X-PDF

РОЛЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Поделиться статьей

  Устьянцева Е.А, учитель-дефектолог

ГБДОУдетский сад № 26 компенсирующего вида

Пушкинскогорайона Санкт-Петербурга

 

РОЛЬПОДВИЖНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сдавних времён учёные разных стран искали пути гармоничного развития человека.Эта проблема занимала умы мыслителей Древней Греции, Египта, Китая, Индии идр., которые отмечали связь между движениями и состоянием психики, мыслями,поступками и чувствами человека. Ещё Аристотель писал, что гнев, радость,печаль выражаются в телодвижениях, мимике, жестах; и наоборот, движения поассоциации вызывают определённое психическое состояние.

Научноеобоснование взаимодействия психики и мышечной деятельности свидетельствует, чтодвижение является конечным выражением психического акта (работы И.М. Сеченова иИ.П. Павлова).

Благодарясистемному подходу психологии к познанию ребёнка в комплексе всех егоспособностей становится возможным обосновать роль движения в интеллектуальном,нравственном, эмоциональном развитии. Доказано, что характер, мысли, чувствачеловека отражаются в виде мускульного панциря на теле. Поэтому для реализациизадач гармоничного развития детей педагогам важно понять, как «действует» нашетело, научить детей двигаться естественно, грациозно, в соответствии с конституциейсвоего тела и индивидуальными способностями (М. Александер, Райх, М.Фельденкрайз и др.).

Дляединства психофизического, интеллектуального, нравственного, эмоционального ввоспитаннике, для достижения полной гармонии с самим собой и окружающим миром,для возможности реализации свободы и выбора действий необходимо созданиесоответствующих педагогических условий.

Свободудействий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущимметодом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игрырассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребёнка,способствующее как развитию физических и умственных способностей, так иосвоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Подвижныеигры являются одним из условий развития культуры ребёнка. В них он осмысливаети познаёт окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия,воображение, формируются социальные качества. В них проявляется естественнаяпотребность ребёнка в движении, необходимость найти решение двигательнойзадачи. Играя, ребёнок не только познаёт окружающий мир, но и преображает его.

Детимладшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. Они судовольствием «летают как воробушки», взмахивают руками как «бабочкакрылышками» и т.д. Как следствие, у детей формируются нравственно ценныеличностные качества: сопереживания, соучастия, сопричастности. Благодаряразвитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшегодошкольного возраста носят сюжетный характер.

Напятом году жизни характер игровой деятельности детей меняется. Их начинаетинтересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства,желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведениинакопленный двигательный и социальный опыт. Однако подражательность и имитацияпродолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте.

Дляподвижных игр характерно нравственно ценное содержание. Они воспитываютдоброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность,инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большимэмоциональным подъёмом, радостью, весельем, ощущением свободы.

Условноможно выделить несколько типов подвижных игр, которые по-разному способствуютвсестороннему развитию дошкольников, несут в себе разную социальнуюнаправленность.

Играмтипа «Ловишки» присущ творческий характер, основанный на азарте, двигательномопыте и точном соблюдении правил. Убегая, догоняя, увёртываясь, детимаксимально мобилизуют свои умственные и физические силы, при этом онисамостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровыхдействий, совершенствующие психофизические качества.

Игры,требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действия по игровомусигналу, побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству(придумыванию комбинаций движений, имитации движений). Игры типа «Замри»,«Стоп», «Море волнуется» требуют от играющих прекратить движение посоответствующему сигналу, при этом необходимо сохранить выражение лица инапряжение мышц тела в таком положении, в котором они были застигнуты игровымсигналом. Одухотворённость и выразительность движений в таких играх чрезвычайноважны. Г. Гюджиев писал: «Мы не осознаём, до какой степени наша интеллектуальная,эмоциональная и двигательная функции взаимосвязаны, хотя в отдельных случаях иможем наблюдать, как сильно наше настроение и эмоциональное состояние зависятот наших поз». Если человек намеренно принимает позу, связанную с чувствомпечали или уныния, то вскоре он действительно почувствует печаль или уныние. Вновой, необычной для себя позе человек становится способным думать по-новому,чувствовать по-новому, знать себя по-новому. Стоп-упражнение являетсяодновременно упражнением для воли, внимания, мысли, для чувства и движения.Дети передают характер и образы персонажей игры, их настроения,взаимоотношения. Они тренируют мимическую и крупную мускулатуру, а этоспособствует выбросу эндорфинов, обеспечивающих улучшение состояния ижизнедеятельности организма.

Играмс мячом отводится особая роль. Отмечая разностороннее воздействие мяча напсихофизическое развитие ребёнка, Ф. Фребель подчёркивал его роль в развитии икоординации движений, кисти руки, а, следовательно, и в совершенствовании корыголовного мозга. Особое значение имеют игры, в которых действия с мячомсопровождаются словами и песнями. Ребёнок, играя, выполняет разнообразныеманипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяетдвижения с хлопками, различными поворотами и т.д. Эти игры развивают глазомер,двигательные координационные функции, совершенствует деятельность корыголовного мозга. Отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогаетизбавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие. Я лично всегдарекомендую родителям приобрести мяч ребёнку, чтобы у каждого был дома мяч, атакже скакалку, т.к. прыжки – самый интенсивный вид движений. Невозможно всемдетям научиться только на физкультурных занятиях этому сложному движению:согласованному движению рук со скакалкой и прыжками.

Игрыс элементами соревнования требуют правильного педагогического руководства ими,которое предполагает соблюдение ряда условий. Важно объективно оцениватьдеятельность детей: при подведении итогов игры необходимо оценивать достиженияребёнка к самому себе.

Виграх типа «Жмурки», «Угадай по голосу» совершенствуются анализаторные системы,осуществляются сенсорные коррекции.

Такимобразом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающиймир, себя, своё тело, изобретают, творят окружающее, при этом развиваютсягармонично и целостно.

 


Поделиться статьей

Презентация по русскому языку на тему Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи на материале Ранняя весна. Первоцветы

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи на материале «Растения


Поделиться статьей

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОГЭ – 2023»

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ПО ТЕМЕ«ОГЭ – 2023» 2 слайд Приказ Минпросвещения России


Поделиться статьей

Презентация к выступлению на районных педагогических чтениях « Современное образование: педагогическое мастерство и педагогические технологии». на тему :«Духовно-нравственные ценности в воспитании социально-ответственной личности».

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 Презентация к выступлению


Поделиться статьей