Конспект этической беседы сучащимися 1-го класса
на тему «Наш класс на уроках ипеременах»
Примечание: в качестве подготовительнойработы учащиеся совместно с родителями пишут мини-сочинения «Я на уроке иперемене», оформляют выставку рисунков.
Цель: формирование образа «Я», окружающего мира и «Я» вокружающем мире, адекватного реальной действительности, так как человек воспринимает мир обобщенно, целостно и образно.
Задачи: посредством диалога с учащимися черезпривлечение внимания детей к созидательной направленности положительныхдействий, в ходе анализа проблемных (юмористических) ситуаций повторить правилавнутреннего распорядка школы, формировать внутреннюю убежденность внеобходимости их исполнения.
Развёрнутый план занятия
1. Организация класса.
— Ну что ж, ребята и зрители,
Состязаться со мной, не хотите ли?!
А в чём состязаться?
Ну, например, кто громче заорёт,
Или смешнее раскроет рот,
Разбрасывает пальто в раздевалке
Есть у нас такие ребятки…
-Как вы думаете, дети, то, что я вамсейчас предложила — это серьёзное предложение или есть в нём определенный подтекст? (Варианты ответов детей.)
2.Сообщение темы занятия и правилего проведения.
-Может мои слова, на первый взгляд, ипрозвучали весело, но на самом деле, вы абсолютно правы, разговор у нас будетсерьёзный.
— Итак, тема нашего занятия « Наш классна уроках и переменах».
-Прежде, чем мы начнём, я хочу, чтобы вывспомнили и озвучили правила
ведения беседы (ответы детей обобщаются):
1.Нужно быть внимательным по отношению к собеседникам. Не выкрикивать с места.
2.Нужно тактично, то есть, сдержано, без грубых слов и намёков,
высказывать критические замечания.Начинать всегда с самого себя.
З.В ситуации юмористической смеятьсяможно, но не забывайте русскую пословицу о том, что делу время, а потех — час.
З.Иллюстрации и анализ проблемныхситуаций.
-Посмотрите, пожалуйста, на нашу фотогалерею. На снимках запечатлены моменты из жизни нашего класса. Позвольте мнепровести небольшую экскурсию по ней. Чтобы путешествие получилось интересным изапоминающимся, некоторые моменты мы будем иллюстрировать стихами и сценками.
Этюд 1.
У нас в классе есть ребята.
С ними не соскучишься.
Всё сидят они за партой,
Но ничему не учатся.
-Как вы думаете, какие факты дают мнеоснование утверждать, что частенько ученики нашего класса уходят из школы, такничему и не научившись?
( Варианты мнений учеников.)
-Так какой же, мы должны сделать вывод?(Урок требует от каждого ученика внимания и ответственного отношения к делу, аещё трудолюбия и умения подчинить своё «хочу» слову «надо»).
Этюд 2.
В нашем классе тишины
Почему-то не слышно!
То резинка упадёт,
То линейка упадёт,
То Ванюшка вдруг под партой
Чью-то варежку найдёт.
«Рот закрыли! Сели ровно!»
-Нам учитель говорит.
«Будем слушать тишину!»
Я чего-то как вздохнул
Засмеялся Дима сзади
«Тише, тише!»- шепчет Настя.
Ничего у нас не вышло
-Тишины у нас не слышно.
— Как вы думаете, что мешает нам подчасуслышать тишину? (Варианты ответов детей)
— Давайте поупражняемся с вами всоздании тишины. Интересно, сколько нам понадобиться для этого времени. (3попытки, время засекается. Лучший результат фиксируется на доске как ориентирдля последующих уроков.)
Этюд 3 и 4.
Шум и гам на перемене
Все ребята на полу.
Вытираем собой пол мы
Хоть кричи тут: « Караул!»
Звенит звонок. И каждый раз,
Как будто в страшном сне,
Сначала я влетаю в класс,
Потом влетает мне…
— На какие ситуации из жизни нашегоколлектива указывают эти иллюстрации? (Дети зачитывают свои сочинения.)
Вывод: Бегая по школе, толкаясь в буфете и налестнице, мы создаём травма опасные ситуации. Резкое движение может привести кпотере равновесия и падению, а крик является сильным раздражителем. Именно открика и шума так часто у детей и учителей в школе болят головы. Поэтому, покоридорам передвигаемся спокойно, говорим в полголоса.
Этюд 5.
Часто, мы не замечаем, что произносимобидные слова. Часто перемена начинается с весёлой игры двух товарищей. Азаканчивается слезами одного из них, обидой или ссорой. Почему, такпроисходит? (Варианты ответов детей).
-Сегодня на занятие я принесла несколько писем. Давайте их прочитаем. Обратите внимание, что в этихписьмах нет последних слов. Я надеюсь на вашу помощь…
1. Видел Асю — девочку
Я сейчас на улице.
Ася — славная девчонка,
Ася ходит в третий класс!
Но давно уже от Аси
Я не слышал слово … (здравствуйте).
А слово-то, какое, очень дорогое!
2.А вот письмо второе.
Встретил Витю я, соседа.
Встреча грустная была.
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но, представьте — зря от Вити
Ждал я слова … (извините).
А слово-то, какое — очень дорогое!
3.Теперь прочитаем письмо под номером 3.
Дед про внучку говорил:
«Экая досада-
Я портфель ей подарил,
Вижу, очень рада!
Но — нельзя ж молчать как рыба,
Ну, сказала бы … (спасибо).
Все слова, какие — очень дорогие!
-Скажите, ребята, почему я утверждаю, что все перечисленныеслова очень дорогие?! ( Варианты ответов детей.)
4. Подведение итога.
-Сегодня наше занятие мы посвятили установлению добрыхотношений в классе, а также соблюдению прав и обязанностей школьников. Подводяитог, скажите мне, так чего же в школе делать нельзя? Как нужно поступать,чтобы достойно носить имя ученика школы?
Клянёмся добрыми мы быть!
Всегда «спасибо» говорить,
«День добрый», « До свидания!»
Нет в мире лучше звания.
-Клянёмся честными мы быть!
И лень, и грубость позабыть.
И говорить прилично —
Клянёмся каждый лично!
Текст сочинение на тему « Перемены в школе».
Наш учебный день большой. В нём есть уроки и перемены. Мнебольше
всего нравится ________________________________________________ перемена. Чаще всего я посвящаюперемену тому, чтобы
______________________________________________________________
У меня в школе есть друзья. Мы вместе в свободное время
________________________________________________________________, а
иногда___________________________________________________________.