X-PDF

Сборник контрольных и проверочных работ по русскому языку

Поделиться статьей

ДЕПАРТАМЕНТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ

ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ОГБПОУ  «ТОМСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

Юрченко И.В.

 

СБОРНИККОНТРОЛЬНЫХ И ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ

ПОРУССКОМУ ЯЗЫКУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск -2020

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И.В.Юрченко«Сборник контрольных и проверочных работ по русскому языку», методическоепособие – 35 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вданном пособии представлены проверочные и контрольные материалы по русскому языкудля студентов  1 курса учебных заведений среднего профессиональногообразования. Цель пособия – осуществление самоконтроля и самопроверки  зауровнем теоретических знаний по русскому языку и уровнем грамотности поосновным разделам программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык»,разработанной на основе требований ФГОС среднего общего образования.  Пособиеможет быть использовано студентами для подготовки к сдаче  ЕГЭ и вступительныхэкзаменов   в ВУЗы.

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие

4

Раздел № 1 «Язык и речь. Функциональные стили речи»

 

Проверочная работа (вариант № 1, №2)

5

Контрольная работа (вариант № 1,2,3)

6-8

Раздел № 2 «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография»

 

Контрольная работа (вариант №1,2)

9-10

Раздел № 3 «Лексика и фразеология»

 

Проверочная работа (вариант № 1, 2)

11

Контрольная работа (вариант № 1,2)

12-15

Раздел № 4 «Морфемика, словообразование, орфография»

 

Проверочная работа (вариант № 1, 2)

16

Контрольная работа

17

Раздел № 5 «Морфология и орфография»

 

Проверочная работа по темам  «Имя существительное», «Имя прилагательное» (вариант №1,2)

18-19

Контрольная работа по темам  «Имя существительное», «Имя прилагательное»

20

Проверочная работа по темам  «Глагол», «Причастие», «Деепричастие»

21

Контрольный тест по темам «Причастие», «Деепричастие»

22-23

Проверочная работа по теме «Наречие»

24

Контрольный тест по теме «Наречие»

25-26

Проверочная работа по теме  «Служебные части речи»

27

Контрольный тест по теме «Служебные части речи»

28

Раздел № 6 «Синтаксис и пунктуация»

 

Проверочная работа по теме  «Знаки препинания в простом предложении»

29

Проверочная работа по теме  «Знаки препинания в сложных предложениях»

30

Контрольная работа

31

Приложение

Виды разбора языковых единиц

32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Предлагаемоепособие адресовано студентам техникумов, колледжей среднего профессиональногообразования. В пособии представлены материалы, которые могут быть использованыобучающимися как для закрепления изученного материала, так и для осуществлениясамопроверки и самоконтроля по основным разделам программы учебной дисциплины«Русский язык», разработанной на основе требований ФГОСсреднего общего образования.

Проверочныеработы по основным разделам языкознания имеют несколько вариантов, чтопозволяет их использовать  как для закрепления изученного  материала, так и длясамоподготовки к контрольным работам.  Контрольные работы, предлагаемые впособие,  содержат задания, в большинстве своем, направленные на умениясопоставлять, анализировать языковой материал. Использование в проверочных иконтрольных работах тестовых заданий,  поможет обучающимся в подготовке к сдачеЕГЭ и вступительных экзаменов ВУЗы.

Особенностьюпроверочных и контрольных работ является также включение заданий на основе текстовиз художественной и публицистической литературы, как соблюдение основноготребования по работе с языковым материалом  — идти от текста, а не от слова ипредложения. А также дает возможность прикоснуться к лучшим образцам русскогослова.

Пособиевключает в себя разделы: «Язык и речь. Функциональные стили речи», «Фонетика», «Лексика»,«Морфемика и словообразование», «Морфология», «Синтаксис», что полностьюотвечает структуре содержания программы учебной дисциплины «Русский язык». Это позволит использовать пособие для  самостоятельной работы, как на учебных занятиях, таки вне учебного процесса.

Данноепособие  позволит студентам систематизировать свои знания по русскому языку,повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, повысить свою речевуюкультуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел№ 1 «Язык и речь. Функциональные стили речи»

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА 

Вариант№ 1

1. Прочитайтетекст, выполните задание к нему:

а) Определите темутекста

б) Укажите стильязыка, тип речи

в) Определите видсвязи предложений в данном типе речи

г) Выпишитеязыковые средства, определяющие стилистическую принадлежность текста, укажитевиды тропов

 

Самыеусовершенствованные новейшие электровозы никого теперь не удивляют. А какпоразили нас, тогдашних ребят, впервые увиденные нами паровозы, черные,закопченные, с огромными колесами. Они вылетали из-за поворота, как сущиедьяволы, сея искры, оглушая людей пронзительным шипением пара из-под колес. Авагоны зеленые, желтые, синие, постукивая на ходу, манили нас в неизвестныекрая бессчетными окнами.

(С. Маршак.)

2. Укажите стилистическую принадлежностьданных словосочетаний, записав их в соответствующую колонку.

            Снежный покров, ожерельерябины, жанр литературы, большущий дом, привлечь к ответственности, природноеявление, золото волос, вынести выговор, веселые сороки, демократический строй,народные массы, маленькая дочурка, бить баклуши, химический элемент, солнечныезайчики, национальное единство.

 

Книжные стили

Разговорный стиль

Научный стиль

Художественный стиль

Официально-деловой стиль

Публицистический стиль

 

 

 

 

 

 

Вариант№ 2

1.Прочитайте текст, выполните задание к нему:

а) Определите темутекста

б) Укажите стильязыка, тип речи

в) Определите видсвязи предложений в данном типе речи

г) Выпишитеязыковые средства, определяющие стилистическую принадлежность текста, укажитевиды тропов

 

Патриотизм – этоне право, а обязанность, хоть и кровная, почетная, но тяжелая обязанность,которую в меру своих сил должен нести каждый гражданин той земли, что отданаему под Отечество. Пусть не восторгаться, но гордиться каждому человекупринадлежностью к своему народу не повредит. Армянину, что он армянин, эстонцу,что он эстонец, еврею, что он еврей, а буряту, что бурят. Позвольте уж ирусскому пристраститься к этой шеренге «семьи вольной». Кое-какие заслуги передмировой культурой и цивилизацией есть и у него. (В. Распутин)

2. Укажите стилистическую принадлежностьданных словосочетаний, записав их в соответствующую колонку.

Докладная записка,пушистые облака, дождь золотой, принять к исполнению, пуститься наутёк,героический поступок, общественное мнение, классификация звуков,  этакий силач,душевный разговор, речевой аппарат, гражданский долг, босоногие березы, теоремаПифагора, ковер цветов,  предоставить отпуск.

 

Книжные стили

Разговорный стиль

Научный стиль

Художественный стиль

Официально-деловой стиль

Публицистический стиль

 

 

 

 

 

 

Раздел№ 1 «Язык и речь. Функциональные стили речи»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

Вариант№1

 

1.       Соотнеситетермин и определение (ответы запишите в таблицу):

 

1. Стиль

А) совокупность всех средств языка, использующихся при общении людей

2. Речевая деятельность

Б) использование части средств языка для построения предложений (высказываний)

3. Язык

В) процесс построения речи на основе языковой системы

4. Речь

Г) совокупность (набор) специфических средств языка, отличающих разновидности литературного языка

 

1.

2.

3.

4.

 

 

 

 

 

2.   Прочитайтетекст, выполните его лингвостилистический анализ по следующей схеме:

 

1.) определите микротему;

2.) выделите ключевые слова исловосочетания;

3)  определите вид связи предложений втексте;

4.) укажите языковые средствавыразительности;

5.)  укажите стиль языка, тип речи;

6.) сформулируйте основную мысль текста,его коммуникативную задачу.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.14%
НЕТ
39.86%
Проголосовало: 1252

            Шиповник стоял, повернувшисьбольшими цветами к солнцу, нарядный, совершенно праздничный, покрытыймножеством острых шипов. Цветение его совпало с самыми короткими ночами –нашими русскими, немного северными ночами, когда соловьи гремят в росе всю ночьнапролет, зеленоватая заря не уходит с горизонта и в самую глухую пору ночи таксветло, что на небе хорошо видны вершины облаков. Кое-где на их снеговойкрутизне можно заметить розоватый отблеск солнечного света.

 

3.       Соотнеситепринадлежность ведущей стилевой черты к функциональному стилю (ответ запишите втаблицу):

 

1. Разговорный

А) Отсутствие эмоциональности: отвлеченность, обобщенность, точность, логичность, доказательность

2. Художественный

Б) Непринужденность, простота

3. Публицистический

В) Отсутствие эмоциональности: официальность, точность, стандартность

4.Официально-деловой

Г) Эмоциональность: образность

5. Научный

Д) Эмоциональность: фактографичность + образность, призывность, злободневность тематики

 

1.

2.

3.

4.

5.

 

 

 

 

 

 

4. Напишите текст по теме «Весна», стильречи – художественный, тип речи – повествование (объем текста 7-12 предложений)

 

 

 

 

 

Раздел№ 1 «Язык и речь. Функциональные стили речи»

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

Вариант№2

 

1.            Соотнеситетермин и определение (ответы запишите в таблицу):

 

1. Стиль

А) совокупность всех средств языка, использующихся при общении людей

2. Речевая деятельность

Б) использование части средств языка для построения предложений (высказываний)

3. Язык

В) процесс построения речи на основе языковой системы

4. Речь

Г) совокупность (набор) специфических средств языка, отличающих разновидности литературного языка

 

1.

2.

3.

4.

 

 

 

 

 

2.            Прочитайтетекст, выполните его лингвостилистический анализ по следующей схеме:

 

1.) определите микротему;

2.) выделите ключевые слова исловосочетания;

3)  определите вид связи предложений втексте;

4.) укажите языковые средствавыразительности;

5.)  укажите стиль языка, тип речи;

6.) сформулируйте основную мысль текста,его коммуникативную задачу.

            Вредный илиполезный зверь волк?

Такой вопрос задавать неверно, ведь многиеживотные могут быть и вредными и полезными одновременно.

            Волк, который нападает на овецили домашних оленей, приносит людям вред. Но этот же волк в лесу или тундречаще охотится за слабыми и больными животными – ведь таких животных легчепоймать. Уничтожая больных животных, волк приносит пользу лесу и егообитателям. За это его называют санитаром леса.

 

3.            Соотнеситевыполняемую речевую функцию и стилистическую принадлежность (ответ запишите втаблицу):

 

1. Разговорный

А) воздействие на сознание с целью воспитания гражданской позиции (информировать о жизни страны, сформировать отношение к событиям, фактам; побудить к каким-либо действиям, привлечь внимание к важным вопросам…)

2. Художественный

Б) сообщение: проинформировать, проинструктировать, выразить волю закона

3. Публицистический

В) сообщение: объяснить закономерность процессов, явлений

4.Официально-деловой

Г) общение

5. Научный

Д) воздействие на воображение, чувства, мысли

 

1.

2.

3.

4.

5.

 

 

 

 

 

 

4.       Напишитетекст по теме «Сорока», стиль речи – художественный, тип речи – описание (объемтекста 7-12 предложений)

Раздел№ 1 «Язык и речь. Функциональные стили речи»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

Вариант№3

 

1.      Соотнеситетермин и определение (ответы запишите в таблицу):

 

1. Стиль

А) совокупность всех средств языка, использующихся при общении людей

2. Речевая деятельность

Б) использование части средств языка для построения предложений (высказываний)

3. Язык

В) процесс построения речи на основе языковой системы

4. Речь

Г) совокупность (набор) специфических средств языка, отличающих разновидности литературного языка

 

1.

2.

3.

4.

 

 

 

 

 

2.            Прочитайтетекст, выполните его лингвостилистический анализ по следующей схеме:

 

1.) определите микротему;

2.) выделите ключевые слова исловосочетания;

3)  определите вид связи предложений втексте;

4.) укажите языковые средствавыразительности;

5.)  укажите стиль языка, тип речи;

6.) сформулируйте основную мысль текста,его коммуникативную задачу.

Особенно хорошосиновый лес в осенние  ясные дни. В пурпурно-красный и желтый цвет окрашеналиства. Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там итут видны под ним красноватые шляпки поздних грибов-подосиновиков. Еще цветуткое-где запоздалые лесные цветы. Шелестит под ногами пожелтевший папоротник, иеще горячее пахнет в осиновом лесу.

 

3.             Соотнеситепринадлежность языковых средств к функциональным стилям речи(ответ запишите втаблицу):

 

1. Разговорный

А)  штампы, клише, особая терминология

2. Художественный

Б) книжная + разговорная лексика; несложные синтаксические конструкции; побудительные, восклицательные предложения; риторические вопросы, обращения, повторы слов и синтаксических конструкций

3. Публицистический

В) диалогичность, неполные предложения, использование экспрессивной лексики

4.Официально-деловой

Г) обилие терминов, абстрактная лексика; использование слов в прямом значении

5. Научный

Д) использование слов в переносном значении, изобразительно-выразительных средств; встречаются другие стили как средство создания художественного образа

 

1.

2.

3.

4.

5.

 

 

 

 

 

 

4.            Напишитетекст по теме «Душа человека в его делах», стиль речи – публицистический, типречи – рассуждение (объем текста 7-12 предложений)

 

 

Раздел № 2 «Фонетика, орфоэпия, графика,орфография»

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

Вариант№ 1

 

1.      Запишитеслова в 3 столбика: в первый те, в которых количество звуков и букв совпадает;во второй – те, в которых звуков больше, чем букв; в третий – те, в которыхбукв больше, чем звуков.

Ученье,жить, счастье, весенний, тьма, ошибка, мысль, шубка, ружье, аккордеон, лейка,бельчонок, песок.

 

2.      Укажите,  вкаком слове все согласные звуки мягкие?

1) жизнь      2) приятель     3) степь      4) пишешь

 

3.     Укажите, в  каком словевыделенная буква обозначает твердый согласный?

 1)тембр          2) морфема     3) шинель     4) крем

 

4.      Укажите,  в каком рядуслов буквы чн обозначают звуки шн ?

  1) дачный, скворечник     2) яичница, вечный  3) конечно, съемочный    4) скучный, конечно

 

5.   Поставьтев словах правильно ударение, записав слова в четыре столбика: в первый –ударение на первом слове, во второй столбик – ударение в словах падает навторой слог, в третий – ударение на третьем слоге, в четвертый – ударение всловах падает на четвертый слог.

Случай, центнер, аккордеон, абонемент, инструмент,искра, досуг, договор, обеспечение, квартал, добыча, туфля, компас, корысть,простыня, нефтепровод, буржуазия, щавель, свекла, заговор, средства, кулинария,документ, путепровод, статуя.

 

6.      Запишитеслова в два столбика, вставляя пропущенные буквы О или Ё. Графически объяснитеусловия выбора гласной.

Гладкая ш..рстка, упавшие ж..луди, машина с кирпич…м, прочный ш…в, тесная лавч…нка, громкий ш…пот, жужжание пч…л, главный дириж…р,камыш…вые заросли.

 

-О-

-Ё-

 

 

 

7.      Выпишите звонкиесогласные звуки, дайте им характеристику (твердый/мягкий). Выделите в словахприставки, объясните их правописание. Сделайте фонетический разбор выделенногослова.

Это — выжимкибессонниц,

Это — свеч кривыхнагар,

Это — сотен белыхзвонниц

Первый утреннийудар…

Это — теплыйподоконник

Под черниговскойлуной,

Это — пчелы,это — донник,

Это — пыль, имрак, и зной.

                                    (А. Ахматова.)

8.Составьте текст на тему «А у нас сегодня гости», используя ключевые слова.Поставьте в словах верно ударение.

     Тефтели,щавель, пирожки с творогом, сливовый сок, ирис, торты, бутерброды с языковойколбасой, салат из вареной свеклы, камбала, арахис.

 

 

 

Раздел № 2 «Фонетика, орфоэпия, графика,орфография»

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

Вариант№ 2

 

1.      Запишитеслова в 3 столбика: в первый те, в которых количество звуков и букв совпадает;во второй – те, в которых звуков больше, чем букв; в третий – те, в которыхбукв больше, чем звуков.

Молодежь, поёт, дерутся, лестница, кольцо,гамма, самолет, подъезд, грипп, лукошко, разыгрывать, люлька, танец.

 

2.      Укажите, в каком слове все согласные звуки твердые?

1)жизнь       2) приятель     3) степь     4) тембр

 

3.     Укажите, в каком словевыделенная буква обозначает мягкий согласный?

       1) ателье      2)  кофе            3) коттедж     4) свитер

 

4.     Укажите,  в каком рядуслов буквы чн обозначают звуки шн ?

  1) скучный, конечно 2) яичница, вечный   3)конечно, съемочный    4) дачный, скворечник    

 

5.      Поставьтев словах правильно ударение, записав слова в четыре столбика: в первый –ударение на первом слове, во второй столбик – ударение в словах падает навторой слог, в третий – ударение на третьем слоге, в четвертый – ударение всловах падает на четвертый слог.

Документ, звонит, диспансер,  искра, досуг, договор,обеспечение, квартал, баловать, каталог, черпать,  намерение, туфля, корысть,простыня, ходатайствовать,  буржуазия, арахис, щавель, свекла, средства, документ,путепровод,  партер, портфель.

 

6.      Запишитеслова в два столбика, вставляя пропущенные буквы О или Ё. Графически объяснитеусловия выбора гласной.

Редкий пуш…к, веселый стаж…р, неоперившийся галч…нок,блестящий ш…лк, тесная лавч…нка, парч…вые шторы, борьба с саранч..й, датьпощ…чину, длинная ч…лка.

 

-О-

-Ё-

 

 

 

7.      Выпишитесогласные звуки, не имеющие себе парных, дайте им характеристику (толькозвонкий/глухой,  только твердый/мягкий). Выделите в словах приставки, объяснитеих правописание. Сделайте фонетический разбор выделенного слова.

Это — выжимкибессонниц,

Это — свеч кривыхнагар,

Это — сотен белыхзвонниц

Первый утреннийудар…

Это — теплыйподоконник

Под черниговскойлуной,

Это — пчелы, это —донник,

Это — пыль, имрак, и зной.

                                    (А. Ахматова.)

 

8.Составьте текст на тему «А у нас сегодня гости», используя ключевые слова.Поставьте в словах верно ударение.

     Тефтели,щавель, пирожки с творогом, сливовый сок, ирис, торты, бутерброды с языковойколбасой, салат из вареной свеклы, камбала, арахис.

Раздел № 3 «Лексика и фразеология»

 

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА 

Вариант№ 1

1.      Укажителишнее слово в синонимическом ряду:


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.14%
НЕТ
39.86%
Проголосовало: 1252

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет