Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Даньковская основная школа
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _____/____________/ Протокол №___от «__»_________202__г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ______/__________/ «__»__________202__г. |
«Утверждаю» Директор школы _______/____________/ Приказ №________ «__»________202__г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Введение в экологию»
для учащихся 8-10 лет
2022 — 2023 учебный год
Составитель:
Харитонова Виктория Васильевна
Учитель начальных классов
МБОУ Даньковская ОШ
2022 — 2023учебный год
Цельпрограммы — формированиенавыка бережного отношения к природе родного края, углублениезнаний обучающихся о природе, развитие интереса к изучению окружающего мира.
Задачипрограммы:
Обучающие:
· расширять представления младшихшкольников о природе родного края.
· углублять теоретические знанияшкольников в области экологии, формировать ряд основополагающих экологическихпонятий, которые дают представления школьникам об экологии как науке.
· углубление и расширение знанийучащихся исходя из интересов и специфики их способностей,
· осуществлять практическуюдеятельность по изучению и охране окружающей среды.
Развивающие:
· развитие познавательныхинтересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулированиестремления знать как можно больше о родном крае;
· развитие потребности ксамостоятельному изучению родного края через исследовательскую деятельность;
· формирование навыков работы систорическими источниками, научно-популярной литературой и периодическойпечатью.
Воспитательные:
· формирование гражданскогомировоззрения, воспитания чувства любви к «малой родине», бережного отношения кисторическому наследию;
· формирование экологическойкультуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающейсреды, как среды жизнедеятельности, бережного отношения и ответственногоповедения в ней;
1. Планируемые результаты (личностные, метапредметные,предметные) освоения учебного курсавнеурочной деятельности «Введениев экологию», 2-4 классы
Личностные результаты:
формирование основ российскойгражданской идентичности и экологической культуры учащихся, ценностного отношения к окружающему миру, природеРоссии и родного края, экокультурным традициям своего народа;
развитие начальныхпредставлений о моральныхнормах и правилахнравственного поведения, в том числе в процессеигровой, учебной, творческой и трудовой деятельности;
понимание мотивов собственныхпоступков и поступков окружающих людей, развитие самостоятельности иличной ответственности за своипоступки;
ориентация в содержании и составляющих экологически целесообразного поведения и здорового образажизни;
установка на экологически целесообразное поведение, экологически безопасный и здоровый образжизни, активную деятельность по сохранению и улучшению состояния окружающей среды, сохранению и укреплению своего здоровья;
развитие эстетических чувств на основе изученияприроды своей страны,родного края.
Метапредметные результаты:
определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата (тренинга);
составление плана и последовательности действий;
умение контролировать процесс и результаты своейдеятельности во время работы над тренингом;
умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
формирование готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (разногласий при работе в паре);
умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
формирование умения анализировать нравственные категории с целью выделениясущественных признаков;
умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий;
умение строить доказательство;
структурирование знанийпрошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии.
формирование умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в паре,тройке, четвёрке);
развитие умения достаточно полно и точно выражатьсвои мысли через работу вресурсном круге;
развитие способности присоединяться к партнёру по общению, умениевидеть, слышать, чувствовать;
формирование умения разрешать конфликты в ходе обсуждения в паре, четвёрке;
приобретение умений управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы;
давать оценку и корректировать действия лидера.
Предметные результаты:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить представления о взаимосвязяхприродных и социальных объектов и явлений как компонентах целостной системыокружающего мира;
овладеют основамипрактико-ориентированных знаний об элементарных закономерностях развитияприроды и общества,экологических проблемах современности и путях их разрешения;
приобретут опыт эмоционально-чувственного, личностного отношения к окружающему миру;
начнут осваивать способы изученияприроды и общества(наблюдения в природе,экологические опыты);
2. Содержание учебного предмета, курса, курсавнеурочной деятельности
Содержаниеучебного курса внеурочной деятельности «Введение в экологию», 1-4 классы
2 класс (17 часов)
Раздел 1.Растение — живой организм (2 ч)
Корень, стебельи листок, а на стебельке — цветок -1ч.
Растение — живая система. Работа с гербарием — изучение внешнего строениярастений. Растение как компонентживой природы, часть системы (природного сообщества). Основные признакии свойства растений,определяющие особенности их взаимоотношений с окружающей средой .Изучение внешнего строения растенийна.
Есть ли у растенийдом? -1ч.
Среда обитания растений. Условиясреды обитания растений. Экологическая ниша. Экология растений — наука о взаимоотношении растений и среды обитания. Красотаокружающей природы, растения родногокрая (деревья, кустарники, травы). Экскурсия на пришкольный участок.
Раздел 2. Условия среды обитания растений(12 ч)
Тепло — холодно -1ч.
Тепло в жизни растений. Изменениеколичества тепла в течение суток. Количество тепла в разные сезоны года. Влияние температуры на распространениерастений. Как помочь тепло- любивым растениямпережить холода и заморозки. Наблюдение и уход за комнатными растениями. Сезонные измененияв природе. Листопад.
В жару и стужу лютую -1ч.
Воздействие на растения высоких и низких температур. Приспособленностьрастений к низким температурам, сезонным колебаниям температур. Покой растений. Работа с гербарием: экологические особенностирастений тундры. Красота и ранимость растительного мира тундры. Хозяйственная деятельность человекав тундре, ее последствия.
Растения — дети Солнца-1ч.
Свет в жизни растений. Различияв условиях освещенности разных сред обитаниярастений. Влияние света на рост и развитиерастений. Приспособленность растенийк условиямнедостаточногоколичества солнечного света. Листовая мозаика. Фотопериодизм. Растения — биологические часы. Каквыбратьправильное место для выращивания растений. Наблюдение и уход закомнатными растениями.
На свету и в тени -1ч.
Экологические группы растений по отношению к свету; их особенности. Растения светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые. Экологическиеособенности растений лесов и открытых пространств суши. Видео-экскурсия в ботанический сад. Хозяйственная деятельность человека в леснойзоне и степи, ее последствия.
Этажи леса -1ч.
Лес как сообщество. Ярусность врастительных сообществах. Наблюдение за ярусностью растительных сообществ на примере пришкольного участка, участка леса. Смена лиственных и хвойных лесов. Роль леса всохранении чистоты воздуха. Сокращение площадилесов на планете.Леса родного края. Меры по сохранению лесов.
Как растения добывают воду? -1ч.
Вода в жизни растений. Как растенияполучают воду? Приспособленность растений к условиям недостатка воды, сезонным изменениям увлажненности территории. Работас гербарием: экологическиеособенности растений засушливых мест обитания (степей или пустынь по выбору учителя) в сравнении срастениямиродного края. Значение воды какэкологического фактора в распространении растений. Наблюдение и уход закомнатными растениями.
Где вода — там и верба-1ч.
Экологические группы растений по отношению к водномурежиму и их особенности. Растениявлаголюбивые и засухоустойчивые. Совместное воздействие влажностии температуры на развитиерастительного покрова. Как помочь растениям пережить недостаток влаги? Наблюдение и уход за комнатнымирастениями. Правила полива растений. Что такоеКрасная книга? Растения России занесенные в Краснуюкнигу.
В царстве водяного -1ч.
Растительныесообщества увлажненных территорий. Знакомство с растениями водоемов (рек, озер, болот — по выбору учителя), втом числе на примере своего родного края. Приспособленность растений к условиям избытка воды. Экологическиеособенности растений болот и водоемов. Роль водоемов и болот в формировании микроклимата территории. Последствия осушенияболот. Наблюдение за водными растениями. Растения рек, озер, болот родного края.
Нужен ли растениям воздух?-1ч.
Воздух в жизни растений. Опыление растений ираспространение семян с помощью ветра. Дыханиерастений. Ограничения в количестве растений, выращиваемых в жилом помещении. Определение загрязнения воздуха по растительному покрову.Наблюдение и уход за комнатными растениями. Растения луга.
Без добройземлицы урожай не родится.
Почва в жизнирастений-1ч.
Почва, ее состав и основноесвойство — плодородие. Определение свойств почвы по растительному покрову. Значение почвы вжизни растений. Роль растений в формированииплодородного слоя почвы. Правила обработки почвы. Наблюдение и уход закомнатными растениями. Почвенный покров ипочвы Смоленского края.
Дружат ли растения друг с другом?-1ч.
Растительное сообщество. Взаимное влияние растений внутрирастительного сообщества. Взаимоотношения растений,приносящие обоюдную выгоду,одностороннюю выгоду. Сорные и паразитические растения. Правиларазмещения и ухода за комнатными растениями,растениями пришкольного участка.Растения леса.
Животные и растения рядом-1ч.
Природное сообщество. Роль насекомых,птиц и млекопитающих в жизни растений (поедание растений, опыление, распространение семян, защита от вредителей). Приспособленность растений к воздействию биотических факторов. Наблюдение завзаимоотношениями растений и животных,работа с гербарием. Разнообразный мир животных Смоленщины (звери, птицы, насекомые).Взаимосвязь животного и растительного мира.
Раздел 3. Растения и человек(3 ч)
Растения в нашейжизни-1ч.
Роль растений вжизни человека. Растения природных и культурных ландшафтов. Красота растительного мира в разные фенологические периоды.Профессии людей, связанныес выращиванием и уходом за растениями. Наблюдение и уход закомнатными растениями, растениямипришкольного участка. Нуждающиеся в охране растения родного края: зверобой пятнистый, кувшинка чисто-белая, пионмарьин корень и другие.
Как человекизменяет растительный покров Земли-1ч.
Влияние хозяйственной деятельности человека на растения(уничтожение и перемещение видов,сокращение численности растений и ареалов, изменение экологических особенностей местообитаний, растительные сообщества,созданные человеком). Деятельность человека повосстановлению растительного покрова.Изменения растительного мира своей местности. Заповедники России.
«Береги дом, в которомживёшь» -1ч.
Экологическая акция с выходомна улицы города.
3.Тематический план учебного предмета, курса, курсавнеурочной деятельности
Растение — живой организм |
4 ч |
Условия среды обитания растений |
24 ч |
Растения и человек |
5 ч |
Количество часов: всего 33 ч., в неделю 1 ч.
Литература Экология, Ритмы природы, Учебное пособие для 2класса, Рудский В.Г., 2015 г
название, автор, издательство,год издания
№ п/п |
тема |
Планируемая |
Фактическая |
Раздел 1. Растение — живой организм (4 часа) |
|
||
1 |
Корень, стебель и листок, а на стебельке — цветок |
06.09 |
|
2 |
Есть ли у растений дом? |
13.09 |
|
Раздел 2. Условия среды обитания растений (24 часа) |
|
||
3 |
Тепло — холодно. |
20.09 |
|
4 |
В жару и стужу лютую. |
27.09 |
|
5 |
Растения — дети Солнца.
|
04.10 |
|
6-7-8 |
На свету и в тени. |
11.10 18.10 25.10 |
|
9-10-11 |
Этажи леса. |
08.11 15.11 22.11 |
|
12-13-14-15 |
Как растения добывают воду? |
29.11 06.12 13.12 20.12 |
|
16-17-18 |
Где вода — там и верба. |
27.12 17.01 24.01 |
|
19-20 |
В царстве водяного. |
31.01 07.02 14.02 |
|
21-22 |
Нужен ли растениям воздух? |
21.02 28.02
|
|
23-24 |
Почва в жизни растений. |
07.03 14.03 |
|
25-26 |
Дружат ли растения друг с другом? |
21.03 04.04 |
|
27-28 |
Животные и растения рядом. |
11.04 18.04 |
|
Раздел 3. Растения и человек. (5 часа) |
|||
29-30 |
Растения в нашей жизни. |
25.04 02.05 |
|
31-32 |
Как человек изменяет растительный покров Земли. |
16.05 23.05 |
|
34 |
«Береги дом, в котором живёшь». |
30.05 |
|
Итого: 34 ч. |
