Voronova A.G.
Рольценностной системы ориентиров в становлении личности обучающегося.
Воронова А.Г
ГБОУ ЦО№173
Главная жизненная задача человека -дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важныйплод его усилий — его собственная личность.
Фромм Э.
Становлениеличностиобучающегосяпредполагаетусвоениеценностейкультурыиформированиянаихосновеустойчивойиндивидуальнойсистемыгуманистическихценностныхориентаций,детерминирующихповедениеидеятельность.Носоциальныенормы,требования,эталоны,ценностикультурывоспринимаютсяиприсваиваютсяобучающимсясубъективноиизбирательно.Потомуценностныеориентацииобучающегосяневсегдасовпадаютсценностями,выработаннымиобщественнымсознанием.Чтоббогатствакультурыинаукибылипринятыобучающимся,недостаточнотого,чтобобучающийсяпонималихнеобходимость.Ценностьстановитьсяпобудительныммотивомдеятельностилишьтогда,когдаонасталаобъектомпотребностиличности.Вслучае,когдаценность— потребностьвнутреннегосуществования,обучающийсяможетсформулироватьцелисобственнойдеятельности,найтиэффективныесредстваихреализации,осуществитьсвоевременныйконтроль,оценкуикорректировкусвоихдействий.Развитиеистановлениеличностиобучающегосяпредполагаетусвоение(присвоение)имсистемыобщественныхценностей.Сэтойцельюпедагогорганизует,отбираетобъектыкультуры,предоставляетимицелевуюнаправленность,создаваятемсамымвоспитательнуюсреду,котораяраскрываетпередобучающимсяобразжизниипозволяетестественновходитьвконтекстсовременнойкультурыинауки.
Столкнувшисьнапервомкурсеколледжасобучающимися,которыевпринципенесоциализированы,немотивированынаполучениеобразованиявсталсерьезныйвопроспостроениядиалогасобучающимися.
Фактическимыстолкнулисьсситуацией,описаннойвстатьеА.В.Хуторского«интериоризация и экстериоризация в образовании».
Наданныймоментпроходитмощноеотторжениезнанийшкольниками. Вовесьроствстала<<…,проблема снижениямотивацииучащихся,ихотчуждениеот«даваемого»образования,являютсянепременнымиатрибутамивнешнезаданнойдоминантыобразования,возродившейсясегоднявтермине«просвещение» >> каксказалА.В.Хуторской.
Детикакизвестнооченьчувствительныколжиипотомусрединихнаурокахчастозвучатфразыдостаточножесткие:вынасзомбируете.Естественно,такаярепликаодногоспособнавосстановитьмногихпротивобразования.
Крометого,чтосоциальнаяобстановкадемонстрируетсовременномушкольнику,чтобизнеснетребуетобразования,аматериальныйуровеньтаммноговыше,анаукаксожалению,частоработаетнабизнес,подменяяистинныеценностичеловека.Такаяситуациявшколах оченьнаглядноподтверждаетслова«Из—за
значительнойвнешнейзаданностицелей,содержанияэтогообразования,обезличеннойсистемыконтроля,подавляютсясубъектныеначалаучащихся–ихсобственноесамовыражение,самореализация.Врезультатетеряетсямотивация,возникаютскука,лицемерие,формализм.»
Ивтакихситуациях,учитель,которыйпопалвситуациюзаложника,ибоонобязанвыполнитьпрограммуивыпуститьученика,отрываетсяотпрограммыипереходитнаобъяснениематериала,черезжизненныеситуации,близкиеподухуисодержаниюдляучеников,итогдапроисходитмаленькоечудо.Ученикначинаетучаствоватьвпроцессеурока. Нокаковоусилиеитворчествоучителя,которыйвместоготовогопривычногознаниядолженкаждыйденьтворитьчудесаобразования,творчества.
Именнотакиеситуацииподтверждаютнеобходимость,естественностьивостребованностьименно«выращивания»знания–экстериоризации,утверждаянапрактике понятие << ., чтовыбордоминирующегоподхода(аименноэкстериоризации) определяетрезультатыобразования.>>
ЕсливзятьипроанализироватьэтидваподходаЛ.Н.ТолстогоиЛ.С.Выгодскоговсоответствиисихвременемвысказывания,томыбысказали,чтоЛевСеменовичошибался.Каждыйизнихвысказывалсябезотносительноксвоейэпохе,своейобусловленностиситуацией.Ихвысказыванияотносилисьтольковзаимоотношениямучитель—ученик.
ВремяработывобластипсихологииЛьваСеменовичаопределяетсяпослереволюционнымвременем.Впериод,когдасамаатмосферастранысоздавалаусловиявостребованностиобразования.Ивсеобразованиеложилосьфактическинаблагодатнуюпочвувостребованностиучеником,тоестьоношлоотпотребности ученикаполучитьзнанияиреализоватьсясними.
Такимобразомформальнознанияновыепредполагалось,что«встраиваются»,
Тузаботуоиндивидуальнойзначимости,важностиинужностизнанийвзяланасебяситуативнаяатмосферавгосударстве.Учительнеозадачивалсятакимвопросом.Хотяполитическаяситуациявстранетребовала«вращивания»определенноготипазнаний,наосновечегоисоздавалисьопределенныеИнституты.Системавращиваниятребуетсядляобеспеченияфункционеровдляопределенноговидадеятельности.Такиезнанияневсегдамогутбытьподлиннымиичастоискаженнымииискажающимивнутреннююсущностьученика.ИкаксказалВивекананда<<…этовноситсистемнуюошибкувзнание».
ЛевНиколаевичжилиучилвпредреволюционноевремяионбылвнеполитики,оншелотпотребностиивнутреннейпотребностисущностиученикаиэтоневноситсистемнуюошибку,чтодлянаукиищущейистинумногоактуальнее.
Имынесоглашаемся сформулировкойЛьваСеменовича оЛьвеНиколаевиче: «Несомненная ошибкаэтоговзглядазаключаетсявчрезмерномпреувеличенииипоклоненииобразцамдетскоготворчестваинепониманиитого,чтостихийнаясилатворчества,хотяиспособнасоздатьобразцывеличайшегонапряжения,темнеменее,навсегдаобреченаоставатьсявузкомкругусамыхэлементарных,примитивныхи,всущности,бедныхформ»
потомукакнашевремяпарадоксовпредставляетсовсеминыеситуации,когданавязываемыеизвнезнанияотторгаютсяученикаминаинтуитивномуровне.
Наосознаваемомуровнеоничастопростоневоспринимаются,не запоминаютсяобучающимися.
А.В.Хуторскойвсвоей статье«Интериоризацияиэкстеиоризациявобразовании»:«Педагогическийподход,ориентированныйна«вращивание»опытачеловечествавегоиндивидовпротивоположенконцепции«выращивания»природнойсущностиребёнка.«Вращивание»Выготского,говорясовременнымязыком,этоавторитарнаяпозиция,рассчитаннаяна
доминирующуюрольучителякакпредставителясоциума–одногоиз
заказчиковобразования,..»Такаяметодиканаданныйпериодразвитиястраныоказываетсянетольконеприемлемаиотторгаемаучениками,ноипосутивредна.
Психологиустановили,чтовнастоящийпериодвремениначинаяс2018-2020 годовувеличиваетсяколичестводетейспсихическимитравмамиипроблемами.Медицинойустановлено,чтотакиепроблемывозникаютчащевсегонауровнепротиворечивыхтребованийввоспитании. Такимиантиподамивоспитанияпреждевсегоявляютсяродители(мать—отец,родители—бабушки,дедушки),следующийкруг:родители–школа,родители—общество. Противоположностьтребованийантиподовприводиткболезненно—депрессивнымсостояниямребенка.
Ктакомупротиворечиюиболезненномусостояниюприходитсовременноеобществовцелом,т.к. навязываемыезнанияи условиявцеломпротиворечатестественнойсутичеловека.
Такимобразоммыприходимквыводуовредеиопасностиавторитарного,«выращиваемого»знанияибооноломаетвнутреннююсущностьчеловека,ребенка,ученика.Новозможноэтотожедействительнотолькодлянашегоэпохальногоотрезкавремени.
СпозицииЛ.С. Выгодского:«зоныближайшегоразвития»–этопризнаниенеспособностиученикасамомусделатьпродуктивныйобразовательныйшагбезпомощиучителя.Отсюда–необходимостьинтериоризации,т.е.переводавнешнегововнутрьребенка,которыйобучаетсячерезподражание,постояннонаходясьвсостояниивнешнихподпороксостороныучителя»[1].
Нашевремяужепоказало,недействительностьтакихвыводов.Мынаблюдаемуникальнуюкартинунашейдействительности,когдашкольники,начинаяужес2000 – хгодовсамостоятельноосваиваюткомпьютерныепрограммы,телефонныеаппараты,ремонтэтойтехники,программированиеидругиеновшествавремени, безучителей,группысопровожденияииныхпомощников.Вданнойситуацииобъектподражаниятожеотсутствует,подражатьнекому.Этаситуацияотноситсянекодареннымдетям,апреждевсегокнеодаренным.Втовремякакобразовательнаяшкольнаяпрограммаимногиепредметыпростоотвергаются.
Этоподтверждаетидеютого,чторебенокспособен илегкоосваиваетвостребованныеимличнознания.Приходилосьнаблюдатьиситуации,когдаподростоквпервыеоказалсярядомсмузыкальныминструментомначиналигратьнаслухилисамобучалсяпению.Ивсепрекраснознают,насколькопроблемнообучениебольшинстваучениковтакимпредметамкакматематика,русский,английский,физика,химия.Уученикавэтомвозрастеещенесформироваласьпотребностьвзнанияхтакогорода.Этизнанияещевбольшинствеслучаевдлянихявляютсявнешними,ненужными.Онистановятсявостребованными,когдазарождаетсяипроявляетсяинтерескпознаниювнешнегомира,тогдаидетинтенсивныйпроцесспознания.Наглядноразницаподходовинтериоризациииэкстериоризациихорошопросматриваетсяпривыполнениизаданияна
созданиепрезентациипотеме.
Еслиученикзаинтересованвтемеилиемунадосамоутвердиться,самореализоватьсятоонсидитчасаминадпрезентацией,незамечаявремениибезвнешнегоконтролятворит.Еслиучениквынужденделатьпрезентацию,тобудетсделаноплохоинеинтересно.
Тогдавстаетзадачазарождениямотивацииуобучающегося.Рождениеипробуждение,актуализацияеголичнойпотребности.
НапомощьприходятценностныеориентирыМ.Рокич,вкоторыхотраженывсеосновныепотребностиипроблемыэтоговозраста:поисксмысловжизни,самоутверждение,вопросприятиядругихиприятиесамогоподросткадругими,счастьяиздоровья,целеполаганияисамореализации.
Диагностикаспомощьюценностныхориентировотраженавтаблице1.
Рей тинг |
Ценностные ориентиры |
|
Рей тинг |
Ценностные ориентиры |
1 |
Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения) |
|
10 |
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) |
2 |
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках |
|
11 |
Интересная работа |
3 |
Счастливая семейная жизнь |
|
12 |
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) |
4 |
Здоровье (физическое и психическое) |
|
13 |
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) |
5 |
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем |
|
14 |
Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) |
6 |
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) Мы расширяем понятие любовь и обобщаем, говорим про любовь к миру. |
|
15 |
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту) |
7 |
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег) |
|
16 |
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) |
8 |
Наличие хороших и верных друзей |
|
17 |
Творчество (возможность заниматься творчеством) |
9 |
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) |
|
18 |
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) |
Рис .1. Рейтинг ценностных ориентаций у обучающихся
Былапоставленацель:выявить причины и мотивы поступления в этот колледж и мотив обучения.
Задачи:1. Создать условия для успешного окончания обучения в колледже.
2.Мотивировать на учебный процесс.
3.Мотивировать на эффективную коммуникативность.
Гипотеза:Если мы будем проводить занятия с обучающимися по построению системы ценностных ориентиров, то мы повысим учебную мотивацию и социальную ответственность обучающихся, что будет основой для становления личности подростка.
Объектисследования:социальная ответственность обучающихся.
Предметисследования:система ценностных ориентиров обучающихся.
Проведя диагностику обучающихся первого курса морского колледжа по ценностным ориентирам М.Рокич курсантов ситуация стала понятна.
БыливыбраныценностныеориентирыМ.Рокич,таккак ониболеепростыдляпониманияобучающихсяэтоговозрастаитакойкатегорииобучающихся.
Крометого,вэтихценностныхориентирахболеевсегоотраженыпотребностиизначимыеценностиэтойвозрастнойгруппыиотраженывсеуровниценностей,отнизшихдовысших.
Результатыдиагностикидвухгруппв50 человекдалследующийрезультат: ричемвприоритетставятсчастливуюсемейнуюжизньименнотеобучающиеся,укоторыхпрактическинетникакогосчастливого,аиногдаипростоприемлемогоопытасемейнойжизни,т.е.изнеблагополучныхсемей.Этоговоритотом,чтоестьпотребностьиполностьюотсутствуетпредставлениеонормахиправилах,принципахпостроениясчастливойсемейнойжизни.
Такаяценностькакздоровьепривлекаетименнотех,укогоестьпроблемысоздоровьем,ктоспособенужеоценитьотсутствиееговжизни,нотемнеменеенеимеетпредставленияотом,какегосохранитьиливоссоздать. Обучающиеся,укоторыхнетпроблемсоздоровьем,воспринимаютценностный ориентир «здоровье» какестественноесостояние,нетребующеевнимания.
Такойценностныйориентиркакуверенностьвсебе,появляетсякакпотребность,утехобучающихсяукоторыхявновыраженыразныепсихологическиекомплексы,ионинепредставляюткакобрестиуверенностьвколлективе,безкоторойобучающемусясложноиобщатьсясучителем,исосверстниками,ипростоотвечатьнауроке.
Итакойценностныйориентиркакобщественноепризнание,чащевсегоотмечаетсяименноутехобучающихся,укоторыхбылипроблемысихпризнаниемвгруппе.Инепонимая,какполучитьэтопризнаниевобществе,ккоторомувпринципестремитьсякаждыйиндивидтакилииначе,подростокчастоидетнаасоциальныеметоды.Еслимысможемпоказатьпутидостиженияпризнаниятакогопризнаниясовершенносоциоприемлемымипутями,позитивнымииубедить,вэтомобучающихся,тосредаобразованиястановится болеекомфортнойдлявсехсубъектовпроцессаобразования.
Темнеменее,существуетнекотороенезначительноеколичествообучающихся,укоторыхприсутствуетпотребностьпризнанияиз—зазавышеннойсамооценки,генетическойпотребностипризнанияиликакпризнаниеихспособностей,талантов,харизматичности.
Иногдаценностныеориентирыуобучающихсястановятсяприоритетнымивсилутого,чтоониприоритетнывсемьеинанихакцентируетсявнимание.
Анализвостребованностиценностныхориентировпоказал,чтопервопричинойихвостребованностиявляетсявпервуюочередьналичиепроблемвэтихсферах,режеактуализациейэтихценностныхориентироввсемьях. Этотрезультатпоставилзадачуповыситьучебнуюмотивацию,повыситьобщийуровеньсоциальнойкомпетенциивобластиценностныхориентиров,дляреализацииадаптациииполноценнойсоциализацииобучающихся,повыситьуровеньэмотивностиобучающихсяиихдуховно—нравственныйпотенциал,т.к.мывидим,чтовсегуманистическиеценности поставленынапоследниеместапозначимости.Такиеэмоциональныесостоянияобучающихсячастоприводятнепростокконфликтамвколлективе,нокдеструктивнымпроявлениямвобразовательномучреждении.
НапервойстадиидиагностикиобучающихсямыихзнакомимсбОльшимобъемомценностныхориентиров,чемунихсуществуетвихресурсе.Мыразбираемвсепонятияценностныхориентиров,предварительно,даввозможностьвысказатьсяобучающимсяоихпредставлении,знании,понимании,видении.
ВметодикеМ.Рокичпредставлено36 ценностныхориентиров,18 —ценностей—целей(терминальных)и18 ценностей—средств(инструментальных)
Навторомэтапе,анонимногообсуждениярезультатовдиагностикимывыходимнаболеерасширенноепониманиеценностныхориентиров. Выяснилось,чтознаниеипониманиеценностейвесьмаограниченные.
Такоепонятиекакпродуктивнаяжизнь—умногихобучающихсяассоциируетсясколичествомпродуктомвхолодильнике.Активнаядеятельнаяжизньассоциируетсяспростымколичествомдействий,сжизненной,бытовойсуетой,аинтересностьработыопределяетсяколичествомполучаемыхзанееденег.
Понятие«дружба»оцениваетсятолькокаквозможностьполучитькакие—тобонусыиливыгодудлясебя.Единицы(2-3) обучающихсяиз50 толькодалиболее—менееадекватноеопределениедружбы,оцениваякаквзаимопомощьивзаимовыручкуиобщностьинтересов,котораясводитсякакправилокиграмвинтернете.
ЕслиобратитсякмнениюСократа«Мерасуществующегоилинесуществующегоестькаждыйизнас.Издесь—тотысячуразотличаетсяодинотдругого,потомучтодляодногосуществуетикажетсяодно,адлядругого—другое.…Ничьёмнениенебываетложным…»,тоонконечноправ.
Нокакбылоописановыше,врезультатеисследованиямыполучили,чтоуровеньзнанияопределяетсяуровнемэнергетическойобеспеченностичеловека.Тоестьнаходясьнасвоейэнергообеспеченнстиобучающийсясоздает,трансформируетполучаетиусваиваетзнаниявсоответствиисосвоимэнергоресурсомиестественнонасвоемуровнеонабсолютноправ.Мыжезнаем,чтоуподножьягорымывидимодинпейзаж,насерединемыужевидимдальшеибольше,асвершиныгорыунасдостаточнобольшойобзор,догоризонтаиболеедетальныйиногда. Нодлятого,чтобжитьвобществеиработатьвкомандеприходитсядоговариватьсяиобъединятьэтизнанияприходякобщимзнаменателям.Вэтомслучаеипроисходитводнойгруппе«вращивание»знаний,вдругой«взращивание».
Еслинетединогоопределения,единогопониманияовещах,предметах,объектахтодальшеотсутствуетпониманиевцелом,т.к.каждыйобщаетсятольконаемуодномупонятномуровнеобщенияипонимания,частодоводяситуациюдоконфликтов.
Понятие«Продуктивнаяжизнь»определяемоеавторомметодикикакмаксимальнополноеиспользованиесвоихвозможностей,силиспособностей,обучающимисявоспринимаетсяпо—разному,всоответствиисихужеимеющимсяопытомжизниспособностями,ивозможностямиинередкотолькосколичествомпродуктоввхолодильнике.Ак15-16-17 годаммыужеполучаемвесьмаразнообразныйнаборинформативноинтеллектуальногоресурсаопределяемогоуодногообучающегося жизньювкоттедженаберегуморяилииудругого,жизньюв15 квадратныхметрахкоммунальнойквартиры.
Мыпредставляемпродуктивнуюжизнькакрезультативностьжизниобобщая,говоряотом,чтопродуктивностьюжизниписателяявляетсяколичествоикачествонаписанныхкниг.Продуктивностьхудожникаопределяетсяколичествомегокартин. Продуктивностьучителяопределяетсяколичествомуспешныхучеников,успешностькоторыхопределяетсянетолькоотметками.Дальше предлагаетсяобучающимсяпродолжитьрядспециальностейиихоценкупродуктивности.
Апонятие«активностьжизни»определяетсянеколичествомпроведенных«тусовок»,аколичествоммероприятий,которыеприводяткрезультативности,кувеличениючислапродуктовдеятельности. Потомучтообучающимисяактивностьжизниопределяется,количествомбытовыхдействийпроведенныхзадень,например:мыуспелиподраться,потомпомириться,потомпогулять,сходитьискупаться,поигратьвфутбол.
Переходявплоскостьрезультативностиговоримодействиях,которыееслинесейчас,товбудущеммогутпривестикрезультатам,например: спортсменыидянатренировкуразучиваютновыедвижения,приемы,еслионипланировалиразучитьодно,аосвоилидва,топовысилисвоюактивность,чтодастимвозможностьпобедитьнасоревнованиях.
Второйпример:есливместо5 примеров,заданныхнадом,ученикделает10, обеспечиваясебепоступлениеуженевколледж,аВУЗ,тоонповышаетсвоюактивностьжизниповышаявперспективерезультативностьее. Ипредлагаетсяобучающимсяпредложитьсвоипримерыизжизни.Такониужесамивсвоейжизниищутпутисвоегоразвитиязакладываявподсознаниежизненноважныерешения.
Частопримерырождаютсястихийно,взависимостиотсложившейсявклассеситуации,требующейнемедленногореагированияиответа.ЗдесьмысовершенносогласнысформулировкойТолстогоЛ.Н.:Каждыйшагфилософиипедагогикивпередсостоиттольковтом,чтобыосвобождатьшколуотмыслиобучениямолодыхпоколенийтому,чтостарыепоколениясчиталинаукой,кмыслиобучениятому,чтолежитвпотребностимолодыхпоколений[8, с.91].Икаждаярепликаизклассаможетстатьповодомдляразговораоценностях,целях,нравственности,духовности,которыенадорешатьименносейчасиздесь,покаонидлякого—тоактуальны. Разговорпотомнаэтутему,этоужетакженеактуаленможетбыть,какинаказаниенесвоевременное.
Обсуждение понятия«затрагивает»обсуждение морально—нравственныхценностей,таких,какнапример,выполнениесвоейработы,еекачества.Здесьможнопривестицитату.
«Ивойдетвчистыйтрудвысокоекачествочерезлюбимоемастерство.Утвердитсявовсейжизникачествопрекрасное.Неостанетсяничеговотьме.Невежественностьбудетпреступлениемпозорным.Еслитьмазаразительна,тоиСветпривлекателен.Такбудемутверждатьлюбимоемастерство,котороевознесетвсюжизнь.» [9.3.010.]
Здесьжепереходимкобсуждениюпонятия«интереснаяработа»,котораявпервуюочередьсопряженасхорошимзнаниемсвоегодела,скачественным,добросовестнымвыполнениемее.Итольколюбимоемастерствоможетстатьинтереснойработой.Соответственновкаждойработе,вкаждомвидедеятельностиестьивозможенпроцесстворчества,главноежеланиеиумениевидеть,котороеприходитотлюбвикокружающемумиру,красоте,людям,кзнаниям.Безэтоготворчествонеприходит.
«Знаниепревышевсего.Каждый,ктопринесчастицузнания,естьблагодетельчеловечества.КаждыйсобравшийискрызнаниябудетподателемСвета.Научимсяоберегатькаждыйшагнаучногопознавания.Пренебрежениекнаукеестьпогружениевотьму.»[9].
Итаклюбовькделу,итворчествурождаетсяизстремлениякличностномуразвитиюизлюбвикмиру.НокаксказалВивекананда:«…непознающийсебяпорождаетсистемнуюошибку,искажающуювсеполучаемоеимзнание.Чтобызнаниеспасалоиосвобождалолюдей,емудолжнасопутствоватьдобродетель».Чтоявляетсявысшимидобродетелями?Истина.Красота.Добро–ещевантичнойГрециибылипризнанывысшимидобродетелями.
Такимобразомобсуждаяиразбираянасущныепроблемыобучающихсямыпродолжаемобразовательныйпроцессобучающегосяметапредметно.
«Образование—этонестолькозаказсоциума,сколькомиссиячеловека во Вселенной.
Человекравновеликмиру,следовательно,егопредназначение— вселениевсвоймир.»[4]
Ирасширяякругозоробучающегося, егомировоззрение,представлениеосебесамом инаправляянаизучениесамогосебя,точтоневходитвшкольнуюпрограмму,нонеобходимоличностиосознающейсебякакЧеловека свселенскоймиссией,мысможемпомочьему,еслиневыполнитьсвоювселенскуюмиссию,тохотябыстатьсознательнымЗемлянином,неискажающимнаучнуюИстину.
«Реализацияпедагогическихидейрусскогокосмизматребуетпостроения
соответствующеймоделиобразования,вкоторойкромегосударственного,национального,региональногоишкольногокомпонентовдолжныприсутствоватьученическийиобщемировойкомпоненты».[4]
Наданныймоментвремени,этоужедаженеидеирусскогокосмизма,которыйможетбытьреализованкогда—товбудущем,аестественнаяпотребностьобразованиясовременноговремени.
Весьпроцессидетврамкахпедагогическихмастерских.
«Неизучение,аобщение— основнойметодпознания.Разговорскамнем,со—прикасаниесдеревом,со—чувствованиесживотным,со—мыслиеисродствосмиром—примерыспособовобщенияиединенияпознающегоспознаваемым.Цельюпознаниявыступаетпространственноерасширениепознающегодопознаваемого»[4].
«Содержаниеиметодыпознанияученикопределяет,запрашиваяихусамогообъектапознанияучительжеприменяетспециальнуюметодикунаученияученикаэтому»[4].
«Ученикамобеспечиваетсяправонасозерцательный,интуитивный,нелогическийподходкизучениюфундаментальныхобразовательныхобъектов»[4].
«Живаяэтика»,целькоторойпостояннаявнутренняяработанадсобойисамосовершенствованиепризываеткдерзновениювпознании,вприближениикУчителю:«Торжествуйте,дерзания,ибосамоекрылатоеосилилоосуждение».[9.10.]
«Оглушаяобыденностью,тьмакричит.Тьманевыноситдерзновениясвета»[9.10.].Гдеподпонятиемсвета понимаетсязнание.
«Толькокогдаводиночестве,когдане нуждающийсяввещах,когдане оплакивающий,когданетерпящий,тогдарадуетсядерзновенный.ТакначнемпереводитьнашудревнююкнигуДерзания»[9.10]
Ведьтолькодерзновенныймогсоздатьвелосипед,машину,самолет,ракету…
Впроцесседиагностики,постановкатакоговопросакакустановитьиерархиюценностныхориентировприводиткзамешательствубольшинствообучающихся,ачастокневозможностиустановлениярейтингатойилиинойценности,ввидуиходинаковойзначимостидляобучающегося.Унекоторыхобучающихся,проявляетсяжеланиепоставитьдо3-5 ценностныхориентировна однуступень. УСенекиестьвысказывание:«Когдачеловекнезнаетвкакуюгаваньондержитпуть,ниодинветернебудетдлянегопопутным»,т.е. неимеяцели,никакиевозможноститебевжизнинепомогут,иподросток,человекплыветтудакудадуетветер.Тожепроисходитсобучающимися,которыеневсостояниивыстроитьприоритетысвои.
Поэтомунаследующейступенимыговоримонеобходимостисозданиясистемыценностей.Система–обладаетновыми,инымикачествами,чемеекомпоненты.Система—являетсяболееустойчивойструктуройипозволяетизменитькачествожизни.Поэтомумыстроимстройнуюсистемуценностей.
Одновременновыявляем,чтодлядостиженияпрактическилюбойцелинужнызнания,познания,развитие,продуктивнаяжизнь.
«Существованиевмиреединыхпервооснов,стягивающихвсепроисходящеекобщимоснованиям,несетвсебеважныйдидактическийпринципконструированиясодержанияобразованиянаосновенекихпервосмыслов— фундаментальныхобразовательныхобъектов»[4].
Исоглашаясьсавторомвысказывания:«Метапредметныеосновыодноуровневогоиразноуровневоговсеединствапознаваемогобытиямогутслужитьструктурнойонтологическойосновойконструированиясодержанияобразования»[4].
Мывыстраиваемсистемуценностей,цельюкоторойявляетсяпознаниеидостижениемудрости,какоднойизсемичеловеческихдобродетелей,объединяющейистинуиблаго,любовьиистину,высшеесостояниеумственногоинравственногосовершенства,познаниедобраизла. Еслиценностныеориентирынаходятсянаоднойступенипотребности,токакойориентирбудетвыбранвтойилиинойситуациибудетзависетьотразныхфакторов:ситуации,настроения,среды,коллектива,состоянияздоровьявэтотмоментииныхнепредсказуемыхфакторов.Такаяситуацияможетпривестикнеадекватномурешениюобучающегосявтомчислекдеструктивнымпоступкам.
Еслимысовместнособучающимсявыстраиваемиерархическуюсистемуценностныхориентиров,товегопамяти,всознании,вподсознаниизакладываютсяотправныевехиприоритетовнакаждыймоментвремени,вкаждойситуации. Причемвпроцессмывключаемпрактическивсехикаждогоизобучающихся.
«Человек,включенныйвобразовательнуюсистему,меняетсвойличностныйпотенциал,мировоззренческуюориентацию,индивидуальнуютраекторию(илисферу)своегообразования,системуотношенийсприродой,скультуройиссамимсобой,наборспособовдеятельности,втомчислеирефлексивных,необходимыхдляобеспечения,оценкиикорректировкисвоегообразования»[4].
Решениетакогообучающегосявнестандартныхситуациях,неожиданныхинепредсказуемыхужеимеетнекоторыйалгоритмрешения,егоповедениенебудетхаотичным,неадекватным,непредсказуемымиопаснымдлянегосамогоилидругого.
Наследующемэтапемыговоримоцелеполаганиивжизникаждогочеловекаинеобходимостивыборастратегии своегоповедениявкаждыймоментвремени,приэтомидетдемонстрация схемынадоске.
Рис.2
Взависимостиот выбора,вкаждыймоментвремени мыдостигаемсвоейцелираньшевремени,илиникогдаеенедостигаем.Издесьмысовместнымрешениемзаконечнуюцельжизнипринимаемжизненнуюмудрость.
Судяповсему,такоепонятиекакжизненнаямудростьсуществуеттольковрусскомязыке.
ИмысогласныспонятиемА.В.Хуторскогосказавшего:
«Образование,построенноенаотечественныхидеяхитрадициях,всегдабудетотвечатьзадачамнациональногоразвития.Поэтомуфилософскиепредпосылкипроектированияроссийскогообразованияследуетискатьвотечественнойфилософии».[4]
Психологиговорятосложноститакогорешения,какпостановкаглобальнойцелиипутешествиянапротяжениивсейжизникней.Онирекомендуютразбиватьдостижениебольшойцелинанесколькоэтапов,воглавекоторыхстоятдругиеменеезначимыецели—ценности,нонаданныймоментвременинаиболеезначимыми.
Системаценностейпредставляетсобойнесколькоступенейдостиженияглавнойцели.Используяценности–цели,предлагаетсябольшойжизненныйпутьразбиватьнамалыеступенидостижения.Промежуточнымиступенями
большогопутиукого—тостановитьсядостижениеуверенностивсебе,укого—томатериальногоблагополучия,укого—тообщественноепризнание,счастливаясемейнаяжизнь,интереснаяработаит.д.
«Образование— этопоискнового,свободноеоткрытиемира.Образованиеявляетсяоткрытым,направленнымнаосвоениенеизвестного,анетольконаизучениеизвестного»[4].
А.Маслоуговорит,что высшейпотребностьючеловекаявляетсясамореализация.Психологиподтверждают,чтотолькосамореализовавшийсячеловекстановитьсясчастливым.Такимобразомвыстраиваетсяалгоритмсамореализации,достижениясчастья.
Мывсамореализациипреждевсеговидимжизненнуюмудростьирассматриваемэтопонятиесразныхточекзрения.
Икак«Способностьнаходитьрешениеразличныхпроблем,втомчислежизненных,опираясьнасвойичужойопыт»- википедия.
ВсловареОжегова,мудростьтрактуетсякак«глубокийум,опирающийсянажизненныйопыт.Мудростьпровидца.Народнаямудрость(такжеосложившихсявнародеизречениях,отражающихегожизненныйопыт,знания).»
Словарь Ушакова,трактуеткак«знания,приобретенныеразмышлениемглубокийум,опирающийсянажизненныйопыт».
Философскийсловарьразума,материи,морали:
«Подмудростьюяимеюввидуправильноепониманиежизненныхцелей.Этонечтотакое,чегонаукасамапосебенеобеспечивает.Поэтомуодноголишьростанаукинедостаточно».[6].
Философия— конспектлекцийисловарьтерминов:
Мудрость«высшаядуховнаяпотенциячеловека,результатинтеллектуальных,душевныхидуховныхусилий,синтезирующаявсевидыпознанияиактивногоотношениячеловекакмиру».[6].
Мудрый— основанныйнадобреиистине,праведный,соединяющийвсебелюбовьиправду,ввысшейстепениблагонамеренный.
Первыетрактовкирассматриваемогопонятия «Мудрость»указанывпервыхсловаряхрусскогоязыка11 – 12 вв.,аименно:разум,благоразумие,ум–этоумудренностьученость,совокупностьзнаний–великомудриенравственноесовершенство,душевнаячистота–смиренномудриерелигиознаяблагочестивость–этопремудростьмастерство,совершенство,искусность–совершенномудрие.
ЭнциклопедияРусскаяцивилизацияговорит:«Мудрость —однаизсемичеловеческихдобродетелейвправославномсмысле,соединениеистиныиблага,высшаяправда,слияниелюбвииистины,высшеесостояниеумственногоинравственногосовершенства,знаниедобраизла»[7].Этоотноситсякболеераннейтрактовкепонятия,кXIIвеку,котораянамбольшеимпонируетврезультатеболеерасширенногоипонятногодляобучающегосяформулирования.
АкэтомупонятиюещепозженаРусидобавилосьпонятиемудростикакмастерствамастера,Учителя.
ВсоответствиистеориейценностейМ.С.Кагансуществует два вида ценностейсоциологическиеитеологические.Высшейценностьюсоциологическойвидимоявляетсясамореализация.ВысшейценностьютеологическойвэтомслучаеявляетсяБог,авот общечеловеческой — любовь,счастье.
АлгоритмыдостиженияцелейвыстраиваютсячерездругиеценностныеориентирыизкомплектаМ.Рокич,например:
Рис3.
Напримереэтихалгоритмов,мывидим,чтовпринципевсеценностивзаимосвязанымеждусобой,ивсецелидостижимы одначерездругую,ииспользуянебольшиешагидостиженияпоочереднооднихцелейзадругимиможнодостичьиосновной.
Обучающиесядовольноактивновсегдаучаствуютвтакихпостроениях.
Частовыходимприобсуждениинаиныесовсемнеожиданныетемы,чтодаетповодпоговоритьонравственных,духовных,моральныхценностяхдополнительно.Врезультатетаких«незапланированных»бесед,мыможемувидетьобщуюнаправленностьобучающегося,иможноееоткорректироватьвпроцессетакихзанятийесливидим,чтонаправленностьноситдеструктивныйхарактерилиготоваперейтивэтукатегорию.
Такимобразом,унасестьвозможностьвнеформальнойбеседеотредактироватьжизненнуюустановку,позициюобучающегося.Такиезанятия,какпоказалапрактика,остаютсяуобучающихсявпамяти.
Ито,чтонаходитсявпамятииливподсознании,срабатываеткакготовыймеханизмдействия.Сознаниюнетребуетсявремянапоискрешения,втруднойситуациисрабатываетавтоматически.
Такиевнеурочныезанятияскурсантамивколледжезакончилисьтем,чтоквыпускупришливсе.Навторомкурсе,желающихпропуститьзанятияуженебыло.Аодиниз самыхактивныхпрогульщиков,курсантов,которогоянехотелабратьнамероприятиевнеколледжа,мотивируятем,чтоонвсераносбежит,ответил:«Японял,учебанужнамнеиянесбегу».Послечегоонсистематическипосещалзанятия.
Сейчасвшколепроводятсятакиежевнеурочныезанятия,которыебезнравоучительныхбеседрешаютмногиевоспитательныевопросы.Врезультатеодногоизтакихзанятийвышлинатемуотношений,котораязатронулаобучающегося,страдающегонеадекватнойреакциейаутоагрессии.Врезультатебольшогопотокавопросов,которыеунеговозниклииполучилиответ,такиереакциипрекратились.Такимобразом,тематиказанятийоказалаещеипсихотерапевтическийэффект.
Внастоящеевремямедикамиотмечаетсябольшойпроцентростанервныхипсихическихотклоненийуобучающихся,которымвпринципеониредкомогутпомочь.
Апсихологияговоритотом,чтопсихическиеотклоненияудетейчастобываетврезультатенеправильноговоспитания,предъявленияразныхкритериевтребований.Такимструктурированиемпонятиймырасширяемкругозор,расширяемкартинужизни,упорядочиваемееиодухотворяемпроизведениямиискусстваинауки.
Продуктомтакихзанятийсталапрограммавнеурочнойдеятельности.Взависимостиотситуацииииспользуетсяпрограммадвухгодичная,котораясовмещаетсяскомплексомоздоровительныхзанятий.Итогдамывцеломимеемоздоровительнуюпрограмму.Сучетомсовременнойтрактовкипонятия«здоровье»,чтоздоровьеэтонепростоотсутствиезаболеваний,нофизическое,психическоеисоциальноездоровье.
Рис.4
Нопередначаломразговораоценностныхориентирах,ценностях,мыговоримоценностяхвообще,ообщечеловеческих,онациональных,огосударственных,онациональныхРоссийских.Итольковсравнениисдругимиценностямиобучающийсяможетпрочувствовать,понятьиможетпроникнутсягордостьюзасвоитрадиционныеценноститольковсравнениисдругими.Имысогласныстеориейавтора:«Федеральныйкомпонентнеможетбытьверхнимуровнемобразования,длясовременногоученикаокружающийегомирдолженбытьоткрытиоткрываемзарамкамигосударства,гражданиномкоторогоонявляется»[4].
ВданнойситуациимыиспользуемкомпетентностныйподходпоХуторскомуА.В
«Ценностно—смысловыекомпетенциисвязаннысценностнымиориентирамиученика,егоспособностьювидетьипониматьокружающиймир,ориентироватьсявнем,осознаватьсвоюрольипредназначение,уметьвыбиратьцелевыеисмысловыеустановкидлясвоихдействийипоступков,приниматьрешения.Данныекомпетенцииобеспечиваютмеханизмсамоопределенияученикавситуацияхучебнойиинойдеятельности.Отнихзависитиндивидуальнаяобразовательнаятраекторияученикаипрограммаегожизнедеятельностивцелом»[13].
ВэтомценностныеориентирыРокичМ.намдаютпрекраснуювозможносозданияобъемнойкартинымирадляобучающихся,т.к.ониохватываютсамыенеобходимыеиважныедляжизнедеятельностиподросткасферыиуровнипонимания.Даютвозможностьсконструироватьбытийнуюкартинумира отсамыхнизшихматериальныхуровнейценностныхсфердовысшихдуховных.
«Являясьинвариантнойосновойпроцессаличностно—ориентированногообучения,идеальнаямоделькомпетенциипозволитконструироватьразнообразныеконкретныевариантыобучениянавсехусловияхсистемынепрерывногообразования.Однако,этообщаямодельвпринципенеможетбытьоднозначной,таккаккомпетентности,формируемыеуобучаемых,- этомногоплановые,многоструктурныехарактеристикиобучаемого,подверженныевлияниюогромногочиславнешнихивнутреннихфакторов,многиеизкоторыхтрудноанализируемы»[13].
Поэтомумы сначалаизучаемсмыслысамихценностныхориентиров,чтобобучающийсясначала могпознакомитьсясэтиминовымидлянегопонятиями,затемпроникнутьсяихважностьюдлясебясамого,икто—томожетоткорректировать своепредставлениеоданномпонятии,оегороливегожизни,ивжизниобществаилинаоборотутвердитьсявних. Впроцессеповышениясвоихкомпетенцийвобластиценностейуобучающихсяпроисходитпереосмыслениекартинымира.Новсилумалойжизненнойкомпетентностиуобучающихсяневозникаетдажевопросоввэтойсфере.Аеслиивозникаютонинесостоянииихсформулировать,несмотрянаестественнуюпотребностьвпоискеответовнасвоивопросы.
«Практикапоказывает,чтопоискобучающегосяпоявляется,какправило,в
условиях,которыеегонеудовлетворяютинемогутбытьизмененыврамкахстереотипной,жесткозапланированнойдеятельности»[13].
Дляизмененияусловийснеудовлетворяющихобучающегосянаудовлетворяющиепотребностьвпоискеответовнажизненноважныевопросымысоздаемпрограмму:«актуализациясистемыценностныхориентаций».
«Впереводеслатинского–competentia –означаеткругвопросов,вкоторыхчеловекхорошоосведомлен,обладаетпознаниямииопытом.Компетентныйвопределеннойобластичеловекобладаетсоответствующимизнаниямии способностями,позволяющимиемуобоснованосудитьобэтойобластииэффективнодействоватьвней»[13].
«Посколькупонятие«компетентность»обладаетполисемией(многозначностью),проанализируемсначалаегокатегориальныйряд,т.е.системупонятий,образующихегосодержание,азатемрассмотримкатегориальныйконтекст,т.е.внешнеепонятийное,врамкахкотороготакжевыявляетсяегоспецифика»[13].
«Общаяабстрактнаямодельпонятия«компетентность»можетвключатьвсебятакжетакиеединичныемодели,как:иерархическаямоделькомпетентностей,структурно—функциональная,диагностическая,организационно—управленческаяидругиемодели.Естественнопредположить,чтотакойдиапазонмоделированиядопускаетразличныевозможностидлясвоегосовершенствования,атакжедляпредъявленияинформацииотойилииноймоделикакввербальной,такивграфическойформе»[13].
«Понимаяподтеоретико—информационнойкомпонентойсистемузнаний,относящихсякопределеннойобластидействительности(компетентностныезнания),аподдеятельностно—практическойсоставляющей–систему(компонентностных)уменийинавыков,обратимособоевниманиенаопытнуюкомпоненту,связывающуюпервыедве»[13].
Иприработенадпостижениеминформационно—теоретическимиопытно—экспериментальнымвпроцессепостроенияалгоритмовдостиженияцелей«Выделяюттакжеопытработыучениканадорганизацией
своеговнутреннегомира:смыслов,впечатлений,выводовизпроделанногоилипережитогоитогдаговорятоличностном,витагенномопыте»[13]
«Ситуативнообусловленныйпоискорганизуютвобученииискусственноспомощьюспециальноподобранныхилисконструированныхситуативныхзадачилизаданий(макро—имикро—ситуаций),максимальноприближенныхпосвоемусодержаниюкестественнойжизнедеятельностичеловекавразныхсферах.»[13].
Собственноситуативныезаданиявозникаютпослепроведения диагностикипометодикеРокичМ.,когдамыужевидимпроблемы,которые возникаютуобучающихся,которыеихбеспокоятитребуютразрешения.
Спецификакомпетентностногоопыта«состоитвтом,чтоприосвоениикомпетентностногоопытавсегдапроисходитсравнениедостигнутогорезультата
практической,илипознавательной,илилюбойдругойдеятельностиученикасжелаемым,т.е.проектируемымилипрогнозируемымим.Прогнозирование–этопредвосхищениевозможногорезультатаиливозможногоходавыполнениядеятельностиидажезрительноепредставлениеегообраза.»[13].
Внашемслучаепрогнозируемымявляетсяпоставленнаяконечнаяцель—ценность«жизненнаямудрость».
«Впроцессесравненияжелаемогоидостигнутогопроисходитпреобразованиевзглядовученика.Напредметдеятельности(меняютсяценности),появляетсялибоновоезнаниеипроисходитовладениеновымиспособамидеятельности(идетпроцесс«вширь»),либоуточняютсяпрежниесформированныевпрежнемопыте(процессидет«вглубь»).
Происходитформированиекритическогоотношенияквыполняемымпреобразованиям–поискпротиворечий,несхожести,несовпадения,неточностей,иныхспособов,болеепростыхконструкцийит.п.Результатыэтогопроцессаисоставляютсодержаниеприобретенногокомпетентностногоопытаобучаемого.Такимобразом,опытнаякомпонентавмоделикомпетентностиобладаетобъективнымсодержанием,зависящимотрезультатовдеятельностиученикавходепреобразованияимвнешнегомираисамогосебя.»[13]
«Компетентнымделаетучениканемногократноевыполнениекакой—либодеятельности(например,большоечисловыполняемыхупражнений,решенныхпредметныхзадачидр.),асравнительныйанализ,сопоставлениеспроектируемымходомеевыполненияиреальным,получениесоответствующихрефлексивныхвыводов.»[13]
Поэтому,оченьполезнымивпроцесседиалогабываютнеожиданныерепликиизкласса,которыеможноиспользоватьдляобсуждения,переосмысленияирефлексииобучающихся.Либоодноклассникамдатьвозможностьответитьнарепликуужевновомракурсезнаний,либоотпарироватьреплику,ктотовэтотмоментутверждаетсявновомзнании,укоготоформируетсяновыйвопросдляуглублениязнанийвэтойсфере.
«Компетентностныйопытспособствуетсоциальнойиличностнойадаптацииученикакокружающейдействительности.Поэтомуорганизацияэтогоопытасвязанасинтенсивнымиприемамивоздействиянасмысловуюсферуученика,наегокреативныехарактеристики,еготворческоесамовыражение,наегомотивы.Компетентностныйопыт–этоприобретаемаяноваяхарактеристикакачестваегоподготовки.Этахарактеристика–многомерная,интегральная,неадекватнаявполноймереспособностиприменятьобучающимсяимеющиесязнанияиумениянапрактике,новключающаявсебяэтуспособность.»[13]
«Ценностиицелиопределяютто,какимобразомученикадаптируетсякновымситуациям.Ключевымусловиемразвитияличностиученикаявляютсяприобретаемыесистемыкомпетентностныхзнаний,уменийинавыков.»[13]
Ичемполнееиярчемыпредставимемуэтиценностиицели,чемболеерасширимкругозорученика,ивоссоздадимсвязимеждуцелямииценностями ипокажемпричинно—следственныесвязи окружающегомира,тем интереснее ипонятнеедляученикастанетокружающиймир,темлегчеему будеториентироватьсявнем,темпонятнееилаконичнеебудетпроцесспостроения жизненных путей,темлегчеориентироватьсявнепредсказуемых,жизненныхситуациях.
«Вобразовательномсобственномопытеличностивыделимдвесоставляющие:1) деятельностный,т.е.«прожитый»собственныйопытличности(то,чтопродуманосамимобучающимсяиимеетдлянегоопределенныйсмыслизначение
2)информационныйопытличности–этоопытосведомленностиличностиотехилииныхсторонахобъектовдействительностиидеятельности,скоторымилишьознакомленобучающийся,нокоторыенебылипрямымиобъектамиегопрактическойдеятельности,хотяибыливопределеннойстепенипродуманыипрочувствованыим.Всилуэтогоинформационно—осведомительныйопытличностименееинтеоризированименеезначимдляличности.»[13]. Ночтобэтотинформативныйопыт небылпростымопытомосведомленности мы актуализируем цель–ценностьосновываясьна выявленной естественнойпотребностиобучающегося.Такимобразоммынепростоегоинформируем,мысоздаемусловиядляполученияответанаеговопрос,удовлетворяемосознанную потребность.
Исобственномодельнашегообразовательно—воспитательногопроцессаотвечаетмоделиобразовательнойопытнойдеятельностиобучаемогонарис6. «Компетентностькакдидактическоепонятие:смодержание,структураимоделиконструирования».ХуторскойА.В.,ХуторскаяЛ.Н.
ИеслимыберемзаосновуклассификацииключевыхкомпетенцийподходА.В.Хуторского,«выделяетследующиевиды:Ценностно—смысловая.Общекультурная.Учебно—познавательная.Информационная.Коммуникативная.Социально–трудовая.Личностногосамосовершенствования.Ценностно—смысловыекомпетенциисвязаннысценностнымиориентирамиученика,егоспособностьювидетьипониматьокружающиймир,ориентироватьсявнем,осознаватьсвоюрольипредназначение,уметьвыбиратьцелевыеисмысловыеустановкидлясвоихдействийипоступков,приниматьрешения.Данныекомпетенцииобеспечиваютмеханизмсамоопределенияученикавситуацияхучебнойиинойдеятельности.Отнихзависитиндивидуальнаяобразовательнаятраекторияученикаипрограммаегожизнедеятельностивцелом.»[14].
Мырасширяемнетолькокругозор,нетолькокартинумира,ноисферудеятельностиобучающегося,сферуегосамоактуализации,самореализации.
Иговоряоценностныхориентирах,имудростижизни заключающейся «ввечныхценностяхеёкультурногоопыта,образежизниформируетсяпониманиенеобходимостисохранениякультурныхтрадицийизаложенныхвнихнациональныхценностныхориентиров,какважнейшегоусловиясуществованияцивилизациииеёмодернизациинасовременномэтапеит.д.Диалогичностьобучения,котораяподразумеваетнетолькоустановлениедиалогамеждупедагогомивоспитанникамивпроцессеобучения,уваженииточкизрениясобеседника,выявленииразличныхпозиций,нопониманиедиалогавболееширокомсмысле–обучающиесядолжныпринятьдиалогичностькакпринципобщениясмиромчерезсвоипоступки:окружающаячеловекадействительностьпредоставляетемуширокийматериалдляанализа(поступкилюдей,идеи,высказывания,материальныеидуховныеобъекты,скоторымивзаимодействуетчеловек,значимыесобытияит.д.),которыйпозволяетнетольковыявлятьличностныесмыслыиновыеценности,ноинаэтойосновесамовыражаться,самоактуализироваться,т.е.говоритьсмиромсвоимипоступками.»[14].
Согласнотеории психологаБурмистровойЕ.В.существуеттрифазыразвитияжизненнойпозиции:
«1.разформлениеналичныхпредставлений
2.осознаниетупикаи рефлексивноеосмысливаниесвоихдействий,средств,целей,ценностейвсвязисвозникшейситуацией
3.оформлениесебявновомкачестве,всоответствии«сосложившейсяситуацией».
Сцельюоценкиэффективности нашейработыпоразвитиюсистемы ценностно—смысловойкомпетентностиобучающихся намипредполагается провестидиагностикупометодикеопределения социальнойответственности.
ТакаядиагностикасоставленадокторомпсихологическихнаукС.В.Быковым
Программноеобеспечение созданоИнститутомБиологическойобратнойсвязиподруководствомСметанкинаАлександраАфанасьевича.
Ивключает8 методик.
1.Уровеньсубъективногоконтроля.БажинЕ.Ф.
2.Диагностикауровняморально–этической ответственностиИ.Г.Тимощука
3.Определениедеструктивныхустановоквмежличностныхотношениях В.В.Бойко.
4.ИсследованиеволевойсаморегуляцииА.В.ЗверьковаиЕ.В.Эйдмана
5.Методикасамоконтролявобщении М.Сайдера.
6.Копинг–тестР.Лазаруса.И.ФолкманавадаптацииТ.Л.Крюковой.
7.Методика«Мотивацияаффиляции»А.Мехрабиана.
8.Методикасоциально–психологическойадаптацииК.РоджерсаиР.ДаймондавадаптацииА.К.Осницким.
Этаметодикапозволяетбыстронакомпьютерепровестидиагностику,получивтакжебыстроирезультатдиагностики.тк.результатыформируютсяпрограммно,безвмешательствапреподавателяилипсихолога,товрезультатдиагностикиневносятсясубъективныеданные,иобучающийсянеможетсказать,чторезультатдиагностикиполучензасчетпредвзятогоилинаоборотэмпатийногоотношенияпреподавателя.Результатдиагностикиабсолютнообъективениглавноевалиден,что подтверждено неоднимгодомпользованияэтойдиагностикой.
Предполагаетсяпровестидиагностику трехклассовдоначалапроведениякурса занятий,ипотомпо окончаниюработы.
Мысчитаемэти параметрывесьмапоказательнымиидостаточными,дляпроведениядиагностики.
Еслинапример,взятьтестБойко,среднеарифметическиепоказателикоторогомыприводим здесь.Рис5. Тестнамдемонстрируетопределениедеструктивныхустановоквмежличностныхотношениях.
Рис5.
Эторезультатгруппыв60 человекизшколысколичествомобучающихся420 человек.
Мывидим,чтопоказателипреимущественнопревышают50% рубеж.Притом,чтоиндивидуальныйможетдостигать100%.
Этипоказателиговорятнепростоонизкойэмпатииобучающихсякокружающемумиру.Онибольшехарактеризуютжестокостьотношенияподрастающегопоколениякокружающемумиру,которыйоснованвпервуюочередьнасемейномвоспитании,которыйхарактеризуюттакиепоказателикакбрюзжание,основанноенаспособеобщениявсемье,т.к.посвоейсутитакиекачествавпринципенеприсущиребенку.ИТакойпоказателькакнегативныйопытобщения,которыйкакмывидимсоставляетболее60 %.
Примерыобучающихся,пришедшихиздетскогодома,особеннопоказательны.
Детиизъятыеизсемьизажестокоеобращениесними,имеют 100% уровеньоткрытойжестокостии50-60% завуалированной,котораяпроявляетсявстремленииманипулировать нетолькоодноклассниками,ноиучителями.
ПоказателентакжеитестФиллипса.Рис6.
Рис.6.
Тестпредназначендлявыявленияшкольнойтревожностиобучающихся.Но
мыувиделинечтодругое,напервыйвзглядпарадоксальное.
Первое,чтобросаетсявглаза,чтосамыйвысокийбал тревожности–это
социальнаятревожность,котораявпринципенесвязанасошколой.Намдает
основаниеэтоговорить,точтомаксимальнойтревожностьюобладаютчаще
детиизнеблагополучныхсемейилиизсемейбизнесменов.
НаПедиатрическойконференциив2016 г,былоозвучено,что насемьювцеломложитьсяболее20 факторовриска,ав 2019 былоозвучено,какимнегативнымфакторомэтоотражаетсянадетях.Инашиданныевполнекоррелируютс данными педиатрическойвсероссийскойконференции.
Страхсамовыражениякоррелируетвцеломснизкойстрессоустойчивостьюобучающегося,снизкимуровнемцелеполагания,инизкимуровнемаргументациисвоихдействий.Тоестьобучающийсяговорит,чтоянезнаюпочемуятакделаю,ичастоговорит,янехочутакделать,нояничегоссобойподелатьнемогу, чтоговоритотом,что обучающийся действует просто на уровне рефлекторном, не осознанном, вомногом обусловленным генетической предрасположенностью.
Следующийтест Махробиана.Рис 7.
мотив |
индивидуальный балл |
оценка |
|
Стремление к принятию |
17 |
Средний уровень |
|
Страх отвержения |
21 |
Высокий уровень |
Готовность к непредсказуемы м действиям |
|
|
|
|
Рис.7
Такиепоказатели, как высокий уровень развития мотива «стремление к приятию», всочетании с высоким уровнем развития мотива «страх отвержения», характеризуетсясильно выраженным внутренним конфликтом между стремлением к людям и ихизбеганием, который возникает каждый раз, когда ему приходится встречаться снезнакомыми людьми.
Такиепоказатели коррелируют чаще всего со страхом самовыражения, низкой мотивациейдействий.
Используяэтот тест в нашем исследовании мы видим взаимоотношение обучающегося с миром.В конце исследования мы сможем увидеть произошло ли изменение отношения кокружающему миру.
ТестК.Роджерса и Р.Даймонда модифицированный канд. психол. наук А. К. Осницким, характеризуетне только принятие /неприятие окружающего мира, но и отношение к себе, общуюадаптивность в мире.
Тест уровнясубъективного контроля Бажина Е.Ф. показывает на сколько обучающегося готоввзять ответственность за свою жизнь, за поступки на себя, или переложить всюответственность на другого.
Длянас эта диагностика так же актуальна. Мы сможем увидеть возможностьактуализации мотива взятия ответственности на себя за свои действия, образмысли после изменения картины жизни обучающегося.
Исследованиеволевой саморегуляции А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана, нам позволит определить,влияние изменения картины мира обучающегося на его волевую сферу, когда высокийбалл (17-24) характеризует эмоционально-зрелых, активных, независимых,самостоятельных личностей, а низкий уровень баллов (0-8) характеризует людейчувствительных, эмоционально-неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе, сневысоким уровнем рефлексивности.
Шкала«Настойчивость» характеризует стремление к завершению начатого дела. Высокийуровнь (от 9 до 13) свойственен уважению к социальным нормам («совестливость»)и стремление полностью подчинить им свое поведение.
Низкийуровень самообладания (0-4 баллов), характеризует спонтанность иимпульсивность в сочетании с обидчивостью и невозмутимостью.
ТестЛазаруса, показывает уровень конфликтности и умения анализировать ипересматривать свои реакции.
Оочень показательным является тест диагностики уровня морально-этическойответственности личности. Рис 8.
Рис.8. Такой результат теста показывает предрасположенность к нарушению не толькосоциальных норм м правил, но и готовность к нарушению закона.
Наданном примере мы можем увидеть полное отсутствие альтруистических качествобучающегося. Низкий уровень моральной рефлексии и ответственности.
Высокийуровень показателя морально-этической ответственности коррелирует с социальнойответственностью, с высоким уровнем осознанности, низким уровнем социальнойжелательности, то есть показывает, что индивид поступает в соответствии сосвоими высокими идеалами и целями, а не в угоду привычек и стереотипов окружения.
И еслинам удастся добиться повышения таких параметров, это будет показателем эффективности нашей работы.
«Н.Ф.Федоров,будучи не только философом, но и педагогом, предложил ряд общих принципов ипрактических методов, имеющих определенное значение для системы обучения: а)принятие в качестве образца образовательной деятельности отношение ребенка коткрываемому им миру; б) постепенное расширение содержания образования, начинаяс малой родины, представленной отцами, дедами, местом жительства,до большой родины,
азатем и всей Вселенной; в) звездное небо — первый учебник для детей — земных
путешественниковво Вселенной;…»[4]
И мыследуя этому принципу, постепенно расширяем сознание от частного к вселенскомупониманию человека во вселенной, до его ответственности перед ней за свои дела. Без понимания роли человека и его ответственности эволюция человечестваможет зайти либо в тупик, либо к трагедии. И не обучать этому нельзя. Мыпрекрасно помним цитату:
«Воспитатьчеловека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит выраститьугрозу для общества.»
Рузвельт Т.
Источник:https://citatnica.ru/citaty/tsitaty-pro-obrazovanie-i-vospitanie-140-tsitat
Современнаямысль человека и его дел вышла далеко за пределы общества, поселившись вкосмическом пространстве и наполнив уже его техникой.
Апотому, в основе воспитания должно лежать нравственное отношение не только кобществу, но к планете в целом, и месту ее обитания космосу. Ибо разрушаяпланетарную среду человек разрушает не только себя,планету, но и космос.
«Тенденциянашей эпохи стремится к тому, чтобы заместить во всем моральные двигателиматериальными.»
ЖозефЭрнест Ренан
«Русскийкосмизм — не столько целостное учение, сколько совокупный образ мыслей, чувстви устремлений целой плеяды отечественных философов XIX — XX веков —Н.Ф.Фёдорова, Вл.Соловьёва, П.А.Флоренского, К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского,А.Л.Чижевского, Д.Л.Андреева, Н.К.Рериха и других. Их философское наследиевобрало в себя представления о мире и человеке, которые соответствуют русскойкультуре и её открытости безмерному космосу.»[15]
Апотому и воспитание нового поколения должно проходить на базе этих знаний.
Человекпроникнувшись мыслью, что локальное является зависимой частью глобального,т.е. он сам как часть вселенной зависим от состояния этой вселенной, и если онразрушает вселенную, то он разрушает себя в первую очередь.
«…педагогикарусского космизма является одним из философских оснований дидактическойэвристики.»[15] Только в состоянии озарения приходят эвристические познания.Устремляясь мыслю в космос подросток с большим интересом изучает окружающую егосреду, все больше находя ответов на свои
вопросы,и поддерживая мотивацию образования как способа познания мира.
«Смыслобразования заключается не столько в передаче ученику опыта прошлого, сколько врасширении его собственного опыта, обеспечивающего как личностный, так иобщекультурный его рост. Ученик образовывается в личном проживаниикультурно-исторических, естественнонаучных, художественных и иныхобразовательных процессов и достижений. Учитель не несет ученику готовойинформации, а сопровождает его в самостоятельном постижении мира, вселении внего.»[15] В данном исследовании мы как бы провоцируем на поиски решения,предлагаем поставить свои цели и проложить пути к их достижению.
И мы, предлагая обучающемуся такую цель как «Жизненная мудрость», предлагаем ему пройти по жизни не уходя от проблем и сложностей, мы предлагаем поиск решенияжизненных задач на встречающихся на его жизненном пути, разбивая его на этапы ирасширяя горизонты познания окружающего мира.
«Каждаяличность может дорасти до сознания, никогда ее не покидающего, что она нетолько сын своих ближайших родителей, отца и матери, но и Сын ВеликогоТворящего Космоса и Великого Творящего Человечества. И развитие в себе чувстваэтой сыновности по отношению к Космосу и Человечеству есть только вопросвремени» (Вентцель К.Н., 1993, с. 163).[16]
«Надозаметить, что наступивший сегодня кризис духовности заставляет все большеечисло ученых, культурологов, педагогов обращаться к идее формирования целостнойи творческой личности, обращаться к конкретному человеку, к его индивидуальнымособенностям и задаткам. Эта линия, последовательно проводимая в русскомкосмизме, имеет огромные перспективы развития в области воспитания.»[17]
«Нравственныйоблик нового человека характеризуется деятельной добротой к
окружающим,чувством единства общечеловеческого, чувством единства космического, чувствомблагоговения перед явлениями Высокого»[18].
«Открытостьчеловека в будущее, умение действовать в ситуации неизвестности.
Готовностьи возможность человека к переходу в иные формы деятельности и жизни.
Реализацияпедагогических идей русского космизма требует построения
соответствующеймодели образования. Смысл и цели системы образования определяют заложенные вее основе принципы.»[18]
Для построения программы становления личности мы фактически использовали механизмэкстериоризации в эвристическом обучении Хуторского А.В.
<<-–самоидентификация – осознание, понимание и принятие собственной
уникальности,значимости по отношению к внешнему миру;
–самоактуализация – выявление потенциальных возможностей,
потребностей,жизненных смыслов, представлений о своём предназначении
в мире;-
–саморазвитие – самоизменения личности в направлении своего
«идеальногоЯ», обладание востребованными личностными качествами;
–самореализация – воплощение своего субъективно ощущаемого
предназначения,миссии.
Первымэтапом выступает личностно значимая предпосылка
Навтором этапе ученик изначально конструирует знания в исследуемой
областиреальности.
Третийэтап включает коммуникации учеников, презентующих продукты
своейдеятельности.
Начетвёртом этапе полученный учеником продукт деятельности с
помощьюучителя сопоставляется с культурно-историческими аналогами
Пятыйэтап – рефлексия – осознание учеником собственной деятельности
Зарефлексией следует шестой этап – оценка и самооценка деятельности
ученика.>>
Образовательнымпродуктом обучающегося будет созданная им самим его личная система ценностей,демонстрирующая его цели жизни и достижение их.
Нашимрезультатом будет оценка диагностики изменения личностных качеств обучающегося,как показателя повышения социальной ответственности являющейся основнымкритерием зрелости личности и становления личности.
Литература.
1. Маслоу А.Мотивация и личность. Изд. Питер СПб .SBN
978-5-4461-1309-5,978-5-496-00494-7.2019.
2. РокичМ. — Методика Ценностные ориентации. Москва // Большая энциклопедияпсихологических тестов / авт.-сост. А.А. Карелин. – Москва: Эксмо, 2009. – С.26-28.
3. ШилинК.И., Лапина З.Г. Экософия Живого знания творчества жизни как стратегиясамосозидания человека-творца экогармоничного будущего в научной школе А.В.Хуторского.
4.Хуторской.А.В.Философия Русского Космизма как аксиологический базис отечественногообразования.
5.интериоризация и экстериоризация — два подхода к образованию человека / АндрейВикторович Хуторской // Народное образование -2021.- № 1.-С. 37-49.
6. СоварьУшаковаhttps://ushakov.
slovaronline.com/search?s=%D0%BC%D1%83%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C+
7.Словарь«Русской цивилизации»https://rus—russian—enc.slovaronline.com/6397-%D0%9C%D0%A3%D0%94%D0%A0%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%AC
8.Толстой Л.Н. О народном образовании // Антология педагогической мысли Россиивторой половины XIX — начала XX в. — М.: Педагогика, 1990.- С. 89-97.
9. РерихЕ.И.Живая этика. «Мир огненный». https://iknigi.net/avtor-nikolay-rerih/158229-agni-yoga-sbornik-nikolay-rerih.html
10.Воронова.А.Г.Становление жизненной позиции подростка через ценностные ориентиры Рокич М. Азимутнаучных исследований: педагога психология. 2016 т.5.№4(17) г. Тольятти ISSN2309-1754
11.ВороноваА.Г. Социальная зрелость личности подростка как основа его становления.Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика ипсихология. — Сб. статей. — Ялта: РИО ГПА, 2017. Вып 54(VI)ISSN2311-1305 стр.3-18
12.ВороноваА.Г. Актуализация жизненных целей подростка определяет логику поведенияего.СпбАППО.2016-216с.-ISBN978-5-7434-0724-8
13.ХуторскойА.В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и моделиконструирования.
https://khutorskoy.ru/books/2008/A.V.Khutorskoy_L.N.Khutorskaya_Compet.pdf
14.Таркова,А. И. Развитие ценностно-смысловой компетентности в процессе обучения напримере дисциплин гуманитарного цикла / А. И. Таркова. — Текст :непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 10 (45). — С. 390-392. — URL.
15.Хуторской А.В. Педагогика русского космизма. https://cosmizm.ru/o-russkom-kosmizme/pedagogika-russkogo-kosmizma/
16.ВентцельК.Н. Заметки о космическом воспитании // Вентцель К.Н. Свободное воспитание:Сборник избранных трудов. — М., 1993.
17.Корженко,О. М. Развитие педагогических идей русского космизма в современной теории ипрактике образования. Педагогика: традиции и инновации: материалы IМеждунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск: Двакомсомольца, 2011. — С. 43-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1024/
18.Андреев Д. Л. Роза Мира. Метафилософия истории. – М.: Прометей, 1991. — 288 с.