X-PDF

Роль распевки в развитии детей с ОВЗ

Поделиться статьей

«Рольраспевки в развитии детей с ОВЗ».

« Музыка- истинная всеобщаячеловеческая речь»

Карл Вебер.

 

Музыкальныйруководитель МДОУ №8 «Журавлик»

ТюшоваНаталья Владимировна.

 

     С каждым годом растет количество детей, имеющих отклоненияв речевом и психомоторном развитии. Недостатки, связанныес звуковой речью представляют собой серьезное препятствие для обученияграмоте и полноценного умственного и физического развития детей.

      Проблемы в музыкальной деятельности: слабое слуховое восприятие музыки,несогласованность движений и музыки, трудности в выполнении танцевальных движений, плохая ориентировка в пространстве, недоразвитиемелкой моторики, не развито чувстворитма, слабый артикуляционный аппарат,плохая дикция, речевые нарушения, трудное запоминание текста песен, ограниченный словарный запас, затрудняются вопределении характера музыки, замкнутость,неактивность, неустойчивое внимание.

     Затруднения появляются при формировании у детей умения управлятьсобственным артикуляционным аппаратом. У большинства детей с ОВЗ наблюдаетсязадержка процесса формирования правильного звукопроизношения, т.к. голосовой аппарат недостаточно сформирован (связкитонкие, небо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное) и укрепляется вместес общим развитием организма.

     Голос– это уникальныймузыкальный “инструмент”, данный человеку природой.

     Музыка и речь тесно взаимосвязаны.

    Пение одно из самых любимых, ярких и доступных видов искусства, котороеспособно доставлять радость, развивать воображение и фантазию, способствоватьтворческому развитию и здоровому образу жизни ребенка.

     Пение очень полезно для детей, имеющих речевыенарушения, так как развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпаречи, улучшает дикцию, координирует слух и голос.

      Преподнесение изучаемого материала детям с ОВЗ происходит влёгкой, доступной, непринуждённой игровой форме (игровые сюжеты, видео-распевки…) превращая распевание в увлекательный процесс.

     Цель работы по данномунаправлению: воспитание интереса и любови к распевке, помощь детям с ОВЗактивно войти в мир музыки, научить  петь   чётко,внятно с настроением и выражать свои чувства, стимулировать развитиемузыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки.

     А так же реализовыватьзадачи игрового распевания: 1) формированиеуверенности, преодоление стеснительности и пассивности детей с ОВЗ,учитывая умственные, физические, возрастные особенности детей испецифику отклонений; 2) настроитьдетей на рабочий лад; 3) собрать внимание; 4) подготовить певческий иартикуляционный аппараты к пению; 5) развить звуковысотный слух, поработать надчистотой интонации и расширить диапазон голоса; 6) отработать сложные моментыизучаемых произведений; 7) способность более точно выполнять артикуляцию звуков; 8) улучшениефонематического восприятия; 9) развитие речевой сферы и увеличение лексическогозапаса;  10) улучшение слухового внимания и двигательной памяти; 11) учитьсяребенка выполнять четкие скоординированные движения в соответствиис произносимой речью; 12) Совершенствование мелодико-интонационных характеристикречи; 13) развитие детской творческой фантазии.

     Интересные распевки задаютположительный, доброжелательный фон.

     Использую следующие методы иприемы: 1) подбор игровых упражнений- распевок,соответствующих детям определенного возраста; 2) использование технологий вигровой форме; 3) пение по рядам, по цепочке; 4) пение без музыкальногосопровождения (a capella); 5) повтор простых, часто повторяющихся слов враспевках.

     С давних пормузыка используется как лечебный фактор.

     Музыкальное развитие оказываетуникальное воздействие на организм дошкольника.

      МУЗЫКОТЕРАПИЯ – это такойвид арт-терапии, который использует музыку в качестве оздоровительного эффекта.

      ВОКАЛОТЕРАПИЯ– один из важных и особенных видов музыкотерапии, которыйформирует эмоциональную сферу и образное мышление ребёнка, способствуетразвитию художественных и творческих способностей, оказывает сильное иблаготворное влияние на организм ребёнка.

     Термин «Вокалотерапия»в 1991 году ввел педагог по вокалу, доктор медицинских наук Сергей Ваганович Шушарджан.

     Это наборупражнений и определённая система пения, имеющие коррекционно-оздоровительнуюнаправленность. Методика педагога основывается на древнекитайском учении пяти звуков(пентатонике).

     Первое,на что обратил внимание педагог — пение невозможно без правильнойпостановки дыхания. Правильное дыхание приводит к повышению множестварезервных возможностей организма детей с отклонениями в развитии(например, правильное дыхание помогает больным бронхиальной астмой).

     Влияниегласных звуков и также звукосочетаний влияют на организм особогоребёнка.

     Гласныезвуки выполняют следующие функции:

А — снятие любых спазмов,лечение сердца и желчного пузыря;

И — лечение органов слухаи зрения, а также тонкого кишечника, стимуляция сердечнойдеятельности, носоглотки;

О — активизацияжизнедеятельности поджелудочной железы и устранение многочисленных проблемс сердцем;

У — улучшение дыхания,положительное воздействие действие на работу почек, мочевого пузыря,предстательной железы у мужчин , у женщин матки и яичников;

Ы — улучшение работылегких, носоглоточного пространства и всей дыхательной системыв целом;

Э — активизациядеятельности головного мозга.

    Звукосочетания оздоравливают организм, например,

ОМ — снижает кровяноедавление;

АЙ, ПА — снижают болевойсиндром в сердце;

АП,АМ, АТ, ИТ, УТ — исправляютдефекты речи.

    Благодаря гласным звукам раскрываются певческие возможности голоса (артикуляционныйаппарат, певческое дыхание, мелодический слух) в удобномдиапазоне вверх и вниз.

     На гласных вырабатываются вокальные качества голоса и техники.

     Сначала подбирают упражнения с наиболее вокально устойчивыми гласными «а»,«о», «у» и только затем к ним постепенно подстраивают более сложные гласные «е»и «и».

      Фонематическийметод используется в работе с речевыми нарушениями детей. Включает всебя звукоподражание животным, создание звуковых эффектов (воет ветер, тиканьечасов…)

    Голосовые игры с пением, с движением повышают интерес ребёнка и предполагаютвариативное исполнение упражнений в зависимости от индивидуальныхфизиологических особенностей голоса ребёнка.  Способствуют развитию интонационнойвыразительности речи, звуковысотного и ритмического слуха. 

     Структурузанятия по вокалу строю в игровой форме с применением атрибутов,различных предметов, интересных персонажей, использую здоровьесберегающиетехнологии, информационно- коммуникативные технологии, элементыарттерапевтических методов.

     Структура занятия:

1. Упражненияна снятия зажимов в различных областях.

2.Дыхательная гимнастика.

3.Артикуляционная гимнастика.

4. Распеваниена разные слоги в зависимости от задачи педагога.

   5.Песенкикороткой продолжительности, желательно шуточного содержания (в каждомконкретном случае).

     При грамотном подходедети с отклонениями в развитии преображаются.

     Дети любятначинать занятия с приветствия, поэтому после того, как они вошли под музыку взал мы поём коммуникативные игровые песенки – приветствия, которые настраивают детей напредстоящую деятельность, повышают настроение, готовятголосовой аппарат к пению.

     Любая мелодия состоит из цепочкиинтервалов движения мелодии вверх, вниз или же пения на одном звуке (самоесложное для детей).

     Теоретическое и сложное распознаваниевысоких, средних звуков очень важно закрепить на практике голосом, для этого исуществует раздел «Распевание» музыкального занятия. Для детей данный раздел скучен,неинтересен, монотонен. Диапазон и вокальные позиции распевок довольнооднообразны. Поэтому распевка должна содержать определенную задачу. В началедиапазон распевок ограничен. По мере укрепления, развития голосовых связок игортани, диапазон расширяется. (н-р: ст.гр., подг.гр.)

     Раздел «Распевание» должен проходить вигровой форме.

     Короткий сказочный сюжет или простоигровой момент может стать основой для распевки.

     Дети воспринимают игровое распеваниекак первую из песен.  

     Систематическое использованиепесенок- распевок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественноголегкого пения.

     Использование игрового распеванияокажется эффективным, если этому разделу будет уделяться 3-5 минут музыкальнойНОД.     

     Результат – дети хорошо поют, чистоинтонируют.

     Игровое распевание включает в себядва образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса.

     Наглядность и образность картинокпомогает детям озвучивать героев в разных звуковых позициях. Контрастностьобразов помогает детям четко сопоставлять и воспроизводить голоса.

     Такое игровое распевание развивает:1) образное воображение, правильность выбора голоса (среднего, высокого); 2) самоконтроль,умение анализировать свое пение и товарищей; 3) дикцию, артикуляцию, дыхание впении; 4) творческие способности, формирует навыки театральной деятельности (используетсямимика, жесты, пение по ролям); 5) распевание может перейти в музыкальную игру,танец, повтор и закрепление музыкально- ритмических движений, музицирование.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.28%
НЕТ
38.72%
Проголосовало: 1503

     Игровые распевки на музыкальномзанятии используют в различных видах деятельности: музыкальное приветствие (валеологическиепопевки), музицирование, дыхательная и артикуляционная гимнастика, речевые игрыв форму музыкальных чистоговорок, фонопедические упражнения, распевки-календарики, мелодизированные пальчиковые игры.

     Дети игровое распевание воспринимают,как первую из песен.

    Распевка должна предвосхищать решение поставленной задачи в последующей песне(отработать скачки или плавный подъём мелодии).

     Песня – это не толькомелодия, но в ней есть еще и слова.

     Первой возможностью выразить себя вмире, для детей, становятся песни.

     Важной формой самовыражения детейявляется коллективное пение. Формируетсявокальная и исполнительская культура, умение прислушиваться к инструментальномусопровождению, одновременно осуществляется коррекция имеющихся отклонений в развитии.

     Развивает у детей вокальный слух,умение различать высоту звуков, их длительность, ритм, ладовое чувство, умениеопределять правильное и неправильноеисполнение, слушать себя во время пения и слышать других, приобщает кисполнительской деятельности, развивает художественно-эстетический вкус,объединяет детей, создает условия для эмоционального позитивного общения,воспитывает культуру поведения, развивает коммуникативные и креативные способности,закрепляет интерес к музыке, развивает музыкальные способности.

     Пение начинается с артикуляционных,вокальных и дыхательных упражнений.

С учетом особенностей развития ивосприятия детей с ОВЗ подбирается песенный материал (песенки-потешки, попевки,народные прибаутки, скороговорки, игры «в имена», «вопрос-ответ», пение саккомпанементом и без него; песенки-попевки: «Приди, солнышко», «Зайка»,«Ладушки», «Петушок», «Сорока», «Двететери», «Дождик», «Часики», «Птичка», «Во поле береза», «Как у наших у ворот»и др.)

     Дикцияразвивается на основе правильной артикуляции сначала отдельных гласных, слогов,затем слов и целых фраз.

     АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКАпомогает справиться

с трудностями неправильного произношенияотдельных звуков.

Вокально-артикуляционныхупражнения, способствуют развитию чувства ритма,совершенствованию дикции, формированию артикуляции различных звуков. Отточитьдикцию помогут скороговорки,  игровые упражнения в для губ, язычка. («КотРыжик», «Баба Квака», «Лягушонок-слоненок», «Неваляшка».

     Для развития  гибкости и подвижности артикуляционного аппарата можноиспользовать речевые дикционные разминки:  Ды-бы, ды-бы, ды-бы-бы, пошлабаба по грибы; Коси коса пока роса, роса — долой, коса -домой; Веники, веники,  да, веники — помелики, да по печивалялися, да с печи оборвалися.

     А так жераспевки на слоги: нэ, ми, но, мэ, да, де, бра, бри и т.д.

     Важно! Распевки должны быть развивающими, веселыми иувлекательными.

     Каждаябуквочка – это завернутая конфетка.

     Вокально – артикуляционные упражнения можно использоваться при групповых занятиях и в индивидуальной работе с детьми с ОВЗ.

    МЕЛОДИЗИРОВАННЫЕ ЧИСТОГОВОРКИ помогают в формировании артикуляционногоуклада сонорных, свистящих, шипящих звуков стимулирует развитие экспрессивнойречи, правильного звукопроизношения, артикуляционной моторики, укрепляет мышцыгуб и языка, положительно влияет на формирование дыхания у детей, музыкальных итворческих способностей. Свистящие звуки «С» «З» «Ц»: «Цыплята», «Злая коза»,«Гости», «Оса», «Гусь», «Колесо». Сонорные звуки «Л» «Р»: «Кукла», «Утро»,«Котик». Шипящие звуки «Ж» «Ш» «Ч» «Щ»: «Калачи».

     Начинаем с простейшихчистоговорок и в зависимости от речевых возможностей детей заканчивать сложнымипо интонации и речевому материалу.

     Постепенно детские речевые упражнения становятся болеесложными. Примеры распевок, которые могут использоваться для работыс детьми: 1) «Снегукрыл все-все пути,/Никуда нам не пройти,/Эй, лопатки все возьмем,/Итропинки разгребем.»; 2) «Дождик, дождик/Лей, лей, лей!/На меняи на людей!/На меня по крошечке./На людей по ложечке./Ана Бабушку Ягу/Лей по целому ведру!»; 3) «За стеклом звеняткапели,/И тюльпаны расцвели,/Вот бы скоро прилетели/Ласточкии соловьи!»

     Разучиваниепесенки начинаем с проговаривания текста вместе с учителем, сопровождаяего ритмичными движениями: щелчками, стуками или хлопками.

     Пение вырабатывает удетей протяжное произнесение гласных звуков, четкое произнесение согласныхзвуков.

     К каждой распевке наначальном этапе, можно добавить наглядное изображение. Далее — совместноепропевание (подпевание), выполнение движений по показу. Потом -самостоятельное, совместное воспроизведение музыкально-игровых упражнений внужном ритме.

     Пропев несколько раз -дети повторяют по памяти. Этот метод являетсяодним из важнейших средств в обучении детей с ОВЗ.

     Все виды игр и упражнений предлагаю детямпод музыку.

На занятиях применяю здоровьесберегающие технологии: дыхательнаягимнастика и валеологические песенки- распевки.  Дыхание – одно из основныхфакторов голосообразования.

Певческое дыхание требует волевых усилий, оно состоит из вдоха, задержки  дыхания и выдоха.

      ДЫХАТЕЛЬНОЯГИМНАСТИКА оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее,лечебное воздействие, способствуетвосстановлению центральной нервной системы,формирует правильное речевое дыхание(короткий вдох – длинный выдох), делает дыхание более устойчивым.

     Несколько дыхательных упражнений наразвитие диафрагмально-брюшного дыхания предшествуют распеванию : «Ладошки»«Кошка», «Большой маятник», «Игрушка-неваляшка», «Погончики», «Насос»,«Накачиваем шины».  И еще упражнения: подуть на пёрышки;сдуть пёрышки с ладошки; подуть через трубочку в стакан воды — «Бульканье»; «понюхать»цветы; подуть в трубочку, создав таким образом, «метель» или «листопад» впрозрачной ёмкости; пускать мыльные пузыри («Посмотри-ка, посмотри, я пускаюпузыри! Синий, красный, голубой, выбирай себе любой!»);  упражнение «Свеча»,которое дети делают с удовольствием; на команду учителя «Носик – насосик» -ребенок  делает быстрый вдох носом, затем пауза, сложить губы трубочкой и  по команде учителя; «Рот – ветерок» (долгий выдох навоображаемую свечу, которую нужно задуть).  Упражнение  «Рот- ветерок» эффективнодля вентиляции легких, учит детей задержке дыхания на вдохе, также при этомактивно задействованы мышцы живота, что  в целом необходимо для детей,вынужденных проводить большую часть времени в сидячем положении.

      С раннего возраста учитьдетей протягивать отдельные звуки, концымузыкальных фраз. Например, в русской народной песне «Петушок» петь протяжнопоследний слог, в слове «петушок».  

    Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладаниягласных, что характерно для народных песен (Во поле береза стояла).

    Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренных темпах, атакже разучивание песен сначала в замедленном темпе.

     ВОКАЛЬНО-ПЕВЧЕСКАЯПОСТАНОВКА КОРПУСА.  Певческаяустановка обеспечивает оптимальные условия для работы дыхательных органов.Голос будет звучать естественно и легко.

     Чтобы ребенок чувствовал себясвободно – внимательно следить за осанкой. Важно принять правильное положение:встать прямо, голову не поднимать слишком высоко, плечи свободно опущены,необходимо сохранять ощущение постоянной подтянутости, стоять твердо на обеихногах, равномерно распределив тяжесть тела; сидеть на краешке стула, такжеопираясь на ноги, корпус держать прямо, без напряжения, руки свободно лежат наколенях

      Игровые упражнения — установки:«Спинка-тростинка», «Сидит дед», «Баба-Яга», «Посмотрите за собой», «Петьприятно и удобно».

     Игровые ФОНОПЕДИЧЕСКИЕУПРАЖНЕНИЯ по системе В. Емельянова в основе которых лежит фонопедическийметод, как здоровьесберегающая технология. Цель, которых активизацияфонационного выдоха, т.е. связь голоса с дыханием. («Лень», «Погреемся»,«Посчитаем», «Капризка», «Тигр вышел погулять», «Покачай  ребенка», «Эхо»,«Езда на автомобиле», «От 1 до 10», «Море», «Качели», «Ракета», «Метель»).

     При помощи речевых игр,фонопедических упражнений, самомассажа дети учатся выражать голосом и мимикойсвои эмоции, к которым постепенно добавляется имитационно- двигательнаяактивность.

     Эффективнымузыкальные игры на звукоподражание. Фонопедическоеупражнение «Кто как кричит».   

     Скороговорки – народно — поэтическая миниатюра шутка, в которойумышленно подобраны труднопроизносимые сочетания.

     Работая над скороговорками, можно использую игровые приемы:

1) говорить скороговорки голосом героев сказок или мультфильмов. (Маша и  Медведь, Колобок, Лиса, Заяц, Волк и т. п.); 2) проговаривание текста тихо игромко, увеличивая и уменьшая громкость (темп задает педагог хлопками илилегкими четкими ударами в бубен или барабан); 3) говорить скороговорки с разнойзвуковысотностью: то «сидя на Луне» — высоко, то «находясь глубоко под землей»- низко, то постепенно «поднимаясь или снижаясь в лифте» — повышаем высотузвука; 4) пропевание скороговорок в качестве распевок по полутонам сиспользованием шумовых инструментов и заданного темпа. Например: упражнение «Вагоны».

     МЕЛОДИЗИРОВАННЫЕПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ. Речевые области мозга у детей частично формируются подвлиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

     Цель мелодизированных пальчиковыхигр- развитие речи, двигательных качеств, соединение пальцевой пластики свыразительным мелодическим и речевым интонированием под музыку (как попевки ипесенки) с показом иллюстраций и игрушек. («Хлопаем в ладоши», «Лодочка», «Тили-тели», «Лебедушка»,«Котик», «Дождик», «Деревенский разговор», «Зоосад»).

     ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАСПЕВКИ- ПЕСЕНКИ —несложные,добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимаютнастроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливаюголос к пению: «Доброе утро!» (разработка О.Н. Арсеневской), «Здравствуйте!»  (разработка М.Картушиной),«Здравствуйте!» (музыка и слова С. Коротаевой).

     Занятие заканчиваю «песенками -прощалками». Игровые песенки- распевки- доступный для детей вид деятельности, помогает более эффективномуформированию их певческих способностей.

Фортепианное сопровождение не должно быть массивным, со сложнымаккомпанементом.

     Игровое распевание дети любят ипросят спеть полюбившиеся распевки.

     Систематическоеиспользование распевок помогает выровнять звучание голоса, добитьсяестественного легкого пения.

     Игра, как самый доступный для детейвид деятельности, помогает более эффективному формированию их певческихспособностей.

     Порезультатам мониторинга прослеживается динамика в формировании у детей интересак музыкальной деятельности, любви к пению, музицированию.

     Каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос,который при желании и благоприятных условиях может стать музыкальныминструментом. А это, в свою очередь,выражается в успешном исполнении песен на концертах, праздничных утренниках идосугах.

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.    Гавришева Л.,Нищева Н. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика иподвижные игры, М.: Детство-Пресс, 2009г., 32с.

 2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ, М.: Творческий       центр Сфера, 2010г., 160с.

     3. Емельянова В.В.Фонопедический метод развития голоса, С-Пб.: Лань,    1997г, 26с.

     4.   Железнова Е.,Железнов С. Серия книг Музыка с мамой и аудиодисков.

   5.  Кацер О.В. Игроваяметодика обучения детей пению, М.: Музыкальная     Палитра, 2005г, 47.

     6.   Куликовская Т.А.Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках, М.:     Гном, 2020г,  64с.

       7. Овчинникова Т.С.Логопедические распевки. Автоматизация трудных      звуков, М.: Каро, 2017г,64с.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.28%
НЕТ
38.72%
Проголосовало: 1503

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.28% НЕТ 38.72% Проголосовало: 1503


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.28% НЕТ 38.72% Проголосовало: 1503


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.28% НЕТ 38.72% Проголосовало: 1503


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.28% НЕТ 38.72% Проголосовало: 1503


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.28% НЕТ 38.72% Проголосовало: 1503


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет