Роль дидактической игры в формировании представлений детей орастительном мире.
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственнаядеятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушаяэкологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно постояннозаботиться об ее охране.
В нашей стране охрана природы — дело государственной важности.Но чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже сдетства прививать человеку любовь к природе родного края.
Из всего многообразия мира природы наиболее доступны детям длянепосредственного наблюдения растения и домашние животные. В процессе ознакомления сними у дошкольников воспитывают любовь к природе, желание ухаживать заживотными, выращивать растения.
В образовательной деятельности, во время труда в уголке живойприроды и на участке, на экскурсиях и прогулках воспитатель раскрывает переддетьми многообразие и красоту окружающего мира, знакомит с различнымисвойствами и качествами растений, формирует элементарные понятия о растительном и животном мире.Более активному усвоению знаний способствует эмоциональное отношение детей к тому, о чемрассказывает воспитатель.
В ознакомлении дошкольников с природой особое значениеимеют дидактическиеигры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельныепризнаки предметов,явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам,чертам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируютсяих внимание, память, развивается произвольное восприятие. При решении игровойзадачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи.
Однако воспитательную ценность дидактических игр нельзя сводить только к развитиюумственных способностей и расширению кругозора ребенка. Содержание
игры вцелом оказывает большое влияние на становление личности ребенка, эстетическоеего развитие.
В ознакомлении детей с природой полезно использовать дидактические игры сприродным материалом. Это могут быть овощи, фрукты, листья деревьев икустарников, цветущие травянистые и комнатные растения.
Овощи и фрукты хорошо знакомы и интересны детям. Малышейпривлекают их форма,окраска, величина, вкус, запах. Так как многие овощи и фрукты сохраняются в течениевсего года, с ними можно проводить разнообразные игры во всех возрастных группах независимо от сезона.
Комнатные растения- обязательные обитатели уголка природыдетского сада. Их удобно использовать в играх, прежде всего потому, что почтиполовина года в средней полосе деревья, кустарники лишены зеленого покрова иперестают привлекать детей. Большинство же комнатных растений остается зелеными постоянно, а некоторыецветут и зимой.
Весной, летом, осенью растительный мир привлекает внимание ребенка бурнымиизменениями, красками, запахами. Выделяя сходные и отличительные признаки
растений,дети начинают различать деревья, кустарники, цветы, запоминать их названия.
Чтобы облегчить усвоение детьми знаний об отличительныхпризнаках растений,для игр хорошо использовать листья, цветы, плоды, семена, кору.
Дидактические игры сприродным материалом можно проводить в естественных условиях, на открытомвоздухе и в групповой комнате. Игры в лесу, в парке, на лугу, не требуют специальногооборудования, но, выбирая место для игры, необходимо, чтобы на поляне, в сквере были растения, с которымивоспитатель хочет познакомить детей, кроме того, они должны быть доступны детям длянаблюдения.
Однако проведение игр в естественных условиях имеет своисложности. Это прежде всего то, что дети легко отвлекаются, переключаютвнимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому воспитатель долженпродумать интересные игровые действия, занять всех детей решением единой задачи.
Если игра проводится в помещении, природный материал размещаюттак, чтобы дети хорошо видели отличительные признаки каждого предмета (окраску, величину, форму) ивсе детали.
Можно выделить два типа дидактических игр с природным материалом: бессюжетные и сюжетные.
Игры,в которых все дети выполняют одно-два однородных действия, относятся кбессюжетным. Если же в игре действия согласно ее правилам выполняютсясоответствующими участниками (исполняются роли, а содержание отражает определенный сюжет, тоэто игры сюжетные.Такие игры требуютнекоторых знаний, умения применять их в соответствующей ситуации. Поэтомурекомендуется проводить их с детьми старшей и подготовительной к школе групп.
В ходе дидактических игр дети разного дошкольного возраста путеммногократных повторений усваивают объем знаний в соответствии с программой.
Планируя игру с природным материалом, воспитатель должен помнитьо соответствии ее содержания изменениям, происходящим в окружающей природе.Например, игры,связанные с покупкой семян, проводить лучше весной, а со сбором урожая, — летоми осенью.
Последовательность проведения игр дается в соответствии спостепенным усложнением дидактических задач, с учетом уровня представлений детей о разныхгруппах растений. Иногда одни и те же игры в разных вариантах рекомендуются для детей разного возраста.Они усложняются за счет увеличения количества растений, более разнообразных правил и игровых действий.
Воспитатель сам можетпридумать различные варианты игр: ввести в нихдополнительные задания, новые роли, обогатить сведениями об окружающей детей природе.