X-PDF

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ

Поделиться статьей

Сценарий любой деловой игры включает следующие элементы: предмет игры, содержание конфликта или противоречия, способа генерирования событий в игре, общей последовательности и гра­фической модели взаимодействия игроков, характера двупланово-сти в игре.

Сценарий ДИ «Игра» может быть представлен в следующем

виде:

Предмет игры — конструирование и описание деловой игры. Объект имитации — характеризуется конфликтами между:

■ знанием и незнанием в области конструирования ДИ .

■ потребностями и возможностями преподавателей .

■ теорией и практикой ДИ .

■ традицией и нововведением .

■ желанием и нежеланием разрабатывать деловые игры .

■ энтузиазмом и предубеждением.

Примечание. Данные конфликты реализуются в ролевой структуре, в правилах и в системе оценивания.

Общая последовательность игры: 1-й этап- введение в игру:

— определение содержания разрабатываемой игры .

— анализ полученной информации и формирование игровых групп . -распределение ролей.

2-й этап- конструирование и создание форматов описания

ДИ:

— ролевое общение в группах по разработке и форматному описа­
нию деловой игры.

3-й этап- оценка проектов ДИ:

— обсуждение представленных проектов ДИ (выступление пропа­
гандистов и дискуссия).

4-й этап- экспериментальное проигрывание разработанных ДИ:

— оценка проектов ДИ и деятельности игроков .

— разбор игры.

Способ генерирования событий: смешанный — детерминирован­ный и спонтанный. Двуплановость игры:

а) план — условный: разработка ДИ в игровой ситуации .

б) план — реальный: выработка и развитие навыков по констру­
ированию и описанию ДИ.

Комплект ролей и функции игроков:

В ДИ «Игра» разыгрывается следующий комплект ролей:

• заказчик разрабатываемой ДИ,

• дизайнер-теоретик,

15-3499 225

дизайнер-практик,

• дизайнер-дилетант,

• дизайнер-скептик,

• аксеолог,

• пропагандист.

Роль пропагандиста может брать на себя один из представите­лей группы дизайнеров.

Руководители игры выполняют роли режиссеров ДИ «Игра» и научных консультантов.

Для проведения ДИ «Игра» формируется несколько команд по семь человек, деятельность которых носит состязательный харак­тер. Задача каждой команды — разработать и описать деловую игру по заданию заказчика и представить ее на обсуждение всех участ­ников ДИ «Игра».

Обсуждение и выбор наилучшего варианта деловой игры про­водятся на заседании научно-технического совета.

ПОРТРЕТ ЗАКАЗЧИКА

Заказчик- это игрок серьезный, представительный, ответ­ственный, с развитым чувством юмора. Его главная характеристи­ка — умение быстро устанавливать контакты с игроками, режиссе­рами и поддерживать их.

В обязанности заказчика входит:

• конкретизировать свою роль: кто он, какую организацию пред­ставляет, какие цели преследует .

• конкретизировать заказ на разработку ДИ (на бланке заказа) .

• осуществлять посредничество между режиссерами и группами .

• корректировать внутригрупповые решения в соответствии с за­казом .

• принимать решения по преодолению внешних «катастроф» (дер­жателями банка «катастроф» являются режиссеры) .

• оценивать качество разработанного проекта ДИ.

Заказчик имеет право корректировать требования заказчика в процессе конструирования ДИ.

Его девиз: НЕ ДЕРЖИ КАМЕНЬ ЗА ПАЗУХОЙ.

ПОРТРЕТ ДИЗАЙНЕРА-ТЕОРЕТИКА

Дизайне р-т еоретик- это игрок, который анализиру­ет отечественную и зарубежную литературу в области ДИ и всех форм и методов активного обучения. Является постоянным участником школ, семинаров, конференций по методам актив­ного обучения (МАО). Обладает большими способностями в теоретизировании. От него зависит научный уровень разра-

батываемой ДИ, аргументированность выступлений в дискус­сиях.

В обязанности дизайнера-теоретика входит:

• определение стратегии конструирования и описания ДИ .

• объяснение терминов, понятий и иностранных слов .

• помощь в подготовке доклада пропагандисту .

• отвлечение дизайнеров от выполнения поставленной задачи пу­тем излишнего теоретизирования.

Дизайнер-теоретик имеет право: -обращаться за консультациями и разъяснениями к «теоретику» другой группы в обмен на свою информацию или приобретать необходимую информацию, теряя при этом некоторое количе­ство баллов . — налагать «veto» на решения конкретных вопросов, навязывая группе свою точку зрения. Его девиз: РИСК- ДЕЛО БЛАГОРОДНОЕ, НО ОПАСНОЕ.

ПОРТРЕТ ДИЗАЙНЕРА-ПРАКТИКА

Дизайне р-п р а к т и к — это игрок, имеющий определенный опыт по конструированию, описанию и использованию ДИ. От «практика» зависит реальность разрабатываемой игры, возмож­ность ее внедрения.

В обязанности дизайнера-практика входит:

• определение тактики действий и решений в группе .

• сопоставление с имеющимися аналогами .

• помощь в подготовке доклада пропагандисту .

• противодействие дизайнеру-теоретику.

Дизайнер-практик имеет право:

— обращаться за информацией к «практику» другой группы в об­мен на свою информацию или приобретать необходимую инфор­мацию, теряя при этом некоторое количество баллов .

— налагать «veto» на решения конкретных вопросов, навязывая группе свою точку зрения.

Его девиз: НЕ БОЙСЯ ОБМЕНИВАТЬСЯ ИНФОРМАЦИЕЙ, БАЛЛ ПОТЕРЯЕШЬ, ЗАТО «ЗАРАБОТАЕШЬ» ИНФОРМА­ЦИЮ.

ПОРТРЕТ ДИЗАЙНЕРА-ДИЛЕТАНТА

Дизайне р-д илетант- это игрок, который вроде бы все знает, все умеет, все может, везде бывает, все читает. Он и теоретик и практик. Он может принести группе как пользу, так и вред. От­сутствие фундаментальных знаний позволяет ему задавать «глупые» вопросы или генерировать нестандартные идеи.

s-ОДязанности дизайнера-дилетанта входит:

• эмоциональное воздействие на игроков .

• нарущеиие традиционности профессионального мышления.

Диза йнер -дилетан т не имеет права обращаться к кому-либо за советом, консультацией. Его девиз: НЕ НАВРЕДИ.

ПОРТРЕТ ДИЗАЙНЕРА-СКЕПТИКА

Д и3 а й н е р-с к е п т и к — это игрок, обладающий достаточно большими знаниями и опытом, но консервативный по природе. Под­вергает все новое сомнению и даже осмеянию. Он не верит в эффек­тивность методов активного обучения, ссылаясь на большие затраты времени ч средств. Розовое он видит в сером цвете, серое — в черном. й-£§З занности дизайнера-скептика входит:

• критиковать все нововведения .

• оспаривать выбранную группой стратегию и тактику конструи­рования ИГрЬ, .

вьшУжДать членов группы к тщательной аргументации своих то­чек зрецияи решений.

ДиМЙ Вер-екептик имеет право:

— выражать недоверие заказчику в письменной форме, которая пе­редается аксеологу и устно сообщается заказчику .

— громко хлопнуть дверью и уйти (когда лопнет терпение).

Его дввиз: ВОВРЕМЯ ВЕРНИСЬ.

ПОРТРЕТ АКСЕОЛОГА

АксеОЛог- это игрок, умеющий быть в гуще событий, оста­ваясь в то же время в тени. Он должен все видеть, слышать, оцени­вать и фиксировать.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

°—Обязанности аксеолога входит:

• оценка Поведения игроков и группы в целом (бланк экспресс-оцен­ки) .

• сравнение и оценка представленных проектов ДИ совместно с за­казчиками и режиссерами .

• невмешательство в поведение и решения группы .

• подготовка устного выступления по оценке деятельности игро­ков и разработанных проектов .

• объективность.

Его девиз: СУДИ СТРОГО, НО НЕ ОБИЖАЙ.

ПОРТРЕТ ПРОПАГАНДИСТА

Пропагандист- это игрок в квадрате, так как эту роль берет на себя одцниз представителей группы дизайнеров. Пропагандист

должен обладать способностью быстро анализировать и обобщать информацию, представлять ее в устной форме, убеждая присутству­ющих в преимуществах разработанного проекта. В обязанности пропагандиста входит:

• достойное представление разработанного группой проекта .

• психологически точное, педагогически верное, эмоционально оправ­данное, артистически осуществленное воздействие на аудиторию .

• защита точки зрения группы .

• ответы на вопросы.

Пропагандист имеет право:

— выбрать оригинальную форму преподнесения информации (но традиционная форма не карается) .

— обратиться за помощью к группе, если не знает ответа на вопрос.

Его девиз: АУДИТОРИЯ — ЭТО НЕ СОСУД, КОТОРЫЙ НАДО НАПОЛНИТЬ, А ФАКЕЛ, КОТОРЫЙ НАДО ЗАЖЕЧЬ.

ИНСТРУКЦИЯ РЕЖИССЕРАМ ИГРЫ

Режиссерами ДИ «Игра» должны быть люди, имеющие опыт конструирования, описания и проведения деловых игр, зна­ющие теорию методов активного обучения, владеющие методом проведения ДИ. В противном случае идея игры может быть диск­редитирована.

Обязанности режиссеров:

• представить исходную информацию о ДИ .

• руководить определением содержания и выбора темы будущей ДИ, оказывать методическую помощь .

• помогать в формировании игровых групп и распределении ролей . оценивать деятельность игроков по определенным критериям .

• творчески корректировать ход игры в соответствии с конкретной ситуацией и контингентом участников .

• участвовать в экспериментальной апробации разработанной ДИ .

• проводить разбор и подводить итоги игры.

Режиссер имеет право:

— взаимодействовать с участниками игры .

— принимать решения по изменению регламента и процедуры игры .

— вводить в игру пакет «катастроф» .

— в целях достижения дидактического эффекта останавливать игру, разъяснять и корректировать действия и результаты работы иг­роков.

ПРАВИЛА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

1. Разрабатываемые проекты игр должны соответствовать тре­бованиям заказчика игры.

               
   
 
   
 
     
 
 
Окончание
Штрафы
Факт
2. 3. 4. 5.
6. 7. 8. 9. 10. П.

2. При конструировании игры следует учитывать педагогические требования к организации учебного процесса (связь теории с прак­тикой, использование передового опыта, тематическая и методи­ческая взаимосвязь игры с другими формами и методами обучения, наглядность, контингент обучаемых, их отраслевая принадлеж­ность, продолжительность обучения и др.).

3. Оценки проектов ДИ осуществляются на основе сравнения с форматом описания ДИ, подготовленным разработчиками ДИ «Игра».

4. В процессе игры оцениваются внутри- и межгрупповое пове­дение и стиль взаимодействия игроков.

5. Стимулируется введение игроками новшеств в процедуру кон­струирования и структуру описания ДИ.

6. Строгое соблюдение регламента выступлений, дискуссий, внутригрупповой и межгрупповой деятельности.

7. При разработке ДИ следует руководствоваться следующими
принципами: проблемности, двуплановости, диалогического вза­
имодействия участников игры, совместной деятельности, имита­
ции условий и динамики производства и моделирования деятель­
ности людей.

8. Взаимодействие групп с режиссерами игры осуществляют за­казчики.

9. В ДИ «Игра» вводится пакет ситуаций, имитирующих возму­щающее воздействие внешней среды. Использование их в ходе игры регулируется режиссерами.

Показатели
и/ч
Разыгрывание полного комплекта ролеЙ1(ро-ставляется в конце игры) Корректность повеления (индивидуально) Оригинальные формы представленияинфор-мации Интересные мысли, примеры, предложения Качество визуальной информации,использо-| ванной при описании ДИ Динамичность работы группы Организованность работы группы Продажа первого выступления Выступление от группы в дискуссии Ответы на вопросы Использование информации из предыдущег доклада_______
 

Система оценивания деятельности игроков (для режиссеров) в ДИ «Игра»

ч

№ h/n
Поощрения

Показатели

12. 13.
+ 10 0 + 5
-5 -5 -1

Покупка информации Сдача проекта в срок:

с опережение^.

14. 15.

с опозданием Полезность командировки Продление времени на 1 мин.

№п/п

Экспресс-оценка деятельности группы (для аксеолога) В ДИ «Игра»

Система баллов

Показатели деятельности

спокойный — 0 средний — 20 жесткий -40

РеЖим работы

отсутствие — 50 1 нововведение — 100

Креативность группы (нововведе­ния в технологию структуры доку-.мен трв, оформление и т.д.)

3.
неучастие игрока — 50

.Активность работы группы

1 обращение- 10
5.

Получение информации у другой группы (для дизайнеров-теоретика и практика)

вред-15 польза — 30
6.
Обоснованность ноты недоверия к заказчику у дизайнера-скептика лс. —■—— ~:г
да-5 нет-10
7.

Характер деятельности дизайнс-£Р1^ДИлстантов

да нет
-5 -5

Обоснованность ухода дизайнера-скептика

9.

_Ё°2£ращение скептика

0-30

Приобретение полезной информа­ции во время командировки одного

10.

из членов групиь_ _________________

+ 10 0 -30 -15 + 20

Стиль общения в группе: -Дружелюбный

— напряженный

— враждебный

— Диктаторский

Демократич ески^______________

Итого:

Bo™o0cTtCKOeобесПеЧениеДИ&lt .&lt .ИгРа» представляет собой со­
вокупность всех материалов, представленных в описании В допол
нение к этому прилагается бланк заказа на разработку ДИ и кап
точки с перечнем «катастроф». УАКар

БЛАНК-ЗАКАЗ НА РАЗРАБОТКУ ДИ

1. Основание для выполнения работы: приказ вышестоящей организации, личное желание, вынужденность обстановки и просьба режиссеров.

2. Цель и назначение работы: сконструировать и описать дело­вую игру.

3. Технические требования: максимальная скорость разработки, компактность и четкость описания.

4. Этапы работы: дается описание этапов.

5. Материально-техническое обеспечение: бумага, перфокарты, нужная атмосфера вокруг игры (мебель, доски, стол с напитками и т.п.).

6. Приемка работы: работа считается выполненной, если она документально оформлена, единогласно принята всей группой, защищена в дискуссиях и удовлетворяет требования заказчика.

7. Результат ДИ.

ПЕРЕЧЕНЬ «КАТАСТРОФ» (ДЛЯ РЕЖИССЕРОВ)

Заказчик срочно вызывается к режиссерам для отчета о состоянии дел в группе

По решению вышестоящей организации дизайнер-практцК

направляется в командировку по заимствованию опытц

конструирования ДИ:

время пребывания в командировке5 минут .

отчет о командировке перед режиссером — 2 минуты.

Право «veto» принадлежит дизайнеру-теоретику и дизайнеру-практику


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет