X-PDF

Роль математики в подготовке рабочих кадров

Поделиться статьей

Рольматематики и математических дисциплин в системе подготовки рабочих кадров

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Социально-экономические изменения в России носят сложный ипротиворечивый характер и имеют целый ряд аспектов влияния на реформирование педагогическойнауки. Одной из основных составляющих этого процесса является изменениетребований к профессиональной деятельности людей, что требует в свою очередьновых концептуальных оснований системы профессиональной подготовкиспециалистов. В числе таких оснований выступает не только социальная значимостьбудущего специалиста, но и обоснование подготовки специалиста с учетомсовременного процесса социализации, определяющего выбор жизненно важныхценностей.

Задачи модернизации современного общества не обошли стороной исистему образования. Для успешного их решения обществу необходима качественнаяподготовка высокообразованных и высококвалифицированных специалистов впрофессиональной деятельности.

Математика является не только мощным средством решения прикладныхзадач и универсальным языком науки, но также и элементом общей культуры.Поэтому математическое образование следует рассматривать как важнейшуюсоставляющую  в системе фундаментальной подготовки современногоспециалиста.

 

РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА

 

 

На современном этапе развития общества, для создания новыхтехнологий, изобретения новых машин, управления современным производством нуженчеловек, обладающий системой знаний, умеющий применять знания в нестандартныхситуациях,  работать в команде, отличающийся мобильностью и развитымчувством ответственности. Специалисту, вступающему в самостоятельную жизнь вусловиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационногопространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Ондолжен быть творческим, самостоятельным, коммуникабельным человеком, способнымрешать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность кпознанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Основы такойподготовки и закладываются при изучении естественнонаучных  дисциплин. Большой потенциал для развития таких компетенций имеютестественнонаучные дисциплины. В ФГОС СПО для технических направленийподготовки в цикл естественнонаучных дисциплин включены математика, физика,химия, теоретическая механика и информационные технологии. Конечно, рольматематики в профессиональной подготовке специалиста любого профиля неоценима.Благодаря математическим знаниям и навыкам мы решаем не только арифметическиезадачи, эта наука позволяет развивать гибкость ума, способность к логическомумышлению, что нужно для принятия объективного решения любой задачи.

Поскольку основы профессионального развития личности специалистазакладываются в образовательном учреждении, начиная с первых лет обучения, впроцессе усвоения естественнонаучных, а затем общепрофессиональных испециальных дисциплин, как раз математика с ее высокой степенью абстракции иесть фундамент для всего естествознания. Без нее не может самостоятельносуществовать ни одна из наук, оперирующая какими-либо количественными данными иименно она определяет основу образования практически по любому направлению.

Математика определяет разностороннее развитие логическогомышления, обеспечивает базовыми навыками для дальнейшей деятельности ипредопределяет профессиональные качества будущих специалистов.

В настоящее время математические методы широко используются длярешения самых разнообразных технических и технологических задач. Поэтомустудент должен предвидеть, что и после окончания образовательного учреждения онне раз столкнется с необходимостью применить свои математические знания впрактической деятельности.

. Неоспоримым является тот факт, что математика не просто мощноесредство решения практических задач и универсальный язык науки, но идоминирующий элемент общей культуры, неотъемлемая часть цивилизации.

Решающая роль математики в профессиональной подготовкесовременного специалиста многогранна. В цепочке “математика – другиедисциплины” устанавливается связь не столько для математики, сколько для всехдругих дисциплин, т.к. применение сознательных и прочных знаний математическихметодов при решении прикладных задач профессиональной деятельности,предполагает доступное понимание общих принципов и законов, лежащих в основедисциплин профессионального цикла, осознание связей между рассматриваемымидисциплинами. Математические знания и навыки необходимы практически во всехпрофессиях, прежде всего в тех, которых связаны с естественными науками,техникой, экономикой. В профессиональном образовании, нацеленном на интересыобучающегося, каждая изучаемая дисциплина строится в ориентации на функциипрофессиональной деятельности будущего специалиста. Профессиональнаядеятельность – это деятельность человека по своей профессии и специальности вопределенной сфере и отрасли производства. От того, как человек готов к своейпрофессиональной деятельности, зависит его успех в работе. Профессиональноеразвитие студента понимается как изменение личности в процессе вхожденияиндивида в профессиональную среду, усвоение служебного опыта, овладениестандартами и ценностями профессионального сообщества. Изучаемые науки должныспособствовать становлению многомерного взгляда обучающегося на его будущуюпрофессиональную деятельность.

В подготовке современного специалиста математическое образованиезанимает важнейшее место. Это объясняется, в первую очередь, тем, чтоматематика является элементом общечеловеческой культуры, она воспитываетинтеллект обучаемого, расширяет его кругозор, является проверенным временем инаиболее действенным средством умственного развития. Математика является такжеосновой профессиональной культуры, так как без нее невозможно изучение других,в том числе и профессионально значимых, дисциплин. Кроме того, математике отводитсяособая роль в становлении и развитии научного мировоззрения студентов [3].

Решение прикладных задач профессиональной деятельности требуетособых умений: связывать между собой и обобщать предметные знания, видетьобъект в единстве его многообразных свойств и отношений, оценивать частное спозиций общего, что обеспечивает формирование готовности к профессиональнойдеятельности.

 Обществу необходим специалист-профессионал, способныйреагировать на быстрые изменения в соответствующей профессиональной сфере.Особую значимость приобретает наличие у специалиста не столькоузкоспециального, сколько твердого фундаментального образования, на основаниикоторого можно путем самообразования не отставать от современныхвеяний науки и техники.

Необходимо, чтобы студенты знали,что математика является тем орудием, которое будет им необходимо напротяжении всей последующей учебы и работы.

Поэтому, кроме формирования у студентов математических понятий исоответствующих умений, целесообразно развивать у них правильное представлениео роли математики вообще и различных ее методов при решении новыхнаучных и технических задач [1, c.32].

Особую актуальность приобретает проблема органичного сочетанияпрофессионального и фундаментального образования, которая осуществляется,прежде всего, путем установления междисциплинарных связей математики сестественнонаучными, общепрофессиональными и специальнымидисциплинами [2, c.68].

Обучение математике ориентируется не столько на математическоеобразование как таковое, сколько на образование с помощью математики. Такимобразом, возникает необходимость реализации идеи «математика для всех», котораялежит в основе формирования математической культуры как всеобщего достояния.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

Таким образом, изучение и преподавание математики является нетолько важнейшей составной частью профессиональной подготовки специалистов.Математика выполняет и важные общекультурные функции, стимулирует развитиелучших качеств личности, ее творческих способностей и нравственных достоинств.Можно сказать, что математическая культура духовно облагораживает наши кадры,выдвигая их на достойное место в рядах отечественной интеллигенции, помогая имв деловом росте, участии в общественной и государственной жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В течение многих столетий математика является неотъемлемымэлементом системы образования во всем мире. Объясняется это уникальнойспособностью учебной дисциплины «математика» в формировании личности студентов.

Изучение математики способствует не только накоплению определённойсистемы знаний, умений и навыков, но и развитию интеллектуальной сферыобучающихся, формированию различных способов мышления. Математическоеобразование следует рассматривать как важнейшую составляющую в системефундаментальной подготовкой современного специалиста. Целью такой подготовкистановится готовность студента к непрерывному самообразованию и практическомуприменению математических знаний [1, c.44].

       Воспитание научного мировоззренияявляется одной из основных задач образовательного учреждения, и в решение этойзадачи каждый предмет вносит свой особый и неповторимый вклад. Математика имеетогромные возможности для показа мощи научных методов в познании окружающегомира, выявления значения абстрактного мышления в научных и практическихвопросах.

   Повышение качества подготовки специалистов,призванных решать задачи, связанные с функционированием отдельных сфер жизниобщества, требует в современных условиях от обучаемых не только овладения определённым  содержанием  образования, но и развития у них такихличностных качеств и черт характера, как сила воли, ответственность за своипоступки, способность отстаивать свои взгляды и убеждения.

   Между тем, признано, что изучение математикиспособствует развитию способности к  интеллектуальной и творческой деятельности,к восприятию и  переработке новой информации, влияет на развитие личностных и профессионально значимых качеств будущих специалистов,позволяющих ему самореализоваться в сфере будущей профессиональнойдеятельности, то есть является средством повышения общего уровня образованностиличности.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 1. Груденов Я.И. //Совершенствование методики работы учителя математики. // М., Просвещение, 2003.– 58 с.

2. Левченко И.В., Карташова Л.И.Задачи межпредметного характера как средство развития познавательной мотивациистудентов на уроках математики // Информационные технологии в науке иобразовании: Сборник научных трудов. – Воронеж: Научная книга, 2009. – С.68-73.

3. Тихомиров В.М. О некоторыхпроблемах математического образования. Доклад на Всероссийской конференции«Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков». Дубна, 18сентября 2010 года.

4. Математика в системе наук, формадоступа  http://ou.tsu.ru.

5. Особенности языка математики,форма доступа  http://revolution.allbest.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет