X-PDF

Санитарно-гигиеническое воспитание населения. лекция

Поделиться статьей

2.2.Санитарно-гигиеническое воспитание населения.

1. Основныепринципы гигиенического воспитания населения.

2. Методы,средства, формы гигиенического воспитания.

 

Гигиеническое образование и воспитание— отрасль медицинской науки и здравоохранения, разрабатывающая вопросы теории ипрактики повышения санитарной культуры населения.

В настоящее время проводятся мероприятия по широкомугигиеническому воспитанию, формированию здорового образа жизни, разумногоотношения каждого человека к своему здоровью и окружающей среде с цельюнаучиться сохранять свое здоровье и трудоспособность, сделать жизнь как можноболее продолжительной и полноценной. Поэтому основной задачей медицинскихработников является распространение гигиенических и медицинских знаний срединаселения.

Другая не менее важная задача гигиеническогообразования и воспитания — привлечение широких масс населения к оказаниюактивной помощи органам и учреждениям здравоохранения. Во всехлечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических учреждениях,научно-исследовательских институтах, высших и средних медицинских учебныхзаведениях гигиеническое образование и воспитание является обязательнымразделом с целью привлечения населения к участию в оздоровительной работе.

Известно, что основным направлениемздравоохранения России является профилактическое. Однако для проведенияв жизнь профилактических мероприятий недостаточно деятельности органовздравоохранения и медицинских работников. Медики не смогут справиться с этойзадачей, если им не будут помогать широкие массы населения, обладающиедостаточными знаниями в области медицины, в частности гигиены.

Население должно знать, что является причиной многихзаболеваний, как влияет на организм тот или иной фактор внешней среды, в чемзаключается его вредное воздействие и как его предотвратить.

Посредством гигиенического образования и воспитания унаселения вырабатывается определенное отношение к внешней среде, прививаютсягигиенические навыки, повышается санитарная культура.

Гигиеническое образование и воспитание имеют большоезначение для формирования у населения посредством пропаганды правильногопредставления о жизнедеятельности организма, о его взаимосвязях с внешнейсредой, способствуя тем самым разоблачению суеверий и предрассудков, повышениютворческой активности масс в борьбе за проведение в жизнь государственных иобщественных мероприятий по благоустройству населенных мест, улучшению условийтруда и быта, санитарной культуры.

Приоритет профилактических мер в обеспечении здоровьяграждан закреплен в законе Основы законодательства Российской Федерацииоб охране здоровья граждан и регламентирован статьей № 26Гигиеническое воспитание и образование граждан Закона РФ Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В этих документахподчеркивается необходимость постоянного совершенствования гигиеническогообразования и воспитания, их форм, средств и методов, научного уровня. Работапо повышению уровня медицинских и гигиенических знаний является частью общейработы по воспитанию населения.

Основными задачами укрепления здоровья и профилактикизаболеваний в России являются:

* снижение распространенности курения и употреблениятабака;

* улучшение качества питания;

* увеличение физической активности;

* смягчение влияния повреждающих психосоциальныхфакторов, повышение качества жизни;

* обеспечение широкого охвата населения иммунизацией

* профилактика ВИЧ-инфекций и болезней, передающихсяполовым путем;

* снижение потребления алкоголя;

* профилактика употребления наркотиков;

* улучшение качества окружающей среды и минимизацияповреждающего действия антропогенных факторов.

Среди практических шагов, направленных на реализациюсовременной стратегии укрепления здоровья, на первое место ставится задачасоздания инфраструктуры медицинской профилактики и формирования здоровья нафедеральном, региональном, муниципальном и местном (коммунальном) уровнях.

Созданы учреждения нового типа — Центры медицинскойпрофилактики, а также Центры госсанэпиднадзора, Центры профилактики и борьбы соСПИДом, Центры планирования семьи, соответствующие подразделениялечебно-профилактических учреждений и службы первичной медико-санитарнойпомощи.

Общая стратегия работы с населением в областипрофилактики может быть популяционной, групповой и индивидуальной. Наиболееэффективным и экономичным путем гигиенического образования и воспитания,профилактики заболеваний и укрепления здоровья является популяционная стратегия(работа со всем населением).

На федеральном уровне вся деятельность погигиеническому образованию и воспитанию, профилактике заболеваний и укреплениюздоровья населения России направляется Министерством здравоохранения РоссийскойФедерации и его Департаментом госсанэпиднадзора, осуществляющими исполнениесвоих властных полномочий по организационно-методическому руководствурегиональными структурами управления системной медицинской профилактикой иукреплением здоровья.

На современном этапе в основе гигиеническогообразования и воспитания лежат следующие принципы:

— гигиеническое образование и воспитание являетсяобязанностью всех медицинских работников;

— целенаправленность, доходчивость, дифференцированныйподход к аудитории;

— проведение работы совместно с немедицинскимиведомствами и общественными организациями;

— массовый, всенародный характер, так какгигиеническое образование и воспитание проводится в интересах всего населения иохватывает самые разные его слои (дети, студенты, рабочие, колхозники,служащие, пенсионеры и др.);

— оптимистичность, т. е. воспитание у населенияуверенности в том, что в нашей стране создаются все необходимые условия дляпрофилактики болезней как инфекционного, так и неинфекционного происхождения,для укрепления здоровья, сохранения оптимальных условий жизни, активногодолголетия, высокой трудоспособности и т. д.

Современное гигиеническое образование и воспитаниехарактеризуются высоким идейно-теоретическим и научно-методическим уровнем,целенаправленностью пропаганды, соответствующей актуальным задачамздравоохранения. В настоящее время усилена пропаганда здорового образа жизни,мероприятий по борьбе с вредными привычками (употребление спиртных напитков,наркомания, табакокурение и др.), профилактики травматизма, злокачественныхновообразований, психических, сердечно-сосудистых заболеваний и др., переходомот эпизодической пропаганды к научно обоснованной системе углубленного гигиеническогообучения и воспитания на базе центров медицинской профилактики.

Виды медицинских профилактических услуг:

= профилактическое консультирование отдельныхпациентов;

= профилактическое консультирование групповое;

= профилактические медицинские осмотры;

= вакцинопрофилактика;

= диспансеризация;

= профилактические оздоровительные услуги(физиотерапевтические, массаж, гимнастика, занятия различными видами физическойкультуры, сан-кур оздоровление и т д.);

Формы гигиенического воспитанияпо воздействию на население можно разделить следующим образом:

1. индивидуальные;

2. групповые;

3. массовые.

1. К индивидуальному воздействию:

Ø индивидуальная беседа (в поликлинике, стационаре, всемье);

Ø индивидуальный санитарно-гигиенический инструктаж;

Ø личная санитарно-гигиеническая корреспонденция(ответы по прямой линии на радио; телефон-здоровья).

2. К воздействию на группу лиц:

Ø лекция, доклад;

Ø групповая беседа;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Ø групповая дискуссия;

Ø групповое практическое обучение;

Ø курсовое обучение (школа здоровья, видеолектории ит.д.)

3. К массовой коммуникации:

Ø телевидение (телепередачи);

Ø кинофильм;

Ø радио (радиопередачи, прямые линии);

Ø пресса (областная, республиканская, районная,ведомственная; прессконференции для журналистов);

Ø выставки и музеи.

Массовая оздоровительная компания– проводится к медицинским датам с целью привлечения внимания к конкретнойпроблеме. Предполагает участие большого количества человек с привлечениемспециалистов общего и узкого профиля.

Школы и клубы здоровья– групповая форма гигиенического воспитания, предполагающая объединение людейдля совместной деятельности по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.

Уроки и часы здоровья– групповая форма гигиенического воспитания, основанная на непосредственномобщении медицинского работника (специалиста) с присутствующими.

Такая форма работы наиболее эффективна вобщеобразовательных школах, профессиональных училищах и колледжах.

При проведении мероприятия используются различныесредства гигиенического обучения и воспитания, практикуется техническоеисполнение рекомендаций (освоение навыков), игровая форма (КВН, викторина,сказка и т.д.).

Методы и средства гигиенического обучения и воспитаниянаселения и пропаганда здорового образа жизни:

методы              средства

Устный            Лекция, беседа, совет, дискуссия,час вопросов и ответов, уроки здоровья и т.д.

Печатный         Памятки, брошюры, листовки, статьи,доска вопросов и ответов.

Наглядный        ТВ, кино, ДВД, слайды, санитарныебюллетени.

Смешанный          Все средства вместе.

Гигиеническое обучение и воспитание, пропагандаздорового образа жизни осуществляется на популяционном уровне с использованиемразличных форм и методов обучения, не требует значительных физических затрат.

Лекция проводится врачами ЛПУили фельдшерами на объектах (вне ЛПУ). Состав аудитории должен составлять от 10до 25 человек. Основной акцент в выступлении делается на меры профилактикиконкретной патологии. В лекционном материале исключаются медицинские термины ирекомендации по применению конкретных лекарственных препаратов.

Беседы проводятся всемимедицинскими работниками (врачи, фельдшера, акушерки, медсестры). Составаудитории от 1 человека (индивидуальная) до 5-7 человек (групповая). Темы беседмогут быть самые разнообразные. Беседа предполагает активное участиеслушателей.

Таким образом, работа по гигиеническому обучению ивоспитанию населения, пропаганда ЗОЖ являются основными инструментамипрофилактики, важными факторами, непосредственно влияющими на эффективностьлечебной и профилактической деятельности медицинских учреждений.

Каждый медицинский работник, помимо проведенияиндивидуальных бесед с больными и их родственниками в процессе оказаниялечебно-профилактической помощи, обязан ежемесячно 4 часа своего рабочеговремени затрачивать на проведение групповых и массовых формсанитарно-просветительной работы.

В санитарно-просветительной работе выделяют 3 основныхзвена:

1. санитарное просвещение в поликлинике,

2. санитарное просвещение в стационаре,

3. и санитарное просвещение на обслуживаемомтерриториальном участке.

При проведении гигиенического обучения и воспитаниянаселения, следует учитывать, что здоровье человека более чем на 50%определяется образом жизни, то есть поведением и отношением пациента ксобственному здоровью и здоровью окружающих, и настраивать пациентов насоблюдение здорового образа жизни, то есть формировать мотивацию.

Желательно здоровый образ жизни соблюдать всеммедицинским работникам, так как пациенты, в первую очередь, смотрят навыступающего (внешний вид, разговорная речь, способ убеждения) и стараютсявыполнять или не выполнять данные советы.

Санитарное просвещение в работеамбулаторно-поликлинических учреждений.

Выделяют 2 основных аспекта санитарно-просветительнойработы в амбулаторно-поликлинических учреждениях:

— санитарное просвещение по привлечению населения намедицинские профилактические работы;

— санитарное просвещение диспансеризуемых контингентовв условиях динамического наблюдения за ними.

Успех профилактических осмотров зависит от отношения кним населения и готовности в них участвовать.

Это обеспечивается:

— наглядными средствами (плакаты, лозунги и т. д.), поместу жительства населения и непосредственно в самой поликлинике;

— разъяснением и убеждением с помощью печатнойинформации (листовки-приглашения, тематические памятки);

— лекций, разъясняющих существо диспансерного методаобслуживания населения;

— демонстрацией тематических санитарно-просветительныхкинофильмов и т. д.

Цель данной работы — выработать у населенияобслуживаемой территории адекватное отношение к профилактическим мероприятиям иготовность активно в них участвовать.

Дальнейшая санитарно-просветительная работа снаселением проводится дифференцированно среди здоровых, лиц с повышенным рискомвозникновения заболевания и больных (острыми и хроническими заболеваниями).

Гигиеническое воспитание здоровыхимеет целью сохранение и укрепление их здоровья. Программа медико-гигиеническойинформации для них предусматривает пропаганду здорового образа жизни:гигиенические советы относительно труда, отдыха, питания, занятий физкультуройи спортом, борьбы с вредными привычками и т. д.

Методика работы с этим контингентом населения включаетпроведение врачом индивидуальной беседы и выдачу тематической памятки, котораясодержит ряд практических советов, направленных на сохранение и укреплениездоровья.

В этой работе используются различные памятки оздоровом образе жизни, издаваемые ЦНИИ медицинских проблем пропаганды здоровогообраза жизни, местными домами санитарного просвещения, а также тематическиеброшюры.

В современных условиях профилактической работы особуюважность приобретает гигиеническое воспитание групп людей, имеющих повышенныйриск возникновения заболеваний. Среди преморбидныхсостояний наиболее прогностически опасны такие, как тенденция к избыточномувесу, предгипертония, гиперхолестеринемия, предиабет и т. д. В основе многих изних лежат нарушения гигиенических норм поведения: гиподинамия, курение,злоупотребление алкоголем, нерациональной питание, неправильный режим и т.д.

Санитарное просвещение лиц, находящихся под угрозойболезни, включает вопросы первичной профилактикизаболевания, возможность развития или начальные признаки которого имеются инаправлены на коррекцию их гигиенического поведения. Здесь приходитсяперевоспитывать человека, воздействовать на уже сложившиеся привычки поведенияи поэтому санитарно-просветительная работа должна строиться таким образом,чтобы была возможность прямого, повторного общения, в процессе которогореципиент мог взять на себя определенные обязательства по изменению своегогигиенического поведения, а медицинский работник — контролировать выполнениеэтих обязательств.

Методика санитарно-просветительной работы с указаннымиконтингентами включает индивидуальную беседу врача, подкрепленную вручениемпамятки (буклета), содержащей конкретные советы, направленные на устранениеимеющихся неблагоприятных для здоровья факторов, а также проведение групповойбеседы-дискуссии (группы подбирают из лиц, имеющих одни и те же нарушения илиподверженных влиянию одинаковых факторов риска). К проведению групповыхзанятий, помимо терапевтов привлекают узких специалистов поликлиники:диетолога, врача (инструктор) ЛФК, психотерапевта и др. Участие психотерапевтав гигиеническом воспитании имеет особое значение, поскольку у этих группнаселения требуется создать психологическую установку на необходимостькоррекции гигиенического поведения и мобилизовать их волевые усилия.

Санитарное просвещение больных имеет целью выработатьу них навыки адекватного, правильного гигиенического поведения, способствующегоскорейшему выздоровлению или облегчению течения заболевания. От этого в большойстепени зависят успех лечения и ускорение выздоровления.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет