Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
С. в. Рахманинов КОНЦЕРТ №2
ДЛЯ Фортепиано С ОРКЕСТРОМор. 18
(ДО-МИНОР) -
2 слайд
-
3 слайд
«Рахманинов был создан из стали и золота:
Сталь в его руках, золото — в сердце.
Не могу без слёз думать о нём.
Я не только преклонялся перед великим артистом,
Но любил в нём человека».
Иосиф ГОФМАН, пианист
ЛОС-АНДЖЕЛЕС, 16 МАЯ 1945 г.
-
4 слайд
Композитором написано 4 концерта для фортепиано с оркестром.
Жанр концерта можно считать центральным в творчестве
с. в. Рахманинова. -
5 слайд
КОНЦЕРТ №2 ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ – ШЕДЕВР МИРОВОЙ ФОРТЕПИАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 СТОЛЕТИЯ.
-
6 слайд
ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕРТА:
— МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ
— БЛИСТАТЕЛЬНАЯ ПИАНИСТИЧНОСТЬ
-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ Насыщенность
-большая роль вступительных разделов (ВСТУПЛЕНИЯ МЫ НАХОДИМ КО ВСЕМ ЧАСТЯМ, КО ВТОРОЙ ЧАСТИ ВСТУПЛЕНИЕ –СЛОЖНОЕ, СОСТАВНОЕ— МЕЛОДИЧЕСКОЕ БОГАТСТВО
— ТРАКТОВКА ФОРТЕПИАНО И ОРКЕСТРА КАК РАВНОПРАВНЫХ ПАРТНЕРОВ -
7 слайд
ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕРТА:
— ВНУТРЕННЕЕ ЕДИНСТВО ЧАСТЕЙ
— ОБРАЗНЫЕ И ИНТОНАЦИОННЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ
— ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ РОЛИ КАДЕНЦИИ СОЛИСТА (каденция у КОМПОЗИТОРА — не способ показать техническое мастерство солиста, а симфонизированная, в ней — развитие музыки)
-новая трактовка жанра концерта как симфонии для фортепиано с оркестром (монументальность, виртуозность жанра, значительность, глубина содержания) -
8 слайд
КОНЦЕРТ (от итальянского concerto — «гармония, согласие» и от латинского concertare — «состязаться») — музыкальное произведение, чаще всего для одного или нескольких солирующих инструментов с оркестром. Взаимоотношения солирующего инструмента и оркестра в концерте содержат элементы и «партнерства», и «соперничества». Существуют также концерты для одного инструмента — без оркестра (концерты –соло) , концерты для оркестра — без строго определённых сольных партий, концерты для голоса (или голосов) с оркестром.
-
9 слайд
КАДЕНЦИЯ –
(от итальянского cadenza, от латинского cadere — «падать») — виртуозное исполнительское соло.
Термин каденция часто относится к части концерта, в которой оркестр прекращает играть, оставляя солиста играть одного в свободное время (без строгого, регулярного пульса) и может быть написан или импровизирован, в зависимости от того, что указывает композитор. -
10 слайд
-
11 слайд
Второй концерт для фортепиано с оркестром
был написан
С.В. Рахманиновым в 1900 году и впервые полностью исполнен в Москве композитором 27 октября 1901 года с оркестром под управлением
Александра Ильича Зилотти,
двоюродного брата и учителя композитора.
Концерт посвящен врачу-невропатологу Николаю Далю, который помог композитору преодолеть период депрессии после неудавшейся премьеры Первой симфонии. Второй концерт знаменует зрелый период творчества композитора. -
12 слайд
-
13 слайд
Концерт написан в традиционной форме сонатно-симфонического цикла.
В нём три части.
Вторая и третья части исполняются без перерыва, композитором здесь использован прием «attacca subito»(что означает
«без перерыва начать следующую часть).
Таким образом композитор как бы «цементирует», связывает части между собой. -
14 слайд
I ЧАСТЬ Moderato:
Написана в форме сонатного аллегро с медленным вступлением.
Часть открывается вступлением солиста фортепиано: аккорды в верхнем и среднем регистрах, которым отвечает низкий звук «фа» контроктавы.
Интересно, что вступление у фортепиано основано на последовательности аккордов субдоминантовой функции с гулкими «колокольными» ударами басового звука.
Возникает субдоминантовый предыкт. -
15 слайд
I ЧАСТЬ Moderato:
Субдоминантовая функция, плагальность, как известно, характерна для русской народной музыкальной традиции. Таким образом, здесь прослеживается связь композитора с народной песенностью.
Нарастание динамики от pianissimo к мощному fortissimo, создает эффект постепенного приближения колокола. Завершается это построение повелительно звучащим четырехзвучным мотивом в двойном октавном удвоении, словно вызывающим к жизни скованные силы. -
16 слайд
-
17 слайд
-
18 слайд
I ЧАСТЬ Moderato:
Затем звучит главная партия
(тональность до-минор).
В ней мы слышим элементы маршевости, но они смягчены фортепианными фигурациями и звучанием струнно-смычковых и кларнетов.
Фортепианные фигурации звучат волнообразно, в них ощущается что-то могучее.
Побочная партия в параллельной тональности ми-бемоль мажор наполнена спокойствием.
Светлая, лирическая, мечтательная, кантиленная мелодия широкого дыхания, кажется бесконечной.
Мелодия побочной партии словно истаивает и растворяется в высоком регистре. -
19 слайд
К числу самых ярких образцов рахманиновского мелодического дара принадлежит
тема главной партии первой части.
Н. К. Метнер называл ее «одной из наиболее ярких тем России»: «с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь свой рост подымается Россия». -
20 слайд
-
21 слайд
Музыковед Борис Асафьев, характеризуя напевную лирическую мелодику композитора, писал, что она «всегда стелется, как тропа в полях».
Он говорит о рахманиновских «мелодиях-далях», вспоминает слова И. Е. Репина: «озеро в весеннем разливе, русское половодье». «Но при этом,— замечает исследователь,— воображение добавляло образ могучей, плавно и глубоко ритмично медленно реющей над водной спокойной стихией властной птицы». -
22 слайд
-
23 слайд
-
24 слайд
ВТОРАЯ ЧАСТЬ. АДАЖИО.
ЛИРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР КОНЦЕРТА. -
25 слайд
Медленную среднюю часть Концерта многие музыковеды называют
«жемчужиной русской лирики».
Красота и поэтичность музыки Adagio при большой своей протяженности, основано на одной теме.
Но за кажущейся неподвижностью и статичностью
ощущается движение и внутренняя жизнь.
Созерцательность музыки
временно нарушается отклонением в параллельный минор и особенно подчеркнуто экспрессивным «взлетом» мелодии перед заключением всей части. -
26 слайд
III ЧАСТЬ. ФИНАЛ. АЛЛЕГРО.
Форма сонатного аллегро с кодой -
27 слайд
В финале Концерта контраст мужественно-волевого, действенного начала и мягкого лиризма обостряется при явном преобладании волевого начала.
Четкая и энергичная тема главной партии сохраняет связь с некоторыми тематическими элементами первой части, но эта связь настолько скрыта, что едва улавливается на слух.
В лирической напевной теме побочной партии также есть обороты, сходные с аналогичной по своему месту темой первой части, но черты маршевой ритмики придают ей более подвижный и активный характер.
В заключительном построении коды эта тема звучит победоносно-ликующе в сочных унисонах струнных, сопровождаемых мощными полнозвучными аккордами фортепиано. -
28 слайд
Второй концерт для фортепиано с оркестром принес композитору большой успех, и был по праву признан лучшим русским фортепианным концертом после си-бемоль-минорного концерта для фортепиано с оркестром
Петра Ильича Чайковского.
