X-PDF

Роль психологического климата при обучении иностранному языку

Поделиться статьей

Мотивация — это созданиеусловий, оказывающих воздействие на поведение человека.

Научить человека чему-то невозможно,пока он сам этому не захочет научиться. В.Э. Мейерхольд

Можно подвести коня к воде, но нельзязаставить коня напиться — восточная пословица.

Есть два базовых типа мотивации – это «К» (мотивациятем, как будет хорошо, когда это будет сделано) и «ОТ» (мотивациятем, как будет плохо, если это не сделать).

Мотивация «К»:

В этом случае человека волнует то, что онвыиграет, приобретет, достигнет. Он больше обращает внимание на то, что емунужно, а не на то, от чего он хочет уйти. Это человек, который идет нановую работу, а не уходит со старой.При этом человек хорошо может определить, чего он хочет достигнуть, но у негомогут возникнуть трудности с определением того, что надо избежать.

Человек сфокусирован на своих целях ипродвигается к тому, чего хочет.

Он лучше справляется с делами там, гденеобходима способность неотступно стремиться к определенной цели.

Мотивация «ОТ»:

В этом случае человек уходит от негатива, оттого, что ему не нравится. Это не означает, что у него нет цели, просто впервую очередь он обращает внимание на то, что ему не нравится, чего он хочетизбежать. Он уходит со старой работы, а не идетна новую.

Человек хорошо определяет, чего стоитизбегать, и с трудом – к чему нужно стремиться.

В данной статье я хочу обсудить вопрос оповышении мотивации у учащихся к изучению иностранного языка, о развитииинтереса школьников к предмету путем создания и использования таких условий,при которых они занимались бы охотнее и добивались бы лучших результатов вовладении изучаемым языком.

Каковы же могут быть побудительные причины кизучению иностранного языка учащимися, и как они могут повлиять на повышенииэффективности обучения этому предмету.

Проблема мотивации в профессиональнойдеятельности является серьезной проблемой в российском обществе в настоящеевремя, в том числе, проблема мотивации при обучении. Сложность ее в нашемслучае усугубляется еще и тем, что овладение иностранным языком осуществляетсяв учебных условиях, а не в языковой среде.

Между учителями и учащимися нередко возникаетобоюдное недопонимание роли каждой из сторон в двустороннемучебно-воспитательном процессе. Обучающий исходит из того, что обучаемый долженучиться (а раз должен, значит будет заниматься языком как бы его не учили), итем самым, снимает с себя ответственность за успехи обучаемого в занятияхпредметом. Ученик же рассуждает примерно так: Меня обязаны научить, хочуя этого или нет.

Отсюда возникают сложные взаимоотношения междуучителем и учащимися и, чаще всего, в старших классах. Это приводит к появлениютрудных учеников, трудных классов, слабых учеников ислабых классов. Людям, связанным со школой, известно что почти в каждом классеесть ученики, которых лучше не спрашивать, так как они ничего не знают и нехотят ничего знать и уметь. У них потерян всякий интерес к предмету.

Только большие оптимисты надеются на то, чтоуспех в обучении будет достигнут на основании обязательности изучения предмета.Успех при обучении иностранному языку может быть достигнут только тогда, когдаученик хочет заниматься.

Чтобы учащийся захотел изучать иностранныйязык нужно создать определенные условия, когда учащемуся хочется слушатьиностранную речь, говорить на иностранном языке, когда ему нравится выполнятьупражнения и задания по ситуациям, теме и тексту, когда ученик чувствуетвнимание учителей и товарищей к себе, когда он вовлечен в иноязычнуюдеятельность и получает удовольствие от того, что он делает.

Т.е. речь идет о создании благоприятногопсихологического климата на уроке.

Первым из необходимых условий его созданияявляется обоюдная вера: вера учителя в то, что он научит, а учащихся в то, чтоони научатся. Неверие в то, что иностранному языку можно научить в школе, и вто, что ему можно научиться в школе, приводит к резкому снижению уровнямотивации как обучающих, так и обучающихся. Вера порождает энтузиазм,увлеченность, которые захватывают детей, делают их восприимчивыми к учению. Иисходить такая вера должна от учителя.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

Чаще всего неверие проявляется том, чтоучитель не использует на уроке преподаваемый язык в общении с учениками. Неверит в такую возможность. Исключение преподаваемого иностранного языка изобщения с учениками делает его в глазах учеников предметом, не имеющимпрактического значения. Чем старше класс, тем чаще и больше учитель прибегает кродному языку. Отсутствие прогрессирующего развития в речевом общении учителя сучащимися отрицательно сказывается на мотивации учения.

Только понимание учениками практическойзначимости иностранного языка, понимание того, что на иностранном языке можнообщаться и узнать что-либо новое и интересное служит побудительным мотивом кизучению его в школе. Если этого нет, интерес, с которым дети начинают изучатьданный предмет падает и, следовательно, пропадает желание заниматься языком.Если нет желания, то нечего ожидать хороших результатов.

Вторым необходимым условием созданияблагоприятного психологического климата на уроке является установлениеправильных взаимоотношений между:

  • учителем и классом,
  • между учащимися в группе.

Для коммуникативного общения нужно создатьдоверительные отношения между общающимися и соблюсти условия, обеспечивающиесамо общение:

  • мотивированность речи,
  • обращенность речи к собеседнику,
  • ситуативная обусловленность,
  • эмоциональная окрашенность и т.д.

Благоприятные условия для речевого общениянужно создавать с самого начала урока. Для этого целесообразно проведениеречевых разминок, так, например, учитель может начать в старших классах урок собсуждения вопросов о текущих событиях (в классе, в школе).

Например, в 10-ом классе при изучении темыWestern democracies. Are they democratic or not целесообразноначать урок с вопросов о текущих политических событиях. При изучении темыСпорт в 8-ом классе очень актуально поговорить о последних событияхв мире спорта, учитывая интересы учащихся (например, о футболе или фигурномкатании), чтобы вовлечь в разговор как можно больше учеников.

Такая своеобразная речевая разминка являетсяхорошим началом урока английского языка, создает мотивацию к участию вразговоре на интересующую тему. Соответственно, появляется мотивация ковладению иностранным языком.

Повторюсь: урок иностранного языка можетуспешно проводиться только при доверительных взаимоотношениях:

  • учителя и учеников;
  • учащихся друг с другом.

Например, ученик не должен бояться попроситьповторить, объяснить, еще раз показать то, что он не понял. Если ученикинуждаются в тренировке, то учитель должен создать условия для эффективнойтренировки. Нужно организовать работу в парах, маленьких группах, учитываяуровень знаний участников каждой группы и их психологическую совместимость. Приэтом нужно рассадить учащихся так, чтобы участники группы  видели другдруга и находились в тесном коммуникативном общении. Снятие излишнейформализации поведения на уроке способствует протеканию свободного речевогообщения.

Т.е. для создания благоприятных условий иповышения мотивации к изучению иностранного языка требуется создать возможнополную занятость каждого ученика в условиях релаксации.

Третьим необходимым условием является созданиеучителем климата доброжелательности каждого участника учебного процесса ко всемостальным участникам. Очень важно как и каким образом, тоном, способомфиксируются ошибки речи, и как и каким образом они исправляются. Исправлениеошибок, либо благоприятно влияет на ученика, помогает его речевой деятельности,либо заставляет его замыкаться в раковину, порождает боязнь ошибок иязыковой барьер. Неправильный подход к одному из учеников можетсразу же изменить психологический климат для всей группы, породить боязньошибок и резко снизить уровень мотивации.

Поэтому, разрабатывая урок, учитель обязанучитывать индивидуальные особенности каждого ученика, его коммуникабельность(т.е. как он вступает в речевое общение, прежде всего на родном языке, в какихслучаях он лучше всего идет на разговор – когда речь заходит о нем, о егоблизких или о посторонних людях, какие ситуации он склонен обсуждать).

Осуществляя дифференцированный подход кобучению, учитель должен режиссировать урок и распределять роли междуучениками, учитывая уровень знаний и психологию каждого ученика.

Плохо сказывается на мотивации к обучениюповторение, которое не носит обучающий характер. Например, учитель проситповторить правильный ответ предыдущего ученика. Неоправданное повторение резкоснижает желание заниматься языком. Чем старше ученик, тем важнее для него,когда в нем видят личность. Механическое попугайское повторение, сточки зрения ученика старших классов, несовместимо с его самооценкой, какличности.

Применение современных обучающих средств такжеповышает мотивацию к изучению английского языка, например, если применяютсякомпьютеры с интерфейсом и программным обеспечением на английском языке.

Очень важным условием для повышения мотивациив образовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов,является использование изучение и использование тем и лексики таких предметов.Например, в нашем лицее с большим интересом ребята изучают лексику, связанную сискусством. Мною разработан элективный курс На выставке изобразительногоискусства, изучение которого вызывает большой интерес у учащихся всехуровней. Ученики понимают, что такие знания необходимы им в дальнейшей профессиональнойжизни.

В руках учителя находится достаточноинструментов для создания мотивации к обучению: профессионализм, любовь кдетям, знание их психологии, коммуникабельность, современные средства обучения,совершенствование методов преподавания и уверенность в успехе деятельности –всё это должно быть использовано в той мере, которая требуется в каждомконкретном случае.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет