Тема: «Роль детской литературы дляразвития детей 5-6 лет».
Сегодня суверенностью можно сказать, что современный ребенок 5-6 лет отличается отсвоего ровесника пятнадцати- двадцатилетней давности. Всеобщая технологизация, влияние аудиовизуальных ресурсов, цифровых и электронных носителей информациисказались не только на формировании эстетического вкуса эмоционально образногомира ребенка, но и на развитие его мышления, коммуникативных навыков, памяти. Художественнаялитература может прийти на помощи для развития художественно нравственногоребенка, умеющего видеть внутреннее содержание, а не внешнюю привлекательностьвещи.
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизньобщества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развиваетмышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцырусского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритмродного языка. Литература помогает дошкольнику, «вступающим в диалог с миром»(по определению М.М.Бахтина), идентифицировать себя как личность, создатьсобственный образ мира. К 5-6 годам ребенок учится активно общаться сосверстниками, обозначать свои интересы в группе товарищей , дает понятьокружающим, что ему нравится, что нет. Он находится в самом начале сложногопути взросления, поэтому ему трудно объяснить свою позицию, сопоставить своижелания с переживаниями, мыслями, эмоциями другого. В связи с этим особоежелание при знакомстве с текстами художественных произведений следует обращатьна те, в которых выведен герой ровесник, ребенок старшего дошкольного возраста.При работе с художественным текстом, педагог должен организовать деятельность такимобразом, чтобы ребенок учился осмысливать не только свои желания и поступки, нои понимать серников, товарищей по играм и общению.
Образ ребенкадошкольника создан как на страницах русской классики так и в современнойлитературе.
В подготовительнойк школе группе одним из первых произведений для знакомства предлагается срассказами о детях Л. Н. Толстого. Такими воспринимал детей русский писательсто с лишним лет назад. Нужно объяснить детям, что такими могли быть в детствеих прабабушки и прадедушки. После знакомства с произведениями нужно задатьвопросы детям о возрасте героев, как родители реагируют на просьбы детей и т.д.затем можно чтобы дети сопоставляли мысли переживании главных героев ссобственными эмоциями и желаниями. Внимательно слушая ответы детей, педагогдолжен понять, как они оценивают реакции взрослых на их желания и поступки.Важно учить детей размышлять над произведениями. При работе с текстами о детях,ребенок учится понимать себя, оценивать свои поступки, действия.
Н.И. Новиков в1783 году в статье «О воспитании и наставлении детей» писал о необходимостицеленаправленного систематического воздействия на воспитание и образованиеребенка, о необходимости его учета индивидуальных и возрастных особенностей:образовывать «разум и сердце дитяти» следует не через дидактическиенаставления , а посредством того, когда…учат их примечать, справедливо илинесправедливо они мыслили и рассуждали и для чего то делали; так же когда общес ними и соразмерно их возрасту думают, рассуждают, исследуют, сомневаются илирешают».
Интересный образребенка у Л.Н.Толстого в были «Девочка и грибы».
После знакомства сэтим рассказом следует задать вопросы : что произошло, когда девочка переходилажелезную дорогу, почему младшая девочка оказалась в опасности, как спасласьдевочка от неминуемой гибели? Быль взывает у детей сильный эмоциональныйотклик, они переживают за младшую девочку. Сам писатель основным средствомпробуждения познавательной активности ребенка считал формирование способности ксопереживанию через художественный рассказ. После чтения рассказов Толстого,дети могут рассказать, как сами попадали в опасные ситуации. Дети, пытаясьобъяснить взрослому и товарищам, почему такие ситуации возникали в их жизни,как они преодолевали трудности. Что делали, чтобы больше не возникало такихситуаций. Несмотря на серьезные изменения, которые произошли в жизни людей застолетия, внутреннее дети по прежнему остались во многом похожи на своихдалеких сверстников. У них тоже непосредственность, эмоциональность, тоже желаниенастоять на своем, неумение предвидеть последствия своих поступков.
Художественнаялитература не только помогает дошкольнику оценивать себя, свои действия, но иформирует эстетический вкус.
Чтение- важнейшееумение, необходимое человеку. Но для дошкольника оно не является ведущим. Главное– показать красоту художественного текста, пробудить желание слушать,вырабатывать потребность в обращении к художественному тексту, как квозможности познать себя и окружающий мир. Важно на раннем этапе литературногоразвития заинтересовать ребенка «передать ему нужные знания, жажду нравственнойи умственной пищи, приучать его к этой пищи, а потом уже, развернув перед нимкнигу, благословить его на дальнейший самостоятельный прогресс»- говорилК.Д.Ушинский. Учены- педагог А.М, Лебедев говорил о необходимостипоследовательного, начиная с самого раннего возраста, литературногообразования, обозначая его непосредственную связь с вопросами воспитания. Дети, знакомясь вместе с педагогом с художественными произведениями, главнымигероями которых являются их сверстники, становятся более восприимчивыми поотношению к себе и своим сверстникам.
С помощью книги ребенок сможет найти ответы на интересующиеего вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев,фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.
Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все большеновых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий.Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшегоправильного физического, психического и умственного развития.
