Тема: Рольпедагога-наставника в формировании гражданской позиции ученика в рамкахорганизации работы поискового объединения.
Медведева ЕленаКонстантиновна
МКОУ СОШ № 10 г. Нижнеудинск,Иркутская область.
«Великаядуховная потребность участвовать в управлении страной не может быть воспитана вчеловеке за один день; и, если в ребёнке с детства не воспитывать это качество,не стоит ожидать, что оно появится у взрослого человека».
В.В.Путин
Гражданственность – важнейшийдуховно – нравственный фактор сохранения общественной стабильности,независимости и безопасности государства. Среди важнейших задачобщеобразовательная школа имеет гражданское образование и воспитание. В связи сэтим необходимо глубокое осмысление гражданского воспитания подрастающегопоколения, целенаправленная работа по определению и реализации условий для егостановления.
Отрадно сознавать, чтосегодня все чаще говорят о необходимости воссоздания детских организаций в школах,о необходимости вовлечения детей и подростков в активную общественную жизнь. И,тем не менее, несмотря на предпринимаемые государством шаги в этом направлении,учителя вместе с общественностью должны искать формы и методы эффективногогражданского воспитания детей и вовлечение их в общественно – значимуюдеятельность.
Педагогический аспектрассмотрения «гражданской позиции» приобщает детей к культурно-историческимценностям города, области, страны, в процессе трудовой подготовки, в процессетворческой и исследовательской деятельности, в рамках деятельности общественныхорганизаций и через вовлечение школьников в общественно – значимуюдеятельность.
Активная гражданская позиция– это осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательныереальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественномплане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумномсоотношении личностных и общественных интересов.
Огромное значение вформировании гражданской позиции играет педагог-наставник. Именно-педагогнаставник для того, чтобы воспитать всесторонне развитую, мобильную личность, сактивной гражданской позицией, обладающей возможностью самовыражения в процессеобщественно – значимой деятельности — создает условия для формирования ипроявления гражданской позиции школьников в различных формах общественно –значимой деятельности.
Будучи руководителемпоискового отряда «Дань памяти. Масловцы, поняла, что гражданская позицияформируется более осознанно, если они затрагивают в душе, что-то сокровенное. Историянашего района богата событиями и людьми, которыми надо гордиться и участвоватьв сохранении памяти о них. Особенное место в истории отводиться ВеликойОтечественной войне так или иначе коснувшейся каждой семьи. К сожалению,современные дети почти не имеют возможности личного общения с ветеранами. Вомногих семьях разорвалась связь поколений. Родители мало чем могут помочьребятам.
В здесь и нужна помощьпедагога-наставника.
В отряд приходят ребята с разными потребностями. Кто-то любитработать интеллектуально, кто-то физически или творчески, но абсолютно каждыйможет себя реализовать, почувствовать значимость своей деятельности.
Особоевнимание хочу уделить такой форме воспитательной работы как праздник.
Праздник являетсяособым элементом в структуре социального времени. Главная функция праздника –социокультурная интеграция той или иной общности людей. Типология праздникаразнообразна: народные (национальные); религиозные, профессиональные,международные, государственные.
Цельгосударственных праздников – сплочение граждан вокруг официальных лидеров нафоне знаменательных дат, событий; дать возможность почувствовать себя частицейобщности «народ»; ощутить сопричастность к важным историческим вехам.
Организация праздников и памятных датосуществляется совместно с ребятами отряда. Отмечаем важные исторические даты,в том числе, связанные с ВОВ и сохранением памяти о героизме народа. Помимо датсражений, 9 мая и 22 июня, в традиции школы и отряда отмечать 3 декабря – ДеньНеизвестного солдата и 9 декабря – День Героев России.
Большое значение имеетисследовательская деятельность. Многие годы отряд занимается изучением историиГражданской воны, Великой Отечественной войны.
По итогам работы пороведены экспедеции наместа падения самолетов в районе г. Алзамай 5 выездов. Проводиться уход замогилами ветеранов и памятниками ВОВ. Проводиться изучение личностей экипажа исохранение памяти о них, поиск родственников.
Уроки истории ВеликойОтечественной войны стараюсь проводить, используя разнообразные формы и методы.Очень важно заинтересовать каждого ученика, чтобы он проникся масштабамитрагедии не только для страны, но и для каждой семьи. Связь поколений, единыйдух русского народа лучше всего понимаются ученикамив сравнении. Так, проводя параллели между подвигом девочек снайперов Натальи Ковшовой и Марии Поливановойили Александра Матросова в годы ВОВ с подвигом НурмагомедаГаджимагомедова в ходе спецоперации на территории Украины в 2022 году, ученикипонимают, что русский дух передается из поколения в поколение. Нам есть и будет,кем гордиться.
Ещебольшую роль в воспитании патриотизма играет изучение истории семьи в годы ВОВ.К сожалению, во многих семьях сохранилось мало информации об участниках войны. Здесь огромную помощь могут оказать электронные архивы МО. Ребята судовольствием включаются в этот процесс и с гордостью представляют свой рассказо родственниках – героях войны.
Подготовкак исследовательской работе достаточно сложная.
Во-первых,учителю необходимо самому изучить методику работы с электронными архивами,разобраться в сложной армейской терминологии.
Во-вторых,создать удобный для учеников алгоритм проведения исследования. Здесь важнопонимать, что судьбы людей могут быть разные: вернулся домой или погиб и захоронен,попал в плен или пропал без вести. Каждую ситуацию нужно изучать подробно.
Яиспользую следующий алгоритм действий при работе с электронными архивами:
1. Установитьфамилию, имя, отчество, год и место рождения, место жительства человеканакануне войны.
2. Опроситьвсех родственников, чтобы установить различные факты из его жизни, иознакомиться с сохранившимися документами, письмами и фотографиями.
3. Выяснитьномер воинской части, в которой военнослужащий состоял хотя бы некоторое время.
4. Работа вэлектронных архивах:
— www.obd-memorial.ru ОБД«Мемориал». Министерством обороны Российской Федерации создан Обобщенныйкомпьютерный банк данных, содержащий информацию о защитниках Отечества,погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, место егозахоронения, а также в послевоенный период.
— www.podvignaroda.ru «Подвигнарода в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». На этом сайте выложенаинформация о награждениях во время Великой Отечественной войны (боевые приказыо награждениях и наградные листы с описанием отличия, за которое полагаласьнаграда).
— www.pamyat-naroda.ru На сайте«Память народа» вы можете узнать дату и место призыва, воинскую часть, датупоступления на службу, наименование награды, номер фонда историческойинформации, найти скриншоты документов о награждении, а также боевой путь.
Дополнительныеисточники информации:
— www.rkka.ru/ihandbook.htm- награжденные орденом Красного Знамени в период с 1921 по 1931 гг.
— www.moypolk.ru -сведения об участниках Великой Отечественной войны, в том числе тружениках тыла- живых, умерших, погибших и пропавших без вести
— www.dokst.ru -сведения о погибших в плену на территории Германии
— www.polk.ru -информация о советских и российских солдатах, пропавших без вести в войнах XXвека (в том числе страницы Великая Отечественная война иНеврученные награды)
— www.pomnite-nas.ru- фотографии и описания воинских захоронений
Книги памяти:
— книги памяти(доступны в электронном виде), в которых содержатся алфавитные спискижителей различных областей, погибших или пропавших без вести во время Великой Отечественнойвойны.
— отечестворт.рф,rf-poisk.ru — электронная версия книги Имена из солдатскихмедальонов, тома 1-8. Содержат алфавитные сведения о погибших в годывойны, чьи останки, обнаруженные в ходе поисковых работ, удалосьидентифицировать.
— rf-poisk.ru/page/34/- книги памяти (по регионам России, с прямыми ссылками и аннотацией).
— soldat.ru -книги памяти (по отдельным регионам, родам войск, отдельным частям исоединениям, об умерших в плену, погибших в Афганистане, Чечне).
— memento.sebastopol.ua- Крымский виртуальный некрополь
— memory-book.com.ua- электронная книга памяти Украины.
Справочники:
— soldat.ru- наборсправочников для самостоятельного поиска информации о судьбе военнослужащих (втом числе справочник полевых почтовых станций РККА в 1941-1945 годах,справочник условных наименований воинских частей (учреждений) в 1939 — 1943годах, справочник дислокации госпиталей РККА в 1941-1945 годах)
— www.rkka.ru -справочник военных сокращений (а также уставы, наставления, директивы, приказы иличные документы военного времени).
Библиотеки:
— oldgazette.ru -старые газеты (в том числе военного периода).
— www.rkka.ru -описание боевых операций Второй мировой войны, послевоенный анализ событийВторой мировой, военные мемуары.
Военные карты:
www.rkka.ru -военно-топографические карты с боевой обстановкой (по периодам войны иоперациям)
Сайты поисковыхдвижений
www.rf-poisk.ru -официальный сайт Поискового движения России
Архивы:
— www.archives.ru- Федеральное архивное агентство (Росархив)
— www.rusarchives.ru- отраслевой портал Архивы России
— archive.mil.ru -Центральный архив Министерства обороны.
— rgvarchive.ru -Российский государственный военный архив (РГВА).
Для удобства анализа информации электронныхархивов я использую следующую таблицу:
ЗвездовВасилий Аверьянович, 1924 г.р.
Определяемые данные |
Перечень документов |
Предварительный вывод |
||||
ЦАМО ф.8360 оп. 80828 д.20
|
ДОБП 7 Гв. сд №18802 от 17.5.43 |
ДОБП 1 УА 22540 от 10.06.1943 АШР при 391 сд |
№ захоронения в ВМЦ 53-489 учтен №1991 |
7 Гв. сд ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМУЛЯР. |
||
Дата события |
04.01.1943 |
20.03.1943 |
21.03.1943 |
|
13.02.43г. вышла из состава 14 гв. СК и была переброшена за р. Ловать, где вела наступательные бои в составе 1 УА и продвинулась на 6-7 км, после чего перешла к обороне на рубеже: Жуково, Борок, Семкина Горушка.
|
Звездов Василий Аверьянович, 1924 г.р., урож. Иркутской обл., Тулунского р-на, Нюрикского с/с, Блок-Пост Азай. В КА призван Иркутским НВК г. Иркутска. До 04.01.1943 года находился в 76-м зап. сп. Стрелок красноармеец Звездов В.А. в дальнейшем воевал в составе 20-го гвардейского сп. Представленная информация была полезной? ДА 59.27% НЕТ 40.73% Проголосовало: 1186 7 гвардейской стрелковой дивизии [2], которая 13.02.1942 года вышла из состава 14 гв. СК и была переброшена за р. Ловать, где вела наступательные бои в составе 1 УА продвинулась на 6-7 км, после чего перешла к обороне нарубеже Жуково, Борок, Семкина Горушка [3]. В марте 1943 г. красноармеец Звездов В.А. был осужден Военным трибуналом 53 А (причина не известна) и направлен в Армейскую штрафную роту при 391 сд 1-й Ударной Армии. 21.03.1943 года красноармеец Звездов В.А. был убит в бою в районе с. Рохлицы Залученского р-на Ленинградской обл, кровью искупив вину перед Родиной (посмертно был реабилитирован) [4]. Первичное место захоронения: Ленинградская обл., Старорусский р-н, д. Козлово, 2500 м, по дороге д. Козлово-д. Ходыни, у пересечения с дорогой на д. Краснодубье, братское кладбище № 8 [2]. В послевоенные годы перезахоронен: Новгородская обл. Поддорский р-н, с.п. Поддорское, м. Самбатово [5] . Данные родственников: мать Звездова Прасковья Игнатьевна, адрес места жительства Иркутская обл., Тулунский р-н, Нюрикский с/с, Блок-Пост Азай [2]. |
Место рождения |
Иркутская обл., Тулунский р-н
|
Иркутская обл., Тулунский р-н, Нюрикский с/с, Блок-Пост Азай |
|
|
||
Каким РВК призван |
Рубцовский ГВК, Алтайский край. |
Иркутский ГВК, Иркутская обл.. |
Иркутский ГВК |
|
||
Дата призыва |
|
|
|
|
||
Место службы |
76 зсп (до 04.01.1943) |
20 гв. сп 7 гв. сд |
АШР при 391 сд |
20 ГСП (вч пп 03647 – Военный трибунал 53 А) |
||
Должность |
|
стрелок |
|
|
||
Воин. звание |
|
красноармеец |
красноармеец |
|
||
Награждение |
|
|
|
|
||
Ранения |
|
|
|
|
||
Дата и причина выбытия |
|
убит 20.03.1943 |
убит 21.03.1943 |
|
||
Первичное место захоронения |
|
Ленинградская обл., Старорусский р-н, д. Козлово, 2500 м, по дороге д. Козлово — д. Ходыни, у пересечения с дорогой на д. Краснодубье, братское кладбище № 8 |
Ленинградская обл., Залученский район с.Рахлицы |
Новгородская область Поддорский р-н, с.п. Поддорское, м. Самбатово |
||
Родственники, адрес места жительства |
|
Мать Звездова Прасковья Игнатьевна, Иркутская обл., Тулунский р-н, Нюрикский с/с, Блок-Пост Азай |
Мать Звездова Прасковья Игнатьевна, Иркутская обл., Тулунский р-н, Нюрикский с/с, |
|
|
6. Систематизацияинформации и подготовка презентации исследования.
Готовитьучеников к исследованию следует заранее. Я это делаю в начале изучения периодавойны1941-1945года. Можно также назначить ученика–куратора. Самое главное наэтом этапе заинтересовать ребят поиском информации. Начать урок следует сбеседы о важности сохранения памяти о ветеранах войны и тружеников тыла. Послетакой беседы ребята должны осознать, что каждый человек, внесший вклад в победу,является героем. А значит, им есть, кем гордиться.
Защитуисследовательской работы следует проводить, как итоговый урок изучения темы ВОВ.Ученики готовят презентацию и сообщение. Традиционно, после каждого выступленияследуют аплодисменты. Также ученики пишут «Письмо деду». Это можно приурочить кодноименной акции, проводимой в рамках празднования 9 мая.
В процесс сохранения памяти о прадеде-герое частововлекается и вся семья. Так, в семье Звездовых были известны только фамилия,имя и отчество солдата. А в итоге, не только установили его место гибели, но врезультате запросов удалось нанести его имя на мемориал Самбатово вНовгородской области, где он был перезахоронен.
Получив опыт работы с архивами, поисковый отряд примкнул какции «Судьба солдата». Цель акции — помочь землякам в сборе информации о судьбахучастников ВОВ.
Особенно много обращений происходитнакануне памятных дат.
С 2021 года поисковыйотряд включился в разработку и реализацию проекта по созданию Книги памяти «СНижнеудинском связанные судьбы». Итогом этого проекта стало издание книгипамяти, выявление пяти новых имен солдат, умерших в эвакогоспиталях городаНижнеудинска, а также установка памятной плиты.
Отдельной работой, подруководством наставника, является уход за памятниками и памятными местами натерритории района и города. Ребята ощущают большую социальную значимость своейработы по сохранению памяти о истории нашей страны и города. Неоднократно запомощью в благоустройстве одиноких могил ветеранов обращаются жители города.
Участие в экспедицияхпо местам боев осуществляется с 2015 года. Ежегодно поисковый отряд реализуетпроект по участию в «Вахте Памяти» по местам боев Новгородской области. В ходеэкспедиции осуществляется создание поискового лагеря. поиск, эксгумация, поискродственников и захоронение солдат Красной армии. Эта работа оставляет в душеребят глубокое осознание важности для общества их труда.
Важно отметить и такоеключевое положение в формировании гражданской позиции учащихся — это примерсамого учителя. Воспитание личностью есть воспитание своим примером. Учащиесяочень внимательны и чутки к самым мельчайшим деталям человеческой натуры.Педагог должен стремиться к максимальному раскрытию всех своих положительныхсторон. Нужно уметь привносить себя в детскую группу. Важно, чтобы словапедагога не расходились с его делами.
Результат же этойработы не будет виден сразу. Его получит и оценит общество, когда выпускникшколы войдет во взрослую жизнь.