Задание 9.Безударные гласные в корнях слов
ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.
При анализе слов, данных в девятомзадании, нужно помнить, что в одном слове при наличии в корне несколькихгласных одновременно могут встретиться и гласная, проверяемая ударением, игласная, не проверяемая ударением. Наличие в корне одной проверяемой гласной неисключает возможности наличия в нём другой— непроверяемой. Это означает, чтотакое слово может удовлетворять разным условиям задания: оно может находиться вряду, в котором все слова содержат проверяемую гласную, и в ряду, в котором всеслова содержат непроверяемую гласную. Например, в слове ПРОПАГАНДИРОВАТЬ перваяО, вторая А— непроверяемые гласные, а третья гласная А— проверяемая словомпропагАнда. Если такое слово встретилось в строке, оно может оказаться и взадании «Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного рядасодержится безударная непроверяемая гласная корня», и в задании «Укажитеварианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударнаяпроверяемая гласная корня». Поэтому необходимо проанализировать все слова встроке, а потом уже принимать решение об ответе.
Общее понятие о корне как части слова
Корень— это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данногослова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Именно общее значение, а невнешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово кродственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которыепишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например,буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ,ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведьпо смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРАне имеют ничего общего. Этот факт играетогромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом рядуслов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гореть (корень счередованием), горевать (проверочное слово гО́ ре), гора (гО́ рный).
В задании 8 встречаются:
→ проверяемые гласные в корне(пункт 8.1)
→ непроверяемые гласные вкорне (пункт 8.2)
→ безударные гласные в корняхс чередованием (пункт 8.3)
Для успешного выполнения заданиянеобходимо:
— уметь определять тип корня;
— применять правила, регулирующие написания того илииного типа корня.
В зависимости от типа корнясуществуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.
8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением
Краткое обозначение в поясненииПГ
В соответствии с общим правиломнаписание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путемпроверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласныйнаходится под ударением, например: леса (лес), лиса (ли́ сы), ; холодильник(хо́лод, холо́дный), принести (принёс), выполнять (полный). Это правилоотрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналосьизучение в начальной школе. Все помнят правило:
БП
Чтобы проверить безударную гласную в корнеслова, нужно изменить слово или подобрать родственное так, чтобы на эту гласнуюпадало ударение.
Например: в корне слова пот…плело будет писаться буква е, так какв однокоренном слове тЁплый под ударением слышится и пишется ё (для проверкикорней е и ё равнозначны); в корне слова прит…рм..зить будут писаться двебуквы о, так как в однокоренных словах тОрмоз и затормОженный под ударениемслышится и пишется о
Но вот то ли ударения ставить неумеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочноеслово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционнопроцент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибкасостоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнегосходства корней, без учёта значения. Общее значение — вот что важно. Именнопоэтому слова лилия и лиловыйбежать и бежевыйкофта и кафтан, ветеран и
ветери многие другие не могут быть проверочными друг для друга
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Безударныегласные корня в словах, близких по звучанию, но разных по значению пишутсяпо-разному: залезать (вкарман) – зализать(раны), отварить(картофель) – отворить(дверь), поласкать(кошку) – полоскать (рот),разредить (всходы) – разрядить (ружье), умалять (значение) – умолять (о пощаде), примерять (ме́ра) костюм – примирять (мир) соседей; развевается (ве́ять) флаг – развивается (разви́ тие)промышленность. Слово, стоящее в скобках, помогает понять смысл слова спропущенной буквой.
2. Гласную о внеударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формаминесовершенного вида на –ывать (– ивать), например: опоздать (поздний, хотя опаздывать), раскроить (кройка, хотя раскраивать).
3. Если в корне пишетсяё, то в безударном положении в однокорневых словах следует писать е: испещрённый (пёстрый), звездопад(звёзды), весенний ( вёсны), гнездиться ( гнёзда)
4. Безударные а -о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла (брадобрей, прекратить, влачить, облако ) нельзяпроверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло (борода, укоротить, волоку, оболочка).Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегдапишется а.
5. Не стоит слепо проверять иностранныеслова друг другом. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемымтолько этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверятьоднокоренным словом, если проверяемая
и проверочная гласные входят в состав суффиксовразличного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходитк немецкому суффиксу); аккомпанемент,хотя аккомпанировать.Сравните также также аналогичное явление в составе иноязычного корня дезинфицировать, хотя дезинфекция. Сохраняетсягласная корня в словах инъекция— инъецировать, проекция —проецировать и некоторых других. Желаниепроверить слово президентсловом президиум такжесомнительно, так как эти слова родственны лишь в языке−источнике, а в русскомязыке НЕТ (или пока нет) ни одного словаря, где бы эти слова трактовались какродственные.
6. Недопустимопроверять иноязычные слова сокращёнными словами, возникшими в разговорной речи.Так, слово компьютер нельзяпроверить словом комп(нет такого слова в гнезде родственных слов, да и в словарях его нет; нельзяпроверить слово
интеллигентсловом интел (слова«интел» не существует).
7. ВНИМАНИЕ! Вслове «сомнение» согласно словообразовательному словарю А.Н.Тихонова корень«сомне», поэтому гласная Е в слове является корневой и может быть проверена.
→Перейти к спецкурсу Проверяемые гласные в корняхслов
НАВЕРХ
8.2. Безударные гласные,не проверяемые ударением
Краткое обозначение в поясненииНГ
Наряду со словами, которые можнопроверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целыйряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрениясовременного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый списокслов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособияхдля подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом рядуесть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжаетрасти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: непытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемыеслова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемойгласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.
→Перейти к спецкурсу Непроверяемые гласные в корняхслов
НАВЕРХ
8.3. Безударные гласные вкорнях с чередованием
Краткое обозначение в поясненииЧГ
Помимо корней с безударнымигласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуюткорни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударныхгласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подборародственных слов) − грубая ошибка.
→ Перейти к спецкурсу Корни с чередованием
Все чередующиеся корни следует выучить наизусть..Поделим их на типы.
8.3.1.Чередованиегласных и/е в корне
Перед суффиксом А |
Нет суффикса А |
Исключения |
Похожие корни |
1 собирать – бир(а) – 2 запирать – пир(а) – 3 обдирать – дир(а) – 4 обтирать – тир(а) – 5 замирать – мир(а) – 6 выжигать – жиг(а) – 7 вычитать – чит(а)– 8 расстилать – стил(а) – 9 блистать – блист(а ) |
1 бер – соберет 2 пер – запереть 3 дер – обдерет 4 тер – обтереть 5 мер – замереть 6 жег – выжег 7 чет – вычет 8 стел – расстелить 9 блест – блестеть |
1 2 3 4 5 6 7 сочетание, сочетать 8 9 |
1 2 3 4 потерять, потерпеть 5 мир, мера 6 7 8 9 |
Обратите внимание: противопоставление е/и в корнях глаголов, как правило, соответствует противопоставлению совершенного и несовершенного вида: умереть (сов. вид) – умирать (несов. вид), затереть(сов. вид) – затирать (несов. вид), выжечь (сов. вид) – выжигать (несов. вид), расстелить (сов. вид) – расстилать (несов. вид), обдеру(сов. вид) – обдираю (несов. вид). |
Как видно из таблицы, корней, в которых и чередуется с е,всего девять. Вэтих корнях пишется буква И перед суффиксом А, но пишется буква Е, если нетсуффикса А
Корни с чередующимися гласными надо выучить, чтобы не возникало соблазнав противоречащих друг другу проверках.
Например, слово затираю, казалось бы, можно проверить словами протер и протирка, а слово стелить – стелет и подстилка. Какой же образецвыбрать для проверки? Никакой!
Обратите внимание на корень с чередованиемМЕР /МИР , вэтом ряду слов всего несколько: умереть, замереть/ умирать, замирать.Омонимичные корни (то есть похожие, но совершенно с другим значением) МИР и МЕРне являются корнями с чередованием. Поэтому слова мирный, примириться, перемирие; мировой, мировоззрение,мироощущение; примерять (платье),
примерочная,измерение неотносятся к словам с чередованием в корне.
8.3.2.Правописаниекорней с чередованием ИМ/ИН с А/Я
УдарноеА или Я в безударном положении чередуется с ИМ или ИН :
начать — нач инать; принять — принимать, понять — понимать, снять — снимать, сжать — сжимать. При этом правописание им,ин, как видно из примеров, связано с последующим суффиксом а. Это пары глаголовсовершенного и несовершенного вида, как и глаголы из предыдущей таблицы.
В глаголах с общей частью -нима́ть(напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать,унимать), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -ня́ть (занять,принять, поднять, понять, унять и т.п.), пишется после н на месте безударногогласного буква и; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть). В некоторыхглаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и вформах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять), редко— впроизводных словах: снимок, в обнимку.
НАВЕРХ
8.3.3.Чередованиегласных а/о в корне
В зависимости от условийсуществует несколько типов.
1. Правописание корня зависит от ударения. Втех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следуетзапоминать только безударные корни.
Под ударением |
Без ударения |
Исключения |
Похожие корни |
|
гар/гор |
|
|
Только а: загАр, огАрок |
Только о: загОрелый, угОрел |
выгарки, изгарь, пригарь |
горе, гора, горячий, горький |
|
клан/клон |
|
|
Пишется и а, и о: клАняться и поклОн |
Только о: склОнение, наклОнить |
нет исключений |
клонировать |
|
твар/твор |
|
|
Пишется и а, и о: твАрь, твОрчество |
Пишется только о: вытвОрять, сотвОрить |
утварь |
творог |
|
зар/зор |
|
|
Пишется и а, и о: зАрево, зОри |
Пишется только а: зАря, зАрянка |
зоревать * |
прозорливый |
|
плав/плов/плыв |
|
|
Пишется а и ы: плАвать, плАвание, заплЫв |
Пишется а: поплАвок Пишется ы: плывучий, плывун |
пловец, пловчиха
|
расплавленный |
|
|
|
|
* По мнению филологов портала «Грамота.ру» современноенаписание заревать, но вшколу эта норма еще не дошла: подробности.
НАВЕРХ
2. Правописаниекорня зависит от последующей буквы.
Условие |
Примеры |
Исключения |
Похожие корни |
|
раст/ращ/рос |
||||
Перед СТ |
т о л ь к о а: рАсти, подрАстать, рАстение |
ростоќ, ростовой́, ростовщи́к, вы́рост, подростков́ый, Ростов, Ростислав |
|
|
Перед Щ |
только а: вырАщивать, отрАщивать |
нет |
вращение, превращение |
|
Перед С |
только о: вырОсли, |
отрасль |
|
|
Обратите внимание: под ударением перед с (с последующим т и без него) — только о, например: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы. |
||||
лаг/лож |
||||
Перед Г |
в с е гд а а: прилАгать, предлАгать, слАгаемое |
нет |
|
|
Перед Ж |
всегда о: прилОжение, предлОжение, слОжить |
полог |
сложноватый, наслаждение |
|
|
кас/кос |
|
||
Перед А |
в с е г д а а: касаться, касание |
нет |
косичка, косить |
косой, |
Нет А |
всегда о: прикОснуться |
нет |
|
|
Представленная информация была полезной? ДА 58.69% НЕТ 41.31% Проголосовало: 990 |
скак/скоч |
|
||
Перед К |
обычно а: прискАкать |
|
раскачаться |
|
Перед Ч |
обычно о: заскочить |
скачок, скачу ( и в формах этого слова: скачете, скачут, в которых гласная в корне стоит под ударением) |
|
|
НАВЕРХ
3. Написаниегласной буквы в корне зависит от того, какое слово имеет значение.
Пишется А |
Пишется О |
Исключения |
Похожие корни |
равн/ровн |
|||
корень со значением «одинаковый, равный, сходный»: подрАвняться, урАвнение |
корень со значением «гладкий, ровный, прямой»: подрОвнять, урОвень. |
поровну, ровесник, равняться, равнина |
|
Распознавать корни -равн-/-ровн- бывает трудно, поскольку их значения часто близки. Исторически они означали одно и то же, но корень -ровн- исконно русский, а -равн- по происхождению старославянский. Наиболее часто употребляемые слова с этими корнями следует просто выучить. |
|||
мак/моч |
|||
корень со значением «погружать, опускать в жидкость»: макАть в чай, обмАкнуть в краску |
корень со значением «впитывать, пропускать жидкость»: вымОкнуть под дождем, промОкнуть салфеткой |
|
|
НАВЕРХ
Задания из открытого банка ФИПИ-2022
1.Внимательнопрочитайте текст задания и выберите верный ответ из списка
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударныйгласный звук?
кухОнный
нЕдуг
перелИла
звонИт
2.Внимательнопрочитайте текст задания и выберите верный ответ из списка
В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
Вратарь хоккейной команды НАДЕВАЕТ экипировку, защищающую его отударов шайбы.
Летняя олимпиада стала самым ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫМ событиемминувшего года для многих миллионов людей.
Если голос у исполнителя негромкий, а музыкальное сопровождениеЗВУЧНОЕ, артисту приходится постоянно напрягать связки.
Передел мирового энергетического рынка ВСТУПИЛ в новую фазу.
3.Внимательнопрочитайте текст задания и выберите верный ответ из списка
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
молодые повары
тончайший
шестьюстами двадцатью тремя каталогами
комплект полотенец
4.Внимательнопрочитайте текст задания и выберите верный ответ из списка
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Выбрав пьесу,
Ответ:
оказалось, что там слишком много ролей.
началось распределение ролей.
была назначена первая репетиция.
мы немедленно начали репетировать.
5. Внимательнопрочитайте текст задания и выберите верный ответ из списка
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушениемсинтаксической нормы).
Ответ:
Лес тянется с севера на юг, состоящий в основном из хвойных пород.
К. Ушинский писал о том, что в языке отражается памятьнарода.
Те, кто преподаёт науки, служат делу просвещения, снаряжаютмолодых в долгий путь по жизни, развивают их ум и способности, благословляют натворческий поиск.
К. Паустовский утверждал, что всюду: в городе и в деревне, насевере или на юге страны – онприслушивался к русской речи.
6. Внимательнопрочитайте текст задания и выберите верный ответ из списка
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на местекоторых пишется НН?
На стра(1)ом и грозном фоне закатного неба зубчатая стена хвойноголеса казалась отчётливо нарисова(2)ой, а кое-где торчавшие над ней прозрачныекруглые верхушки берёз словно были очерче(3)ы на небе лёгкими штрихами.
1
1, 2
2, 3
1, 2, 3
7. Внимательнопрочитайте текст задания и выберите верный ответ из списка
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемаягласная корня?
омр..чать, соприк..саться, л..терея
возр..стать, к..мбинация, подг..равший
абстр..гироваться, наст..рожившись, прил..жить
зак..ренелый, изнем..жение, вып..лоть (сорняки)
8. В каком ряду во всех трёх словахпропущена одна и та же буква?
п..дсказывать, п..никнуть, не..глядный
и..гнать, не..гораемый, ра..грызть
пр..обрел, пр..слушиваться, пр..образователь
раз..скать, без..сходный, по..грать
Чередование гласных и/е в корне
Перед суффиксом А |
Нет суффикса А |
Исключения |
Похожие корни |
1 собирать – бир(а) – 2 запирать – пир(а) – 3 обдирать – дир(а) – 4 обтирать – тир(а) – 5 замирать – мир(а) – 6 выжигать – жиг(а) – 7 вычитать – чит(а)– 8 расстилать – стил(а) – 9 блистать – блист(а ) |
1 бер – соберет 2 пер – запереть 3 дер – обдерет 4 тер – обтереть 5 мер – замереть 6 жег – выжег 7 чет – вычет 8 стел – расстелить 9 блест – блестеть |
1 2 3 4 5 6 7 сочетание, сочетать 8 9 |
1 2 3 4 потерять, потерпеть 5 мир, мера 6 7 8 |
1 . Правописание корня зависит от ударения. В тех гласных,которые стоят под ударением, ошибитьсяневозможно. Поэтому следует запоминать только безударныекорни.
Под ударением |
Без ударения |
Исключения |
Похожие корни |
гар/гор |
|||
Только а: загАр, огАрок |
Только о: загОрелый, угОрел |
выгарки, изгарь, пригарь |
горе, гора, горячий, горький |
клан/клон |
|||
Пишется и а, и о: клАняться и поклОн |
Только о: склОнение, наклОнить |
нет исключений |
клонировать |
твар/твор |
|||
Пишется и а, и о: твАрь, твОрчество |
Пишется только о: вытвОрять, сотвОрить |
утварь |
творог |
зар/зор |
|||
Пишется и а, и о: зАрево, зОри |
Пишется только а: зАря, зАрянка |
зоревать * |
прозорливый |
плав/плов/плыв |
|||
Пишется а и ы: плАвать, плАвание, заплЫв |
Пишется а: поплАвок Пишется ы: плывучий, плывун |
пловец, пловчиха |
расплавленный |
|
Правописание корня зависит от последующей буквы.
Условие |
Примеры |
Исключения |
Похожие корни |
раст/ращ/рос |
|||
Перед СТ |
т о л ь к о а: рАсти, подрАстать, рАстение |
росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, подростко́вый, Ростов, Ростислав |
|
Перед Щ |
только а: вырАщивать, отрАщивать |
нет |
вращение, превращение |
Перед С |
только о: вырОсли, |
отрасль |
|
Обратите внимание: под ударением перед с (с последующим т и без него) — только о, например: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы. |
|||
лаг/лож |
|||
Перед Г |
в с е г д а а: прилАгать, предлАгать, слАгаемое |
нет |
|
Перед Ж |
в с е гд а о: прилОжение, предлОжение, слОжить |
полог |
сложноватый, наслаждение |
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Задание 2
Подготовка к ЕГЭ
по русскому языку -
2 слайд
-
3 слайд
-
4 слайд
-
5 слайд
-
6 слайд
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите этот союз.
Давайте поговорим о жизни, о развитии нашего языка. Когда читаешь биографии слов, окончательно утверждаешься в мысли, […] русский язык, как и всякий здоровый и сильный организм, всегда находится в движении, в динамике непрерывного роста.
-
7 слайд
Когда читаешь биографии слов, окончательно утверждаешься в мысли, [ЧТО] русский язык, как и всякий здоровый и сильный организм, всегда находится в движении, в динамике непрерывного роста.
Ответ: что. -
8 слайд
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите этот союз.
Несколько слов необходимо сказать по поводу ведущей современной теории образования Вселенной — теории большого взрыва. В возникновении гипотезы большого взрыва нет ничего удивительного. […] вы, читатель, откроете вступление к книге «Большой взрыв» профессора физики Техасского университета Д. Шама, то найдете абзац…
-
9 слайд
[ЕСЛИ|КОГДА] вы, читатель, откроете вступление к книге «Большой взрыв» профессора физики Техасского университета Д. Шама, то найдете абзац, в котором профессор пишет…
Ответ: если ИЛИ когда. -
10 слайд
Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите этот союз.
Для тех, кто незнаком с историей Великой Отечественной Войны, стандартный четырехэтажный жилой дом, стоящий в центре города Волгограда по улице Советской, покажется ничем не примечательным строением. […] именно он стал символом несгибаемости и беспримерного мужества солдат и офицеров Красной Армии в тяжелые годы гитлеровского нашествия. -
11 слайд
[ОДНАКО|НО|А] именно он стал символом несгибаемости и беспримерного мужества солдат и офицеров Красной Армии в тяжелые годы гитлеровского нашествия.
Ответ: однако ИЛИ но ИЛИ а. -
12 слайд
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в пятом предложении второго абзаца. Запишите этот подчинительный союз.
Рекомендую смотреть эту постановку в театре с ярусов, <…> именно сверху открывается наилучший вид на ювелирно выверенные узоры построений грациозных танцовщиц. Музыкальное повествование при этом ведётся об изумрудах, рубинах и бриллиантах. Роскошь! -
13 слайд
Рекомендую смотреть эту постановку в театре с ярусов, <ВЕДЬ|ПОТОМУ ЧТО|ТАК КАК> именно сверху открывается наилучший вид на ювелирно выверенные узоры построений грациозных танцовщиц. Музыкальное повествование при этом ведётся об изумрудах, рубинах и бриллиантах.
Ответ: ведь, ИЛИ потому что, ИЛИ так как. -
14 слайд
Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в предпоследнем предложении текста. Запишите этот союз.
Другие исследователи дают ему следующие названия: «посткапиталистическое общество», «глобализирующееся общество», «информационное общество», «сетевое общество», «общество постмодерна», «общество риска», «индивидуализированное общество». <…> перечисленные характеристики современного общества не являются синонимами, это его отдельные грани, характеризующие проявление его специфических свойств, которые существуют в описываемом обществе одновременно. -
15 слайд
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите этот союз.
Старые моряки и по суше ходят странной, раскачивающейся походкой, но не потому, что приобрели хроническое головокружение. Корабль постоянно следует движению волн, поэтому отвесная линия из центра тяжести тела ежесекундно выходит за пределы пространства, занятого ступнями, и моряки вырабатывают привычку ступать, широко расставляя ноги, <…> основание их тела захватывало возможно большее пространство. -
16 слайд
Корабль постоянно следует движению волн, поэтому отвесная линия из центра тяжести тела ежесекундно выходит за пределы пространства, занятого ступнями, и моряки вырабатывают привычку ступать, широко расставляя ноги, <ЧТОБЫ|ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ| ДАБЫ> основание их тела захватывало возможно большее пространство.
Ответ: чтобы, ИЛИ для того чтобы, ИЛИ дабы. -
17 слайд
Ро
! Розовым цветом прописаны НАРЕЧИЯ!!!
-
18 слайд
Самостоятельно подберите относительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом предложении текста. Запишите это местоимение.
В 1269 году некий Пьер Перегрин из Марикурта во время вынужденного безделья при осаде небольшого итальянского городка Люцера написал книжку «Письма о магните», в […] собрана масса наблюдений о магните, накопившихся до него и сделанных лично им.
-
19 слайд
В 1269 году некий Пьер Перегрин из Марикурта во время вынужденного безделья при осаде небольшого итальянского городка Люцера написал книжку «Письма о магните», в [КОТОРОЙ] собрана масса наблюдений о магните…
Ответ: которой ИЛИ который. -
20 слайд
Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это местоимение.
Шаровая молния — это образование, вызванное созданием при ударе обычной молнии газообразных химически активных веществ, которые горят в присутствии катализатора, например частичек дыма или пыли (известный советский физик-теоретик Я. И. Френкель). Но, к сожалению, пока мы не знаем веществ с […] колоссальной теплотворной способностью, которой обладает вещество шаровой молнии.
-
21 слайд
Но, к сожалению, пока мы не знаем веществ с [ТАКОЙ] колоссальной теплотворной способностью, которой обладает вещество шаровой молнии.
Ответ: такой ИЛИ такая. -
22 слайд
Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом предложении текста. Запишите это местоимение.
Величие идей Гильберта и […] заслугу перед своим временем нам сейчас даже трудно вообразить. Самой значительной из них явилось то, что он впервые в ИСТОРИИ, задолго до Бэкона…
-
23 слайд
Величие идей Гильберта и [ЕГО] заслугу перед своим временем нам сейчас даже трудно вообразить.
Ответ: его. -
24 слайд
Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это местоимение.
Что такое Кижи?
Две многоглавые церкви, отделенные одна от […] колокольней. Все из дерева. Двадцать две ГЛАВЫ Преображенского собора. -
25 слайд
Две многоглавые церкви, отделенные одна от [ДРУГОЙ] колокольней.
Ответ: другой -
26 слайд
Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это местоимение.
Русский язык для иностранных учащихся — одна из лингвистических дисциплин, которая в равной мере предполагает как обучение языку, внедрение в сознание учащегося представления о языке как системе, так и усвоение этической стороны употребления в речи языковых средств. В задачи преподавателя, наряду с отработкой грамматической правильности речи, входит показ уместности и этичности использования тех или […] речевых средств, специфики их стилистического функционирования. -
27 слайд
В задачи преподавателя, наряду с отработкой грамматической правильности речи, входит показ уместности и этичности использования тех или [ИНЫХ|ДРУГИХ] речевых средств, специфики их стилистического функционирования.
Ответ: иных ИЛИ других. -
28 слайд
Самостоятельно подберите неопределённое местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в четвёртом предложении текста. Запишите это местоимение.
В юности я приехал впервые в Москву и нечаянно набрел на церковь Успения на Покровке (1696–1699). Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной вздымалось застывшее облако бело-красных кружев. Ее легкость была такова, что вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о […] неслыханно прекрасном. Но вот пришли люди и снесли церковь. Теперь на этом месте пустырь…
-
29 слайд
Ее легкость была такова, что вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о [ЧЁМ-ТО|ЧЁМ-ЛИБО|ЧЁМ-НИБУДЬ] неслыханно прекрасном.
Ответ: чём-то, ИЛИ чём-либо, ИЛИ чём-нибудь. -
30 слайд
Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите это местоимение.
В том, что школа должна учить мыслить, как будто никто не сомневается. Но каждый ли сможет ответить прямо на прямо поставленный вопрос: а что это значит? Что значит «мыслить» и что […] «мышление»? Вопрос далеко не простой и в некотором смысле каверзный, что и обнаруживается, стоит копнуть чуть поглубже.
-
31 слайд
Что значит, «мыслить» и что [ТАКОЕ] «мышление»?
Ответ: такое. -
32 слайд
Самостоятельно подберите простое местоименное наречие, которое должно стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите это наречие.
В яркую лунную ночь можно наблюдать и радугу от Луны. Поскольку человеческое зрение устроено […], что при слабом освещении наиболее чувствительные рецепторы глаза — «палочки» — не воспринимают цвета, лунная радуга выглядит белесой; чем ярче свет, тем «цветнее» радуга (в её восприятие включаются цветовые рецепторы — «колбочки»).
-
33 слайд
Поскольку человеческое зрение устроено [ТАК], что при слабом освещении наиболее чувствительные рецепторы глаза — «палочки» — не воспринимают цвета, лунная радуга выглядит белесой; чем ярче свет, тем «цветнее» радуга (в её восприятие включаются цветовые рецепторы — «колбочки»).
Ответ: так. -
34 слайд
Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это местоимение.
Целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения обеспечивают качество “хорошей” речи: точность, чистота, логичность, выразительность, богатство, уместность.
Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в […] основе. -
35 слайд
Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в [ЕЁ] основе.
Ответ: её. -
36 слайд
По материалам сайта «Решу ЕГЭ»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
ЗАДАНИЕ 20
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ -
2 слайд
-
3 слайд
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Утверждают (1) что бразильские карнавалы восхищают и завораживают (2) и (3) когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту ( 4) то сами убедились (5) насколько правы были очевидцы.
-
4 слайд
[1Утверждают], (2что бразильские карнавалы восхищают и завораживают), и (4когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту), [3то сами убедились], (5насколько правы были очевидцы).
Ответ: 1245 -
5 слайд
Рядом с тобой всегда люди (1) и (2) даже если тебе очень одиноко (3) ты не сомневайся в том (4) что кто-то сможет выслушать и понять тебя.
-
6 слайд
Запятая (1) разделяет предложения «рядом с тобой всегда люди» и «и, даже если тебе очень одиноко». Запятые (2) и (3) показывают границы придаточной части «даже если тебе очень одиноко». Запятая (4) отделяет придаточную часть «что кто-то сможет выслушать тебя».
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4. -
7 слайд
Нужно чаще думать о других (1) и (2) даже если тебе сейчас нелегко (3) ты не забывай о том (4) что кому-то может потребоваться твоё участие.
-
8 слайд
Нужно чаще думать о других, и, даже если тебе сейчас нелегко, ты не забывай о том, что кому-то может потребоваться твоё участие.
Запятая 1 разделяет предложения «нужно чаще думать о других» и «ты не забывай о том».
Запятые 2 и 3 выделяют придаточную часть «даже если тебе сейчас нелегко».
Запятая 4 выделяет придаточную часть «что кому-то может потребоваться твое участие».Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.
-
9 слайд
Было впечатление (1) что мы волшебным образом побывали в чудесной стране (2) где алые лилии и красная рябина (3) где всё яснее и красивее (4) чем всегда было вокруг.
-
10 слайд
Было впечатление, что мы волшебным образом побывали в чудесной стране, где алые лилии и красная рябина, где всё яснее и красивее, чем всегда было вокруг.
Запятые 1, 2, 3 и 4 показывают границы придаточных частей «что мы волшебным образом побывали в чудесной стране», «где алые лилии и красная рябина», «где вcё яснее и красивее», «чем всегда было вокруг».
Каждое из однородных придаточных отделяется запятой, так как между ними нет союзов.Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.
-
11 слайд
Для археологии важны вещественные источники (1) и (2) даже если они спрятаны в земле (3) они всё равно составляют основной разряд памятников (4) исследованием которых занимается эта наука.
-
12 слайд
Для археологии важны вещественные источники, и, даже если они спрятаны в земле, они всё равно составляют основной разряд памятников, исследованием которых занимается эта наука.
Запятая 1 разделяет предложения «для археологии важны вещественные источники» и «они все равно составляют основной разряд памятников».
Запятые 2 и 3 показывают границы придаточной части «даже если они спрятаны в земле».
Запятая 4 ставится перед придаточной частью «исследованием которых занимается эта наука».
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4. -
13 слайд
Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу.
-
14 слайд
Рука его дрожала, и, когда Николай передавал лошадь коноводу, он чувствовал, как со стуком приливает кровь к сердцу.
Запятая 1 разделяет предложения «рука его дрожала» и «он чувствовал».
Запятые 2 и 3 показывают границы придаточной части «когда Николай передавал лошадь коноводу».
Запятая 4 разделяет придаточную часть «как со стуком приливает кровь к сердцу» и главную часть «он чувствовал».
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4. -
15 слайд
Она увидела (1) что храбрость и гордое самолюбие принадлежат не только одному сословию (2) и с тех пор (3) стала оказывать молодому учителю уважение (4) которое час от часу становилось заметнее для окружающих.
-
16 слайд
Она увидела, что храбрость и гордое самолюбие принадлежат не только одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось заметнее для окружающих.
Запятые 1 и 2 показывают границы придаточной части «что храбрость и гордое самолюбие принадлежат не только одному сословию».
Запятая 4 стоит перед придаточной частью «которое час от часу становилось заметнее для окружающих».Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 4.
-
17 слайд
Не бывает скучно в лесу (1) и (2) если вы взгрустнёте (3) повнимательнее взгляните на самую обыкновенную берёзу (4) которая встретится на вашем пути.
-
18 слайд
Не бывает скучно в лесу, и, если вы взгрустнёте, повнимательнее взгляните на самую обыкновенную берёзу, которая встретится на вашем пути.
Запятая 1 разделяет предложения «Не бывает скучно в лесу» и «повнимательнее взгляните на самую обыкновенную берёзу».
Запятые 2 и 3 показывают границы придаточной части «если вы взгрустнёте».
Запятая 4 стоит перед придаточной частью «которая встретится на вашем пути».Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.
-
19 слайд
Выяснилось (1) что рукопись окончательно ещё не отредактирована (2) и что (3) пока не будет проведена дополнительная работа (4) сдавать её в типографию нельзя.
-
20 слайд
Выяснилось, что рукопись окончательно ещё не отредактирована и что, пока не будет проведена дополнительная работа, сдавать её в типографию нельзя.
Запятые 1 показывает начало и конец придаточной части «что рукопись окончательно ещё не отредактирована и что сдавать её в типографию нельзя».
Запятые 3 и 4 показывают границы придаточной части «пока не будет проведена дополнительная работа».
Запятые должны стоять на местах 1, 3, и 4.
На месте цифры 2 запятая не нужна, потому что имеем дело с однородным соподчинением придаточных, соединённых одиночным союзом И.
Ответ: 134 -
21 слайд
Пора было уезжать (1) и (2) когда за нами пришли из города автобусы (3) мы поняли (4) как жаль расставаться с озером.
-
22 слайд
Пора было уезжать, и, когда за нами пришли из города автобусы, мы поняли, как жаль расставаться с озером.
Запятая 1 разделяет главное предложение «Пора было уезжать» и «мы поняли».
Запятые 2 и 3 показывают границы придаточной части «когда за нами пришли из города автобусы».
Запятая 4 ставится перед придаточной частью «как жаль расставаться с озером».
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4. -
23 слайд
По материалам сайта «Решу ЕГЭ»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Задание 4
Орфоэпия. Подготовка к ЕГЭ -
2 слайд
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.
облилАсь
дозвонЯтся
нАживший
налитА
начАв -
3 слайд
Ошибка допущена в слове «наживший». Верное ударение «нажИвший».
Ответ: наживший. -
4 слайд
НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
опломбИровать
отбылА
наделЁнный
щемИт
надОлго -
5 слайд
Ошибка в слове «опломбировать». Запомните рифму кровАть — опломбировАть.
Ответ: опломбировать. -
6 слайд
НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
донЕльзя
вручИт
клалА
зАсветло
корЫсть -
7 слайд
Ошибка допущена в слове «клала». Верно: клАла. Как КлАра.
Ответ: клала. -
8 слайд
НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
договорЁнность
нОгтя
взЯлась
зАгнутый
красИвее -
9 слайд
Ошибка в слове «взялась». Нужно говорить взялАсь.
Ответ: взялась. -
10 слайд
НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
ловкА (какова?)
защЕмит
бАнты
создАв
красИвее -
11 слайд
Ошибка в слове «защемит». По общему правилу, ударение на окончание, защемИт.
Ответ: защемит.
-
12 слайд
НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
обОдрить
дозвонИтся
прИнятый
понЯв
квартАл -
13 слайд
Ошибка в слове «ободрить». Нужно говорить ободрИть.
Ответ: ободрить. -
14 слайд
НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
перелилА
обОдрен
сОгнутый
дОнизу
создАв -
15 слайд
Ошибка в слове «ободрен.» Нужно с ударением на суффикс, ободрЁн.
В ответ выписываем слово без изменений.
Ответ: ободрен. -
16 слайд
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
довезЁнный
вручИт
сорвалА
катАлог
донЕльзя -
17 слайд
Ошибка допущена в слове «каталог». Верно: каталОг. Потому что моноЛОГ, диаЛОГ, некролОг.
Ответ: каталог. -
18 слайд
НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
заперлА
углУбить
граждАнство
отдАв
укрепИть -
19 слайд
Ошибка в варианте «углУбить». Верно: углубИть.
Ответ: углубить. -
20 слайд
НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
слИвовый
вклЮченный
обогналА
тамОжня
начАв -
21 слайд
Ошибка в варианте «включенный». Образовано от глагол на -ить, в личных окончаниях ударное, из этого следует, что нужен суффикс ЁНН: включЁнный.
Ответ: включенный.
Выписываем слово, ничего в нём не изменяя -
22 слайд
НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
позвалА
принЯл
начАв
тОрты
Отрочество -
23 слайд
Ошибка в слове «принЯл».
Запомним два ряда слов сразу. Это слова группы «принять» и «начать».
Нам нужно начАть изучать ударенья. Я нАчал. Мама началА. Мы вместе нАчали, ура! И мы наЧАВшие теперь.
Нам нужно бы принЯть решенье. Я прИнял. Мама принялА. Мы вместе прИняли, ура! И мы приНЯВшие теперь.
Люблю я эти ЧАВ и НЯВ: все формы- с ударением. Как ни крути — наЧАВ, приНЯВ, приНЯВший — просто наслаждение!
Ответ: принял. -
24 слайд
НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
надОлго
надЕленный
укрепИт
понЯв
озлОбить -
25 слайд
Ошибка в слове «надЕленный». Верно «наделённый» по правилу глагол на -ить, личное окончание ударное (наделИшь), значит, ЁНН. Сравните со словом «озлОбить» и запомните это злое слово: в нём ЗЛО ударное, а не ИТЬ; и в личных окончаниях ты озлОбишь и они озлОбят. Всегда, как и всякое ЗЛО —сильно. Значит, будет озлОбленный.
Ответ: наделенный -
26 слайд
По материалам сайта «Решу ЕГЭ»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
ЗАДАНИЕ 9
Подготовка к ЕГЭ
-
2 слайд
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) увековечить, исполнитель, прославлять
2) возрастной, невразумительно, творец
3) оснащение, озаряться, располагающийся
4) формализм, убедить, подражание
5) преподаватель, разгадать, примерять (вещи) -
3 слайд
1) увековечить, исполнитель, прославлять — ПГ (ве́к, испо́лнить, сла́ва)
2) возрастной — ЧГ, невразумительно — ПГ, творец — ЧГ
3) оснащение — ПГ (сна́сть), озаряться — ЧГ, располагающийся — ЧГ
4) формализм — ПГ, убедить — НГ, подражание − НГ
5) преподаватель, разгадать, примерять (вещи) − ПГ (препода́ть, разга́дка, приме́рка)
Ответ: 15. -
4 слайд
-
5 слайд
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) изгарь, плывун, вырос
2) регламент, авангард, цветок
3) погорелец, вымокнуть (под дождём), касательная
4) отраслевой, уровень, запирать
5) выглянуть, обнажать, стремянный -
6 слайд
1. изгарь (исключение), плывун (исключение), вырос — ЧГ
2. регламент, авангард — НГ, цветок (цвЕт) − ПГ
3. погорелец, вымокнуть (под дождём), касательная — ЧГ
4. отраслевой (исключение), уровень (корень со значением «гладкий, ровный, прямой»), запирать — ЧГ
5. выглянуть (взглЯд), обнажать (нАг), стремянный (стрЕмя) — ПГОтвет: 134.
-
7 слайд
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) зажимать, отварить (овощи), примирение (сторон)
2) косички, озарение, горевать
3) опираться, заросли, прикоснуться
4) изложить, несгораемый, понимание
5) перила, замереть, стилистический -
8 слайд
1) зажимать, отварить (овощи), примирение (сторон) − ряд не подходит, т. к. в слове «отварить» проверяемая гласная (отва́р), в слове «примирение» проверяемая безударная гласная (ми́р)
2) косички, озарение, горевать − ряд не подходит, т. к. в слове «косички» и в слове «горевать» проверяемая гласная (ко́сы, го́ре)
3) опираться, заросли, прикоснуться − чередующиеся корни во всех словах
4) изложить, несгораемый, понимание − чередующиеся корни во всех словах
5) перила, замереть, стилистический − ряд не подходит, т. к. в слове «перила» непроверяемая гласная в корне, а в слове «стилистический» проверяемая гласная (сти́ль)
Ответ: 34 -
9 слайд
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) аристократ, министерство, дивизион
2) озаряться, просмотреть, морячок
3) выскочка, деревья, выстелить
4) приоритет, горизонт, стратегия
5) расстилается, прикасаться, умиротворение -
10 слайд
1. аристократ — НГ, министерство — НГ и ПГ (мини́стр), дивизион − НГ и ПГ (диви́зия)
2. озаряться — ЧГ, просмотреть (смОтр), морячок (мОре) — ПГ
3. выскочка — ЧГ, деревья (дЕрево) — ПГ, выстелить − ЧГ
4. приоритет — НГ, горизонт — НГ, стратегия − НГ
5. расстилается — ЧГ, прикасаться — ЧГ, умиротворение (мИр) (-твор-) − ПГ, ЧГ
ВНИМАНИЕ! В слове «министерство» первая гласная И непроверяемая, поэтому, несмотря на то, что вторая И проверяется ударением, это слово всё-таки соответствует условию задания. Задание корректно, ответ и пояснение к заданию верны.
Ответ: 14. -
11 слайд
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) запирать, растение, прилагательное
2) спираль, застелить, комфорт
3) бережок, формат, затвердеть
4) предварительный, придорожный, замечать
5) творительный, зарница, пловец -
12 слайд
1. запирать — ЧГ, растение — ЧГ, прилагательное − ЧГ
2. спираль — НГ (В этом слове чередования нет и никогда не было), застелить — ЧГ, комфорт − НГ
3. бережок — ПГ (бе́рег, прибре́жный), формат — НГ, затвердеть (твЁрдый) − ПГ
4. предвАрительный — НГ, придорожный — НГ, замечать (замЕтить) − ПГ
5. твОрительный — ЧГ, зарница — ЧГ, пловец − ЧГСлово с чередующейся гласной «творительный» подчиняется правилу правописания корней с чередованием ТВАР/ТВОР.
Ответ: 15.
-
13 слайд
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) досконально, нестабильно, придираться
2) расположиться, болото, сжигать
3) получасовой, линейка, зарядить (телефон)
4) прикоснуться, макать, ветряная (мельница)
5) громыхало, травяной, воздушный -
14 слайд
1. досконально — НГ, нестабильно — НГ, придираться − ЧГ
2. расположиться — ЧГ, болото — НГ, сжигать − ЧГ
3. получасовой (чАс) — ПГ, линейка (лИния) — ПГ, зарядить (зарЯдка) − ПГ
4. прикоснуться — ЧГ, макать — ЧГ, ветряная (мельница) − ПГ
5. громыхало — ПГ (грОм), травяной (трАвка) — ПГ, воздушный (вОздух) − ПГОтвет: 35.
-
15 слайд
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) перекликаться, подсветить, уплотнить
2) доставаться, задрожала, многоголосье
3) шедевр, пятнистый, считать
4) блистательный, запереть, стекло
5) водоросли, подгореть, надерёт (уши) -
16 слайд
1. перекликаться — ПГ, подсветить (подсвЕтка) — ПГ, уплотнить (плОтный) − ПГ
2. доставаться (достАть) — ПГ, задрожала (дрОжь) — ПГ, многоголосье (гОлос) − ПГ
3. шедевр — НГ, пятнистый (пЯтна) — ПГ, считать − ЧГ
4. блистательный — ЧГ, запереть — ЧГ, стекло (стЁкла) − ПГ
5. водоросли — ЧГ, подгореть — ЧГ, надерёт (уши) − ЧГ
Ответ: 12. -
17 слайд
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) дивизия, солдат, отпереть
2) касание, передвижение, степная
3) натереть, росток, подрастает
4) обещавший, голова, поклониться
5) растение, прилагательное, скакать -
18 слайд
1. дивизия — НГ, солдат — НГ, отпереть − ЧГ
2. касание — ЧГ, передвижение (сдвИг) — ПГ, степная (степь) − ПГ
3. натереть — ЧГ, росток — ЧГ (исключение), подрастает − ЧГ
4. обещавший — ПГ, голова (гОловы, голОвушка) — ПГ, поклониться − ЧГ
5. растение — ЧГ, прилагательное — ЧГ, скакать − ЧГОтвет: 35.
-
19 слайд
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) нигилист, приоритет, упражнение
2) финансист, подворотня, уклониться
3) меридиан, апельсин, прикроватный
4) ошеломлённый, подложить, уравнение
5) протереть, листок, подковать -
20 слайд
1. нигилист — НГ, приоритет — НГ, упражнение − НГ
2. финансист — ПГ и НГ, подворотня (вОрот) — ПГ, уклониться − ЧГ
3. меридиан — НГ, апельсин — НГ, прикроватный − НГ
4. ошеломлённый — НГ, подложить — ЧГ, уравнение − ЧГ
5. протереть — ЧГ, листок (лИст) — ПГ, подковать (подкОва) − ПГ
ВНИМАНИЕ! Слова КРОВАТЬ и КРОВ не являются однокоренными и родственными, они составляют разные словообразовательные гнезда (см. Словообразовательный словарь под ред. А. Н. Тихонова), поэтому нельзя проверить слово КРОВАТЬ словом КРОВ.Ответ: 13.
-
21 слайд
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) заклинать, реакция, полагать
2) профориентация, доброта, ветеран
3) загляденье, примерять (галстук), полевая (кухня)
4) внимательный, дипломат, президент
5) города, насмехаться, скрипучая -
22 слайд
1. заклИнать — ЧГ (ИН/Я) Откройте правило к заданию. Это корни с чередованием: клясть/заклинать; реакция — НГ, полагать − ЧГ
2. профориентация — НГ, доброта (дОбрый) — ПГ, ветеран − НГ
3. заглЯденье — ПГ, примерять (примЕрка) — ПГ, полевая (пОле) кухня − ПГ
4. внИмательный — ЧГ (ИН/Я) Откройте правило к заданию. Это корни с чередованием: внять/внимать; дипломат — НГ, президент − НГ
5. города (гОрод) — ПГ, насмехаться (смЕх) — ПГ, скрипучая − ПГОтвет: 35.
-
23 слайд
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) уберу, прелестный, подбородок
2) виртуоз, картина, тарелка
3) витраж, заря, угореть
4) предварительный, ностальгия, фломастер
5) вентилятор, свисток, летательный (аппарат) -
24 слайд
1. уберу — ЧГ, прелестный (прЕлесть) — ПГ, подбородок (бОроды, борОдка) − ПГ
2. виртуоз — НГ, картина — НГ, тарелка − НГ
3. витраж — НГ, заря — ЧГ, угореть − ЧГ
4. предварительный — НГ, ностальгия — НГ, фломастер − НГ
5. вентилятор — НГ, свисток (свИст) — ПГ, летательный (полЁт) (аппарат) − ПГ
Ответ: 24. -
25 слайд
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) вычисление, разочарованный, ягодный
2) вермишель, желание, макать (в воду)
3) замереть, обмакнуть, приложение
4) положение, пловец, вытворять
5) опираясь, изменение, растирать -
26 слайд
1. вычисление — ПГ, разочарованный (чАры) — ПГ, ягодный − НГ
2. вермишель — НГ, желание — НГ, макать (в воду) − ЧГ
3. замереть — ЧГ, обмакнуть — ЧГ, приложение − ЧГ
4. положение — ЧГ, пловец — ЧГ, вытворять − ЧГ
5. опираясь — ЧГ, изменение (замЕна) — ПГ, растирать − ЧГ
Ответ: 34. -
27 слайд
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) околдовать, галерея, делегировать (полномочия)
2) скрипучий, колючий, выровнять (пол)
3) смочить (водой), зарастёт, (мороз) крепчал
4) камин, директор, нотариус
5) благотворительный, аннотация, заберу (домой) -
28 слайд
1. околдовать — НГ, галерея — НГ, делегировать (полномочия) − НГ
2. скрипучий (скрИп) — ПГ, колючий (кОлкий) — ПГ, выровнять (пол) − ЧГ
3. смочить (водой) — ЧГ, зарастёт — ЧГ, (мороз) крепчал (крЕпкий) − ПГ
4. камин — НГ, директор — НГ, нотариус − НГ
5. благотворительный (блАго) — ПГ и ЧГ (твор), аннотация — НГ, заберу (домой) − ЧГ
Ответ: 14. -
29 слайд
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) трепетать, бастион, уплотнить
2) макулатура, заплетать, выращенный
3) развевающийся (флаг), примерять (платье), воспевать
4) безотлагательный, запираться, вырос
5) изложение, горелка, сжигать -
30 слайд
1. трепетать (трЕпет) — ПГ, бастион — НГ, уплотнить (плОтно) − ПГ
2. макулатура — НГ, заплетать (плЕть) — ПГ, выращенный − ЧГ
3. развевающийся (флаг) — ПГ, примерять (платье) — примЕрка — ПГ, воспевать (пЕть) − ПГ
4. безотлагательный — ЧГ, запираться — ЧГ, вырос − ЧГ
5. изложение — ЧГ, горелка — ЧГ, сжигать − ЧГОтвет: 45.
-
31 слайд
По материалам сайта «Решу ЕГЭ»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Задание 18 -
2 слайд
-
3 слайд
Когда (1) наконец (2) явилось солнце и разогрело землю, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что (3) казалось (4) на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли.
-
4 слайд
В данном предложении слово наконец не придаёт значения последнего, завершающего этапа, поэтому оно просто обстоятельство.
Слово казалось—вводное.
Ответ: 34 -
5 слайд
-
6 слайд
Однако (1) нездоровье природы заставляет сегодня говорить о катастрофическом состоянии флоры, фауны, почвы, воды. Видимо (2) лишь глобальный характер проблем, нерешённость которых угрожает самому существованию человечества, заставил осознать опасность (3) возможной (4) в будущем экологической катастрофы.
-
7 слайд
Видимо — вводное слово, выделяется запятой.
Слово «однако» имеет чёткое значение союза НО, поэтому не выделяется запятой.
Запятая должна стоять на месте 2.
Ответ: 2 -
8 слайд
Лёшка (1) ты помнишь (2) в этот вечер к нам не зашёл. Я думаю, что (3) ты помнишь (4) и предчувствие весны, и ожидание праздника, и незабываемый восторг своего детства.
-
9 слайд
Лёшка, ты помнишь, в этот вечер к нам не зашёл. Я думаю, что ты помнишь и предчувствие весны, и ожидание праздника, и незабываемый восторг своего детства.
«Ты помнишь» — вводное предложение, выделяется запятыми.
Во втором предложении «ты помнишь» — грамматическая основа в придаточной части сложноподчиненного предложения, запятыми не выделяется.
Запятые должны стоять на местах 1, 2 -
10 слайд
Всё стало (1) очевидно (2) с первого взгляда. Гости (3) очевидно (4) и не представляли себе того, что их ожидает вечером.
-
11 слайд
Всё стало очевидно с первого взгляда. Гости, очевидно, и не представляли себе того, что их ожидает вечером.
Очевидно — вводное слово, выделяется запятыми во втором предложении
Запятые должны стоять на местах 3, 4. -
12 слайд
Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Но потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.
-
13 слайд
Иногда придёт мысль, которая кажется верной, но боишься поверить ей. Но потом видишь, что та мысль, которая, быть может, и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.
Быть может — вводные слова, выделяются запятыми.
Кажется — в данном случае не вводное слово, а сказуемое, запятыми не выделяется.
Запятые должны стоять на местах 3, 4. -
14 слайд
Итак(1) она звалась(2) Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной(3)
Казалась (4) девочкой чужой. -
15 слайд
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Одна запятая при вводном слове, номер 1. -
16 слайд
Еще предвижу затрудненья:
Родной земли спасая честь,
Я должен буду(1)без сомненья(2)
Письмо Татьяны перевесть.
Она по-русски плохо знала,
Журналов наших не читала,
И выражалася с трудом
На языке своем родном(3)
Итак(4)писала по-французски…
Что делать! повторяю вновь:
Доныне(5) дамская любовь
Не изъяснялася по-русски,
Доныне (6) гордый наш язык
К почтовой прозе не привык. -
17 слайд
Еще предвижу затрудненья:
Родной земли спасая честь,
Я должен буду, без сомненья,
Письмо Татьяны перевесть.
Она по-русски плохо знала,
Журналов наших не читала,
И выражалася с трудом
На языке своем родном,
Итак, писала по-французски…
Что делать! повторяю вновь:
Доныне дамская любовь
Не изъяснялася по-русски,
Доныне гордый наш язык
К почтовой прозе не привык.
Запятые 1 и 2, 3 и 4 для вводных слов. -
18 слайд
По материалам РЕШУ ЕГЭ
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Подготовка к егэ по русскому языку
Задание 19 -
2 слайд
Одинокий путник (1) приближение (2) которого (3) я слышал ранее среди чуткого безмолвия морозной ночи (4) соблазнился моим веселым огнем.
-
3 слайд
[Одинокий путник, (приближение которого я слышал ранее среди чуткого безмолвия морозной ночи), соблазнился моим веселым огнем].
Придаточное определительное стоит внутри главного, его границы обозначены запятыми 1 и 4.
Ответ: 14 -
4 слайд
Утром горы (1) лежали в тумане (2) сквозь (3) который (4) едва виднелись их очертания.
-
5 слайд
Утром горы (1) лежали в тумане, (2) сквозь (3) который (4) едва виднелись их очертания.
В сложноподчиненном предложении выделяется начало придаточной части.
Запятая должна стоять на месте 2. -
6 слайд
Большие (1) светлые здания (2) окна которых (3) отражали первые солнечные лучи (4) бежали по обе стороны дороги.
-
7 слайд
Большие светлые здания, окна которых отражали первые солнечные лучи, бежали по обе стороны дороги.
Первые два определения не являются однородными (определение «большие» относится ко всему словосочетанию «светлые здания», т.е. светлые здания были большими), поэтому запятыми не разделяются.
В сложноподчиненном предложении выделяются начало и конец придаточной части.
Запятые должны стоять на местах 2, 4. -
8 слайд
Вопросы юного помощника снова напомнили ему (1) тот случай (2) вспоминать о котором (3) он не любил.
-
9 слайд
Вопросы юного помощника снова напомнили ему тот случай, вспоминать о котором он не любил.
В сложноподчиненном предложении запятой выделяется придаточная часть.
Запятая должна стоять на месте 2. -
10 слайд
Тренер распределил участников соревнований в команды (1) каждая (2) из которых (3) включала пять человек (4) и ещё раз напомнил правила игры.
-
11 слайд
Тренер распределил участников соревнований в команды, каждая из которых включала пять человек, и ещё раз напомнил правила игры.
В сложноподчиненном предложении выделяются начало и конец придаточной части.
Запятые должны стоять на местах 1, 4. -
12 слайд
По материалам сайта « Решу ЕГЭ»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Подготовка к ЕГЭ
Н-НН -
2 слайд
-
3 слайд
Впереди виднеется слома(1)ая листве(2)ица, серебря(3)ый в инее пень, значит, – мне в следующий дом.
-
4 слайд
Вот сломаННая огромная листвеННица, серебряНый в инее пень, значит, ― в следующий дом.
В этом предложении:
сломаННая ― полное причастие с приставкой;С/ЛОМ/А/НН/ая
листвеННица ― существительное, образованное от прилагательного ЛИСТВЕННЫЙ;
серебряНый ― прилагательное, образованное с помощью суффикса –ЯН–.
Ответ: 12. -
5 слайд
Путники, задумчивые и восторже(1)ые одновреме(2)о, очутились как бы в ватном облаке, солнце превратилось в маленький оловя(3)ый круг, по которому плыли белесые клочья, пока соверше(4)о не закрыли его.
-
6 слайд
Путники, задумчивые и восторжеННые одновремеННо, очутились как бы в ватном облаке, солнце превратилось в маленький оловяННый круг, по которому плыли белесые клочья, пока совершеННо не закрыли его.
В этом предложении:
восторжеННые ― прилагательное, образованное с помощью суффикса –ЕНН;
одновремеННо ― наречие, образованное от прилагательного ОДНОВРЕМЕННЫЙ;
оловяННый ― прилагательное, образованное с помощью суффикса –ЯНН- (исключение);
совершеННо ― наречие, образованное от прилагательного СОВЕРШЕННЫЙ.
Ответ: 1234. -
7 слайд
Над детской кроваткой висел тка(1)ый коврик, на котором огне(2)ая лиса волочила в зубах растрепа(3)ого белого петуха, уносила его куда-то за синие леса, за высокие горы.
-
8 слайд
Над детской кроваткой висел ткаНый коврик, на котором огнеННая лиса волочила в зубах растрепаННого белого петуха, уносила его куда-то за синие леса, за высокие горы.
В этом предложении:
ткаНый ― отглагольное прилагательное без приставки и зависимых слов;
огнеННая ― прилагательное, образованное от слова ОГОНЬ с помощью суффикса –ЕНН–;
растрепаННого ― полное причастие с приставкой, образовано от глагола совершенного вида.
Ответ: 23. -
9 слайд
Вдоль стен, вымаза(1)ых синей извёсткой, стояли скамейки, в передней комнате несколько стульев и стол для музыкантов, в задней — десяток столов, составле(2)ых в дли(3)ый ряд для ужина, — вот вся обстановка.
-
10 слайд
Вдоль стен, вымазаННых синей извёсткой, стояли скамейки, в передней комнате несколько стульев и стол для музыкантов, в задней — десяток столов, составлеННых в длиННый ряд для ужина, — вот вся обстановка.
В этом предложении:
вымазаННых — полное причастие с приставкой;
составлеННых — полное причастие с приставкой;
длиННый — прилагательное, образованное от существительного с основой на Н при помощи суффикса Н.
Ответ:123 -
11 слайд
Мощё(1)ая мраморной плиткой прихожая украше(2)а стекля(3)ыми вазами и золочё(4)ой мебелью, созда(5)ой лучшими мастерами Италии.
-
12 слайд
МощёННая мраморной плиткой прихожая украшеНа стекляННыми вазами и золочёНой мебелью, создаННой лучшими мастерами Италии.
В этом предложении:
мощёННая ― причастие с зависимым словом;
украшеНа ― краткое причастие;
стекляННыми ― прилагательное, является исключением;
золочёНой ― отглагольное прилагательное без зависимых слов и приставки;
создаННой ― полное причастие совершенного вида.
Ответ: 135. -
13 слайд
Разработа(1)ые китайскими лингвистами различные проекты перехода на буквенно-звуковое письмо так и не были реализова(2)ы: обществе(3)ость увидела угрозу разрыва с многовековой культурой, воплощё(4)ой в иероглифическом письме.
-
14 слайд
РазработаННые китайскими лингвистами различные проекты перехода на буквенно-звуковое письмо так и не были реализоваНы: обществеННость увидела угрозу разрыва с многовековой культурой, воплощёННой в иероглифическом письме.
В этом предложении:
разработаННые — полное причастие с приставкой и зависимым словом;
реализоваНы — краткое причастие;
обществеННость — существительное, образованное от прилагательного ОБЩЕСТВЕННЫЙ, в котором пишется НН;
воплощёННой — полное причастие с приставкой и зависимым словом.
Ответ: 134. -
15 слайд
Извержение Везувия подробно описа(1)о в адресова(2)ых римскому историку Тациту письмах Плиния Младшего, ране(3)ого в тот страшный августовский месяц.
-
16 слайд
Извержение Везувия подробно описаНо в адресоваННых римскому историку Тациту письмах Плиния Младшего, ранеННого в тот страшный августовский месяц.
В этом предложении:
описаНо — краткое причастие;
адресоваННых — полное причастие на -ОВАННЫЙ и -ЁВАННЫЙ;
ранеННого — полное причастие с зависимым словом.
Ответ: 23. -
17 слайд
В подготовке молодых шахматистов важно не время, которое было проведе(1)о непосредстве(2)о за игрой в шахматы, а сознательная тренировка, основа(3)ая на преодолении, требующая усилий.
-
18 слайд
В подготовке молодых шахматистов важно не время, которое было проведеНо непосредствеННо за игрой в шахматы, а сознательная тренировка, основаННая на преодолении, требующая усилий.
В этом предложении:
проведеНо — краткое страдательное причастие;
непосредствеННо — наречие, образованное от прилагательного НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ, в котором НН;
основаННая — полное причастие с зависимым словом.
Ответ: 23. -
19 слайд
По материалам сайта « РЕШУ ЕГЭ»
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)