Развитие рыночных отношений в аграрной сфере предполагает формирование и рынка труда, являющегося, наряду с рынками средств производства, товаров и земли, важной составной частью рыночной экономики.
Рынок труда — это общественно-экономическая форма движения рабочей силы, занятой в аграрной сфере. Рынок труда представляет собой систему отношений по поводу обмена рабочей силы (индивидуальных способностей к труду) на фонд жизненных благ, необходимых для ее воспроизводства, по законам товарного производства и обращения.
Как и любой товарный рынок, он основан на спросе и предложении. Спрос в данном случае выступает в форме вакантных рабочих мест и имеющихся работ, а предложение — в виде наличия незанятой рабочей силы и людей, желающих изменить место работы. Спрос и предложение выравниваются в ходе конкурентной борьбы между работниками за занятие того или иного рабочего
места (или за выполнение работы) и между работодателями — за привлечение рабочей силы необходимого качества.
|
|
Рынок труда является весьма специфическим рынком, для которого характерны следующие особенности. Во-первых, если рабочая сила в процессе труда создает стоимость, то все рабочие виды ресурсов лишь переносят свою стоимость на новую продукцию самим трудом. Во-вторых, предложение рабочей силы определяется
демографическими факторами — уровнем рождаемости, темпами роста численности трудоспособного населения, его половозрастной структурой. В-третьих, серьезное влияние на динамику рабочей силы оказывает иммиграция. В-четвертых, потребность в рабочей силе зависит от темпов развития научно-технического процесса. Все эти особенности необходимо учитывать при формировании и развитии рынка труда в аграрной сфере.
В процессе становления рынка аграрного труда обостряются проблемы занятости и возникают новые, обусловленные проводимыми преобразованиями в сельском хозяйстве. Сокращается естественный прирост населения в сельской местности в результате снижения рождаемости и повышения смертности, расширяется скрытая безработица, сокращается количество высококвалифицированных работников и специалистов сельского хозяйства, уменьшается численность населения в трудоспособном возрасте, увеличивается средний возраст работников аграрного сектора. Вместе с тем существенно сократилась миграция населения из села в город. Произошло это не из-за улучшения ситуации в деревне, а из-за падения спроса на рабочую силу в городах.
Опыт развитых стран показывает, что рынок аграрного труда способен значительно улучшить использование трудовых ресурсов села, резко сократить потребность в них в сельском хозяйстве. В то же время рыночные отношения ведут к целому ряду негативных социальных последствий, наиболее болезненными из которых является безработица.
|
|
На Западе нормальным основанием роста масштабов безработицы является исчерпание товарного рынка, когда дальнейшее расширение занятости привело бы к перепроизводству продовольственных товаров, а значит, и к снижению эффективности отрасли. В сельском хозяйстве России пока нет фактора перенасыщения и, следовательно, могут создаваться новые рабочие места для высвобождения из сельского хозяйства работников . препятствием является отсутствие инвестиций. Следовательно, в ближайшие годы рынок аграрного труда будет в значительной мере разбалансированным, то есть одновременно будут иметь место проблемы как дефицита кадров, так и безработицы.
На формирование рынка аграрного труда большое влияние оказывает сезонность производства в сельском хозяйстве. На сельскохозяйственных предприятиях резко возрастает потребность в рабочей силе в весенне-летний период. Особенно высока такая
потребность у хозяйств, занимающихся возделыванием сельскохозяйственных культур с низким уровнем механизации работ — овощных, плодовых, ягодных и др. Например, на уборку семечковых плодов крупные садоводческие хозяйства привлекают до 2 тыс. сезонных и временных рабочих, что в 3—4 раза превышает численность их постоянных работников. На сельскохозяйственных работах в этот период используется много работников промышленных предприятий, находящихся в отпусках без сохранения заработной платы, что способствует сокращению безработицы. Но в осенне-зимний период многие постоянные работники сельскохозяйственных предприятий, особенно растениеводческих, работой не обеспечены. Это важный фактор роста скрытой безработицы на селе.
Следует отметить, что в сельской местности наблюдаются более высокие, чем в городах, темпы роста числа высвобождаемых работников. Обострение безработицы в сельском хозяйстве — следствие продолжающегося спада производства. Другим ее источником является наличие незанятого населения (домохозяйки и др.). В сельской местности на их долю приходится 12 % трудоспособного населения. Именно эти незанятые начинают пополнять ряды безработных. Численность зарегистрированных безработных в сельской местности составила около 520 тыс. чел., или 27 % от общего их количества.
Безработица в сельской местности искусственно сдерживается руководителями сельскохозяйственных предприятий, которые, несмотря на спад производства, стараются удержать имеющиеся кадры путем сокращения вакансий, назначения минимальных должностных окладов работающим, принудительного отправления работников в длительные отпуска без сохранения заработной платы, то есть имеет место скрытая безработица. Пополняют ряды безработных и обанкротившиеся фермеры, которые в условиях проводимой налоговой, ценовой, кредитной политики нередко разоряются. Масштабы безработицы увеличиваются за счет беженцев и переселенцев.
Стабилизации рынка труда в аграрной сфере будет способствовать создание дополнительных рабочих мест за счет развития различных видов индивидуальной трудовой деятельности, мелкого бизнеса, организации новых форм хозяйствования. Для этого необходимы поддерживающие меры со стороны государства.
Следует отметить, что условия формирования рынка труда остаются сложными. Анализ демографического состава безработных показывает, что 2/3 их составляют женщины, более 67 % — молодежь в возрасте 16—19 лет. Преобладание в составе сельских безработных женщин связано прежде всего с сокращением объемов производства животноводческой продукции, уменьшением численности специалистов и служащих на сельскохозяйственных предприятиях, а также с разрушением социально-культурной сферы села.
|
|
Службы (центры) занятости не обладают достаточным потенциалом для решения столь сложных задач. На них к тому же возложена задача переподготовки кадров с учетом конъюнктуры рынка труда.
В процессе развития рыночных отношений произойдут определенные сдвиги в структуре занятости сельского населения, в качественном составе, в соотношении управленцев, специалистов и рабочих кадров. В связи с этим перед сельскими службами занятости, администрациями районов стоит важная задача — обеспечить переход от одной структуры занятости к другой.
Государственная политика на рынке труда должна включать меры по поддержке трудоспособного сельского населения, потерявшего работу, но желающего эффективно трудиться и активно ищущего новые виды деятельности. Основными направлениями государственного регулирования в этой сфере являются: стимулирование роста занятости и увеличение числа рабочих мест в государственном секторе . подготовка и переподготовка рабочей силы . содействие найму работников . выделение средств на пособия по безработице.
