Роль историко-краеведческогоматериала в современном образовании
Краеведениевносит в окружение
человекавысокую степень духовности,
безкоторой человек не может
осмысленносуществовать.
Д.С.Лихачёв.
В настоящее время в российскомобществе растет понимание ценности исторической и культурной памяти. Осознаетсяпотребность глубокой и целенаправленной работы по формированию в поколенияхмолодых граждан России чувства причастности к Родине и поколениям предков.Образование вновь начинает рассматриваться не только как сфера услуг,способствующих достижению личного успеха, но и как основная среда формированиянациональной и культурной идентичности.
«Стратегия развития воспитания вРоссийской Федерации на период до 2025 года» в сфере гражданского ипатриотического воспитания нацеливает на формирование у детей целостногомировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, обществу,государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурнымценностям, к национальному культурному и историческому наследию и стремления кего сохранению и развитию [1].
Концепция духовно-нравственногоразвития и воспитания личности гражданина России устанавливает необходимостьформирования национального самосознания (идентичности) как разделяемого всемигражданами представления о своей стране, ее народе, и чувства принадлежности ксвоей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовыенациональные ценности (гражданственность, патриотизм, традиционные российскиерелигии и др.) и общая историческая судьба всех народов России.
Современный национальныйвоспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентныйгражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающийответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных икультурных традициях многонационального народа Российской Федерации [2]. ПоложенияКонцепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданинаРоссии находят воплощение в требованиях Федеральных государственныхобразовательных стандартов.
Многообразие нашей страны(природное, культурно-историческое, национальное и т.д.) создает особые условиядля достижения указанных целей. Формирование национальной идентичностипредполагает наличие у человека как общего представления о многонациональномнароде Российской Федерации, так и осознания своей принадлежности к одному из этихнародов. Воспитание патриотизма означает развитие чувства причастности к судьбеРоссии в целом и ощущения особенно тесной (родственной) связи с конкретным еёрегионом. Гордость за свою Родину и готовность к защите интересов Отечествареализуются, прежде всего, в осознании ценности истории и культуры своего краяи стремлении реализовать свой личностный потенциал в интересах его развития ипроцветания.
Таким образом, изучениерегиональной истории призвано обеспечить понимание учащимися единствавсемирно-исторического процесса через познание истории родного края и ееинтеграцию с историей страны, мира.
Задачи исторического краеведениячрезвычайно многообразны:
1. Формирование системы знаний оприроде региона, его истории, быте и культуре.
2. Воспитание бережногоотношения к памятникам истории и культуры родного края, сохранение традиций.
3. Формирование творческойиндивидуальности личности, усвоившей духовные ценности и традиции малой Родины,способной проектировать и строить свою жизнь на основе ценностей родного края.
4. Побуждение интереса учащихся ксвоему прошлому.
5. Развитие умения получатьинформацию о родном крае из различных источников и самостоятельноориентироваться в ней.
6. Формирование социальнойответственности личности через отношение к конкретным проблемам развитиярегиона как части России.
Основные содержательные линии,которые задают координаты и векторы изучения исторического прошлого: историческоепространство, историческое время, историческое движение, человек в истории.
Обращение к фактам, явлениям,предметам, близким ученику, хорошо ему знакомым, помогает конкретизировать и «овеществить»изучаемые понятия, приблизить научные сведения к опыту школьника и сделать ихвосприятие более эмоциональным, личностным. Поэтому использование региональныхматериалов в системе преподавания общеобразовательных предметов позволяетэффективнее решать конкретные образовательные задачи.
Историческое краеведениепредставляет собой область прикладной истории и отличается двумя существеннымисвойствами: локальностью исследуемых исторических событий, материализованных впамятниках истории и культуры, и деятельным характером. То есть, это не толькообласть исторического познания (изучает историю края, отражённую в еёпамятниках, и опирается на принципы и методы исследования), но и сфера активнойпрактической деятельности учителя и учащихся. Деятельность эта позволяетвыстраивать между учителем и учеником новые, субъектно-субъектные отношения.Эти стороны применения краеведческого материала на уроках истории иобществознания образуют не просто сумму слагаемых, а нечто качественно новое -стройную систему различных видов деятельности: познавательной,ценностно-ориентационной, коммуникативной и преобразовательной.
Использование разнообразных форм иметодов исторического краеведения (в силу его доступности для учащихся)содержит большие возможности для самостоятельной работы, а также дляорганизации групповых и индивидуальных исследований, диспутов, дискуссий.Историческое краеведение ставит учителя и ребят в положение исследователей [3].
Многообразие форм и методов историческогокраеведения, доступность источников для самостоятельного изучения, близостьсобытий, возможность задать вопросы очевидцам исторических событий – все этоделает процесс познания более живыми и интересными, помогает увлечь детей взамечательный мир исследований и открытий, раскрывает их творческиеспособности, раскрепощает и оказывает значительное воспитательное воздействиена учащихся.
Литература
1. Стратегия развития воспитанияв Российской Федерации на период до 2025 года
2. Данилюк А.Я., Кондаков A.М., Тишков B.А.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданинаРоссии. М.: Просвещение, 2009. – С.17.
3. Афанасьев В.Г. Новые подходы к краеведению всовременной школе // Современные проблемы школьного краеведения. — 2017. — №7.- С. 19-22.
