X-PDF

«Роль кружковой работы в развитии творческих способностей»

Поделиться статьей

Ардатовскиймуниципальный район Нижегородской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 “Ардатовская средняя школа № 1”

 

 

 

 

 

 

 «Роль кружковой работы в развитии

 творческих способностей»

 

                                        Автор:

                                                                            Набойкина Елена Валерьевна

                                                                                   учитель технологии первой                                                                                                   квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 АРДАТОВ

 2023г.

Оглавление

Введение  ……………………………………………………………….3

I глава   …………………………………………………………………..4

II глава ……………………………………………………………………5

2.1 Предмет «Технология» —  творческий предмет………….. 5

2.2 Основные технологии ……………………………………….6

2.3 Кружковые занятия ……………………….…………………7

2.4 Цель и задачи кружковой работы……………………………8

2.5 Процесс работы………………………………..……………..9

2.6Решение творческих задач…….………………..……………13

           III глава …………………………………………………………………16

                   3.1 Творческое объединение «Мастерица» …………………….16

                   3.2 Содержание изучаемого курса………………………………19

                   3.3 Учебно – материальное обеспечение………………………20

                   3.4  Задачи работы творческого объединения …………………22

          Выводы………………………………………………………………….25

         Приложения ………………………………………………………..…..26

          Список литературы …………………………………………………….31

 

 

 

 

 

 

Введение

     Большие возможности для развития творческихспособностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся кпредмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей,привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качестваподготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбратьсебе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы. Интересученика к какому-то определённому вопросу, возникший на уроке, в процессетруда, при просмотре телепередач, прочтении статьи в газете может быть развит,углублён на занятиях в кружках, где учитель не связан рамками программы иучебника, где большие возможности для проявления инициативы учащихся. 
     Предметный кружок отличает более гибкаяорганизация работы учащихся по сравнению с факультативными занятиями. В кружкахбольшой простор для разнообразной деятельности школьников: изготовлениеподелок, конструирование, моделирование, исследовательская деятельность, и т.д.В процессе выполнения подобных работ у школьников возникает и укрепляетсяинтерес к отдельным темам.
     В каждом ребёнке есть задатки творческихспособностей. От педагога зависит, останутся они на нулевом уровне в «спящем»состоянии или же разовьются так, что помогут ученику в дальнейшей жизни.Развивать творческие способности возможно лишь через интересные задания. 

 

 

 

 

 

I глава

      Время, в которое мы живем, выдвинуло перед школой задачувоспитания свободной, творческой, образованной, культурной и активной личности. Актуальной проблемой является проблема развития творческихспособностей человека.

      Большая роль в этом  отводится школе, и огромный вкладв развитие творческих способностей вносит наш предмет. Ведь развиватьтворческие способности человека – это, прежде всего, воспитывать творческоеотношение к труду. При  этом труд рассматривается как источникформирования познавательной деятельности, самостоятельного отношения кпоставленной задаче.

     Творческое отношение к труду – это одновременно и воспитаниелюбви к делу, и стремление к познанию его особенностей, которые в свою очередьстимулируют испробовать свои силы, добиться успеха. В процессе творческогоотношения к труду вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость,любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умениевыбрать наилучший способ и метод выполнения работы, т.е. те качества, безкоторых невозможно творчество.

   

 

 

 

 

 

 

 

II глава

2.1

       Развитие творческих способностей учащихся средствами«предмета» является  актуальной  т.к. в любое время необходимы люди, способные активно, творчески решать стоящие передними задачи. Одной из педагогических задач сегодня является внедрениетаких методов и приёмов в образовательный процесс, которые помогут подросткамовладеть определенными знаниями, умениями и навыками, и развивать их творческиеспособности, в особенности на уроках технологии.

     Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека.Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеют свою точку зренияи может её отстаивать. У него более высокая работоспособность, и самое главное,у ребёнка развивается эмоциональная сфера – его чувства и душа. А если развитыэмоции, то будет развиваться и мышление. Важно научить их поверить в себя,раскрыть их способности.   

     Это важная задача для каждого учителя. Практика показывает,что для учителя эта задача является наиболее сложной и трудно реализуемой. Ведьдля учащихся нужно создать такие условия, которые позволяют им творческиподходить к решению различных проблем и это должно происходить в рамках учебнойпрограммы. Именно поэтому правильно выбранные методы и формы обучения помогаютучителю определить возможную меру включенности учащихся в творческуюдеятельность, которая делает обучение интересным в рамках программы.

     Предмет «Технология» — это творческий предмет, которыйпредставляет большие возможности для воспитания творческой, разностороннейличности. Мы  успешно реализуем эти возможности, опираясь на традиционныеи нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество. 

     Уроки технологии способствуют развитию логического мышления,творческой инициативы, навыков конструирования, развитию речи, вырабатываютумение правильно и чётко излагать свои мысли, учат отстаивать свою точкузрения, формируют трудовые навыки, умения работать в коллективе. 

      Творчество – это деятельность человека,направленная на создание какого – либо нового, оригинального продукта в сфереискусства, техники, производства.

      Творческий процесс – это прорыв внеизвестное, которому предшествует длительное накопление знаний, умений инавыков.  

      Способности – это такие психологические особенностичеловека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков.

  Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность,нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей,возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Длявыявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд,возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов втворчестве.  

     На основе этого можно сформулировать основную цельразвития творческих способностей учащихся: 

1.Приобщить учащихся к творческой работе;

2. Прививать интерес к творчеству, к поиску;

3. Развивать навыки созидания, самореализации.

2.2

 Большие возможности для развития творческой активности школьниковсоздают разные технологии – проектное обучение, метод исследованияпроблемныйметод и другие. 

     Проектное обучение способствует формированиюинтеллектуальных и обще трудовых знаний и умений учащихся, развивает творческуюактивность и самостоятельность, возможность увидеть конечный результатдеятельности, а также развивает личностные качества – деловитость,предприимчивость, ответственность. Важно правильно организовать деятельность учащихся– индивидуально, в паре, или в группе. Особое внимание можно уделить групповымпроектам, так как работа в коллективе формирует дружеские отношения, взаимнуюсимпатию, продуктивные формы общения и сотворчества.

     Особое место в развитии творческих способностей принадлежит исследовательскомуметоду, которому присущи элементы творчества, новизны, новых идей. Уучащихся развивается логическое мышление, воображение, формируется устойчивыйинтерес к труду, к конечному результату.

     Большие возможности раскрывает умелое применение проблемногообучения, в основу которого положена поисковая деятельность учащихся. Проблемноеобучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует уних  элементарные навыки исследовательской деятельности. Учителю важнопредварительно проанализировать изучаемый материал, умело создать проблемнуюситуацию, подобрать приёмы её преподнесения, пути разрешения учениками этойситуации, и умело руководить всем процессом во время урока.

2.3

  Для повышения творческого потенциала детей в школе существуютразличные формы  урочной и внеурочной работы:различные формы проведения уроков; привлечение учащихся к подготовке докладов,рефератов; организация разнообразной творческой деятельности; предметныенедели; проведение внеклассных мероприятий, участие в конкурсах, выставках идругие. Кроме того, у каждого учителя в практике работы имеется набордидактических приемов, творческих заданий для формирования творческого мышленияи развития познавательного интереса. На развитие творческих способностейнаправлена индивидуальная исследовательская работа с учеником. Работаясамостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал,ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатсявидеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболееинтересный материал по теме.

     Большие возможности для развития творческих способностейучащихся имеет одна из форм внеклассной работы — это кружковые занятия.Вызывая интерес к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, навыковсамостоятельной работы, повышают качество подготовки к учебному предмету.Осуществляется более глубокое изучение теоретических основ различных техник.

     Развивается интерес к творчеству мастеров прикладногоискусства, реализуется принцип связи теории с практикой. Здесь школьник имеетвозможность выбрать себе дело по душе. Занимаясь с интересом и увлечениемлюбимым делом, ученики нередко проявляют значительно больше активности исамостоятельности. Полученные на уроках знания и умения они воплощают в своихтворческих работах. При этом совершенствуются не только практические навыки,ребята начинают глубже понимать красоту окружающего мира, стремятся придуматьчто – то новое и создавать это своими руками.

2.4

Цель  кружковой работы:
Создание условий для максимально эффективного,целостного развития личности ребенка, то есть создание условий для раскрытия иразвития таланта. Совершенствование умений и навыков, полученных на урокахтехнологии; повышение мастерства и развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:
1. Ознакомление детей с различными традиционнымиремеслами, промыслами современными видами декоративно-прикладного искусства.
2. Обучение детей знаниям, умениям, навыкам позаготовке и работе с различными материалами.
3. Формирование навыков самостоятельноговыполнения всего художественно-технологического процесса создания изделий.
4. Содействие формированию и развитию у детейспособности целостного эстетического восприятия произведенийдекоративно-прикладного творчества как части культуры народа.
5. Предоставление детям возможности проявитьсвои творческие способности, фантазию, художественный вкус.
6. Создание условий для формирования и развитияу детей интереса и любви к народному творчеству.
7. Развитие сознательного и уважительногоотношения к труду других людей, понимание значимости своего труда.
8. Создание на занятиях творческой атмосферы,предоставление учащимся возможности для плодотворного общения друг с другом и спедагогом.

2.5

Процесс работы:
Занятия призваны способствовать развитию у ребятхудожественного вкуса как составной части материальной и духовной культуры,художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языкомдекоративно-прикладного искусства. Художественная деятельность учащихся назанятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различныхизделий. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство спроизведениями декоративно-прикладного искусства, образцами дизайнерскихразработок
Творчески активная деятельность в процессеобучения формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итогеположительно скажутся на характере ученика. Практика убеждает, что дляформирования богатого внутреннего мира учащихся надо выбирать такие приемы и способыпобуждения к активной творческой деятельности, которые раскрывают перед нимзаманчивую перспективу преодоления трудностей, развитие творческого мышления.
Одно из первых педагогических требований,предъявляемых к процессу обучения с точки зрения творческого мышления, состоитв том, чтобы ни в коем случае не подавлять индивидуальность ученика. Частовстречаются педагогические ситуации, когда учащиеся, высказав догадку илипредположение, не могут их логически обосновать. Тем не менее, их необходимопоощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логическийанализ выдвинутой идеи.
Для того чтобы у учеников развивался творческийпотенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру вспособность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречен нанеуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной.
Необходимо также всемерно стимулироватьстремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств ихрешения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себяответственность за принятое решение, теряет способность к творческойдеятельности.
Развивать воображение и не подавлять склонностьк фантазированию, даже если оно иногда граничит с выдаванием выдумки за истину.Особенно это касается начальных этапов обучения.
Шире применять проблемные методы обучения,которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью педагогаоткрытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к такимоткрытиям. Как показывает практика, знания, полученные с помощью проблемныхметодов обучения, не оказывают такого тормозящего влияния на творчество, какэто свойственно знаниям, полученным с помощью более традиционных методов.
Важнейшим условием развития творчества учащихсяявляется совместная с преподавателем исследовательская деятельность. Онавозможна лишь тогда, когда решается задача, ответ на которую не знает ниучащийся, ни преподаватель. В этих условиях задача превращается из учебной вреальную научную или производственную проблему, что обогащает и усиливает «пыл»мотивов, побуждающих творческую деятельность. Особое значение приобретаютмотивы самореализации, социальные мотивы, мотивы соревнования и др., дляактуализации этих мотивов и формирования внутренней мотивации особое значениеимеет личностная включенность преподавателя в совместную деятельность сучеником. 
Для формирования творческого потенциала учащихсяна дополнительных занятиях, как правило, используются различные практическиеметоды обучения, которые классифицируются по типу познавательной деятельности.
—     репродуктивный (объяснительно-иллюстративный); 
—     воспроизводящий;
—     проблемное изложение;
—     частично поисковый(эвристический); 
—     исследовательский.
Большое значение в трудовом обучении имеютпрактические методы. Их особенность заключается в том, что в деятельностиучащихся преобладает применение полученных знаний к решению практическихзаданий. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике.Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствуетрешению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной и творческойдеятельности.
Выделяют пять этапов, через которые обычнопроходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях:
1. Объяснение педагога. Этап теоретическогоосмысления работы.
2.  Показ. Этап инструктажа.
3.  Попытка выполнения.
4.  Выполнение работы – это этап, накотором каждый самостоятельно выполняет задание. Педагог на этом этапе особоевнимание уделяет тем ученикам, которые плохо справляются с заданием.
5.  Контроль. На этом этапе работы учащихсяпроверяются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное отношениек времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания, а такжепроявление творческого мышления.
Практические методы лучше других способствуетприучению учащихся к добросовестному выполнению задания, способствуетформированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, умение подходитьк процессу творчески и т.д. У учащихся формируется привычка тщательнойорганизации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализзадачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы,подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы,анализ выводов). Рассмотрим подробнее содержание некоторых практическихметодов:
Конструирование – основной метод, используемый впроцессе трудового обучения учащихся всех возрастных групп. Он связан не толькос решением творческой задачи на конструирование или моделирование изделийтруда, но и с необходимостью технологической разработки и изготовления данногообъекта. На передний план здесь выдвигается творческое применение знаний напрактике.

 

 

 

2.6

Решение творческих задач – самостоятельное определениеспособа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, нонеобходимых при проектировании, а в дальнейшем и при изготовлении того илииного объекта, решения задач, содержащие поисковые творческие элементы, — побуждаетискать и изучать необходимый теоретический материал.
Творческие задания частного характера (например,по увеличению или уменьшению размеров объекта, изменению (улучшению) изделияпутем замены деталей, улучшению внешнего оформления готового объекта и т.д.)способствуют включению учащихся в творческий процесс, связанный с обоснованиемидеи и конструктивной разработкой изготавливаемого изделия. Такие задания могутбыть предложены учащимися и на этапе изготовления изделия.
Существует пять уровней творческойподготовленности учащихся:
1-й уровень. Учащийся может изготовить изделиепо предъявленной документации с внесением частичных изменений в чертеж, схемунаправленных на совершенствование формы изделия или рациональное расположениедеталей и т.д.
2-й уровень. Ученику доступно изготовлениеизделий с доконструированием и самостоятельным внесением изменений впредъявленную технологическую документацию или отдельную схему.
3-й уровень. Ученик справляется с изготовлениемизделий с предварительным оригинальным конструкторским усовершенствованием исамостоятельным внесением изменений в технологическую документацию или схему.
4-й уровень. Ученику посильна самостоятельнаятехнологическая разработка оригинальной конструкторской идеи изделия(предложенной учителем) и его изготовление.
5-й уровень. Ученик способен самостоятельнообосновать и сформулировать оригинальную конструкторскую или рационализаторскуюидею изделия, разработать документацию и изготовить изделие.
К главным задачам образования и воспитанияличности относят воспитание базовой культуры, всемерное развитие личностныхпотенциалов обучающихся. Одной из составляющих личностного потенциала являетсятворческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес кпредмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельногомышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера,формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость.
Творческий потенциал учащихся развивается впроцессе деятельности при решении различных задач. Возникшая проблемнаяситуация требует определенного решения, которая в творчестве может бытьвыражена объективно или субъективно для каждого человека.
Существует множество различных определенийпонятия творчества. Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающееопределение: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественноновое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью иобщественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека,т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности». По мнениюамериканского ученого П. Хилла, «творчество – это успешный полет мысли запределы неизвестного, оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которыене были известны ранее». 
Большое значение в творческой деятельности имеетнепрерывность творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическаятворческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретнойвыполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время еевыполнения, может даже способствовать возникновению проблемной ситуации. Ноэпизодическая творческая деятельность никогда не приведет к развитиютворческого отношения к труду, стремления к изобретательству и рационализации,экспериментаторской и исследовательской работе, т. е. к развитию творческихкачеств личности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихсяна протяжении всех лет обучения в школе непременно приведет к воспитаниюустойчивого интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитиютворческого потенциала.
В процессе развития творческого потенциалажелательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции учащихся(удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.д.). Отрицательные эмоцииподавляют проявления творческого мышления. 
Однако творчество – это не просто всплескэмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции только сопровождают его,одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акттворчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь- то итребуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умениесопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что всовокупности и составляет творческие способности.
При организации трудового процесса на занятиях,необходимо также учитывать следующие условия: 
–   учебный творческий цикл долженукладываться в определенное время;
–   содержание творческой деятельностидолжно соответствовать уровню знаний, и умений, навыков учащихся дляопределенного возраста; 
–   для поддержания нормальноготворческого процесса должна быть создана соответствующая современному уровнюпроизводства материально — техническая база и подобраны нужные кадры, владеющиеметодикой творческой работы с учащимися.
Данные условия требуются для того, чтобы успешновыполнить поставленную перед ними задачу.
   

 

 

III глава

3.1

    Кружковая работа, является составной частью воспитательного процесса. Работадетского творческого объединения «Мастерица» МБОУ «Ардатовской средней  школы№1», являясь составной частью воспитательного процесса школы,   продолжаетформировать у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, кистории народного творчества, уважение к людям труда.     

    Деятельность детского творческого объединения «Мастерица» организована   врамках дополнительного образования на базе МБОУ «Ардатовская средняя  школа№1».

    Комплектование группы  учащихся происходит  в начале учебного года из учащихся5 – 6 классов (11-13 лет) на добровольной основе. Набор детей одного возрастапозволяет руководителю строить свои занятия соответственно их возрастным особенностям,определять методику проведения занятий, организацию коллективных работ,правильно планировать время для теоретических занятий и практических работ.

   Программа объединения рассчитана на 1 год обучения. Занятия происходят один разв неделю по 2 часа.

  При записи школьников происходит предварительная беседа для того, что быпознакомить детей  с предстоящей работой, выяснить, что их интересует.

    Вязание, вышивка, бисероплетение, макраме,  роспись по ткани, лоскутная техника– все это приобщает детей к лучшим культурным традициям нашей страны. Особойпопулярностью  среди младших и средних школьников пользуется желание научитьсяизготовлять игрушка – сувениры.

  В разряд современных сувениров все чаще входит самодельная игрушка из самыхразнообразных материалов Простота изготовления, яркая декоративность такихигрушек все больше и больше завоевывают симпатии детей и взрослых.

   Часто, украшая интерьер, игрушки, помимо декоративной, выполняют и декоративно– утилитарную функцию. Например, настенные игрушки с карманами для хранениярасчесок и других бытовых мелочей, игрушки – сумки, напольные игрушки сумки,игрушки – подушки и т.д.

 Искусствоизготовления игрушек – один из древнейших видов народного художественноготворчества. Для изготовления игрушек никогда не существовало специальногоподелочного материала. Игрушки делали из шишек , мха, бересты, куска дерева,соломы, глины, ткани, кожи, мягкого камня, меха. Древнейшие игрушки относятсяко IIвеку до нашей эры.

   Традиции народного искусства в настоящее время продолжают жить и развиваться.Наиболее ценные черты народных ремесел – яркая образность, добродушный юмор,чувство материала —  бережно сохраняются и находят воплощение в как в новых,так и в исторически сложившихся  формах рукотворчества.  Овладеть этимичертами, а также познакомится с историей игрушки, народных ремесел,поучаствовать в индивидуальной и коллективной творческой работе  поможетдеятельность детского творческого объединения «Мастерица».

        Основная цель работы творческого объединения – научитьсяизготавливать сувениры своими руками. Достижение цели реализуется через рядосновных задач.

  Основная задача работы творческого объединения заключается в формированииу детей практических  трудовых навыков. Достигнуть этой задачипозволяет разнообразие декоративной отделки, отказ от натуралистическогорешения образа, нарушение привычных пропорций, условная трактовка формы принепосредственном изготовлении предлагаемых образцов сувениров.

 Этиприемы позволяют,  с одной стороны, сделать характер сувенира более забавным,живым,  а с другой, придать сходство сувенира с лучшими образцами народноготворчества, а значит решить еще одну немаловажную задачу – развитьстремление самим мыслить творчески,  придумывать и решать образсувенира, а затем воплощать его в материале, то есть пробудить и развитьжелание  творить самостоятельно.

  Одной из важных направлений общешкольной программы «Патриот» является работа посохранению истории семьи, школы, поселка страны. Продолжая это направлениеработы деятельность детского творческого объединения «Мастерица», обучая навыкам вышивки, вязания, вышивания бисером, лоскутной техники, пропагандируетнародные промыслы, тем самым ставя перед собой задачу  воспитать бережноеотношение к истории и традициям своего народа.

  Вся работа творческого объединения тесно связана с народным искусством, поэтомуцелый ряд занятий включают в себя 15 – 20 минутные лекции – беседы учителянаправленные на знакомство детей с историей того или иного вида народногоискусства, с наиболее известными художественными промыслами, с национальнымитрадициями отдельных областей. Беседы о творчестве художников, работающих в тойили иной области, знакомство с современными работами, повысят интерес кизучаемому, творческую активность в создании новых образцов. Работа в данномнаправлении призвана решить  еще одну немаловажную задачу – вырастить человека,знающего историю своего народа, интересующемуся народным искусством, а значит воспитатьпатриота  своей страны.

    Кроме этого, работа творческого объединения представляет широкиевозможности для профессиональной ориентации учащихся, ознакомления их срабочими профессиями швейного производства, художественных промыслов.

     Занятия в кружке  «Мастерица» не только сочетают различные виды практическойработы по изготовлению разнообразных  сувениров, но и  призваны открытьдетям прекрасный мир народного искусства, который несет в себемноговековые представления о красоте и гармонии.

   Ожидаемые результаты.

·       научить детей изготавливать игрушки –сувениры в разных техниках,

·       развить стремление мыслить творчески,

·       сформировать навыки коллективной работы

·       воспитать чувство патриотизма черезознакомление с историей народных промыслов.

·       привить стремление  к аккуратности исовершенствованию своих навыков через участие в районных конкурсах , выставкахдетского творчества.

Критерииэффективности программы:

1.     Критериифакта.

·       Приобретение умений через исполнениеигрушек – сувениров

·       Пополнение знаний через авторские работы.

2.     Критериикачества.

·       Степень удовлетворенности через защитусвоих работ на коллективных обсуждениях работ.

·       Личностный рост через участие в школьных,районных и областных выставках.

Однаиз форм оценки результатов – коллективный просмотр изделий, их обсуждение.

Просмотрдетских работ также организуется в форме временной выставки на стенде вкабинете обслуживающего труда.

Лучшиеработы направляются на районные выставки детского творчества.

 

3.2

Содержаниеизучаемого курса

  В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек –сувениров, дети от простых изделий постепенно переходят к освоению болеесложных образцов. Сначала  изготавливаются наиболее простые плоские  и объемныеигрушки – сувениры из хлопчатобумажных и несыпучих тканей (сукна , драпа ит.д.). При этом, дети знакомятся со свойствами тканей, осваивают способы ихсоединения и декоративной отделки изделий.

  Переходя к работе над плоскими комбинированными игрушками дети приобретаютнавык работы с синтетическим и натуральным мехом, узнают и их декоративныхвозможностях в соединении с тканью.

   Выполнение объемных игрушек дает представление о форме модели, её конструкции,условной трактовкой образа животного. Здесь осваиваются правила раскроя, пошиваи оформления объемных моделей.

 При изготовлении объемных игрушек из ткани дети дополнительно узнают о способахдекоративной отделки ткани (цветная вышивка,  вышивка бисером, отделкаразличной тесьмой и т.д.)

  Программа включает в себя теоретическую и практическую часть.

Помимоосновных тематических понятий, теоретическая часть  должна содержатьисторическую и современную информацию .

     Большое внимание на занятиях отводится эстетическому воспитанию, развитиюфантазии детей, художественного вкуса . Воспитанию этих качеств способствуетизучение таких вопросов как «Народные традиции в современной игрушке», «Русскийнародный костюм», «История сувенира», «История различных народных промыслов»,«Народные промыслы и современность» и др.

3.3

Учебно– материальное обеспечение.

Помещениеи оборудование. Занятия проводятся в кабинетеобслуживающего труда.

   Кабинет включает в себя комплекты мебели, инструменты и приспособления,необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.Освещение кабинета достаточное, (естественное – 6 окон, искусственное — 3люминесцентные лампы). Есть настенная доска, стенды для временной демонстрацииработ, комбинированные шкафы.

   Материалы, инструменты и приспособления. Для выполнения работнеобходимы:

1.     ткани,мех,

2.     нитки,

3.     тесьма,цветные ленты, пуговицы,

4.     картон,

5.     поролон,проволока, ватка,

6.     ножницы,иголки, наперстки,

7.     мел,клей, краски, кисточки, карандаши,

8.     пассатижи,щетка для расчесывания меха.

Частьнеобходимых материалов покупается за счет родительских средств, для основнойчасти поделок используется вторсырье.

 На занятиях члены объединения постоянно пользуются ножницами, иголками,электроутюгом, поэтому они хорошо должны знать и постоянно соблюдать правилабезопасности труда и пожарной безопасности. На первом же занятии педагог,знакомя с инструментами и приспособлениями, показывает , как правильно имипользоваться, куда  класть во время работы и убирать после занятия.

 Правила безопасности работы оформленные в виде плакатов, вывешены в кабинетеобслуживающего труда на видном месте, чтобы дети их видели постоянно.

Членыобъединения должны знать и соблюдать следующие правила:

1.     Приработе с ножницами, иголками, булавками.

2.     Приработе с электроутюгом.

 

 

 

 

 

 

3.4

  Основная цель работы творческого объединения –научиться изготавливать сувениры своими руками.Достижение цели реализуется через ряд основных задач.

  Основные задачи работы творческого объединения заключаются в формировании удетей практических  трудовых навыков, развитии стремления самим мыслитьтворчески, воспитании бережного отношения к истории и традициям своего народа.

На занятиях детскоготворческого объединения «Мастерица» дети знакомятся:

   с правилами техники безопасности и санитарно-гигиеническими требованиями;

   инструментами, приспособлениями для работы на кружке;

   со свойствами тканей;

   осваивают способы их соединения;

   с технологическими, эстетическими, гигиеническими  свойствами тканей;

  декоративнойотделкой изделий;

   традициями лоскутного крестьянского искусства;

   систорией народной игрушки;

   узнаюткто такие матрешки;

   выполняют сувениры  «Веселые клоуны», «Матрешки»;

   приобретают навык работы с синтетическим и натуральным мехом;

   узнают о их декоративных возможностях в соединении с тканью;

   учатся выполнять шов «роспись», «через край»;

   знакомство с наполнителями  для плоских комбинированных игрушек;

   подготовка наполнителя и шаблонов;

   знакомство со способами перевода рисунка;

   переводят рисунок по сетке;

   знакомятся с приемами  уменьшения и увеличения рисунка;

   изготовление новогодних игрушек;

   изготовление сувенира «Наш Лошарик»;

 знакомство с приемами вязания крючком;

 вязание воздушной петли и столбика;

 вязание круга по спирали;

 вязание столбика с накидом, пышного столбика, цилиндра;

 вязаные игрушки на основе круга;

 изготовление игрушек на основе цилиндра;

 изготовление сувенира – кошелька;

 даётся представление о форме модели, её конструкции;

 осваиваются правила раскроя, пошива и оформления объемных моделей;

 знакомство со способами декоративной отделки ткани (цветная вышивка,    вышивкабисером, отделка различной тесьмой и т.д.);

  знакомятся с приемами аппликации;

  изготовление мешочка для ластика;

  познакомить с историей лоскутного рукоделия;

  познакомить с современными работами в лоскутной технике;

  знакомство с инструментами и материалами;

  знакомство с принципами составления схем для шитья по кальке;

  познакомить с техникой изготовления изделий из объемных треугольников;

  изготовление елочки из объемных треугольников;

  изготовление салфетки из лоскутков;

  познакомить с аппликацией по ткани: клееной, термоаппликацией;

  изготовление коврика с кувшином;

  научить подбирать материалы для пейзажа;

  познакомить с методами изготовления и украшения чехлов для сотового   телефона;

  изготовление чехла для сотового телефона

  знакомство с методами изготовления и украшения косметичек;

  изготовление и декорирование косметички;

  развивать фантазию детей;

  развитие художественного вкуса.

  При планировании годовой работы объединения учтены навыки учащихся, возрастныеособенности, условия работы, а также местные и народные традиции в разработке иоформлении сувениров. (Приложение 1)

     В приведенном ниже календарно-тематическом плане занятий основные группы изделий даны последовательно с учетом  связи между различными видами работ поизготовлению игрушек – сувениров. (Приложение 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

      Очень важно пробудить у детей желание «я хочу узнать», умелоподвести их к этапу «я хочу сделать», вселить уверенность в том, что «я могусделать», и помочь довести работу до конца – «я сумел сделать!».

      Видимо, это и  есть  путь становления  творческих  способностей,  путь
развития изобретательского и исследовательскоготаланта.
       Успех в работе всегда окрыляет и пробуждает желание узнать новое,выполнить более сложную работу. Перспектива быстрого выполнения работы, желаниекак можно скорее увидеть результат своего труда воодушевляют учащихся,заставляет поверить в свои силы, повышает самооценку, позволяет ставить передсобой определённые цели и достигать их, а именно развивает творческиеспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1

Тематическоепланирование занятий детского творческого объединения «Мастерица»  1 годобучения

п/п

 

Наименование темы

Кол

 часов

В том числе на занятия

Теор.

Практ.

1.

Вводное занятие

2

1

1

2

Сувениры из ткани

·        веселые клоуны

·        матрешки

12

6

6

2

1

1

10

5

5

3

Плоские комбинирование игрушки

·        новогодние игрушки

4

1

3

4

Аппликация и вышивка по ткани

·        мешочек для ластика

·        «Новогодний носок»

10

4

6

1

0,5

0,5

9

3,5

5,5

5

Объемные игрушки из помпонов

·        мой Лошарик

4

1

3

6

Сувениры – кошельки

·        сувенир – кошелек

·        чехол для сотового телефона

·        сувенир – косметичка

12

4

4

4

1,5

0,5

0,5

0,5

10,5

3,5

3,5

3,5

7

Вязаные игрушки

·        обучение изготовлению вязаных игрушек

 

8

 

1

 

7

8

Лоскутная техника

·        салфетки из лоскутков

·        ёлочка  из треугольничков

14

8

6

2

1

1

12

7

5

9

Украшение интерьера из папье маше

6

2

4

10

И Т О Г О :

72

12,5

59,5

Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

Приложение 2

Календарно — тематическое планирование

 занятий детского творческого объединения«Мастерица»

1 год обучения.

 

№ уро-ка

 

Тема, раздел

Кол-  во

часов

 

Дата

Коррек-ция

1

1-2

Вводное занятие. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования занятиях кружка. Инструменты, приспособления, материалы.

 

2

07.09

 

 

 

Сувениры из ткани

12 ч

 

 

2

3-4

 

Традиции лоскутного крестьянского искусства.

Выполнение сувениров «Веселые клоуны».

2

14.09

 

3

5-6

 

Выполнение сувениров «Веселые клоуны» (продолжение).

2

21.09

 

4

7-8

 

Выполнение сувениров «Веселые клоуны» (продолжение).

 

2

28.09

 

5

 

9-10

 

Выполнение сувенира «Матрешки» (продолжение).

2

05.10

 

6

 

11-12

 

Выполнение сувенира «Матрешки» (продолжение).

2

12.10

 

7

13-14

Выполнение сувенира «Матрешки» (продолжение).

 

2

19.10

 

 

 

Плоские комбинирование игрушки

4 ч

 

 

9

 

15-16

 

Шов «роспись», «через край».

Эскизы новогодних игрушек.

Изготовление новогодних игрушек.

2

26.10

 

10

 

17-18

 

Способы украшения.

Изготовление новогодних игрушек.

2

02.11

 

 

 

Аппликация и вышивка по ткани

10 ч

 

 

11

 

 

19-20

 

Приемы аппликации.

Изготовление мешочка для ластика.

2

 

09.11

 

12

21-22

Изготовление мешочка для ластика.

2

16.11

 

13

 

23-24

 Изготовление новогодних игрушек.

«Новогодний носок» (продолжение).

2

 

23.11

 

14

25-26

Изготовление новогодних игрушек. «Новогодний носок» (продолжение).

2

30.11

 

15

27-28

Изготовление новогодних игрушек. «Новогодний носок» (продолжение).

2

 

07.12

 

 

 

Объемные игрушки из помпонов

4 ч

 

 

16

 

29-30

 

Технология изготовления помпонов

Изготовления сувенира «Мой Лошарик».

2

14.12

 

17

31-32

 

Изготовление сувенира «Мой Лошарик»

Подготовка помпонов. Сборка изделия.

2

 

21.12

 

 

 

Сувениры – кошельки, чехлы, косметички

12ч

 

 

 

18

 

33-34

Методы изготовления сувенира – кошелька. Изготовление сувенира – кошелька.

2

28.12

 

19

 

35-36

 

Изготовление сувенира – кошелька (продолжение).

2

11.01

 

20

 

37-38

 

Методы изготовления и украшения чехлов для сотового телефона. Чехлы из кожи, замша, вязаные  и т.д.

2

 

18.01

 

21

39-40

Изготовления чехла для сотового телефона.

2

25.01

 

22

 

41-42

Методы изготовления и украшения косметичек.

 

2

01.02

 

23

 

43-44

 

Изготовление и декорирование косметички.

 

2

08.02

 

 

 

 

Вязаные игрушки

8 ч

 

 

24

 

45-46

 

Приемы вязания крючком.  Воздушная петля и столбик.  Вязание круга по спирали.

2

15.02

 

25

47-48

 

Вязаные игрушки на основе круга. Коллекция «Смешарики».

2

22.02

 

26

 

49-50

 

Столбик с накидом. Пышный столбик. Вязание цилиндра. Изготовление игрушек на основе цилиндра.

2

29.02

 

27

 

51-52

 

Декорирование вязанных новогодних игрушек.

2

07.03

 

 

 

Лоскутная техника

14 ч

 

 

28

53-54

История рукоделия. Материалы и приспособления. Подготовка шаблонов.

2

14.03

 

29

55-56

Современные работы в лоскутной технике. Салфетки из лоскутков. Заготовка деталей.

2

21.03

 

30

 

57-58

 

Изготовление салфетки из лоскутков.

2

28.03

 

31

 

59-60

 

Способы оформления края.

Изготовление салфетки из лоскутков.

2

04.04

 

32

 

 

61-62

 

 

Техника изготовления изделий из объемных треугольников. Эскиз елочки.

2

11.04

 

33

63-64

Сборка елочки из объемных треугольников.

2

18.04

 

34

65-66

Сборка елочки из объемных треугольников (продолжение).

2

25.04

 

 

 

Украшение интерьера из папье маше

6 ч

 

 

35

67-68

История рукоделия. Использование папье  маше. Основные принципы работы. Выбор основы  и нанесение первого слоя.

2

02.05

 

36

69-70

Выбор основы  и нанесение первого слоя.

2

16.05

 

37

71-72

Окончательная отделка  изделий из папье  маше.

2

23.05

 

                                                                                                  

                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список   литературы.

1.     КлерГарланд, Мягкая игрушка. Белгород «Книжный клуб», 2007

2.     Муханова И.Ю. Шитье из лоскутков.  Москва, «Олма – Пресс», 2001 г.

3.     МолотобароваО.С. Кружок изготовления игрушек – сувениров. Москва, «Просвещение», 1990 г.

4.     Мягкаяигрушка на сайтах http://www.hand-made-toys.net/index.html

5.     Различныевиды рукоделия на сайте http://www.naogonek.ru/lanterny/mashe.htm

6.     Чашки,вазы,украшения интерьера из папье — маше на сайте http://www.wild-mistress.ru/wm/wm.nsf/publicall/2007-12-04-797067.html

7.    Технология. 5-11 классы: проектнаядеятельность учащихся. авт. сост. Л.Н.Морозова, Н.Г.Кравченко, О.В.Павлова Волгоград: Учитель, 2008г.

8.    Технология.Творческие проекты: организация работы, авт. сост. А.В.Жадаева, А.В.Пяткова , Волгоград:Учитель 2014г

9.    Сергей Шурупов:Технология. 5-8 классы. Деловые и ролевые игры на уроке: рекомендации,конспекты уроков, Волгоград:Учитель 2014г

10. Э.М.Галямова,В.В.Выгонов, Методика преподавания технологии. Учебник. Москва «Академия»,2014г

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет