Тема: «Разделительныймягкий знак»
Класс: 2
Цель: Создание условий для ознакомления с разделительным (ь)мягким знаком, формирование умений употребления в словах разделительного мягкогознак.
Задачи:
1. Формироватьу обучающихся навыки правописания слов с разделительным мягким знаком.
2. Развивать умение находить слова с разделительным мягким знаком
3. Воспитывать интереск русскому языку.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Оборудование: УМК «Школа России», учебник «Русский язык» 2класс, 2 часть. авторы-составители В.П. Канакина и В.Г. Горецкий, ИКТ,презентация.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Учитьотличать разделительный ь и ь – показатель мягкости.
Метапредметные УУД:
Личностные:
1. Мотивироватьсебя на учебную деятельность;
Регулятивные:
1. Развиватьумение высказывать свое предположение;
Познавательные:
1. На основеанализа объектов делать выводы;
Коммуникативные:
1. Развиватьумение слушать и понимать других.
Этап |
Деятельность учителя |
УУД |
I. Мотивационный этап(2 мин) |
-Здравствуйте, ребята, меня зовут Татьяна Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Работа с пословицей — Прочитаем пословицу вместе (3,4…) «Кто много читает, тот много знает» — Как вы понимаете смысл этой пословицы? — Данная пословица означает: чем больше мы читаем, тем больше узнаем. Человек, который читает постоянно получает новую информацию, поэтому много чего знает и может ответить на много вопросов. Мотивация: -Сегодня у нас будет необычный урок, сегодня мы с вами отправимся в лабораторию русского языка, работать вы будете в роли исследователей этой лаборатории. -У вас на столах лежит карточка успешного исследователя лаборатории, где вы должны будете отмечать плюсом свои успехи на протяжении всего урока. |
Л1, К1, Р1 |
II. Актуализация знаний(5 мин) |
Повторение ранее пройденного: — А сейчас отгадайте загадки: Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его — всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи, На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдёт, Мы встречаем Новый год! (декабрь) Мчусь, как пуля, я вперёд, Лишь поскрипывает лёд, Да мелькают огоньки! Кто несёт меня? (коньки) Ветер дует-дует — Никак не сорвёт! Солнышко пригреет — Само спадёт. (пальто) Завывает за окошком, Ледяною сыпет крошкой. Снегом мягкую постель Стелет по полям … (метель) -Отлично, молодцы. Прогнозирование: -Что общего во всех этих словах? (во всех словах есть мягкий знак). — Какую работу выполняет мягкий знак в этих словах? (смягчает) — На какие группы вы бы разделили эти слова? (ь в середине и в конце слова) — Каким словом можно заменить слово метель? (вьюга) — Какую работу может выполнять мягкий знак в этом слове? — Чем отличается мягкий знак – показатель мягкости от разделительного мягкого знака? (мы не знакомы с такой работой ь) — У нас возникло затруднение? — Сформулируйте тему сегодняшнего урока. — Правильно, тема нашего урока «разделительный мягкий знак» Какую цель поставим перед собой? -Верно, целью нашего урока будет узнать, что такое разделительный мягкий знак и когда он пишется. -Отталкиваясь от цели по какому плану будем сегодня работать? -А я вам предлагаю вот такой план, только пункты в нем перепутаны. — ,,,,,,, Выйди пожалуйста к доске и расставь пункты в правильном порядке. — При работе с интерактивной доской не забывайте про технику безопасности: 1 – Не смотрите на яркий свет проектора. 2 – Не касайтесь мокрыми руками оборудования. 3 – Пользуйтесь тыльной стороной стилуса. План. 1.Узнать когда в словах пишется разделительный мягкий знак. 2. Научиться писать слова с разделительным мягким знаком. 3. Закрепить навыки письма с разделительного мягкого знака. -Оцените свою работу в карточке исследователя лаборатории. |
Л1, Р1, К1, П1 |
III. Открытие новых знаний(7 мин) |
Работа по первому пункту плана. Узнать , когда в словах пишется разделительный мягкий знак. -Работникам лаборатории предстоит сделать первое открытие. — Сейчас вы будете работать в парах. — У вас на столах карточки со словами. Ружьё, звенья, крыльцо, платье, Дарья, перья, редька, варенье, вьюнок, воробьи. — Распределите слова на группы. Запишите группы в столбик. Представленная информация была полезной? ДА 58.66% НЕТ 41.34% Проголосовало: 1016 2) Проверка по эталону.(на доске) — Подчеркните буквы, которые стоят перед мягким знаком. — Что заметили? (все эти буквы согласные) — Подчеркните буквы, стоящие после мягкого знака. — Что заметили? (В первой группе после ь согласные, а во второй — гласные) — Чем отличается мягкий знак – показатель мягкости от разделительного ь? — Какие гласные могут жить рядом с разделительным ь?(Е,Ё,Ю,Я,И) — Какую особенность вы заметили? (е, ё, ю, я – хитрые, обозначают два звука) — Верно, разделительный мягкий знак пишется в корне слова после букв, обозначающие согласные звуки, перед буквами е,ё,ю,я,и. В Этом случае буквы е,ё,ю,я,и, обозначают два звука – согласный звук [ й] и последующий гласный звук. Семья – семь [й а ],колье [й э ] Игровой момент: -Сейчас мы с вами поиграем в игру «Хлопни, если..» -Если я вам назову слово в котором есть разделительный мягкий знак, вы хлопаете, а если не услышите то ничего не делайте. Крылья, ружье, ночь, пень, жильё, день. — Хорошо. Элемент научности — А в знали, что слово день — это промежуток времени от восхода до заката Солнца. Также слово «день» может использоваться как синоним слова «сутки». -Отлично, молодцы! Если мы узнали, когда в словах пишется разделительный мягкий знак, покажите солнышко. -Оцените свою работу в карточке исследователя лаборатории. Работа по второму пункту плана: -Вспомните, какая вторая задача стоит перед работниками лаборатории? -Верно, мы должны научиться писать слова с разделительным мягким знаком. -Сейчас вы будете работать в группах. ____________ вы будете работать у интерактивной доски. — 1 группа С помощью разделительного мягкого знака образуйте новые слова семя + ь = перо + ь = полёт + ь = солю + ь = 2 группа: 2 группа — Вам другое задание. Выполняя его, примените свои знания об окружающем мире. Замените словосочетания на каждой строке 1-м словом с разделительным Ь. Мама, папа, дети – семья Ягоды, сваренные в сахаре – варенье Дом, жилище – жильё Домики для пчёл – ульи В какое время года улетают птицы в теплые края? –осенью На выполнение задания у вас 1 минута. -Поменяйтесь оборудованием и проведите взаимопроверку, если ваши одноклассники верно выполнили задание, покажите солнышко. Хорошо, садитесь. -Если мы выполнили второй пункт плана, покажите класс, отлично! -Оцените свою работу в карточке исследователя. Работа по третьему пункту плана: — Посмотрите на доску. Перед вами картинки. Ваша задача написать названия этих предметов и подчеркнуть разделительный мягкий знак. Пальто, воробьи, колосья. — Объясните, почему в данных словах надо писать разделительный мягкий знак. |
Пр1, П1, К1, Р1 |
IV. Закрепление(3 мин) |
Самостоятельная работа: А сейчас выполните разноуровневую самостоятельную работу, выберите карточку, задания которой вы сможете выполнить. Зеленая карточка: Запиши слова в два столбика. В первый столбик с мягким знаком для обозначения мягкости согласного, а в другой — с разделительным мягким знаком. Раздели вертикальной чертой слова для переноса.
С Ь, обозначающим мягкость С разделительным Ь
Соловьи, льдина, гостья, птичьи, больница, друзья, пальто, перья, здоровье, шалунья, жильцы, большой.
Красная карточка: Вставь, где нужно, разделительный мягкий знак.
Ноч_ю, ул_и, ш_ёт, л_ёт, птич_я, вороб_и, л_ют, медвеж_я, дерев_я, сем_я, лист_я, друз_я, солов_и, пер_я, заяч_и.
— У вас на выполнение 1,5 минуты. -А теперь проведите самопроверку под документ камерой. Творческая работа:
-Составьте предложения по картинке, используя слова с разделительным мягким знаком. ( У девочки красивое платье. В саду большие деревья. Птица летит расправив крылья…) -Молодцы, мне очень понравились ваши предложения! -Оцените свою работу в карточке исследователя лаборатории. |
Пр1, П1, Л1, Р1 |
V. Итог урока. Рефлексия(2 мин) |
-Итак, с какой темой мы с вами сегодня познакомились? (разделительный мягкий знак). -Скажите, когда пишется разделительный мягкий знак? -Молодцы, разделительный мягкий знак пишется в корне слова после букв, обозначающие согласные звуки, перед буквами е,ё,ю,я,и. В Этом случае буквы е,ё,ю,я,и, обозначают два звука – согласный звук [ й] и последующий гласный звук. -Вернемся к цели и плану нашего урока , мы достигли цели урока и выполнили все пункты плана покажите класс. -Прочтите пословицу на слайде: Работа с пословицей. — Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает. -Подумайте и скажите как вы ее понимаете. Вывод Эта пословица говорит нам о том, что человек, который много говорит, пусть даже получается у него это складно, не всегда на самом деле является умным. Ведь знания проявляются не столько словами, сколько делами и поступками. -А теперь посмотрите в дневник исследователя лаборатории, если вы смогли отметить все 5 ступеней, то за урок вы получаете оценку 5. Если вы отметили 4 ступени, то за урок вы получаете оценку 4. -Если вы смогли отметить только 3 ступени, то за урок вы получаете оценку 3. — Покажите свои оценки. Молодцы, я согласна с вашими оценками. — Спасибо за работу на уроке.
|
Л1, К1 |
|
|
|
|
|
|