Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра.
Заповедь 5. Физическая культура (символ —ребенок делает зарядку);
— Систематические занятия физкультуройочень полезны для здоровья. Они укрепляют не только физическое здоровье, но ипсихику ребенка, позитивно влияют на его характер, способствуют развитиюволевых качеств, уверенности в себе, ответственности, умения дружить. Арсеналвидов физической культуры очень широк.Утренняя зарядка, спортивные секции —любые виды спорта, которые нравятся ребенку. (Особенно благотворно влияют напсихическое здоровье ребенка плавание). Главное, чтобы выбранный вид физическойкультуры нравился ребенку, чтобы он занимался этим с удовольствием.
— В ребенке может укорениться лишь то, чтосформировано в семье, а значит, основой успеха является личный примеравторитетного для ребенка взрослого — родителя. Занятия физическимиупражнениями с мамой или папой доставляют детям большое удовольствие, а дляродителей это прекрасная возможность пообщаться с ребенком, получитьнеобходимую физическую нагрузку. Но особая ценность таких совместных занятий втактильном воздействии, то есть в соприкосновении частей тела родителей идетей, что необходимо для уравновешивания нервно-психического и душевного состояния.
Заповедь 6. Водные процедуры (символ —дети резвятся в воде)
— Представьте себе человека, который редкомоет руки, не стрижет ногти. Дома у него пыльно и грязно. На кухне — горынемытой посуды, крошки и объедки. Вокруг них вьются мухи. Вечно отсутствуетносовой платок.
— Заботится ли этот человек о своемздоровье? Верно, не заботится! Ведь и немытые руки, и грязь под ногтями могутстать причиной многих опасных заразных болезней — желтухи или дизентерии,которые так и называются — «болезни грязных рук». А мух в старину не зрявеличали «вредными птичками». Летая по помойкам, свалкам, выгребным ямам, апотом залетая в дома, они переносят на своих лапках опасные микробы, которыемогут вызывать болезни.
— Народная мудрость гласит: «Чистота —залог здоровья»! Приучайте ребенка регулярно мыть руки перед едой, послепосещения туалета, после прогулки. Показывайте и объясняйте, как мыть руки илицо, чистить зубы, причесываться, как пользоваться ложкой, вилкой, ножом.
— Значение водных процедур для здоровья человекаизвестно издавна и подтверждено многовековым опытом. Они очень полезны дляздоровья, хорошего самочувствия, прекрасного настроения.
Заповедь 7. Питание (символ — фрукты)
— Рациональное питание является одним изосновных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка,оказывает самое непосредственное влияние на его здоровье.
— А, как вы считаете, каким должно бытьздоровое питание? (ответы).
Игра«Полезная и вредная еда»
Оборудование: коробка красная – вредная еда;коробка зеленая – полезная.
Картинки с изображением продуктов: торт,лимонад, копчёная колбаса, конфеты, пирожное, черный хлеб, каша, молоко, сок,овощи, фрукты, рыба, чипсы, сухарики, фанта, кола.
Задание: разложить в коробки карточки.
— В организации питания ребенка следуетпридерживаться простых, но очень важных правил:
* Питание по режиму (выработать у ребенкапривычку есть в строго отведенные часы).
* Для приготовления пищи использоватьтолько натуральные продукты, не содержащие консервантов, синтетических добавок.
* Включать в рацион питания ребенкабогатые витаминами и минеральными веществами продукты, особенно в весеннийпериод.
* Важно, чтобы питание было хорошосбалансировано: в пище должно быть достаточное количество белков, жиров иуглеводов.
* Ежедневно на столе должны быть фрукты иовощи.
Помните, ребенку необходимо полноценноепитание!
Заповедь 8. Теплый, доброжелательныйпсихологический климат в семье (символ — семья)
— Обстановка, в которой воспитываетсяребенок, психологический климат в семье имеют огромное влияние на состояниефизического и психического здоровья ребенка. В комфортной ситуации развитиеребенка идет быстрее и гармоничнее. Он впитывает в себя все позитивное, что егоокружает. И это делает его сильным, счастливым и уверенным в себе человеком. Инаоборот, если ребенок растет в неблагоприятной среде, где присутствуютагрессия, раздражение, злость, тревога, страх, он заражается этими негативнымиэмоциями и чувствами, что приводит к расстройствам его здоровья и, следовательно,к задержке в развитии.
— Хорошие дружеские взаимоотношения,доверие и взаимопонимание, желание поделиться своими проблемами с близкимилюдьми, возможность найти поддержку и помощь, совместное проведение досугов. Всяческиизбегайте семейных сцен и шумных разборок в присутствии ребенка. Это оченьпугает малыша. Если уж вы не поладили по какой-либо причине, найдитевозможность решить возникшие вопросы тет-а-тет; а если такой возможности непредставляется, хотя бы не повышайте голоса при обсуждении возникших проблем ине размахивайте руками.
— Чтобы ваш ребенок рос здоровым исчастливым, мы предлагаем вам установить в семье кодекс чести, провозглашающийследующее:
* Позитивное, доброжелательное настроениевсех членов семьи.
* Ровный, спокойный тон в процессе общенияв семье.
* Единство требований к ребенку со сторонывсех членов семьи во всех ситуациях.
* Обязательное поощрение ребенка приминимальных успехах и даже при их отсутствии, если ребенок постарался.
* При любой возможности осуществление сребенком телесного контакта (погладить, взять за руку, легкий массаж тела и такдалее) и визуального контакта (посмотреть ребенку в глаза, желательно на одномуровне с ним, то есть присесть).
* Организация совместной деятельности сребенком (по возможности чаще).
* Никогда не отказывайте ребенку вобщении!
Помните:
Если ребенка часто подбадривают — онучится уверенности в себе.
Если ребенок живет с чувством безопасности- он учится верить.
Если ребенку удается достигать желаемого -он учится надежде.
Если ребенок живет в атмосфере дружбы ичувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь!
Заповедь 9. Творчество (символ — ребёнокрисует, лепит, танцует)
— В творчестве ребенок может выразитьсебя: свои мысли, чувства, эмоции. Он может создать мир по своим законам,почувствовать радость и удовлетворение. В творчестве ребенок может проявитьнегативные чувства и переживания и освободиться от них. Через творчестворебенок постигает прекрасное, гармонию мира.
— Дети — творцы. Взрослым необходимотолько создать условия для их творческой активности. Помогите ребенку увидетьпрекрасное в мире, влюбиться в красоту и поддержите его желание созидать.
Для этого подходят различные видыдеятельности:
рисование;
лепка (из пластилина, глины, теста);
изготовление поделок из бумаги;
шитье, вязание, плетение;
прослушивание классической и детскоймузыки, звуков природы;
занятия музыкой и пением;
занятия танцами, артистическойдеятельностью.
Все это и многое другое дает возможностьэмоционального выражения, учит ребенка любить труд, гордиться собой.
Заповедь 10. Закаливание (символ –ребёнок обливается водой)
— Если вы хотите видеть своего ребенказдоровым – надо постоянно, каждодневно уделять время для закаливающих процедур.При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счетувеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов.Поэтому было бы здорово, если бы закаливание стало общим семейным делом.
Давайте назовем виды закаливания,которые можно использовать в домашних условиях:
соблюдать тепловой и воздушный режим впомещениях;
следить за тем, чтобы ребенок был одетсоответственно сезону и температурным показателям в помещении и на улице;
регулярно выполнять гигиеническиепроцедуры;
утреннюю зарядку проводить босиком;
заботиться о том, чтобы ребенок надеваллегкую одежду, когда ему приходится много двигаться;
проводить игры с водой;
приучать ребенка полоскать рот после еды,а перед сном — горло кипяченой водой комнатной температуры;
умываться и мыть руки следует прохладнойводой;
перед сном ежедневно обливать малышатеплой водой и интенсивно обтирать полотенцем.
— Следует помнить всегда: закаливаниепомогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятнымвоздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание никоимобразом не может уменьшить частоту инфекционных болезней, — если в детском садуветрянка или началась эпидемия гриппа – «благополучно» заболеет, как иостальные «незакаленные». Но именно закаливание позволяет многократно уменьшитьтяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
— Но стоит подчеркнуть главное: Иногдаребёнок совсем не нуждается в закаливании. Ребёнок нуждается в естественном,гармоничном образе жизни!
III.Подведение итогов собрания
Викторинана тему: «Здоровье».
— Если отвечаете правильно, делаете шагвперед, если неправильно — шаг назад.
Вопросы.
1. Согласны ли вы, что зарядка — это источникбодрости и здоровья? — ДА.
2. Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? -НЕТ.
3. Верно ли, что кактусы снимают излучениеот компьютера? — НЕТ.
4. Верно ли, что от курения ежегодно погибаетболее 10.000 чел? — ДА.
5. Правда ли, что бананы снимают плохоенастроение? — ДА.
6. Верно ли, что морковь замедляет процессстарения? — ДА.
7. Правда это или ложь, что естьбезвредные наркотики? — ЛОЖЬ.
8. Отказаться от курения легко? — НЕТ.
9. Правда ли, что молоко полезнее йогурта?- НЕТ.
10. Взрослые чаще, чем дети, ломают ноги?- ДА.
11. Правда ли, что недостаток солнцавызывает депрессию? — ДА
12. Правда ли, что летом можно запастись витаминамина целый год? — НЕТ.
13. Правда ли, что надо ежедневно выпивать2 стакана молока в день? — ДА
14. Правда ли, что детям до 15 лет нельзязаниматься тяжелой атлетикой? – ДА-7-
15. Правда ли, что ребенку достаточноспать ночью 8 часов? — НЕТ.
— Все, кто оказался в 1 линии, получаютприз — садятся на места, а кто во второй линии — остаются.
— Предлагаю Вам сделать прыжок вперед итоже присесть на место.
— А теперь немного поиграем в игру:
«Незаконченноепредложение»
Воспитательбросает мяч и говорит часть фразы, родитель заканчивает фразу.
Мой ребенок будет здоров, если будет ….Каждый день делать гимнастику.
Мой ребенок будет здоров, если будет ….Правильно и вовремя питаться.
Мой ребенок будет здоров, если будет ….Закаляться.
Мой ребенок будет здоров, если будет …Соблюдать режим дня.
Мой ребенок будет здоров, если будет …Заниматься физкультурой.
— Итак, подведем итог, мой ребенок будетздоров, если будет вести здоровый образ жизни.
Выводы:
I. Личный пример родителей, совместныезанятия физкультурой, здоровый образ жизни – главные составляющие успеха вукреплении и сохранении здоровья ребёнка и семьи.
II. Воспитать ребёнка здоровым – значит ссамого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни.
III. Основные компоненты здорового образажизни: 10 заповедей — рациональный режим, систематические физкультурныезанятия; эффективная система закаливания, правильное питание, благоприятная психологическаяобстановка в семье и т.д
Проект решения родительского собрания:
1. Использовать информацию, полученную народительском собрании для сохранения здоровья детей.
2.Домашний режим должен быть продолжениемрежима дня детского сада.
3. Создать необходимые условия дляреализации потребности ребенка в двигательной активности в повседневной жизни.
4. Равномерно распределять физическую иумственную нагрузки в течение дня.
5. В выходные дни обязательно организовыватьпрогулки вместе с детьми.
6. Систематически проводить закаливаниеребенка в условиях семьи
— А теперь,уважаемые родители, можно обменяться мнениями по данной форме взаимодействия.
— Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок росздоровым? Тогда сделайте здоровым образ жизни вашей семьи! Прислушивайтесь кпотребностям ребенка! Будьте здоровы! Успехов вам! До свидания!