Муниципальноебюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №9«Аленький цветочек»
поселка Аничковог.о.Лосино-Петровский Московской области
(МБДОУ детскийсад №9 «Аленький цветочек)
Родительскоесобрание:
«Знакомство иприобщение детей к русской культуре»
Воспитатели1 категории: Алимова Людмила Вячеславовна и
Николаева Надежда Николаевна
ПоселокАничково 2019
Содержание:
1.Вступительная речь педагогов. 3
2.Актуальность темы. 3
3.Игровые ситуации: Игра с родителями«Продолжи пословицу»,
разгадывание загадок, «Повторискороговорку», игра «Угадай, из какой
сказки», игра с родителями «Ручеёк». 6-11
4.Мастер-класс. Изготовление валенок. 12
5.Чаепитие. Подведение итогов собрания. 12
6.Список использованной литературы. 13
7. Приложение. 14
Родительское собрание
старшей группы №5 «Лютик»
Тема:«Знакомство и приобщение детей к русской культуре»
От 10 декабря 2019г.
Форма проведения: родительская гостиная
Участники собрания: родители, воспитатели, дети.
Цель: привлечьродителей к обмену мнениями по приобщению детей к истокам народногоискусства.
Задачи:
— Объединение усилий педагогов и родителей при организацииработы по приобщению к русской национальной культуре.
— помочь родителям овладеть знаниями по народномуискусству;
— Повысить педагогическую компетентность членов семьи.
— Обогатить знания участников образовательных отношений оразнообразии русского фольклора.
Вступительнаяречь
— Добрый вечер,уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на очередном родительскомсобрании. Сегодня мы обсудим проблему приобщения дошкольников к истокамнародного искусства. Надеемся на ваше активное участие в предложенном намимероприятии.
Актуальность:
Актуальность данной темы очень велика насовременном этапе развития нашего общества, т. к. в России разрушена идеология,т. е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идетпересмотр старых ценностей. В нашем современном мире, во время развитиявысочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Детипрактически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичныхэкземплярах, люди не проявляют интерес к русской народной культуре, не могутразличать народные промыслы.
Народ векамистремится в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь кприроде, свое понимание красоты. Веками лучшие традиции оттачивались ипередавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальныхособенностей, как часть культуры народа. Колыбельные песни, пестушки, потешкидолжны дать ребенку некую систему координат, помогающую самоопределиться вжизненно важных отношениях с миром. Слушая сказку, дети получают представлениео добре и зле. Рассматривая произведения декоративно — прикладного искусства,дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов.Богатства и разнообразия видов и мотивов, — проникаются уважением к народномумастерству, создавшему их. У них возникает стремление самим научиться создаватьпрекрасное. Народные игры – это жанр устного народного творчества, являютсянациональным богатством.
Сегодня ни укого не вызывает сомнение огромная значимость народной культуры в духовном,нравственном, эстетическом и патриотическом воспитании подрастающего поколения,в приобщении детей и молодёжи к родной истории, вековым культурным традициямРоссии. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народныхпраздниках духовно обогащают детей, воспитывают гордость за свой народ,поддерживают интерес к его истории и культуре.
— Культуру России невозможно представить себе без народногоискусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа,наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественныевкусы и является частью его истории. Родная культура, как отец и мать, должнастать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас кнам возвращается национальная память, и мы по – новому начинаем относиться кстаринным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам,декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное изсвоих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Поэтому познание детьми народной культуры, русскогонародного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах,положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческиеспособности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающийсвоего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, чтоони являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальныхтрадициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияетна духовное и эстетическое развитие детей.
И начинать приобщение к ценностям народной культурынеобходимо с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы,открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннеепогружение в истоки национальной культуры.
Приобщение детей ксемейно – бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретамвзаимного уважения и «лада» в семье должно начинаться в семье. Главныйвоспитатель ребенка – это семья.
Для этого необходимообратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору.Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянныйчерез сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Русский танец,русская песня, русская музыка. Знакомство ребенка с устным народным творчествомначинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых напевных слов малыш легчепроснётся, даст себя умыть (“Водичка, водичка”, накормить (“Травка – муравка”).Не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за ним под звучание песенокпревращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которыетак необходимы для его развития. Роль этих малых фольклорных форм в воспитаниидетей трудно переоценить.
Отмечая удивительнуюсилу первых детских впечатлений, собиратель народного фольклора говорил: «Ктоне слыхал русской песни еще над своей колыбелью, и кого ее звуки не провожаливо всех переходах жизни, у того, разумеется, сердце не встрепенется при еезвуках, на которых душа его выросла, она ему ничего не напомнит…»
С первых дней жизниребёнок оказывается во власти слова и музыки. Колыбельные песни, потешкинастраивали его на музыкально – поэтический лад.
Вспомните,пожалуйста, какие потешки, песни вы напевали своим малышам перед сном, передприемом пищи, умывании (ответы родителей).
Подрастая, детипогружались в мир народных песен, сказок, былин.
Ни в одном другомжанре фольклора народная жизнь не отражена так широко, как в пословицах ипоговорках. Их можно назвать энциклопедией народной жизни. В них заключенацелая программа воспитания детей, решающая задачи умственного, нравственного,эстетического, физического, трудового, семейного воспитания.
В пословицах ипоговорках содержатся взгляды на мир, природу, общественное устройство, аглавное, отношение народа к окружающей действительности. Пословицы широкобытуют в русскомязыке и в настоящеевремя. Недаром в народе говорится: «Пословица век не сломится». Они оказываютвлияние на интеллектуальное развитиеребенка, легки для запоминания и могут быть использованыродителями в воспитании ребенка. Обращенные к детям пословицы могут открыть имправила поведения, моральные нормы, например:«Поспешишь — людей насмешишь».
В пословицах ипоговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, гдевысмеиваются человеческие недостатки и восхваляются положительные качества.Умело подобранные пословицы и поговорки, примененные в соответствующейситуации, оказывают влияние на воспитание детей, воспитывают любовь к Родине,чувство дружбы и употребляемые пословицы оказывают влияние на речь детей, ониначинают использовать пословицы своей речи.
Например, такие:Ребенок обидел своего товарища грубыми словами. «Говоря даже в шутку, подумайна минутку». В результате речь становится более разнообразной, образной, яркой,живой, дети чаще употребляют сравнения.
Пословица – душа иум народа.
В ней к Родине любовь.
В ней мудрый опыт многих поколений.
Хвала к труду в ней и презренье к лени.
Пословица – к слову молвится.
Добрая пословица не в бровь, а в глаз.
Очень часто напосиделках звучали русские пословицы и поговорки. В них отражены все стороныжизни народа: домашняя, семейная, общественная.
Ход родительского собрания:
— Пришла пора проверить, хорошо ли наши гостизнакомы с этим видом народного творчества.
Сейчас я предлагаю вашему вниманию началопословицы, а вы должны ее закончить.
— Я начну – а вы продолжите пословицу.
Играс родителями «Продолжи пословицу»
О дружбе
o Птица сильна крылами,…(а человек друзьями).
o Не мил свет, …(коли друга нет).
o Крепкую дружбу ….(топором не разрубишь).
o Человек без друзей,….( что дерево без корней).
o Старый друг…( лучше новых двух).
o Не имей сто рублей, …..(а имей сто друзей).
О природе
o Мороз не велик, …(а стоять не велит).
o Солнце пригреет, …( и все поспеет).
o Снег на полях –…(хлеб в закромах).
o Лето собирает, …(а зима подъедает).
o Вода на лугу, …(сено в стогу).
О труде
· Что посеешь, …(то и пожнешь).
· Хочешь есть калачи,…(не сиди напечи).
· Труд человека кормит, –….(алень портит).
· Птицу узнают в полете, ….(а человекав работе).
· Работа не волк, ….(в лес неубежит).
Ещё одной формой словесного народного творчества, являются загадки.
Они умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказываютвлияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Загадкаразвивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше ибыстрее отгадывает загадки. Предмет, который загадан это иносказание или намек,поэтому каждая загадка для отгадывающего — это своеобразное испытание насообразительность
Каких только загадокни придумано, чтобы проверить внимание, смекалку, сообразительность. Однисостоят из простого вопроса, другие похожи на задачки. Легко отгадывает загадкитот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идет речь, атакже умеет разгадать в словах скрытый смысл. И если ребенок смотрит наокружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая красоту и богатство его,то всякий мудреный вопрос и любое иносказание в загадке будут разгаданы.
Есть у нас для вас загадки:
Не горьки, не кислы, не сладки.
Кто сейчас все отгадает,
Тот весь год забот не узнает.
1 И колковато и ноздревато, и мягко ,
И ломко и всех милей! (Хлеб).
2 В брюхе — баня,
В носу решето,на голове пуговица.
Всего одна рука, да и та на спине! (Чайник)
3 В печь несут –жидко,
Из печи несут – твёрдо! (Каша).
4 Маленький, кругленький, а за хвост неподнимешь. (Клубок).
5 Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)
Так же для воспитания находчивости, внимательности,сообразительности и критичности ума ребенка применяются небылицы, потому что вних обычно даются не существующие в мире связи, характеристики отдельныхпредметов и явлений.
Небылицы — это необычные произведения. В них развиваютсясобытия совершенно невероятные, нереальные, и зачастую все поставлено «с ног наголову». Какие только фантастические картины не возникают в рассказах и песнях:безногие бегают; мужик тащит телегу, в которой сидит лошадь; кочан капустныйнесет зайца в зубах; медведь, как птица, летает в облаках; вода горит и с небападает пельменный дождь… Это вызывает у детей смех и в то же время укрепляет вних понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают уребенка чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.
-А сейчас небылицы в лицах.
сидят девицы в теремах – светлицах,
щелкают орешкида творят насмешки.
Выходят 4девочки, садятся на скамеечку рассказывают прибаутки и небылицы.
Девочка первая: Шла торговка мимо рынка, споткнулась о корзинку
И упала в яму, бух, — проглотила сорок мух.
Девочка вторая: Бегал заяц по болоту, он искал себе работу.
До работы не дошел сам заплакал и пошел.
Девочка третья: Чепуха-чепуха – это только враки,
Куры съели петуха — говорят собаки.
Девочка четвертая: Рано утром вечерком, поздно на рассвете
Баба ехала пешком в ситцевой карете.
Ведущий: Конкретные развивающие и обучающие функциивыполняют и скороговорки.
Скороговорка -веселая и безобидная игра в быстроте повторение трудно произносимых стишков ифраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются в этомих секрет и обаяние.
Скороговоркипомогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы,знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическимиобразами. Для скороговорки важно, чтобы её произнестине только как можно скорее, но и чисто и красиво. Ведь недаром народ далскороговоркам ещё одно имя — чистоговорки.
-Итак, состязание начинается: я буду говорить скороговорки, а выза мной их повторять.
· Боронила борона поборонованному полю.
· Редька редко росла на грядке,грядка редко была в порядке.
· Бык тупогуб, тупогубенькийбычок, у быка бела губа тупа.
· Около кола колокола, околоворот коловорот.
· Съел Валерик вареник, а Валюшкаватрушку.
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла укралакларнет.
Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорокморок.
Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизньсказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая:хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика — это, хотя и воображаемые, нопримеры истинного поведения человека. Сказка неотделима от красоты, онаспособствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородстводуши, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодарясказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Стремясь пробудить вдетях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народкрасочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Оченьважны сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность,заносчивость, трусливость, глупость. Важно, чтобы ребёнок не просто слушал,сказку, а осознавал её идею, вдумывался в подробности происходящего.
Дети очень любят сказки. С ними ребенок встречаетсяв самом раннем возрасте, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой,испытывает те или иные чувства. Дети радуются удачам героев, переживая за них,ненавидят то плохое, с чем герои борются. Сказка как средство воздействия наребенка часто обладает преимуществами над другими воспитательными приемами.Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляетпережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю егопоследующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позициюположительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все этопобуждает творческую активность ребенка-дошкольника, заставляет делать выводы,которые недоступны для него в других обстоятельствах.
Воспитатель предлагает родителям вспомнить названиярусских народных сказок. Побеждает родитель, назвавший большее количествосказок.
Игра«Угадай из какой сказки»
— Пора,Иван-царевич, вставай, каравай неси!
Глянул Иван-царевична каравай – диву дался: никогда таких не видывал.
Положил каравай назолотое блюдо, понес к отцу
(«Царевна-лягушка» )
Нет ни речки, нипруда,
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке от копытца …
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
Речка, матушка,спрячь меня!
— Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала.
Река укрыла ее подкисельным бережком.
( Гуси-лебеди)
— Красна девица,
влезь ко мне в одноушко,
А в другое вылезь-
Всё будет сработано.
(Крошечка-Хаврошечка)
— По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён,
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл
(Колобок)
— Битый небитоговезёт,
Битый небитоговезёт!
(Лиса и волк)
— Люди бежали,
Орехов насыпали,
Куры-то клюют,
Петухам не дают…
(Лисаи петух)
— Сяду на пенёк,Съем пирожок!
— Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
(Маша и медведь)
— Ку-ка-реку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису посечи.
Пошла, лиса, с печи!
(Заюшкина избушка)
(Подводятся итоги,отмечается самый лучший знаток сказок)
— А ещё в старину устраивали шумные игрища, с удовольствиемпели и плясали, водили хороводы, состязались в силе и ловкости: устраиваликулачные бои, борьбу и бег наперегонки. Считалось, что обычаи играть, петьпесни увеличивают силу плодородия земли.
Испокон веков в народных играх ярко отражаетсяобраз жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести,смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротойи красотой движений. Нет нужды доказывать, что народные игры с давних пор былине просто развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой,а на празднествах и гуляньях непременно входили в «культурную программу». Вот,например, ловилки-догонялки: и ловкость развивают, и внимание настраивают, искорость реакции улучшают.
Русские народные игры имеют многовековую историю.Они дошли до наших дней из глубокой старины. Передавались из поколения впоколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. В них много юмора,шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаютсянеожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками,потешками. Они сохраняют художественную прелесть, эстетическое значение исоставляют ценнейший, неповторимый игровой материал. В играх удовлетворяетсяжажда действий, предоставляется возможность для работы ума и воображения,воспитывается умения преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себяи справедливость.
Сам игровой процесс не мыслим без прелюдии. Предыгровые зазывалки,как метод сбора участников будущей совместной игры при помощи специальнойречевки, имеет давнюю традицию. Зазывалки использовались как зачин,призывающий потенциальных участников к игре: Или:
Тай-тай, налетай!
Кто в жмурки (прятки, салки и т.д.) играй?
Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на местеили по кругу, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутымбольшим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулакоми в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносилприговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количествоигроков, зазывала заканчивал набор:
Тай-тай, налетай!
Никого не принимай!
Ведущий:
Скок-поскок,скок-поскок,
Зайка прыгнул напенек,
В барабан он громкобьет,
В Ручеек игратьзовет.
Проводится игра с родителями «Ручеёк»
Игроки разбиваются по парам и, взявшись за руки, образуют«живой коридор — ручеек». Оставшийся без пары игрок проходит внутри коридора,выбирая себе пару. Обычно, по правилам, мальчик выбирает девочку, а девочка –мальчика. Новая пара, пройдя через коридор, становится впереди, а оставшийсябез пары игрок снова ищет пару.
Мастер-класс«Валенки»
Мастерицы занимались ручным трудом, шили, сучили пряжу,плели кружево, ткали ковры. Приглашаем на мастер-класс сделать своими рукамиваленки.
Ведущий. Дорогие гости!
Славится народ наш русский не тольковесельем, но и гостеприимством, да угощеньем знатным
Ведущий: В старинулюбили чаёвничать? Выпивали чаю аж по десять стаканов и говорили: «Чай пить –не дрова рубить». Вот и мы вас сейчас пригласим к столу. «Милости просим». Авот и пироги поспели, вкусные да пышные. Угощайтесь, гости дорогие!
Ведущий: Уважаемыеродители, мы сегодня, попытались обсудить с вами проблему приобщения детей кистокам русского народного искусства.
Мы хотим узнать вашемнение (раздаются анкеты. Приложение)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Приобщение детей к истокамрусской народной культуры. С-П., 2006 г.
2. Аникин, народное творчество/В.П, Аникин — М.: Высш. шк., 2004.
3. Богатырев, теории народногоискусства/ — М., 1991.
4. Галанина, устного народноготворчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста/ //Дошкольная педагогика. — 2008. №5.
5. Капица, Ф.С., Колядич, детскийфольклор./ — М., 2002.
6. Литвинова, народные подвижныеигры/ — М.: Издательский центр № Акдемия”, 2002.
7. , «Знакомство детей с русскимнародным творчеством» СПб,2001.
8. Тихонова М.В «Красна изба».СПб,2004
9. «Истоки русской народнойкультуры в детском саду» СПб «ДЕТСТВО ПРЕСС»2008.
10. « Воспитание детей на традициях русской культуры»
11. СПб,2005.
12. Усова А.П. « Русское народное творчество вдетском саду»- М., 1985
Приложение
Анкетадля родителей 1
Тема: Приобщениедетей к истокам русской культуры
Уважаемые родители!
1. Как вы считаете,нужна ли такая форма проведения родительского собрания?
2. Актуальна ли длявас данная тема?
3. Какие выиспытывали чувства при участии в мероприятиях собрания?
4. Изменилась ливаша позиция в отношении взаимодействия с детьми в вопросах приобщения детей кнародному искусству?
Анкета для родителей 2
1. Можете ли Вы рассказать ребенкуо традициях русского народа:
а) Как жили нашипредки;
б) Какими занималисьремеслами?
в) Как сеяли хлеб?
г) Какую на Руси носили одежду?
1. Знаете ли Вы русские праздники?
2. Нужно ли соблюдать обряды,традиции?
3. Необходимо ли сохранятьуважение к предметам старины?
4. Надо ли знать народные сказки ибылины?
5. Какие виды народного искусствавы знаете?
6. Как часто вы читаете ребенкурусские народные сказки?
7. Употребляете ли вы в общении сребенком русские народные
пословицы и поговорки?
8. Какие русские народные промыслывам знакомы?
9. Поете ли вы ребенку колыбельныепесни?
10. Должны ли рассказывать об истоках русской культурыв детском саду?
11. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и бабушек?Знает ли об этом малыш?
12. Какие народные игры Вам известны?
13. Играете ли Вы в них с ребенком?
14. Ходили ли Вы в музеи (исторический, краеведческий идр.)
15. Как Вы думаете, почему работа по приобщению детей кистокам народной культуры необходима в воспитании детей дошкольного возраста?
ФОТООТЧЕТ
