X-PDF

Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей 3-4 лет.

Поделиться статьей

Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей 3-4 лет.

Игра — это искра,зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия ипредставлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается насвет с готовыми органами чувств. Это лишь предпосылки для восприятияокружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимоорганизовать целенаправленное воздействие со стороны окружающей среды на органычувств ребенка. Его следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию.

Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способныразличать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Игры как элементсенсорного развития дают ребенку возможность различать и классифицироватьпредметы по размеру, форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, повесу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.

Наиболее активной формой обучающего воздействия для детей 3-4 летявляются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятияи игры. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенноусложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения,формировать умения и некоторые важные качества.

Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослогона ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Такимобразом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которуюпреследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок. Важно,чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программногоматериала. Усвоение программного содержания становится условием достиженияигровой цели.

Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру какодно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и ихсовместной деятельности. Игра в детском возрасте – норма, ребенок должениграть, даже если он делает самое серьезное дело. Игра отражает внутреннююпотребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающейжизни, в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают вопределенные отношения со сверстниками и взрослыми.

Игра – это особый вид деятельности дошкольников, а так же средстводля умственного и нравственного развития и воспитания. Именно в игре сосверстниками или старшими детьми воспитанники обогащают друг друга новымизнаниями, учатся считаться с требованиями других ребят, развивают свою речь,обогащая словарь.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра,позволяющая приобщать детей к текущей жизни в доступных им формахинтеллектуальной и активной игровой деятельности, нравственных и эстетическихпереживаний.

В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считалисьосновным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагаласьзадача формирования сенсорики ребенка.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специальносоздаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.  Неоднозначнуюоценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, авторомкоторой является Мария Монтессори. Она считала, что игра должна быть обучающей,в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияния на развитиеребенка.  

В современной системе сенсорного воспитания наряду с учебнымизанятиями определенное место отводится занятиям, которые проводятся в формеорганизованных дидактических игр.

В непосредственной образовательной деятельности такого родасенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме,связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знанийи формирование умений происходит не в процессе образовательной деятельности, ав ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания изагадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования вдостижении результата). Но проводить их следует не от случая к случаю, а вопределенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения ивоспитания младших дошкольников.

В образовательной деятельности, важная роль должна принадлежатьдидактическим играм, так как она выступает своеобразной игровой формой занятияи проводится со всеми детьми организованно в часы занятий; и в повседневнойжизни, в часы самостоятельной игровой деятельности.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложноепедагогическое явление: она является и игровым методом обучения детейдошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровойдеятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.

В отличие от учебной сущности образовательной деятельности вдидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное,и игровое, занимательное. Учебное, познавательное, начало в каждой игревыражается в определенных дидактических задачах, преследующих, например целисенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач, радикоторых создаются и проводятся с детьми обучающие игры, придает игрецеленаправленный, дидактический характер. Но дидактическая игра становитсянастоящей игровой формой обучения лишь в том случае, когда учебные задачиставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым,занимательным началом – с игровыми задачами и игровыми действиями.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается вдвух видах: игры занятия и дидактические игры. В первом случае ведущая рольпринадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса кобразовательной деятельности  использует разнообразные игровые приемы,создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использованиеразнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами,указаниями, объяснением, показом.

В каждой дидактической игре должно быть предоставлено развернутоеигровое действие. По мнению группы педагогов, дидактическая игра становитьсяигрой благодаря наличию в ней разных игровых моментов: ожидания инеожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, распределения ролей идр.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельностьосознана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельностьосуществляется лишь в том случае, если эти правила детьми усвоены. Рольвзрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, вкоторые они играют сами, если интерес к игре пропадает, то необходимопозаботится об усложнении игр, расширении их вариативности.

Исследователями в области игры выделена ее структура:

1.дидактическая задача

2.игровые правила

3.игровые действия.

Мотивом выполнения дидактической задачи становится естественноедля дошкольника стремление играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть.Именно это заставляет детей внимательнее всматриваться, вслушиваться, быстрееориентироваться на нужное свойство, подбирать и группировать предметы, как этотребуется по условиям и правилам игры.  

А.К. Бондаренко говорит, что дидактическая игра будет интереснадетям до тех пор, пока в ней есть какая-то тайна, загадка, неизвестность. Поего мнению, дидактическая игра быстро устаревает, если детям становятся понятныдидактические задачи.

В педагогической литературе встречается несколько классификацийдидактических игр: по игровому действию и правилам; по обучающему содержанию,познавательной деятельности детей, организации и взаимоотношениям детей; пороли воспитателя.

Традиционно все дидактические игры можно разделить на три  основных вида:

1. игры с предметами (игрушками, природным материалом)

2.настольно-печатные

3. словесные игры.

Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушкии реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливатьсходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью детизнакомятся со свойствами предметов: цветом,величиной, формой, качеством. Виграх решаются задачи на сравнение, классификацию, установлениепоследовательности в решении задач.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Ониразнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающиезадачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Втаких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах,углублять знания о них, так как в этих играх требуются использоватьприобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

Дети самостоятельно решают разные мыслительные задачи; описываютпредметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находятпризнаки сходства и различия; группируют предметы по различным признакам,свойствам, находят алгоритмы в суждениях и др.

А.Н. Аванесова, исходя из опыта сенсорного воспитания, приводитследующие виды дидактических игр по игровому действию:

1.Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям сигрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять,нанизывать и т.п.

2.Игры с прятанием и поиском. Основанные на интересе детей кнеожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

3.Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детейнеизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».

4.Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которыхзаключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролейвзрослых: продавца, покупателя, почтальона – или животных: волка, гусей и т.д.

5.Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичьигрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т.д.

6.Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет (картинку)или его свойство (например, цвет), связанные с интересными игровыми моментами –избавиться от ненужного, сбросить карту, удержаться, не потребовать себештрафной предмет или картинку, не сказать запретного слова.

Игры могут быть включены практически в любую образовательнуюдеятельность. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами – этопомогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать ихэстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.

Методические рекомендации по использованию дидактических игр какэлемента сенсорного развития.

Именно в дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшегопознавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.

Но для достижения устойчивого педагогического и психологическогоэффекта необходима систематическая работа по сенсорному развитию детей нетолько в ДОУ, но также и дома с родителями.

Период от рождения до поступления в школу является возрастом,наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка отличаетсябольшой познавательной активностью, любознательностью, подражательностью,пластичностью нервной системы, большой эмоциональностью и впечатлительностью,большой ранимостью организма. При таких особенностях дошкольного возрастанеобходим правильный подход в организации воспитания и обучения детейдошкольного возраста.

Решать задачи сенсорного развития детей дошкольного возраста можнос помощью разных средств: учебной, бытовой, трудовой, игровой и других видовактивной деятельности ребёнка. Однако игровая деятельность является самойприемлемой и эффективной в раннем дошкольном возрасте, так как, по мнениюбольшинства психологов, игра является ведущей деятельностью в этом возрасте,сенсорные способности детей развивают дидактические игры. Процессы ощущения ивосприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды.

С помощью дидактических игр воспитатель приучает детейсамостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях всоответствии с поставленной задачей, но и дома, в семье родителям стоитцеленаправленно, систематически побуждать детей 3-4 лет к сенсорному развитию спомощью проведения совместных игр.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рациональноиспользовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерныепризнаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать,классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы,обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкойсознательного отношения к приобретению твёрдых, глубоких знаний.

Знание сенсорных эталонов учит пользоваться представлениями оразновидностях каждого свойства для анализа и выделения свойств самых различныхпредметов в различных ситуациях, то есть использовать их в качестве «единицизмерения». А начинаем мы знакомить ребенка с сенсорными эталонами уже в раннемвозрасте. Слово играет большое значение при усвоении сенсорных эталонов. Впроцессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные(тактильные), вкусовые и обонятельные образы. Но при этом необходимо, чтобысвойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, были соединены –обозначены словом, что помогает закрепить в представлении образы предметов,сделать их более стойкими, четкими. Если образы восприятия закреплены в слове,их можно вызвать в представлении ребенка и тогда, когда от момента восприятияпрошло некоторое время, а объект восприятия уже отсутствует в поле зрения. Дляэтого достаточно произнести соответствующее слово-название.

Таким образом, именно при помощи слова удается закрепитьполученные образы восприятия, формируя на их основе представления.

Руководство дидактическими играми в младшем дошкольном возрасте:

1.У детей младшего возраста возбуждение преобладает надторможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнейобъяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколькоправил, то не следует сообщать их сразу.

 

2.Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое,радостное настроение у детей.

 

3.Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить кумению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.

 

4. С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самомувключиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическимматериалом (башенки, яйца). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызыватьинтерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.

 

5. Для детей этого возраста характерно преобладание чувственногопознания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал(игрушки), который можно обследовать и активно действовать с ним.

 

6. Известные детям игры становятся более интересными, если в ихсодержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активнойумственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах спостепенным их усложнением.

 

7.При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взглядто на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это емурассказывают об игре.

 

8.Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре:обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, ихсвойствами, изображениями на картинках.

 

9.Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста,воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научилисьделать (указывает конкретно что), убрали на место игрушки.

 

10.Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детямпоиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры (если этопосуда, то поиграть в детский сад, в повара и др.).

Можно сделать вывод, что с помощью использования дидактических игрв образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей,развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память,расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, неподозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различнымипредметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатсяпреодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата.

Таким образом, особая роль дидактической игры всенсорном развитии определяется тем, что игра должна сделать сам процессобучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственныйопыт.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет