Государственноебюджетное стационарное учреждение социального обслуживаниянаселения
«Дербетовскийдетский дом интернат для умственно отсталыхдетей»
Плансамообразования по теме:
«Нейропсихологический подход в работе сдетьми с умственной отсталостью»
на 2022 -2023 учебный год
А.А. Мищенко,
дефектолог
с.Дербетовка
2022год
Индивидуальныйплан самообразования
Тема: «Нейропсихологическийподход в работе с детьми с умственной отсталостью»
Ф.И.О.: МищенкоАнастасия Андреевна
Специальность: «Педагогикаи психология»
Должность:дефектолог
Образование: высшеепедагог – психолог, Ставропольский государственный педагогический институт.
Переподготовка: Специальное(дефектологическое) образование. Институт современного образования, г.Вороженеж.
Стажпедагогической работы: 5 лет
Квалификационнаякатегория: Б/к
Дата начала работынад темой: сентябрь 2022 г.
Предполагаемаядата окончания работы: май 2023 г.
Тема: «Нейропсихологическийподход в работе с детьми с умственной отсталостью»
Пояснительная записка
Актуальность
Эффективностьнейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Онявляется здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подходпредполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти,мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развитияребенка. Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функциивозникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятияхритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки длястановления таких процессов как речь и мышление. Отечественная нейропсихологиябазируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С. Выготским,А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н.Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным.
Цель: Расширитьпрофессиональные знания умения и навыки.
Задачи:
1. совершенствование теоретических знаний
2. овладение новыми формами, методами иприемами обучения и воспитания детей;
3. изучение и внедрение в практику полученногоопыта
Источники самообразования: методическаялитература, интернет ресурсы.
Форма самообразования:индивидуальная — изучение научной литературы, групповая через взаимодействия спедагогами посредствам сети интернет.
Практические выходы:
1. Оформление буклета для воспитателей потеме: «Использование нейропсихологических приемов в работе дефектолога»
2. Подготовка консультации для педагогов ивоспитателей, «Что такое нейропсихология»
3. Подготовка консультации для родственниковвоспитанников «Польза нейропсихологических упражнений для детей с ТМНР»
4. Оформление отчётной документации.
Список литературы
1. Лурия А. Р. «Основы нейропсихологии». Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия»,2003. — 384 с.
2. Хомская Е. Д. Х76 Нейропсихология: 4-еиздание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. — (Серия «Классическийуниверситетский учебник»).
Индивидуальныйплан самообразования
Этапы |
Сроки |
Форма работы |
Практический выход |
Подготовительный |
Сентябрь |
1. Составление плана работы по самообразованию
|
Наличие плана работы по самообразованию |
|
2. Изучение литературы по заданной тематике, сбор материалов для последующей работы по самообразованию. Лурия А. Р. «Основы нейропсихологии» |
Составление тезисов к изученным материалам. |
|
Октябрь |
Прослушивание вебинара по теме самообразования |
Получение сертификата (по возможности) |
|
Основной
|
Ноябрь |
Подготовка консультации для педагогов и воспитателей. |
Тема: «Что такое нейропсихология» |
Декабрь |
Оформление картотек игр и упражнений |
Наличие картотеки игр и упражнений |
|
Январь |
Выступление на МО |
Тема: «Использование приемов нейропсихологии в работе дефектолога» |
|
Февраль |
Прослушивание вебинара по теме самообразования |
Получение сертификата (по возможности) |
|
Март |
Подготовка консультации для родственников воспитанников ДДИ |
Тема:«Польза нейропсихологических упражнений для детей с ТМНР» |
|
Заключительный |
Апрель |
Публикация методических материалов по теме |
Получение сертификата о публикации. |
Май |
1. Творческий отчёт по теме самообразования. Обобщение опыта по теме.
2. Разработка методических рекомендаций для воспитателей. 3. Аналитический отчет о выполнение плана |
1. Выступление на педагогическом совете по теме самообразования. Наличие отчета (презентация.) 2.Наличие методических рекомендаций на информационном стенде для воспитателей. 3.Наличие аналитический отчет о выполнение плана |
Дефектолог _____________________________________Мищенко А.А.
Заведущий ОППП__________________________________Бондарева Н.А.