Конспект урока литературногочтения во 2 классе по УМК «Школа России»
Учебный предмет: литературноечтение
Класс: 2
Автор УМК (программы учебногокурса): Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.Литературное чтение 2 класс 1 часть (Школа России). М.,2012.
Тема урока: русскаянародная сказка «Лиса и тетерев»
Тип урока: изучениенового материала.
Оборудование: интерактивнаядоска, ноутбук для учителя, презентация.
Цели и задачи:
1. Создать эмоциональный настрой длярасширения знаний о русских народных сказках.
2. Формировать умение оценивать персонажейпо их поступкам и особенностям речи.
3. Формировать умение определять идеюпроизведения, отношение к литературным персонажам.
4. Способствовать развитию связной речидетей, их мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать полученныезнания.
5. Способствовать совершенствованиютехники чтения, навыков пересказа, ролевого чтения, умением слушать друг друга.
Планируемые результаты:
Предметные:
— усовершенствовать умение зрительноконкретизировать образы персонажей;
-умение определять тему, проблематику иидею произведения;
-умение соотносить начало и финалпроизведения, и его название с его идеей;
-давать речевую характеристику персонажей;
-умение подтверждать свои высказывания цитатамииз текста.
Личностные:
-усовершенствовать умение проводитьсамооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные УУД
-ориентироваться в своей системе знаний;
-осуществлять анализ объектов;
Регулятивные УУД
— планировать своё действие в соответствиис поставленной задачей.
-усовершенствовать умение определять иформулировать цель на уроке с помощью учителя;
Коммуникативные УУД
-уметь слушать и понимать речь других;
-оформлять свои мысли в устной форме.
Межпредметные связи: русский язык,изобразительное искусство.
Ход урока
I. Мотивационно-целевой этап.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
— Мы продолжаем с вами знакомиться срусскими народными сказками.
(Слайд 2)
— Для чего нам нужны сказки? (Со сказкамисвязаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости).
— Чем отличается народная сказка отавторской? (Самым главным отличием является авторство: Народные сказкисложил и передал народ; Авторские сказки имеют единственного автора, имеющегозаконные права на эти работы.)
(Слайд 3)
— Размышляя над загадками русской сказки,один из ее исследователей писатель и общественный деятель князь ЕвгенийНиколаевич Трубецкой писал: «Сказка заключает в себе что-то для всех народов идля всех времен важное и нужное, а потому незабываемое».
— Как Вы понимаете эти слова? (Всегда врусских сказках добро побеждало зло. Сказка учит нас мудрости, доброте,уму-разуму).
— Да. Всех нас – и взрослых и маленьких. Ирусские пословицы помогают нам яснее понять намеки народной мудрости, скрытые всказке, по-новому взглянуть на нее.
(Слайд 4)
— Отгадаете загадки и узнаете, кто главныйгерой на уроке сегодня.
Рыжая плутовка
Обманывает ловко.
Её боится мышка
И зайка – шалунишка.
Хоть сама в лесу живёт,
Из деревни кур крадёт. (Лиса)
Чёрно-белая окраска,
Над глазами брови красны,
Петухами заливаются,
«Булькают», играются! (Тетерев)
— Какие сказки о лисе вы знаете? (Ответыучащихся).
(Слайд 5)
— Есть такая пословица у русскогонарода: «Лисица семерых волков проведёт».
— Как вы понимаете эту пословицу?Объясните. (Лиса придумывает разные хитрости, чтобы обмануть других).
— Какие сказки вы можете назвать, вкоторых лиса кого-то обманула? (Ответы детей)
— Какая в них лиса? (Ответы детей)
Сегодня познакомимся с русской народнойсказкой, в которой лиса — главный герой.
(Слайд 6)
— А сказка называется … (Лиса итетерев)
— Как вы думаете, о чем будет эта сказка?(Ответы детей)
II. Ориентировочный этап.
(Слайд 7)
— Давайте познакомимся с планом на урок.
1. Познакомиться со сказкой «Лиса итетерев»
2. Учиться анализировать текст
3. Учиться находить главную мысль
4. Учиться работать с текстом
5. Учиться читать текст по ролям
III. Поисково-исследовательскийэтап.
(Слайд 8)
— Давайте познакомимся со сказкой, и выпосмотрите, верны ли ваши предположения по поводу содержания и поделитесьсвоими мыслями и чувствами (чтение: учитель-ученик-учитель).
(Слайд 9)
— Понравилась ли вам сказка?
— Какое настроение вызывает эта сказка?
— О чем вы думали, когда читали сказку?
— Поделитесь своими впечатлениями.
— Кто из героев вам понравился больше?Объясните.
(Слайд 10)
Физкультминутка.
(Слайд 11)
— Прочитаем сказку по цепочке.
(Слайд 12)
— Объясните значение слов: указ,навострить уши, проведать, нынче, кабы.
IV. Практический этап.
(Слайд 13)
— Найдите этот эпизод в тексте.
— Найдите, как лиса называет тетерева.
— Найдите в тексте, как просила лиса,чтобы тетерев спустился на землю.
— Из каких слов понятно, что лиса хотелаобмануть тетерева?
— Прочитайте, как тетерев избавился отлисы.
— Охарактеризуйте лису и тетерева.
(Слайд 14)
— Ребята, прочитайте пословицы. Какиепословицы подходят к сказке?
Семь раз отмерь – один отрежь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Яркие звёзды к холоду.
Чего себе не хочется, того и другому не делай.
Язык мягок – что хочет, то и лопочет.
Правда, как ни прячь, наружу выйдет.
Делу время, потехе час.
Не рой другому яму – сам в неё попадешь.
— Давайте прослушаем аудиоматериалвыразительного чтения сказки «Лиса и тетерев».
(Слайд 15)
— Давайте прочитаем сказку по ролям. (лиса- …, тетерев — …, автор — …)
V. Рефлексивно-оценочный этап.
Тест в презентации.
— Чему учит сказка? Поняли ли вы мысльсказки? (Действительно, через сказку мы учимся строить свои отношения позаконам правды, а не лжи)
Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение сказки(базовый уровень).