Сценарийклассного часа «Семья и семейные ценности». (9 класс)
Добрый день!Ребята, вы уже взрослые и знаете, что относится к общечеловеческим ценностям.Что вы относите к ним?
(Друзья, здоровье, искусство,родственники и семья….)
— Я услышала отвас слово семья и тема нашего сегодняшнего классного часа «Семья и семейныеценности». И мне хочется начать с замечательных слов, выдающегося русскогописателя Льва Николаевича Толстого:
«Счастливтот, кто счастлив у себя дома». Ребята, я предложила вам к нашему классномучасу найти и выучить стихи о семье. Кто готов?
Какое счастье житьна свете,
Когда я в мирене одна.
Когда душатеплом согрета
И за спинойстоит СЕМЬЯ
Понять способнымы не сразу…
На это нужно много лет:
СЕМЬЯ даётся лишь однажды –
Дороже, ближе, лучше нет…
— На экране презентация (семейные фото учащихся).
— Посмотрите, ребята, какие счастливые лица у вас увсех на фотографиях! Через небольшой промежуток времени вы тоже станете папамии мамами, и будете зажигать свет в своих окнах. И мне очень хочется узнать вашемнение «Что такое семья?».
(отвечают дети).
— Для каждого из вас слово «семья» имеет свое значение. А вот что мыможем прочитать в словаре С.И. Ожегова: «Семья — группа живущих вместеблизких родственников».
В Большом энциклопедическом словаре даётся такое толкование этогослова: «Семья́ — основанная на браке или кровном родстве малая группа, членыкоторой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовойответственностью».
Как видим, какое бы определение семье мы ни дали, вовсех значениях есть одна общая черта. Какая?
— Это единение, общность. Чего? Взглядов, интересов, ценностей.
— Ребята, а как вы думаете? Что зашифровано здесь? (семья)
— В произведении Юрия Куранова «Тепло родного очага» такраскрывается понятие «семья»: семь — я. То есть я повторен в детях моих семьраз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье.
А почему? Кто-то знает из вас?
( Издавна цифра «семь» считается многозначительной и особо счастливой,потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрыхначинаниях.)
— Ребята, а какая семья считается счастливой?
(Человека без семьи трудно считать вполне счастливым.)
— Требует ли жизнь в семье большого творчества?
-Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?
— Ребята, каждая группа получает карточки, где даноначало предложений. Вам даётся 1 минута, чтобы ознакомиться с началомпредложения и дополнить его. Начинаем с первой группы.
1. Семья — это…
2. Мои родители — это…
3. Свет в окнах моего дома — это…
4. Радость в моей семье — это…
5. Горе моей семьи — это…
6. Вдали от родного дома я буду вспоминать…
7. Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в будущуюсемью…
8. Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье…
9. Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей —это…
— Ребята, а какиеважнейшие функции семьи?
воспитательная,
хозяйственно-бытовая,
экономическая,
социально-статусная,
психотерапевтическая,
репродуктивная,
сексуально-эротическая,
духовное общение,
досуговая.
— Имеются особыетребования, которые общество предъявляет к семье: (слайд)
А знаете ли вы их?
1.Создание условийдля всестороннего развития личности.
2.Эмоциональнаяподдержка престарелых родителей.
3.Воспитание детей иподростков, основанное на любви и доверии.
— Классныйруководитель.
-Конечно же вы слышали, говорят «Мой дом — моя крепость». Несомненно, укаждого человека должен быть дом, и не просто крыша над головой , А МЕСТО, ГДЕЕГО ЛЮБЯТ И ЖДУТ, ПОНИМАЮТ И ПРИНИМАЮТ ТАКИМ, КАКОВ ОН ЕСТЬ, МЕСТО ,ГДЕЧЕЛОВЕКУ ТЕПЛО И УЮТНО. И на таком хорошем и крепком фундаменте, как прочныйдом, защищающий человека от всех невзгод, согревающий теплом семейного очага,должны вырасти семейные ценности.
— А как вы понимаете это слово «ценности»?
— Ценности — то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительныйжизненный смысл (Слайд).
— Ребята, а что бы вы отнесли к семейным ценностям? (Отвечают)
• Ценность родительства
• Ценность родства
• Ценность супружества
• Ценность здоровья
• Общность взглядов и взаимопонимание
Обычаи и традиции
— А какие бывают традиции?
(Ответы учащихся)
Традиции:
1. Собираться всей семьей вродительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;
2. Всем вместе петь и игратьна музыкальных инструментах;
3. Приглашать гостей исобирать застолье;
4. Собирать и хранитьсемейные фотографии;
5. Хранить вещи,принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных иблизких.
— А знаете ли вы, что издревле на Русисуществовала традиция: представители одной семьи занимались одним видомдеятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей ит.д.
—А сейчас давайте немного поразмышляем… Япрочитаю вам притчу «Семь дочерей», а вы должны сделать выводы по отношению ксемье.
Было у матери семьдочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой толькочерез неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, какони скучали по матери.
— Я скучала по тебе,как маковка по солнечному лугу, — сказала первая дочь.
— Я ждала тебя, каксухая земля ждет каплю воды, — проговорила вторая.
— Я плакала по тебе,как маленький птенчик плачет по птичке, — сказала третья.
— Мне тяжело было безтебя, как пчеле без цветка, — щебетала четвертая.
— Ты снилась мне, какрозе снится капля росы, — промолвила пятая.
— Я высматривалатебя, как вишневый сад высматривает соловья, — сказала шестая.
А седьмая дочканичего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу — помытьноги.
— Вопросы изадания к сказке:
— Какой быласедьмая дочка? Чем она отличалась от своих сестер?
— Как вы думаете,что труднее: говорить красиво или поступать красиво?
— Что вы делаетедля мамы, когда она устает?
(отвечают дети)
— Ребята, у насна Руси много пословиц, связанных с семьёй. А знаете ли вы их? Закончитепословицы. Работаем по группам.
Где любовь да совет,там и горя … (нет)
Где мир и лад, ненужен и … (клад)
Лучший клад, когда всемье … (лад)
В гостях хорошо, адома … (лучше)
В своём доме и стены… (помогают)
В семье разлад, так идому … (не рад)
Доброе братство лучше… (богатства)
Вся семья вместе, …(так и душа на месте)
Классныйруководитель: (ПесняСаруханова)
— О семье написаномного стихов и песен. Послушайте небольшой отрывок замечательной песни!
Родительский дом –начало начал,
Ты в жизни моей,надёжный причал.
Родительский дом!Пускай много лет
Горит в твоих окнахдобрый свет.
( Слайд ).
— Я думаю, что высогласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома,где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют.
— Ребята,посмотрите внимательно на следующую фотографию. Как вы думаете, почему явключила её в свою презентацию последней?
(На данной фотографиипрослеживается связь поколений).
— А кто ещёприготовил стихи о семье? Давайте послушаем!
1. Семья и дом – каксвет и хлеб.
Родной очаг – земля инебо.
В спасение даны тебе,
В каких бы ты заботахне был.
2. Пусть тороплив у жизни бег,
Куда бы ни вела дорога,
В твоей изменчивой судьбе
Прекрасней дара нет от Бога.
3. Они хранят тебявсегда,
Сколько б нистранствовал по свету,
Как путеводнаязвезда,
И нет святей святыниэтой.
4.Твоей семьи тепло и свет –
Вот лучшая душе отрада.
И больше счастья в мире нет,
Иного счастья и не надо.
— Ребята, а какойвывод вы бы сделали по нашему классному часу? (самое дорогое в жизни человека – семья). Молодцы,вы правильно сделали вывод.
В заключении мнехочется сказать, что самое дорогое в жизни человека – семья.
Помните, ребята,какой бы век ни стоял на Земле, есть нерушимые ценности, которые мы должныберечь. Первое – это наша семья. Берегите своих родных, будьте внимательны,заботливы.
Желаю всемвзаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом домебудет тепло и солнечно, уютно.
Берегите своихблизких!