X-PDF

Роль музыкального фольклора в духовно-нравственном воспитании

Поделиться статьей

СеменоваЛюдмила Вениаминовна,

Учитель-логопед

Филиал МБДОУ «Криулинский детский сад №3»-

Калиновский детский сад

МОКрасноуфимский округ

Роль музыкального фольклора в духовно-нравственном воспитании

 

Фольклор в национальных воспитательных традициях обладаетбольшими потенциальными возможностями в развитии и становлении личности. Онрешает проблемы отношений людей, делая их субъектно-субъективными, обязывая мири людей жить в гармонии с природой, обществом и самим собой, как диктует этнокультурноенаследие народа. Вот почему общество, система образования не могут обойтись безиспользования фольклора в развитии личности.

По мнению Р.Л.Лившица, «генеральной функцией системыобразования, объединяющей все остальные в известную целостность, является, безсомнения, воспроизводство человека как субъекта культуры». Система образования,«c одной стороны, результат наличных условий, их отражений. С другой – онаобеспечивает продвижение общества вперед, его выход на следующем этапе развитияза пределы наличного качества. Через систему образования общество организует«эстафету поколений» и осуществляет наращивание культурного потенциала».«Человеку присуща духовность. Он не отгорожен от мира, человек включен в него,ощущает свою родственную связь с прошедшими поколениями и осознаетответственность перед поколениями будущими. Он не замкнут в скорлупеиндивидуального существования, его жизненная позиция – это позиция открытости навстречумиру».

Д.С. Лихачев утверждает, что прекращение обменаценностями культуры, ее смыслами обрекает на духовную немоту и безотзывность.«Национальная вражда –одной из причин имеет низкую культуру. Люди высокойкультуры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрессивны».

В нормативно-правовых документах, принятых в последниегоды Правительством Российской Федерации (Национальная доктрина образования РФ,Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года,Концепция государственной этнонациональной образовательной политики РоссийскойФедерации, Концепция региональной национальной политики Свердловской области идр.),обращается внимание на воспитание поликультурной личности и потребностьюличности в гармонизации бытия в условиях поликультурного сообщества.

В связи с этим важность освоения фольклора в условияхобщего и профессионального образования приобретает особую актуальность проблемыи необходимость ее реализации. Поэтому необходимость формирования у будущихпедагогов поликультурной компетентности является одной из главных задач вобласти воспитания подрастающего поколения.

Более обобщенное определение фольклора дано ЮНЕСКО в1985 году, согласно ему — фольклор (в более широком смысле традиционнаянародная культура) — это коллективное, основанное на традициях творчество группи индивидов, определяемое надеждами и чаяниями общества, являющееся адекватнымвыражением культурной и социальной самобытности.

ЮНЕСКО к формам фольклора наряду с другими относит:язык, литературу, музыку, танцы, игры, мифологию, ритуалы, обычаи, ремесла,архитектуру и другие виды искусства.

Феномен музыкального фольклора проявляется в связи с егоспособностью возбуждать, заражать, создавать оппозиционный настрой (в качествеинтонационной среды) и быть составной частью регулятивно-адаптивных икоммуникативных процессов в сохранении актуальности «слышания мира». В такомаспекте, вопреки устойчивому взгляду на музыкальный фольклор какэтнохудожественного факта, он наделяется тем «общечеловеческим смыслом»,который способствует общественному порядку, его организации и регламентации иотражает ценности культурноисторического типа общества, показывая «другие»психические особенности, другой склад ума, чувств и воли.

Фольклор приравнивается к народному творчеству,народному искусству. Он рассматривается как художественная коллективнаядеятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, создаваемыенародом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос),музыка (песни, сказки, наигрыши, пьесы), театр (драма, сатирические пьесы,театр кукол), танец, архитектура, изобразительное искусство идекоративно-прикладное искусство.

Музыкальный фольклор –это область народного музыкальноготворчества, народной музыкальной культуры, музыкального искусства, музыкальной педагогики,поэтому он чаще всего рассматривается с позиций искусствоведения, эстетики икультурологии, в образовании–анализируются исторически сложившиеся подходы к егопреподаванию, освещаются современные формы и методы работы.

Предпринимая искусствоведческое рассмотрениемузыкального фольклора, необходимо подчеркнуть его уникальное свойство -исторически предопределенную обращенность, как в прошлое, так и в будущее, иорганичную связь с современностью. Именно это позволяет представить музыкальныйфольклор как динамично развивающуюся систему, вбирающую в себя наследиепредшествующих поколений, постоянно пополняемую и обновляемую за счетэволюционных и революционных процессов.

Основной отличительной чертой музыкального фольклора,является его поликультурность, которая проявляется в способности формировать учеловека его эмоциональный и чувственный мир, чтосоставляетэмоционально-ценностный компонент содержания образования. Главнойведущей функцией фольклора, как отмечает И.Я.Лернер, является формированиеуобучающихся опыта эмоционально-ценностного отношения к обществу, природе,людям, самому себе, и важность его проектирования и реализации вобразовательном процессе.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

Основными признаками или свойствами музыкальногофольклора, выделяемыми различными исследователями, являются его синкретизм,вариативность, импровизационность, коллективность творческого процесса,бифункциональность, традиционность и полиэлиментность. Важнейшее свойство народноймузыки — устность, «бесписьменная традиционность», где определяющим факторомявляется интонация, возникающая в процессе живого интонирования и несводимая кнотной записи. В условиях устного способа передачи музыкальный фольклорявляется не только произведением искусства, то есть «конечным результатом актасоздания», а, прежде всего, средством «трансляции» традиционного опыта культурыв поликультурном пространстве.

Реализация специфики и возможностей музыкальногофольклора, представленного перечисленными свойствами, является важнейшимусловием приобщения к фольклору и народной культуре в целом, каждое из нихнесет в себе ценностный смысл (аксиологический потенциал).

К основным функциям музыкального фольклора относятрелигиозно-мифологическую, обрядовую, ритуальную, художественно-эстетическую,педагогическую, коммуникативно-информационную, социально-психологическую и др.В нем, как в коммуникативном акте, в первую очередь реализуется информирующая(познавательная, повествовательная, когнитивная), выразительная (эмотивная,экспрессивная), и воздействующая функции.

Ценности, которые отражаются в музыкальном фольклоревсех народов и имеют непреходящую ценность на любом историческом и культурномэтапе развитии общества:

-ценностное отношение к матери как одной из главных святынь и к материнству какединству природного (биологического) и духовно-нравственного начал;

-ценность семьи и традиционных семейных отношений, построенных на уважении кродителям, взаимопомощи и сопереживании;

-ценность родной земли, Родины, Отечества;

-ценность производительного труда на родной земле как основа формированиятрудолюбия. Формирование у подрастающего поколения ценностного отношения кчестному повседневному труду как основе жизненного благополучия — одна изнаиболее актуальных задач современной педагогической деятельности;

-ценность здорового образа жизни и одухотворённой красоты человека. Какизвестно, человек есть единство природного (биологического) и духовного начал.Его духовно-нравственное здоровье определённым образом связано с физическим;

-ценность мудрости, почитание старости, знания и учения, творчества;

-к основным гуманистическим ценностям в культуре многих народов также относят:многодетную семью, уважение старших, воспитание в труде, природосообразноевоспитание, милосердие к бедным, слабым, убогим, взаимопомощь, отзывчивость,доброту, правдолюбие, честность, справедливость, скромность, великодушие,гостеприимство. Не менее ценимыми являются: сдержанность, мужество,решительность, бесстрашие, верность слову. Как добродетели расцениваютсябережливость и щедрость.    

В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытныйнравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев итрадиций, облагораживающих жизнь людей. Они проявлялись и в отношении кприроде, и в поэзии земледельческого труда, и в красоте народных песен, и вустном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и вправославных законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона иправилах приличия.

Жанровая система музыкального фольклора иллюстрируетмножественность способов чувствования этого мира. Несмотря на то, чтомузыкальный фольклор представлен большим количеством разнообразных жанров(былины, духовные стихи — апокрифы, баллады, песни, внеобрядовые лирическиепесни, частушки, детский фольклор, инструментальный фольклор, народнаяхореография и т.д.), только в традициях, обычаях и обрядах любого народа совсей силой акцентируются фундаментальные элементы поликультурного бытия, направленныена формирование ценностных отношений.

Все ценности находят свое отражение вкалендарно-обрядовых праздниках разных народов Урала (Рождество, Святки,Крещение, Масленица, Великий пост, Пасха, Егорьев день, Весенний сев, Троица,Кострома, Сабантуй, Курбан-Байрам, Ураза-Байрам, Конта-Пайрем,Пеледыш-Пайрем(Праздник цветов),Угинде (Праздник урожая) и др.), обрядах жизненного цикла(родинная обрядность, свадебные ритуалы, уральская русская, татарская,марийская свадьба, похоронные обряды), в детском музыкальном фольклоре (поэзияпестования, бытовой фольклор, потешный фольклор, игровой фольклор).

Аккумулируя и передавая поликультурный опыт,сложившийся на определенной территории, система образования призванавоспитывать  ценностное отношение к родной культуре, формировать чувствопричастности к культуре региона и культуре страны.     

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет