X-PDF

Роль педагога-наставника в формировании гражданской позиции ученика в рамках организации работы поискового объединения. Медведева Елена Константиновна МКОУ СОШ № 10 г. Нижнеудинск, Иркутская область.

Поделиться статьей

Тема: Рольпедагога-наставника в формировании гражданской позиции ученика в рамкахорганизации работы поискового объединения.

Медведева ЕленаКонстантиновна

МКОУ СОШ № 10 г. Нижнеудинск,Иркутская область.

 

«Великаядуховная потребность участвовать в управлении страной не может быть воспитана вчеловеке за один день; и, если в ребёнке с детства не воспитывать это качество,не стоит ожидать, что оно появится у взрослого человека».

В.В.Путин

   

             Гражданственность – важнейшийдуховно – нравственный фактор сохранения общественной стабильности,независимости и безопасности государства. Среди важнейших задачобщеобразовательная школа имеет гражданское образование и воспитание. В связи сэтим необходимо глубокое осмысление гражданского воспитания подрастающегопоколения, целенаправленная работа по определению и реализации условий для егостановления.

             Отрадно сознавать, чтосегодня все чаще говорят о необходимости воссоздания детских организаций в школах,о необходимости вовлечения детей и подростков в активную общественную жизнь. И,тем не менее, несмотря на предпринимаемые государством шаги в этом направлении,учителя вместе с общественностью должны искать формы и методы эффективногогражданского воспитания детей и вовлечение их в общественно – значимуюдеятельность.

            Педагогический аспектрассмотрения «гражданской позиции» приобщает детей к культурно-историческимценностям города, области, страны, в процессе трудовой подготовки, в процессетворческой и исследовательской деятельности, в рамках деятельности общественныхорганизаций и через вовлечение школьников в общественно – значимуюдеятельность.

             Активная гражданская позиция– это осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательныереальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественномплане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумномсоотношении личностных и общественных интересов.

Огромное значение вформировании гражданской позиции играет педагог-наставник. Именно-педагогнаставник для того, чтобы воспитать всесторонне развитую, мобильную личность, сактивной гражданской позицией, обладающей возможностью самовыражения в процессеобщественно – значимой деятельности — создает  условия для формирования ипроявления гражданской позиции школьников в различных формах общественно –значимой деятельности.

Будучи руководителемпоискового отряда «Дань памяти. Масловцы, поняла, что гражданская позицияформируется более осознанно, если они затрагивают в  душе, что-то сокровенное. Историянашего района богата событиями и людьми, которыми надо гордиться и участвоватьв сохранении памяти о них. Особенное место в истории отводиться ВеликойОтечественной войне так или иначе коснувшейся каждой семьи. К сожалению,современные дети почти не имеют возможности личного общения с ветеранами. Вомногих семьях разорвалась связь поколений. Родители мало чем могут помочьребятам.

  В здесь и нужна помощьпедагога-наставника.

В отряд приходят ребята с разными потребностями. Кто-то любитработать интеллектуально, кто-то физически или творчески, но абсолютно каждыйможет себя реализовать, почувствовать значимость своей деятельности.

 Особоевнимание хочу уделить такой форме воспитательной работы как праздник.

Праздник являетсяособым элементом в структуре социального времени. Главная функция праздника –социокультурная интеграция той или иной общности людей.  Типология праздникаразнообразна: народные (национальные); религиозные, профессиональные,международные, государственные.

Цельгосударственных праздников – сплочение граждан вокруг официальных лидеров нафоне знаменательных дат, событий; дать возможность почувствовать себя частицейобщности «народ»; ощутить сопричастность к важным историческим вехам.

 Организация праздников и памятных датосуществляется совместно с ребятами отряда. Отмечаем важные исторические даты,в том числе, связанные с ВОВ и сохранением памяти о героизме народа. Помимо датсражений, 9 мая и 22 июня, в традиции школы и отряда отмечать 3 декабря – ДеньНеизвестного солдата и 9 декабря – День Героев России.

     Большое значение имеетисследовательская деятельность.  Многие годы отряд занимается изучением историиГражданской воны, Великой Отечественной войны.

По итогам работы пороведены экспедеции наместа падения самолетов в районе г. Алзамай 5 выездов. Проводиться уход замогилами ветеранов и памятниками ВОВ. Проводиться изучение личностей экипажа исохранение памяти о них, поиск родственников.

Уроки истории ВеликойОтечественной войны стараюсь проводить, используя разнообразные формы и методы.Очень важно заинтересовать каждого ученика, чтобы он проникся масштабамитрагедии не только для страны, но и для каждой семьи. Связь поколений, единыйдух русского народа лучше всего понимаются ученикамив сравнении. Так, проводя параллели между подвигом девочек снайперов Натальи Ковшовой и Марии Поливановойили Александра Матросова в годы ВОВ   с подвигом НурмагомедаГаджимагомедова в ходе спецоперации на территории Украины в 2022 году, ученикипонимают, что русский дух передается из поколения в поколение. Нам есть и будет,кем гордиться.

 Ещебольшую роль в воспитании патриотизма играет изучение истории семьи в годы ВОВ.К сожалению, во многих семьях сохранилось мало информации об участниках войны. Здесь огромную помощь могут оказать электронные архивы МО.  Ребята судовольствием включаются в этот процесс и с гордостью представляют свой рассказо родственниках – героях войны.

Подготовкак исследовательской работе достаточно сложная.

Во-первых,учителю необходимо самому изучить методику работы с электронными архивами,разобраться в сложной армейской терминологии.

Во-вторых,создать удобный для учеников алгоритм проведения исследования. Здесь важнопонимать, что судьбы людей могут быть разные: вернулся домой или погиб и захоронен,попал в плен или пропал без вести. Каждую ситуацию нужно изучать подробно.

Яиспользую следующий алгоритм действий при работе с электронными архивами:

1.      Установитьфамилию, имя, отчество, год и место рождения, место жительства человеканакануне войны.

2.      Опроситьвсех родственников, чтобы установить различные факты из его жизни, иознакомиться с сохранившимися документами, письмами и фотографиями.

3.      Выяснитьномер воинской части, в которой военнослужащий состоял хотя бы некоторое время.

4.      Работа вэлектронных архивах:

 — www.obd-memorial.ru ОБД«Мемориал». Министерством обороны Российской Федерации создан Обобщенныйкомпьютерный банк данных, содержащий информацию о защитниках Отечества,погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, место егозахоронения, а также в послевоенный период.

www.podvignaroda.ru  «Подвигнарода в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».  На этом сайте выложенаинформация о награждениях во время Великой Отечественной войны (боевые приказыо награждениях и наградные листы с описанием отличия, за которое полагаласьнаграда).

www.pamyat-naroda.ru  На сайте«Память народа» вы можете узнать дату и место призыва, воинскую часть, датупоступления на службу, наименование награды, номер фонда историческойинформации, найти скриншоты документов о награждении, а также боевой путь.

Дополнительныеисточники информации:

— www.rkka.ru/ihandbook.htm- награжденные орденом Красного Знамени в период с 1921 по 1931 гг.

— www.moypolk.ru -сведения об участниках Великой Отечественной войны, в том числе тружениках тыла- живых, умерших, погибших и пропавших без вести   

— www.dokst.ru -сведения о погибших в плену на территории Германии

— www.polk.ru -информация о советских и российских солдатах, пропавших без вести в войнах XXвека (в том числе страницы Великая Отечественная война иНеврученные награды)

— www.pomnite-nas.ru- фотографии и описания воинских захоронений
Книги памяти:

— книги памяти(доступны в электронном виде), в которых содержатся алфавитные спискижителей различных областей, погибших или пропавших без вести во время Великой Отечественнойвойны.

— отечестворт.рф,rf-poisk.ru — электронная версия книги Имена из солдатскихмедальонов, тома 1-8. Содержат алфавитные сведения о погибших в годывойны, чьи останки, обнаруженные в ходе поисковых работ, удалосьидентифицировать.

— rf-poisk.ru/page/34/- книги памяти (по регионам России, с прямыми ссылками и аннотацией).

— soldat.ru -книги памяти (по отдельным регионам, родам войск, отдельным частям исоединениям, об умерших в плену, погибших в Афганистане, Чечне).

— memento.sebastopol.ua- Крымский виртуальный некрополь

— memory-book.com.ua- электронная книга памяти Украины.

Справочники:

— soldat.ru- наборсправочников для самостоятельного поиска информации о судьбе военнослужащих (втом числе справочник полевых почтовых станций РККА в 1941-1945 годах,справочник условных наименований воинских частей (учреждений) в 1939 — 1943годах, справочник дислокации госпиталей РККА в 1941-1945 годах)

— www.rkka.ru -справочник военных сокращений (а также уставы, наставления, директивы, приказы иличные документы военного времени).

Библиотеки:

— oldgazette.ru -старые газеты (в том числе военного периода).

— www.rkka.ru -описание боевых операций Второй мировой войны, послевоенный анализ событийВторой мировой, военные мемуары.

Военные карты:

www.rkka.ru -военно-топографические карты с боевой обстановкой (по периодам войны иоперациям)

Сайты поисковыхдвижений

www.rf-poisk.ru -официальный сайт Поискового движения России

Архивы:

— www.archives.ru- Федеральное архивное агентство (Росархив)

— www.rusarchives.ru- отраслевой портал Архивы России

— archive.mil.ru -Центральный архив Министерства обороны.

— rgvarchive.ru -Российский государственный военный архив (РГВА).

Для удобства анализа информации электронныхархивов я использую следующую таблицу:

 

ЗвездовВасилий Аверьянович, 1924 г.р.

Определяемые данные

Перечень документов

Предварительный вывод

ЦАМО  ф.8360 оп. 80828 д.20

 

ДОБП 7 Гв. сд №18802 от 17.5.43

ДОБП 1 УА 22540 от 10.06.1943

АШР при 391 сд

№ захоронения в ВМЦ 53-489

 учтен №1991

7 Гв. сд ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМУЛЯР.
Фонд 7 гв. СД, опись 1, дело 1.

Дата события

04.01.1943

20.03.1943

21.03.1943

 

13.02.43г. вышла из состава 14 гв. СК и была переброшена за р. Ловать, где вела наступательные бои в составе 1 УА и продвинулась на 6-7 км, после чего перешла к обороне на рубеже: Жуково, Борок, Семкина Горушка.

Звездов Василий Аверьянович, 1924 г.р.,       урож. Иркутской обл., Тулунского р-на, Нюрикского с/с, Блок-Пост Азай. В КА призван Иркутским НВК г. Иркутска.

До 04.01.1943 года находился в 76-м зап. сп. Стрелок красноармеец Звездов В.А. в дальнейшем воевал в составе 20-го гвардейского сп. 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.27%
НЕТ
40.73%
Проголосовало: 1186

7 гвардейской стрелковой дивизии [2], которая 13.02.1942 года вышла из состава 14 гв. СК и была переброшена за р. Ловать, где вела наступательные бои в составе 1 УА продвинулась на 6-7 км, после чего перешла к обороне нарубеже Жуково, Борок, Семкина Горушка [3].  В марте 1943 г. красноармеец Звездов В.А. был осужден Военным трибуналом 53 А (причина не известна) и направлен в Армейскую штрафную роту при 391 сд 1-й Ударной Армии. 21.03.1943 года красноармеец Звездов В.А. был убит в бою в районе с. Рохлицы Залученского р-на Ленинградской обл, кровью искупив вину перед Родиной (посмертно был реабилитирован) [4]. Первичное место захоронения: Ленинградская обл., Старорусский р-н, д. Козлово, 2500 м, по дороге д. Козлово-д. Ходыни, у пересечения с дорогой на д. Краснодубье, братское кладбище № 8 [2]. В послевоенные годы перезахоронен: Новгородская обл. Поддорский р-н, с.п. Поддорское,  м. Самбатово [5] . Данные родственников: мать Звездова Прасковья Игнатьевна, адрес места жительства Иркутская обл., Тулунский р-н, Нюрикский с/с, Блок-Пост Азай [2].

Место рождения

Иркутская обл., Тулунский р-н

 

Иркутская обл., Тулунский р-н, Нюрикский с/с, Блок-Пост Азай

 

 

Каким РВК призван

Рубцовский ГВК, Алтайский край. 

Иркутский ГВК, Иркутская обл..

Иркутский ГВК

 

Дата призыва

 

 

 

 

Место службы

76 зсп (до 04.01.1943)

20 гв. сп 7 гв. сд

АШР при 391 сд

20 ГСП

 (вч пп 03647 – Военный трибунал 53 А)

Должность

 

стрелок

 

 

Воин. звание

 

красноармеец

красноармеец

 

Награждение

 

 

 

 

Ранения

 

 

 

 

Дата и причина выбытия

 

убит

20.03.1943

убит

21.03.1943

 

Первичное место захоронения

 

Ленинградская обл., Старорусский р-н, д. Козлово, 2500 м, по дороге д. Козлово — д. Ходыни, у пересечения с дорогой на д. Краснодубье, братское кладбище № 8

Ленинградская обл.,

Залученский район

с.Рахлицы

Новгородская область Поддорский р-н, с.п. Поддорское,

 м. Самбатово

Родственники, адрес места жительства

 

Мать Звездова Прасковья Игнатьевна, Иркутская обл., Тулунский р-н, Нюрикский с/с, Блок-Пост Азай

Мать Звездова Прасковья Игнатьевна, Иркутская обл., Тулунский р-н, Нюрикский с/с,

 

 

 

6.      Систематизацияинформации и подготовка презентации исследования.

            Готовитьучеников к исследованию следует заранее. Я это делаю в начале изучения периодавойны1941-1945года. Можно также назначить ученика–куратора. Самое главное наэтом этапе заинтересовать ребят поиском информации. Начать урок следует сбеседы о важности сохранения памяти о ветеранах войны и тружеников тыла. Послетакой беседы ребята должны осознать, что каждый человек, внесший вклад в победу,является героем. А значит, им есть, кем гордиться.

Защитуисследовательской работы следует проводить, как итоговый урок изучения темы ВОВ.Ученики готовят презентацию и сообщение. Традиционно, после каждого выступленияследуют аплодисменты. Также ученики пишут «Письмо деду». Это можно приурочить кодноименной акции, проводимой в рамках празднования 9 мая.

 В процесс сохранения памяти о прадеде-герое частововлекается и вся семья. Так, в семье Звездовых были известны только фамилия,имя и отчество солдата. А в итоге, не только установили его место гибели, но врезультате запросов удалось нанести его имя на мемориал Самбатово вНовгородской области, где он был перезахоронен.

Получив опыт работы с архивами, поисковый отряд примкнул какции «Судьба солдата». Цель акции —  помочь землякам в сборе информации о судьбахучастников ВОВ.

Особенно много обращений происходитнакануне памятных дат.

С 2021 года поисковыйотряд включился в разработку и реализацию проекта по созданию Книги памяти «СНижнеудинском связанные судьбы». Итогом этого проекта стало издание книгипамяти, выявление пяти новых имен солдат, умерших в эвакогоспиталях городаНижнеудинска, а также установка памятной плиты.

Отдельной работой, подруководством наставника, является уход за памятниками и памятными местами натерритории района и города. Ребята ощущают большую социальную значимость своейработы по сохранению памяти о истории нашей страны и города. Неоднократно запомощью в благоустройстве одиноких могил ветеранов обращаются жители города.

Участие в экспедицияхпо местам боев осуществляется с 2015 года. Ежегодно поисковый отряд реализуетпроект по участию в «Вахте Памяти» по местам боев Новгородской области. В ходеэкспедиции осуществляется создание поискового лагеря. поиск, эксгумация, поискродственников и захоронение солдат Красной армии. Эта работа оставляет в душеребят глубокое осознание важности для общества их труда.

Важно отметить и такоеключевое положение в формировании гражданской позиции учащихся — это примерсамого учителя. Воспитание личностью есть воспитание своим примером. Учащиесяочень внимательны и чутки к самым мельчайшим деталям человеческой натуры.Педагог должен стремиться к максимальному раскрытию всех своих положительныхсторон. Нужно уметь привносить себя в детскую группу. Важно, чтобы словапедагога не расходились с его делами.

 Результат же этойработы не будет виден сразу. Его получит и оценит общество, когда выпускникшколы войдет во взрослую жизнь.

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.27%
НЕТ
40.73%
Проголосовало: 1186

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.27% НЕТ 40.73% Проголосовало: 1186


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.27% НЕТ 40.73% Проголосовало: 1186


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.27% НЕТ 40.73% Проголосовало: 1186


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.27% НЕТ 40.73% Проголосовало: 1186


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.27% НЕТ 40.73% Проголосовало: 1186


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет