X-PDF

РП по Р(Р)Л 8-9 кл

Поделиться статьей

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕКАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОГОРАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ –

ЛЕНИНСКАЯСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №47

630555,Новосибирская область, Новосибирский район, с. Ленинское, ул. Ленина, 50

телефон/факс2-954-453, School47@edunor.ru

 

 

РАССМОТРЕНА

 

СОГЛАСОВАНА

 

на заседании педагогического совета

 

Зам. директора по УВР

 

протокол № 11

 

________     /Е.В.Стогниева/

 

от «  » августа 2020 г.

 

«  » августа 2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

предмета«Родная русская литература»

для основногообщего образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Составители:

ХаритоненкоО.В.,

РастимешенаН.Н.,

ВареноваИ.А.,

учителярусского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 год

 

Пояснительнаязаписка

Рабочаяпрограмма предмета «Родная русская литература»для ООО обязательной предметнойобласти «Родной язык и  родная литература» разработана на основе

нормативных документов:

1.      Закон «Обобразовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.

2.      ПостановлениеСовета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 28 июля 2018 г.№ 393-СФ «О Федеральном законе «О внесении изменений в статьи 11 и 14Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

3.      ЗаконРоссийской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народовРоссийской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ).

4.      ПриказМинистерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандартаосновного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31декабря 2015 г. № 1577«О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказомМинобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897»);

5.      Обутверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования кусловиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»:постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерацииот 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта2011 г.

6.      ПриказМинпросвещения России от 28.12.2018 N 345 «О федеральном перечне учебников,рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственнуюаккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,среднего общего образования»

7.      Примернаяосновная образовательная программа основного общего образования ОдобренаФедеральным учебно-методическим объединением по общему образованию Протоколзаседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15

8.      Основнаяобразовательная программа основного общего образования МКОУ – Ленинская СОШ №47.

9.      ПисьмоМинобразования Новосибирской области от 03.10.2018 № 10002-03/25 «Обобязательном изучении предметных областей Родной язык и роднаялитература»

 

информационно-методическихматериалов:

1).«Методические рекомендации по изучению обязательных предметных областей «Роднойязык и литературное чтение на родном языке». Одобрено решением региональногоучебно-методического объединения в системе общего образования Новосибирскойобласти (протокол от 21.11.2018 г. № 032/2018) Составители: Волчек М.Г.,Максимова Н.В., Молокова А.В.

2).Программа общеобразовательных учреждений Литература. 5-9 классы. Авторы   В.Я.Коровин, В.П. Журавлёв, М. « Просвещение», 2017 год.

 

Цели изученияучебного предмета «Родная литература»

Рабочая программа учебного предмета«Родная литература» разработана наряду с обязательным курсом литературы.Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курсалитературы, обязательного для изучения, и направлено на достижение результатовосвоения основной образовательной программы основного общего образования политературе, заданных соответствующим федеральным государственнымобразовательным стандартом.

Рабочая программа по курсу «Роднаялитература (на русском языке)» направлена на решение важнейшей задачисовременного образования — становление  гармоничной личности, воспитаниегражданина,  патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны,прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать иинтерпретировать художественный текст.

             Целямиизучения курса «Родная русская литература» являются:

•          воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе какхранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

•          приобщение к литературному наследию своего народа; создание представлений орусской литературе как едином национальном достоянии;

•          формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознаниеисторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранениекультуры народа;

•          развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практическогоопыта исследовательской работы по литературе, воспитание самостоятельности вприобретении знаний.

Назначение курса – содействоватьвоспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению,освоению нравственных, гуманистических ценностей народа, расширению кругозора,развитию речи школьников.

Общаяхарактеристика учебного предмета

Изучение родной литературы играетведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качестви творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций иисторической преемственности поколений.  Родная (русская) литература каккультурный символ России, высшая форма существования российской духовности иязыка в качестве школьного предмета воспитывает в человеке патриотизм, чувстваисторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечествупосредством воздействия на эстетические чувства обучающихся.

Как курс, имеющий частный характер,школьный курс обязательных предметных областей «Родной язык и роднаялитература» направлен на освоение особенностей словесности (языка и литературы)малой родины – Сибири (тексты сибирских писателей и поэтов, публицистикаСибири).

Содержание программы каждого классавключает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы,помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную инравственно-ценностную роль.  Критерии отбора художественных произведений дляизучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность,позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития ивозрастным особенностям, культурно-исторические традиции.

В программе представлены следующиеразделы:

1)Древнерусская литература.

2)Русская литература XVIII в.

3)Русская литература первой половины XIX в.

4)Русская литература второй половины XIX в.

5)Русская литература первой половины XX в.

6)Русская литература второй половины XX в.

7)Творчество писателей и поэтов Новосибирской области.

 

Местоучебного предмета в учебном плане

 

Учебныйплан МКОУ – Ленинская СОШ № 47 предусматривает обязательное изучение роднойрусской литературы на этапе основного общего образования.

 

Классы

Количество часов в неделю

Количество часов в год

8 класс

0,5 часа

16 часов

9 класс

0,5 часа

16 часов

Итого

1 час

32 часа

 

Форма организацииобразовательного процесса – классно-урочная: традиционные уроки(усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок,комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартныеуроки: зачёт, семинар.  

Виды и формыконтроля:

       письменныйответ на вопрос;

       сочинениена литературоведческую тему;

       проект. 

 

1.Планируемые результаты   освоения учебного предмета «Родная русская литература»

Планируемые результаты освоенияучебного предмета «Родная (русская) литература» делятся на личностные,метапредметные и предметные.

Личностныерезультаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»:

1. Российская гражданскаяидентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящемумногонационального народа России,  чувство ответственности и долга передРодиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективнаязначимость использования русского языка и языков народов России, осознание иощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознаниеэтнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,своего края, основ культурного наследия народов России и человечества(идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастностьистории народов и государств, находившихся на территории современной России);интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностеймногонационального российского общества. Осознанное, уважительное идоброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям,языкам,ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способностьобучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению ипознанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшейиндивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий ипрофессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание икомпетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора,формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного иответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственномусамосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиознымчувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали,нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,расточительном потребительстве;  сформированность представлений об основахсветской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры иистории России и человечества, в становлении гражданского общества и российскойгосударственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизничеловека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения кучению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социальнозначимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятиеценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своейсемьи.

4. Сформированность целостногомировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки иобщественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовноемногообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное идоброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению,культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вестидиалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя какполноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера подиалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога,готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов,процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 

6. Освоенность социальных норм,правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастныхкомпетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономическихособенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочениясоциальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют самиучащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовностьучаствовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения,продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоениекомпетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностейсозидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социальноготворчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности,самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправногопартнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организациидеятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества,способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценностиздорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального иколлективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизнии здоровью людей.

8. Развитость эстетическогосознания через освоение художественного наследия народов России и мира,творческой деятельности эстетического характера (способность пониматьхудожественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общейдуховной культуры, как особого способа познания жизни и средства организацииобщения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению иориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение кистории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красотычеловека; потребность в общении с художественными произведениями,сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой,эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основэкологической культуры, соответствующей современному уровню экологическогомышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной ипрактической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованиюприроды, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическомуотражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, косуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметныерезультаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»:

Метапредметныерезультатывключают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебныедействия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметныепонятия

Условием формирования межпредметныхпонятий, например таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ,синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции,приобретение навыков работы с информацией, участие  в проектной деятельности. При изучении предмета «Родная (русская) литература» будет продолжена работа поформированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеютчтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образованияи самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективногокруга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальнойдеятельности. У выпускников    будет сформирована потребность в систематическомчтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношенийчеловека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении «Родной (русской)литературы»   обучающиеся усовершенствуют приобретённые    имеющиеся навыкиработы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами,преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять,анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовыхинформационных объектах;

• выделять главную и избыточнуюинформацию, выполнять смысловое свѐртывание выделенных фактов, мыслей;представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и внаглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем, карт понятий,опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы,схемы, тексты.

В ходе изучения «Родной (русской)литературы» обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формыучебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности,ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; входе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умениемвыбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и вситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность кразработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поискуи осуществлению наиболее 

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определятьцели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательнойдеятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.Обучающийся сможет:

-анализировать существующие ипланировать будущие образовательные результаты;

-идентифицировать собственныепроблемы и определять главную проблему;

-выдвигать версии решения проблемы,формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

-ставить цель деятельности наоснове определенной проблемы и существующих возможностей;

-формулировать учебные задачи какшаги достижения поставленной цели деятельности;

-обосновывать целевые ориентиры иприоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическуюпоследовательность шагов.

2. Умение самостоятельнопланировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанновыбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.Обучающийся сможет:

-определять необходимые действие(я)в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм ихвыполнения;

-обосновывать и осуществлять выборнаиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

-определять/находить, в том числеиз предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательнойзадачи;

-выстраивать жизненные планы накраткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачии предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательностьшагов);

-выбирать из предложенных вариантови самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

-составлять план решения проблемы(выполнения проекта, проведения исследования);

-определять потенциальныезатруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства дляих устранения;

-описывать свой опыт, оформляя егодля передачи другим людям в виде технологии решения практических задачопределенного класса;

-планировать и корректировать своюиндивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действияс планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности впроцессе достижения результата, определять способы действий в рамкахпредложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствиис изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

-определять совместно с педагогом исверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебнойдеятельности;

-систематизировать (в том числевыбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своейдеятельности;

-отбирать инструменты дляоценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности врамках предложенных условий и требований;

-оценивать свою деятельность,аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

-находить достаточные средства длявыполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствиипланируемого результата;

-работая по своему плану, вноситькоррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации дляполучения запланированных характеристик продукта/результата;

-устанавливать связь междуполученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельностии по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса дляполучения улучшенных характеристик продукта;

-сверять свои действия с целью и,при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильностьвыполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийсясможет:

-определять критерии правильности(корректности) выполнения учебной задачи;

-анализировать и обосновыватьприменение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

-свободно пользоватьсявыработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихсясредств, различая результат и способы действий;

-оценивать продукт своейдеятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям всоответствии с целью деятельности;

-обосновывать достижимость целивыбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступныхвнешних ресурсов;

-фиксировать и анализироватьдинамику собственных образовательных результатов.

 5. Владение основами самоконтроля,самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной ипознавательной. Обучающийся сможет:

-наблюдать и анализироватьсобственную учебную и познавательную деятельность и деятельность другихобучающихся в процессе взаимопроверки;

-соотносить реальные и планируемыерезультаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

-принимать решение в учебнойситуации и нести за него ответственность;

-самостоятельно определять причинысвоего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

-ретроспективно определять, какиедействия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели кполучению имеющегося продукта учебной деятельности;

-демонстрировать приемы регуляциипсихофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения(устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабленияпроявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологическойреактивности).

Познавательные УУД

1. Умение определять понятия,создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельновыбирать основания и критерии для классификации, устанавливатьпричинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

·     подбиратьслова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

·     выстраиватьлогическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

·     выделятьобщий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять ихсходство;

·     объединятьпредметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,классифицировать и обобщать факты и явления;

·     выделятьявление из общего ряда других явлений;

·     определятьобстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, изэтих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данногоявления, выявлять причины и следствия явлений;

·     строитьрассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений кобщим закономерностям;

·     строитьрассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общиепризнаки; -излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контекстерешаемой задачи;

·     самостоятельноуказывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способпроверки достоверности информации;

·     вербализоватьэмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

·     объяснятьявления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной иисследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формыпредставления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точкизрения);

·     выявлятьи называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятныепричины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляяпричинно-следственный анализ;

·     делатьвывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать выводсобственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2. Умение создавать, применять ипреобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных ипознавательных задач.

Обучающийся сможет:

·     обозначатьсимволом и знаком предмет и/или явление;

·     определятьлогические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логическиесвязи с помощью знаков в схеме;

·     создаватьабстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

·     строитьмодель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

·     создаватьвербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенныххарактеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии сситуацией;

·     преобразовыватьмодели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

·     переводитьсложную по составу (многоаспектную) информацию из графического илиформализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

·     строитьсхему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранееалгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяетсяалгоритм;

·     строитьдоказательство: прямое, косвенное, от противного;

·     анализировать/рефлексироватьопыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического,эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной целии/или заданных критериев оценки продукта/результата.

3. Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

·     находитьв тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

·     ориентироватьсяв содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

·     резюмироватьглавную идею текста;

·     преобразовыватьтекст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст(художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный,информационный);

·     критическиоценивать содержание и форму текста.

4. Формирование и развитиеэкологического мышления, умение применять его  в познавательной,коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся сможет:

·     определятьсвое отношение к природной среде;

·     анализироватьвлияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

·     проводитьпричинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

·     прогнозироватьизменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другогофактора;

·     распространятьэкологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающейсреды;

·     выражатьсвое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

·     Развитиемотивации к овладению культурой активного использования словарей и другихпоисковых систем. Обучающийся сможет:

·     определятьнеобходимые ключевые поисковые слова и запросы;

Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

·     осуществлятьвзаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

·     формироватьмножественную выборку из поисковых источников для объективизации результатовпоиска;

·     соотноситьполученные результаты поиска со своей деятельностью.

КоммуникативныеУУД

Умение организовывать учебноесотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работатьиндивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты наоснове согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать иотстаивать свое мнение.

Выпускник научится:

·     определятьвозможные роли в совместной деятельности;

·     игратьопределенную роль в совместной деятельности;

·     приниматьпозицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение(точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

·     определятьсвои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовалипродуктивной коммуникации;

·     строитьпозитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

·     корректнои аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигатьконтраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентныхзамен);

·     критическиотноситься к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своегомнения (если оно таково) и корректировать его;

·     предлагатьальтернативное решение в конфликтной ситуации;

·     выделятьобщую точку зрения в дискуссии;

·     договариватьсяо правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной передгруппой задачей;

·     организовыватьучебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,договариваться друг с другом и т. д.);

·     устранятьв рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятиемсо стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

 

6. Умение осознанно использоватьречевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своихчувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Выпускник научится:

·     определятьзадачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

·     отбиратьи использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми(диалог в паре, в малой группе и т. д.);

·     представлятьв устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

·     соблюдатьнормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии скоммуникативной задачей;

·     высказыватьи обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамкахдиалога;  

·     приниматьрешение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

·     создаватьписьменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимыхречевых средств;

·     использоватьвербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоковсвоего выступления;

·     использоватьневербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные подруководством учителя;

·     делатьоценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершениякоммуникативного контакта и обосновывать его.

 

7. Формирование и развитиекомпетентности в области использования информационно-коммуникационныхтехнологий (далее – ИКТ).

Выпускникнаучится:

·     целенаправленноискать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных ипрактических задач с помощью средств ИКТ;

·     выбирать,строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своихмыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиямикоммуникации;

·     выделятьинформационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решениязадачи;

·     использоватькомпьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальныхпрограммно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных икоммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем,сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

·     использоватьинформацию с учетом этических и правовых норм;

·     создаватьинформационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдатьинформационную гигиену и правила информационной безопасности.

 

Предметныерезультаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»:

1) осознание значимости чтения иизучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формированиепотребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этоммире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы какодной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способапознания жизни;

3) обеспечение культурнойсамоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родногоязыка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа,российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированногочитателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своемнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разныхжанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующегохарактера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своедосуговое чтение;

5) развитие способности пониматьлитературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурныетрадиции;

6) овладение процедурами смысловогои эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличийлитературного художественного текста от научного, делового, публицистического ит.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать иинтерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоциональноговосприятия, но и интеллектуального осмысления.

 

Предметныерезультаты обучения

Устное народноетворчество

8 класс

Восьмиклассник научится:

-осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные илитературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорнымобразам русского и сибирских народов, традиционным фольклорным приёмам вразличных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и еёинтерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация,художественный фильм);

-выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развитияпредставлений о нравственном идеале своего и русского народов, формированияпредставлений о русском национальном характере;

-учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества,выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

 -целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных иписьменных высказываниях;

-определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

-выразительно читать произведения устного народного творчества, соблюдаясоответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; 

Восьмиклассник получит возможность научиться:

-сравнивая произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощениенравственного идеала русского народа;

 -рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор.

 

Древнерусскаялитература.  Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XXI вв.

8 класс

Восьмиклассник научится:

-осознанно воспринимать художественное произведение  русской литературы вединстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и даватьего смысловой анализ;

 -интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций,отбирать произведения для чтения;

-воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание авторачитателю, современнику и потомку;

-определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественнойлитературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

 -выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение,и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

-определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступатьв диалог с другими читателями;

 -анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы,аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному произведению;

-создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера вразличных форматах;

 -сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в другихискусствах;

 -работать с разными источниками информации и владеть основными способами еёобработки и презентации. 

Восьмиклассник получит возможность научиться:

-выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природехудожественного текста;

 -дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть иххудожественную и смысловую функцию;

 -сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оцениватьих;

 -оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами другихискусств;

 -создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами другихискусств;

-сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или подруководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект длясопоставительного анализа;

-вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еёрезультаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат,проект). 

9 класс

Выпускник научится:

-осознанно воспринимать художественное произведение  русской литературы вединстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и даватьего смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать полечитательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

-воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание авторачитателю, современнику и потомку;

 -определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественнойлитературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

 -выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение,и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

 -определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступатьв диалог с другими читателями;

-анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы,аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

 -создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера вразличных форматах;

-сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в другихискусствах;

-работать с разными источниками информации и владеть основными способами еёобработки и презентации.  

Выпускник получит возможность научиться:

-выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природехудожественного текста;

 -дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть иххудожественную и смысловую функцию;

 -сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированнооценивать их;

-оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами другихискусств;

-создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами другихискусств;

 -сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или подруководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект длясопоставительного анализа;

-вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еёрезультаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат,проект).

 

Содержаниеучебного предмета «Родная (русская) литература»

 

8 класс(16 ч)

 

Введение1 ч

Литератураи история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.

Устноенародное творчество 1 ч

В мирерусской народной песни (лирические, исторические песни)Частушки. Особенности художественной формы фольклорных произведений

Теориялитературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).

Издревнерусской литературы 1 ч

Житийнаялитература как особый жанр древнерусской литературы.

«ЖитиеАлександра Невского» (фрагменты).

Художественныеособенности содержания и формы воинской повести и жития.

Житиекак жанр литературы (начальное представление).

Излитературы XVIII века 1 ч

Д.И.Фонвизин

«Недоросль»(сцены). Сатирическая направленность комедии.  Проблема воспитания истинногогражданина.

Теориялитературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическомпроизведении

Излитературы XIX века 5 ч     

И.А.Крылов.

«Обоз» -басня о войне 1812 года

Теориялитературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

К.Ф.Рылеев.

Дума «Смерть Ермака» какромантическое произведение Понятие о думе.Характерные особенности жанра. Образ Ермака Тимофеевича.

А.С.Пушкин.

«Капитанскаядочка»: народные песни как средство раскрытия идейного содержания романа

«Пиковаядама». Нравственная проблематика повести. Значение образа Петербурга Проблема человека и судьбы. Система образов — персонажей вповести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов,символических и фантастических образов, эпилога

П.П.Ершов.

Жизньписателя в Сибири. Пасхальный рассказ «Чудный храм»

Излитературы XX века 7 ч

ОбразЕмельяна Пугачёва в народных преданиях, произведениях Пушкина и Есенина

А.П.Платонов.

«Возвращение».Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся свойны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственнаяпроблематика и гуманизм рассказа

Л.Кассиль

«Дорогиемои мальчишки» (главы) Изображение жизни мальчишек во время ВОВ

В.П.Астафьев.

«Фотография,на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военноговремени. Мечты и реальность военного детства

Теориялитературы Герой-повествователь (развитие представлений)

В.Г.Распутин.

Смыслназвания рассказа «Женский разговор» Проблема любви и целомудрия. Две героини,две судьбы.

В.М.Шукшин.

Рассказ«Охота жить». Проблема ценности человеческой жизни, эгоизма и альтруизма,преступления и наказания. Противостояние города и деревни. Нарушение пониманиямежду поколениями.

Значениехудожественного произведения в культурном наследии страны.

 

 

 

 

9 класс (16 ч)

Введение1 ч

Издревнерусской литературы (1ч)

«Задонщина».Тема единения Русской земли. Особенности развития древнерусской литературы.

Теориялитературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

 

Излитературы  XVIII   века 4ч

Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения впроизведениях Ломоносова.

Теориялитературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

НиколайМихайлович Карамзин.

«История государства Российского»(фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике Н.М.Карамзина.

«Бедная Лиза». Утверждениеобщечеловеческих ценностей в повести реформаторомрусской словесности

АлександрНиколаевич Радищев.

Словоо писателе. «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву» (Обзор.) Широкоеизображение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Автор ипутешественник. Особенно­сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель­ноенаполнение. Черты сентиментализма в произведении.

Теория  литературы. Жанр путешествия.

 

Изрусской литературы  XIX  века 2 ч

А.С.Грибоедов

«Гореот ума».Образность и афористичность языка комедии

А.С.Пушкин  как реформатор русского литературного языка.

 

Изпоэзии XIX века 1 ч

Беседыо Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выборуучителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русскойпоэзии. Обзор с включением ряда произведений.

А.Н.Апухтин.Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…» Поэтические традиции XIX векав творчестве А.Н.Апухтина

Теориялитературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

 

Изрусской литературы  XX  века 4 ч

Богатствои разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.

И.А.Бунин. Рассказыиз цикла «Темные аллеи». «Холодная осень».

Василий Шукшин Сборникрассказов «Чередниченко и цирк»

В. Г. Распутин Альбом очерков«Сибирь, Сибирь»

 

Изрусской  поэзии XX века 3 ч

В.В.Маяковский.Новаторство поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества

Песни и  романсы на стихи  поэтов XIXXX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море…»); В.Сол­логуб. «Серенада»(«Закинув плащ, с гитарой под рукой…»); Н.Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу…»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этойроще березовой…». Романсы и песни как синтетический жанр,посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли,настроения человека.. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения

 

 

 

 

9                 КЛАСС

РАЗДЕЛ1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч)

Преданья старины глубокой (3 ч)

 

Отечественнаявойна 1812 года в русском фольклоре и литературе Песня «Как не дветученьки не две грозныя…» (русская народная

песня).

 

В.А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении).

 

А.С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент).

 

М.И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года».

 

И.И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).

 

Городаземли русской (3 ч)

 

Петербургв русской литературе

 

А.С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…» О. Э. Мандельштам.«Петербургские строфы».

 

А.А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»).

 

Д.С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»).

 

Л.В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-сударики»).

Родныепросторы (3 ч)

 

Степьраздольная

 

«Ужты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня).

 

П.А. Вяземский. «Степь».

 

И.З. Суриков. «В степи».

 

А.П. Чехов. «Степь» (фрагмент).

 

Резервна вариативную часть программы – 3 ч.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет