ГБОУ СО «Серовская школа-интернат»
Самообразованиепедагога
2021-2022уч. год.
Тема:«Сенсорное развитие обучающихся посредством дидактических игр в урочнойдеятельности детей с ТМНР»
Выполнила:
Городова А.Д
Учитель начальных классов
Серов2022
Тема:«Сенсорное развитие обучающихся посредством дидактических игр в урочнойдеятельности детей ТМНР»
Актуальность
Под сенсорным развитием в педагогикепонимается система педагогических воздействий, направленных на формированиеспособов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.
Существует пять сенсорных систем, спомощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Значение сенсорного воспитаниясостоит в том, что оно:
∙ развивает наблюдательность;
∙ готовит к реальной жизни;
∙ позитивно влияет на эстетическиечувства;
∙ является основой для развитиявоображения у детей.
В каждом возрасте перед сенсорнымвоспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорнойкультуры. Так как я работаю с детьми с ТМНР, решила начать работать над темойпо самообразованию «Сенсорное развитие обучающихся посредством дидактическихигр в урочной деятельности детей ТМНР».
Большую роль в обучении детей сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР играетчувственное познание (восприятие), на основе которого становится возможнымобучение элементарной деятельности, формирование навыков невербального идоступного вербального общения.
Многие трудности обучения иповеденческих проявлений детей с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями являются результатомискажения процесса восприятия сенсорной информации.
Состав обучающихся с тяжелыми и (или)множественными нарушениями развития (ТМНР), весьма разнороден. Тяжелая формаинтеллектуальной недостаточности может сочетаться с различной неврологическойсимптоматикой, нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата,соматическими нарушениями. Наряду с недоразвитием всех психических процессов(ограниченный, не соответствующий возрасту ребенка запас знаний и представленийоб окружающем мире, низкая познавательная активность, несформированностьфункций внимания и памяти, недостаточная регуляция поведения), отмечаетсясистемное недоразвитие речи, а иногда и полное ее отсутствие. Можно суверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития являютсядидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактическихигр можно добиться сенсорного развития.
Цель работы:
1. Повышение своего теоретического уровня,профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
2. Формирование представлений о сенсорныхэталонах
3. Обучение способам обследования предметов
4. Развитие аналитического восприятия (выделениеэлементов: цвет, форма, величина).
В своейработе я ставлю и решаю следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме;
2. Создать условия для обогащения инакопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности черезигры с дидактическим материалом.
3. Формировать умения ориентироваться вразличных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).
4. Воспитывать первичные волевые чертыхарактера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умениене отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться кполучению положительного результата и т. д.).
5. Повышать уровень знаний у родителей посенсорному развитию и воспитанию обучающихся.
6. Создать картотеку дидактических игр поразвитию сенсорных эталонов.
Формы работы сдетьми:
— Совместная деятельность учителя с обучающимися;
— Индивидуальная работа с обучающимися;
— Свободная самостоятельная деятельностьобучающихся.
Формы работы сродителями:
— Консультации;
— индивидуальные и групповые беседы;
— оформление наглядной информации (стенды)
— привлечение к обогащению развивающейпредметно-развивающей среды класса.
Предполагаемый результат:
Входе работы обучающиеся приобретут умения:
-овладеют сенсорными эталонами (цвет и оттенки цвета, форма, величина);
-овладеют понятиями о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник,прямоугольник, овал);
-научатся группировать предметы по цвету, форме, величине;
-сформируются творческие способности, любознательность;
-повысится уровень познавательного интереса школьников.
Этапы работы:
Первый этап.
1)Изучение научной и учебно-методической литературы;
2)Изучение опыта педагогов ОУ;
3)Диагностика сенсорного развития детей с ТМНР;
4)Составление плана работы.
Второй этап.
1)Реализация плана работы по сенсорному развитию;
2)Игры обучающихся в совместной деятельности с учителем;
3)Самостоятельные игры обучающихся;
4)Создание картотеки дидактических игр по сенсорному развитию.
Третий этап.
1)Диагностика сенсорного развития детей с ТМНР;
2)Проведение родительского собрания;
3)Публикация материалов опыта работы в педагогическом интернет-сообществе;
4)Выступления на методических объединениях по теме самообразования.
Ожидаемыерезультаты для педагога и родителей воспитанников:
— Повышениепрофессионального уровня и педагогической компетентности педагога в организациидидактических игр направленных на сенсорное развитие детей с ТМНР;
— Повышениекомпетентности родителей обучающихся в вопросе сенсорного развития;
— Картотекадидактических игр по сенсорному развитию обучающихся;