X-PDF

РОЛЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Поделиться статьей

  Устьянцева Е.А, учитель-дефектолог

ГБДОУдетский сад № 26 компенсирующего вида

Пушкинскогорайона Санкт-Петербурга

 

РОЛЬПОДВИЖНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сдавних времён учёные разных стран искали пути гармоничного развития человека.Эта проблема занимала умы мыслителей Древней Греции, Египта, Китая, Индии идр., которые отмечали связь между движениями и состоянием психики, мыслями,поступками и чувствами человека. Ещё Аристотель писал, что гнев, радость,печаль выражаются в телодвижениях, мимике, жестах; и наоборот, движения поассоциации вызывают определённое психическое состояние.

Научноеобоснование взаимодействия психики и мышечной деятельности свидетельствует, чтодвижение является конечным выражением психического акта (работы И.М. Сеченова иИ.П. Павлова).

Благодарясистемному подходу психологии к познанию ребёнка в комплексе всех егоспособностей становится возможным обосновать роль движения в интеллектуальном,нравственном, эмоциональном развитии. Доказано, что характер, мысли, чувствачеловека отражаются в виде мускульного панциря на теле. Поэтому для реализациизадач гармоничного развития детей педагогам важно понять, как «действует» нашетело, научить детей двигаться естественно, грациозно, в соответствии с конституциейсвоего тела и индивидуальными способностями (М. Александер, Райх, М.Фельденкрайз и др.).

Дляединства психофизического, интеллектуального, нравственного, эмоционального ввоспитаннике, для достижения полной гармонии с самим собой и окружающим миром,для возможности реализации свободы и выбора действий необходимо созданиесоответствующих педагогических условий.

Свободудействий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущимметодом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игрырассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребёнка,способствующее как развитию физических и умственных способностей, так иосвоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Подвижныеигры являются одним из условий развития культуры ребёнка. В них он осмысливаети познаёт окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия,воображение, формируются социальные качества. В них проявляется естественнаяпотребность ребёнка в движении, необходимость найти решение двигательнойзадачи. Играя, ребёнок не только познаёт окружающий мир, но и преображает его.

Детимладшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. Они судовольствием «летают как воробушки», взмахивают руками как «бабочкакрылышками» и т.д. Как следствие, у детей формируются нравственно ценныеличностные качества: сопереживания, соучастия, сопричастности. Благодаряразвитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшегодошкольного возраста носят сюжетный характер.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

Напятом году жизни характер игровой деятельности детей меняется. Их начинаетинтересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства,желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведениинакопленный двигательный и социальный опыт. Однако подражательность и имитацияпродолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте.

Дляподвижных игр характерно нравственно ценное содержание. Они воспитываютдоброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность,инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большимэмоциональным подъёмом, радостью, весельем, ощущением свободы.

Условноможно выделить несколько типов подвижных игр, которые по-разному способствуютвсестороннему развитию дошкольников, несут в себе разную социальнуюнаправленность.

Играмтипа «Ловишки» присущ творческий характер, основанный на азарте, двигательномопыте и точном соблюдении правил. Убегая, догоняя, увёртываясь, детимаксимально мобилизуют свои умственные и физические силы, при этом онисамостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровыхдействий, совершенствующие психофизические качества.

Игры,требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действия по игровомусигналу, побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству(придумыванию комбинаций движений, имитации движений). Игры типа «Замри»,«Стоп», «Море волнуется» требуют от играющих прекратить движение посоответствующему сигналу, при этом необходимо сохранить выражение лица инапряжение мышц тела в таком положении, в котором они были застигнуты игровымсигналом. Одухотворённость и выразительность движений в таких играх чрезвычайноважны. Г. Гюджиев писал: «Мы не осознаём, до какой степени наша интеллектуальная,эмоциональная и двигательная функции взаимосвязаны, хотя в отдельных случаях иможем наблюдать, как сильно наше настроение и эмоциональное состояние зависятот наших поз». Если человек намеренно принимает позу, связанную с чувствомпечали или уныния, то вскоре он действительно почувствует печаль или уныние. Вновой, необычной для себя позе человек становится способным думать по-новому,чувствовать по-новому, знать себя по-новому. Стоп-упражнение являетсяодновременно упражнением для воли, внимания, мысли, для чувства и движения.Дети передают характер и образы персонажей игры, их настроения,взаимоотношения. Они тренируют мимическую и крупную мускулатуру, а этоспособствует выбросу эндорфинов, обеспечивающих улучшение состояния ижизнедеятельности организма.

Играмс мячом отводится особая роль. Отмечая разностороннее воздействие мяча напсихофизическое развитие ребёнка, Ф. Фребель подчёркивал его роль в развитии икоординации движений, кисти руки, а, следовательно, и в совершенствовании корыголовного мозга. Особое значение имеют игры, в которых действия с мячомсопровождаются словами и песнями. Ребёнок, играя, выполняет разнообразныеманипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяетдвижения с хлопками, различными поворотами и т.д. Эти игры развивают глазомер,двигательные координационные функции, совершенствует деятельность корыголовного мозга. Отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогаетизбавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие. Я лично всегдарекомендую родителям приобрести мяч ребёнку, чтобы у каждого был дома мяч, атакже скакалку, т.к. прыжки – самый интенсивный вид движений. Невозможно всемдетям научиться только на физкультурных занятиях этому сложному движению:согласованному движению рук со скакалкой и прыжками.

Игрыс элементами соревнования требуют правильного педагогического руководства ими,которое предполагает соблюдение ряда условий. Важно объективно оцениватьдеятельность детей: при подведении итогов игры необходимо оценивать достиженияребёнка к самому себе.

Виграх типа «Жмурки», «Угадай по голосу» совершенствуются анализаторные системы,осуществляются сенсорные коррекции.

Такимобразом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающиймир, себя, своё тело, изобретают, творят окружающее, при этом развиваютсягармонично и целостно.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет