X-PDF

Роль исследовательских задач в формировании познавательных универсальных учебных действий учащихся при обучении планиметрии

Поделиться статьей

Подготовила учитель МОУ СОШ №1 г.Можайск

РОЛЬИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЛАНИМЕТРИИ.

 Необходимостьформирования универсальных учебных действий, в частности, познавательных, врамках школьного образования обусловлена социальным заказом общеобразовательнойшколе.

 Познавательные универсальные учебные действияотносятся к метапредметным результатам и включают общеучебные, логическиеучебные действия и постановку и решение проблем.

 Как отмечает Л. И. Боженкова, «формированиепознавательных универсальных учебных действий при обучении математике учащихся7-9 классов целесообразно начинать при обучении геометрии, осуществляя переноссформированных универсальных учебных действий в процесс обучения алгебре».

 Сформироватьпознавательные универсальные учебные действия можно лишь при самостоятельномрешении проблем, постановке задач, поиске знаний, необходимых для решения илисамостоятельном добывании их путем исследования, поэтому задача может быть ирезультатом деятельности для того, кто ее поставил, сформулировал, и началомдеятельности другого, кто будет ее решать. При этом только действие, врезультате которого человек получает некоторый продукт (материальный или мысленный)является основой для формирования познавательных универсальных учебныхдействия.

Учащимся необходимо в рамках школы получить некоторыйопыт решения задач в коммуникационной, информационной, организационной,исследовательской и других областях деятельности, т. е. школа должна создаватьпространство для формирования различных универсальных учебных действийучащихся, помогающих в дальнейшем успешно осуществлять различные видыдеятельности.

Рассматривая задачукак средство диагностики уровня сформированности познавательных универсальныхучебных действий, выделим виды задач, с которыми школьники сталкиваются приобучении планиметрии:

 

1. Задачи с алгоритмическим способом решения,когда условия задачи достаточны для ее решения. Алгоритмические задачи могутбыть как простыми (один алгоритм), так и составными (несколькопоследовательных алгоритмических действий), корректными (все условияиспользуются для решения) и некорректными (условие задачи избыточно илинедостаточно).

 

2. Задачи с неявным (неизвестным) способомрешения (когда для решения необходимы преобразования условий илипривлечение информации из других областей). Задачи этого типа ближе всегонаходятся к понятию «изобретательские задачи» и способствуют развитиюоригинальности мышления, креативности.

 

3. Комплексная задача с неопределеннымусловием (исследовательская; когда условие и сама задача становятся выборомсамого исследователя). Эти задачи являются новыми для решающего и не содержатчетко сформулированных условий и целей. Процесс решения комплексной задачи –это многоступенчатая практическая и познавательная деятельность, направленнаяна преодоление большого числа заранее неизвестных препятствий междумножественными, нечеткими, динамически изменяющимися целями и условиями.

Познавательные универсальные учебные действия мырассматриваем как ключевые, поскольку считаем, что они позволят школьникам:

 видеть ивычленять проблемы, строить предположения об их разрешении, уметь составлятьзадачи, выявлять в них условия и неизвестные компоненты, подбирать и создаватьварианты решения;

 уметь получать,отбирать в соответствии с целями или потребностями информацию, использовать еедля достижения целей и собственного развития;

 выделять основнойсмысл текста, события, явления, соотносить со своим опытом и ценностями, тоесть придавать им личностный смысл;

 уметь строить предположения о возможныхпричинах и последствиях явлений материального и идеального мира, выдвигать иобосновывать гипотезы;

 

 ставить цели, анализировать ситуации, планировать, получать ипрактически реализовывать готовый продукт, анализировать результаты,осуществлять рефлексию и самооценку.

 

Видыисследовательских планиметрических задач и их соотношение с познавательнымиуниверсальными учебными действиями

 

Познавательные универсальные учебные действия

 

Исследовательские задачи

 

Универсальные логические действия:

 

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

 

 

 Задачи на определение взаимного расположения геометрических фигур;

 задачи на нахождение закономерностей;

 задачи на определение вида геометрической фигуры;

 задачи на определение свойств геометрических фигур;

 задачи на исследование изменения формы, размещения, размеров фигуры;

 задачи на построение геометрических фигур;

 задачи, в которых требуется связать указанные в ней объекты с дополнительными объектами;

 задачи, в которых требуется обобщить и конкретизировать факты;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

 задачи, в которых требуется дополнительные построения.

 

Общеучебные универсальные действия:

 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; знаково-символические — моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации.

 

 

Задачи с избыточными данными;

 задачи с недостающими данными;

 задачи с противоречивыми данными.

 задачи, в которых требуется решить ее различными способами и выделить из них наиболее рациональный;

 задачи на планирование своей деятельности;

 задачи на выработку целей деятельности;

 задачи на отбор средств деятельности;

 задачи на нормирование времени деятельности;

 задачи на обнаружение ошибок;

 задачи на оценку процесса и результата.

 

Постановка и решение проблемы:

 

формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Общеучебные действия: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

 

 Задачи, в которых требуется разбить ее на подзадачи и сформулировать их;

 составление задач на основе данной;

 составление новых задач по готовому чертежу;

 задачи, к которым требуется составить обратную и выяснить ее истинность;

 составление задач с использованием условия определяемости для построения планиметрических фигур.

 

 

 

 

Таким образом, образовательный процесс – этореальная, уже сегодня существующая деятельность ребенка, позволяющаяформировать у учащихся познавательные универсальные учебные действия, путем ихвключения в различные виды деятельности по решению соответствующихисследовательских задач.

 

 

Списокиспользованных источников:

 

1. Боженкова Л. И.Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии /Л. И. Боженкова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 205 с.

2. Скарбич С. Н. Формирование исследовательскихкомпетенций учащихся в процессе обучения решению планиметрических задач:учебное пособие [электронный ресурс] / С. Н. Скарбич. – М. : ФЛИНТА, 2011. –194 с.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет