Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Российское общество XVI в. «служилые» и «тяглые»
-
2 слайд
План урока:
На государственной службе.
Крестьянский мир.
Посадские гости. -
3 слайд
Введение.
Сегодня нам предстоит познакомиться с положением представителей различных сословий российского общества в XVI в.
Как формировалось сословное общество в России?
Какие факторы влияли на этот процесс?
Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке. -
4 слайд
1. На государственной службе.
Задание № 1:
Ответьте на вопросы, представленные в начале
пункта 1 § 9 учебника. -
5 слайд
Задание №2: графически
(в тетради) представьте иерархию «служилых» людей.
Вывод: в XVI в. знатные люди должны были свое положение и положение своего рода поддерживать государственной службой. -
6 слайд
2. Крестьянский мир.
Какие ассоциации вызывает у вас слово «мир»?
Миром называют какую-либо область жизни.
Мы будем характеризовать крестьянский мир XVI в.
Задание № 3: изучите пункт 2 § 9 учебника и ответьте письменно на вопросы из следующего слайда. -
7 слайд
Вопросы:
Кто составлял большинство населения России в XVI в.?
На какие категории делилось российское крестьянство в XVI в.?
Что являлось центром крестьянской общины?
Что собой представляло крестьянское жилище в XVI в.?
Почему крестьянские жилища разных районов страны отличались по конструкции?
Каковы были обязанности крестьянина?
Почему крестьяне имели большие семьи?
Чем можно объяснить столь малую продолжительность жизни крестьян в XVI в.?
Какие повинности несли крестьяне?
Какие шаги по закрепощению крестьян предприняло государство?
Чем можно объяснить введение заповедных лет?
Кто такие холопы? -
8 слайд
Дополнительные вопросы:
—1. В чем вы видите достоинства сельской общины?
— 2. В чем вы видите недостатки сельской общины? -
9 слайд
Правовое положение крестьян в XVI в.:
наравне с детьми боярскими могли выступать в суде свидетелями по некоторым делам;
могли подавать иск о защите своих земельных угодий;
представители общины присутствовали на суде великокняжеских наместников. -
10 слайд
Вывод:
К XVI в. крестьяне являются сложившейся социальной группой населения. -
11 слайд
3. Посадские и гости.
Задание № 4:
изучите пункт 3 § 9 учебника. -
12 слайд
Ответьте на вопросы:
Сколько городов насчитывалось в России к концу XVI в.?
Кто ими управлял?
Работая с картой из учебника, назовите самые крупные города России XVI в.
Опишите правовой статус посадских людей. -
13 слайд
Подведение итогов урока.
Ответьте на вопросы 2—6 к тексту параграфа на с. 75 учебника.
Составьте предложения со словами рубрики «Запоминаем новые слова» на с. 75, 76 учебника. -
14 слайд
Домашнее задание
1. Прочитать § 9.
2.Выполнить задания 2—5 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 75 учебника (на выбор).