Введение
Городской костюм средневековой Руси в исторической науке до сих пор изучен недостаточно подробно. Тому есть ряд причин.
Сельский костюм просуществовал, практически не изменяясь, с Древней Руси до двадцатого века. Накоплен богатый этнографический материал, позволяющий составить целостное представление о традиционном народном русском костюме. Городской же костюм, начиная с периода становления городов, стремился обособиться от сельского, подчеркнуть свою исключительность. Так, к примеру, уже в XIII в. в городах женщины не носили поневы, этот вид поясной одежды стал определяющим признаком селянки. В городах возникает свой стиль, хотя и медленно, но все же изменяющийся с течением времени. К сожалению, после реформы Петра I национальный русский городской костюм исчезает. Периодически о нем вспоминают русские цари в XVIII – XIX вв., однако европейская мода непременно побеждает, да и придворные «русские» наряды становятся всего лишь стилизацией средневекового костюма.
До наших дней дошло очень мало образцов средневековой одежды, большинство из них XVI –XVII вв. Лишь немногие реликвии относятся к XIV – XV вв. (в основном это предметы одежды священнослужителей – митрополита Алексия, Сергия Радонежского, преподобного Кирилла Белозерского).
Археологические находки, на первый взгляд богаче: украшения, обрывки золототканых лент, вышитые опястья, воротнички… Однако составить из таких обрывков целостную картину костюма определенного периода практически невозможно, а целые, неиспорченные одежды археологи не находят, так как ткань, нитки, кожа быстро разлагаются в почве. К тому же одежду в Древней Руси занашивали, что называется «до дыр», ветхость одежды ускоряла ее разложение.
Лучше сохраняются синхронные изобразительные источники. Однако множество древнерусских икон и гравюр были написаны под влиянием византийских канонов. По большей части работа художников в Древней Руси сводилась к копированию своих предшественников. Из, на наш взгляд, наиболее интересных, реалистичных школ живописи можно назвать новгородскую иконопись. Видимо, сказалось влияние запада. На новгородских иконах просматриваются первые попытки изобразить реальных людей, добиться их портретного сходства. Например, необыкновенные иконы «Молящиеся новгородцы» (1467 г.) и «Битва новгородцев с суздальцами» (60-е гг. XV в.) – бесценный источник по городскому костюму Новгорода. Московские, тверские, псковские иконы более подвержены канонам, но также сообщают интересные данные о манере одеваться в этих городах.
К числу источников по истории городского костюма можно отнести и некоторые синхронные письменные источники (жития святых, древнерусские повести, описи имущества в закладных, письма, завещания и т.п.). Основная сложность при работе с этими источниками в том, что язык и жизненный уклад с течением времени существенно изменяются. Значения многих терминов либо утрачены, либо значительно изменились. Сопоставить название одежды в письменном источнике с ее внешним видом на гравюре или иконе очень сложно, а порой и невозможно.
Существует еще один ценнейший источник по историческому костюму – воспоминания иностранцев, посетивших Русь в XV-XVI вв[1]. В своих рассказах о быте и нравах русских, иностранцы не только называли элементы одежды горожан, но и подробно их описывали. Однако и этим источником следует пользоваться с оглядкой. Зарубежная мода данного периода в корне отличалась от русской. Своеобразная элегантность фасонов, направленная на подчеркивание фигуры, как в мужском, так и в женском костюме, сдержанные тона, немногочисленные украшения – вот к чему привыкли иностранные гости у себя на родине. Русские «многослойные» роскошные одежды, полностью скрывающие женскую фигуру и частично мужскую, приводили их в недоумение. Резкие цветовые контрасты (любили на Руси цветное – праздничное платье) и обилие украшений, особенно на женщинах, просто шокировали. Разумеется, повседневное, домашнее платье русских было гораздо скромнее и удобнее, но «на выход», при встрече гостей надевали самое лучшее, резонно полагая, что ради такого случая следует надеть все богатые одежды и украшения, до поры хранящиеся в сундуках.
«По одежке встречают» — эта заповедь у нас, русских, в крови, любим «пускать пыль в глаза», особенно иностранцам. Недаром хозяйка, встречая дорогих гостей, порой несколько раз за время их визита переменяла платье, стремясь продемонстрировать весь свой парадный гардероб. Строгие русские православные каноны запрещали женщине демонстрировать фигуру, отсюда мода на медленную, плавную походку. «Лебедушкой плывет», говорили о русской женщине. А попробуй ходить иначе, когда на тебе порой до пяти одежд надето, да еще расшитых жемчугом и каменьями?! Это обилие жемчуга (и речного и более ценного, привозного) и самоцветов вызывало, видимо немалую зависть иностранцев. И от того принимались они хулить нравы и обычаи русских, их безвкусицу в одежде. Кроме того, иностранцы из-за плохого знания русского языка могли ошибиться, называя какую-либо одежду или описывая манеру ее носить.
Все эти трудности приводят к тому, что серьезных, подробных исследований по истории средневекового русского городского костюма очень мало. Можно назвать лишь несколько исследователей, написавших значительные работы по данной теме – это Рабинович М.Г., Арциховский А.В., Сабурова М.А., Пушкарева Н.Л.[2] Однако, и в работах этих исследователей традиционно бытует деление на костюм домонгольского периода Древней Руси и костюм допетровского периода. Действительно, русский костюм значительно изменился после татаро-монгольского нашествия, впитав в себя и преобразовав татарскую моду. Но и костюм XII-XIII вв. во многом отличается от костюма IX-XI вв. Так же не следует объединять в один период XIV-XVII века, как будто такого понятия, как мода в допетровской Руси не существовало.
Рабинович М.Г. в своем исследовании о древней Москве[3] сделал замечательную попытку в комплексе рассмотреть жизнь русских горожан в средние века. Но в его исследовании подробно рассматривается лишь городской костюм XVI-XVIII вв., описанию же костюма XIV-XV вв. отводится очень мало места. Этот период как бы выпадает из большинства исследований по данной теме. А ведь это было время становления русского национального костюма, который в XVI в. приобрел свою завершенность.
Каким же был комплекс городской одежды XV в.? В данном исследовании предпринята попытка, на основе всех доступных источников воссоздать костюм новгородского купца и его жены, живших в XV в. Сразу оговоримся, что данный комплекс – один из множества вариантов одежды состоятельного человека того времени. Для реконструкции были подобраны те элементы костюма, которые встречаются наиболее часто – в письменных, изобразительных и археологических источниках, не только Новгорода, но и Москвы, как его постоянного торгового партнера. Не рассматривается в данной работе зимняя одежда, — это тема будущего отдельного исследования.
Данная работа может быть использована учителями при подготовке к урокам истории и Мировой художественной культуры. Кроме того, работа может быть интересна и полезна для клубов исторической реконструкции, которые занимаются изучением и моделированием быта и культуры Руси XIV-XV вв.