X-PDF

Роль информационно-коммуникационных технологий в формировании личности обучающегося и его компетенций на уроках истории и обществознания

Поделиться статьей

Роль информационно-коммуникационных технологий в формированииличности обучающегося и его компетенций на уроках истории и обществознания

Информационные технологии на уроках…  Необходимость изучения этойтемы возникла в 1997 году. Тогда, в ходе подготовки к творческому отчетупедагогического коллектива, десятиклассником Олениным Алексеем была написанауниверсальная программа для оценки уровня знаний «Тесты». Защита программысостоялась на заседании Ученого совета Научного общества учащихся. Программапозволяла вводить любой учебный материал в любом объеме (демонстрационныйвариант был представлен тестами по новейшей истории). Удобство сервисапрограммы позволяло работать с ней даже неопытному пользователю. По окончанииработы каждый ученик видел свой результат в баллах и в процентном отношении. Сейчас этим никого не удивишь, но четверть века назад это воспринималось какчто-то принципиально новое, инновационное.

В 2001 году вновь пришлось обратиться к теме информационно-коммуникационныхтехнологий. Результатом этой работы стало написание реферата «Повышениепознавательной активности учащихся на уроках истории с применением компьютерныхтехнологий» и создание программного пакета по истории средних веков «Великиегеографические открытия» (среда Delphi с использованием Web-технологий) для 6 класса. Реализация данного проекта былапризвана способствовать повышению познавательной активности, творческойзаинтересованности в изучении истории и повторению ранее изученного. Для этогошестиклассникам на выбор было предложено выполнить тестовые задания или решитькроссворд. Это был первый урок истории, проведенный в компьютерном классе, ареферат был представлен на выставку-конкурс «Образование ХХI век», с различными егоаспектами автор неоднократно знакомил своих коллег – учителей истории иобществознания во время творческого отчета, научно-практических семинаров и назаседаниях городского методического объединения. Еще одним направлениеминновационной деятельности стало проведение интегрированных уроков, например,информатика/обществознание или информатика/история.

     Тенденции развитиясовременной школы предполагают перевод образовательного процесса натехнологический уровень. Такой уровень является условием гарантированногополучения качественного образовательного результата и подготовки школьников кдеятельности в постиндустриальном мире. Важнейшей составляющей педагогическогопроцесса становятся личностно-ориентированные образовательные технологии,учитывающие возрастные и индивидуально-психологические особенности школьников.Что как не всестороннее развитие ребенка, формирование его личности и различныхкомпетенций является важнейшей целью образовательного процесса? Благодаря такимтехнологиям, дети включаются в целеполагание, планирование, подготовку,осуществление и анализ форм образовательного процесса; обязательной являетсярефлексивная деятельность обучающихся как условие осознания и фиксацииполучаемых ими результатов. Выпускник должен стать конкурентоспособным, чтобылегко адаптироваться в стремительной меняющихся условиях современного мира.

Современные дети и подростки,выросшие в условиях глобальной компьютеризации, не любят и не хотят читать, азачем? Ведь у них есть самая современная техника, которая гораздо увлекательнеелюбой самой интересной книги. Ни для кого не секрет, что компьютер обладаетогромной притягательной силой не только для детей, но и для взрослых. Целаяиндустрия очень продуктивно трудится, производя огромное количествокомпьютерных игр. Компьютерные технологии стремительно совершенствуются. Именнопоэтому среди современных образовательных технологий в арсенале учителя должныбыть и эффективно использоваться информационно-коммуникационные технологии.Сегодня, когда компьютер перестал быть чем-то экзотическим и прочно вошел внашу жизнь, он занял свое место даже в такой традиционно консервативной системе,как система образования. С одной стороны, он стал естественным объектомучебного процесса, с другой, сам явился ценным техническим средствомобеспечения образовательного процесса, формирования личности обучающегося,  егокомпетенций.

Образовательный процесс сиспользованием компьютера, информационно-коммуникационных технологийпревращается из пассивного изучения предметов в активный процесс формированияличности ученика. Повышение познавательной активности, интереса к изучаемымпредметам влечет выход многих обучающихся за рамки школьных программ, являетсяхорошим стимулом для участия в научных конференциях, конкурсах, олимпиадахразного уровня. Привычным делом стало использование компьютера каквспомогательного средства при подготовке домашних заданий, сообщений,рефератов, проектов. Не может не радовать то, что  в учебниках и по всеобщейистории, и по истории России, и по обществознанию есть задания, предполагающиеиспользование Интернета для поиска дополнительной информации и компьютера – длясоздания презентаций. Круг практического применения компьютеров, ранееограничивавшийся занятиями по информатике, сегодня разорван. Он стал неотъемлемойчастью изучения предметов гуманитарного цикла.

Темой отдельного разговора являютсяэлектронные учебники. У них есть как плюсы, так и минусы. О них в свое времямного писали и спорили. Безусловно, к плюсам можно отнести красивую графику,анимацию, голос диктора за кадром. Минусом могут быть фактические ошибки,неверно поставленное ударение, опечатки.

Устойчивый интерес к изучению историии обществознания, сформированный на уроках и уровень компетентности позволяютна высоком уровне организовать внеурочную деятельность: в ходе изучения курса«История России в лицах» воспитанницы почти к каждому занятию готовят сообщенияоб исторических деятелях, причем, как правило, эти задания носят индивидуальныйхарактер. Обязательным условием является использование нескольких источниковинформации, по возможности – приложения в виде фотоматериалов, статистическихданных, карт театров военных действий и т.д., а также – наличие презентации идемонстрация ораторского мастерства (чтение сообщения исключается). Такимобразом, воспитанницы приобретают навыки научно-исследовательской работы,умение работать с исторической и обществоведческой литературой, опыт публичныхвыступлений, совершенствуют навыки пользователя персонального компьютера.Включение в учебный план Пансиона воспитанниц курсов «История России в лицах: IХ-ХIХвв.» и «Отечественная история ХХ века в лицах» позволяет преодолетьобезличенность отечественной истории, существовавшую десятилетиями. Эти курсыне только позволяют формировать устойчивый интерес к истории, но и способствуютповышению познавательной активности воспитанниц, формированию их личности,развитию способностей.

 В отличие от современной молодежи,большую часть которой с полным правом можно считать не читающим поколением,воспитанницы пансиона не только являются постоянными читателями библиотек ичитальных залов, учатся работать с каталогом, использовать разные источникиинформации, включая Интернет, персональный компьютер стал их незаменимымпомощником при подготовке не только к урокам, но и к различным конференциям иконкурсам. Так,  в прошедшем учебном году воспитанницы 8б класса сталипризерами двух онлайн-викторин (в обоих случаях было творческое домашнеезадание – создание видеоролика и презентации, посвященной истории органовследствия).  Десятиклассницы Чупахина Таисия и Рогач Мария стали призерами вдвух номинациях образовательногопроекта «Личность Петра Первого в истории государствароссийского», посвященного 350-летию Петра,  средиобучающихся кадетских корпусов и профильных кадетских классов Следственногокомитета Российской Федерации и обучающихся общеобразовательных организацийРоссийской Федерации (8-11 классы), кроме того Таисия стала победителем IIстепени межрегиональных Петровских кадетских чтений «Но славное имя Петравовек не предастся забвенью!», посвященные 350-летней годовщине со дня рожденияПетра I (в основе ее проекта былвидеофильм о достопримечательностях Петербурга, связанных с именем Петра). БыстроваКристина и Рогач Мария стали призерами Всероссийскойзаочной научно-практической конференции «Жуковские чтения-2022», посвященной памяти народного подвига в Великой Отечественной войне. Иванова Арина и Рогач Мария – участницы международногофестиваля инновационных научных идей «Старт в науку-2022».  И это далеко не вседостижения.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Говоря о роли ИКТ на уроках истории иобществознания, нельзя не сказать еще об одном аспекте этой проблемы, а именно– о роли компьютера в обучении одаренных детей. Например, на Западе родилосьтакое понятие как «компьютерный стимул». По мнению педагогов и психологов,компьютерное обучение играет огромную роль в индивидуальной работе. Включениекомпьютера в образовательный процесс существенно меняет представление осамостоятельной работе обучающихся. Новое содержание приобретает самообучение,самоподготовка и самоконтроль. Меняется подготовка учителя к уроку, ведь теперьособое значение имеет умелый подбор педагогических программных средств,определяется место компьютерного обучения в общей канве урока. Как результат –образовательный процесс превращается из пассивного изучения предметов вактивный процесс формирования личности ученика, отражающий его личные интересы,личный подход, личный отбор вопросов.

Подводя итог, необходимо еще разподчеркнуть, что перед информатизацией образования открываются широчайшиегоризонты, которые позволят в будущем глобальным образом перестроить всюсистему обучения, сделав ее более легкой, удобной, интересной и эффективной. Ноэто нисколько не умаляет роли учителя и книги на уроке и во внеурочнойдеятельности.

Современные информационные технологии требуют формированияинтеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственнойдеятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, котораяс помощью Интернет становится все более доступна. Выпускник школы долженобладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать еес помощью логических операций и применять в реальных жизненных ситуациях.

Каквидим, тема информационных технологий не нова. Достаточно изучена ипроработана, но это не означает, что она утратила свою актуальность. Надрешением многих проблем еще предстоит работать. Компьютер стал неотъемлемойчастью работы не только учителей физики и биологии, но и истории и литературы,обществознания и географии, экономики и права. Компьютер – это важныйинструмент активизации школьников, кадетов, воспитанниц пансиона при изучениилюбого предмета, в том числе социально-гуманитарного цикла. Компьютер позволяетлюбой урок построить на принципах творчества. В свою очередь творческоеиспользование компьютера на уроке и при подготовке к нему способствует развитиютворческих способностей воспитанниц.

 

 

  

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет