X-PDF

Сценарий концерта «Музыкальная мозаика»

Поделиться статьей

Муниципальноеавтономное учреждение дополнительного образования

Кушвинскогогородского округа

«Кушвинскаядетская музыкальная школа»

 

Сценарийконцерта

«Музыкальнаямозаика»

Датапроведения: 26.12.2021г.

Подготовила и провела

Преподаватель по классу скрипки: КурановаГалина Николаевна

 

Пояснительная записка

Вовлечение учащихся в концертную иконкурсную деятельность всегда остаются востребованными формами работы в ДМШ.Это те приоритетные направления, ради которых дети обучаются в музыкальнойшколе. Если учащийся интенсивно вовлечен в концертную деятельность, у негоформируется устойчивый интерес к обучению и, как следствие, повышаетсяуспеваемость. Участие в концертах детей разного возраста делает их опыт богачеи разнообразнее, стимулирует их собственное внимание к звуковой и техническойстороне исполнения.

Нельзя не сказать о важностиконцертной деятельности в глазах его родителей. Семья – это важный участниквоспитательного процесса. Именно она является одним из главных объектоввоздействия, активным помощником и союзником преподавателя.

Участие в концертах – одна из форморганизации работы с детьми и самая действенная мотивация развития музыканта,требующая не только самостоятельного творчества, но и большой дополнительнойработы преподавателя.

 

Цель: Удовлетворение потребностиучащегося в признании ощущения ценности и пользы своего творчества.

Задачи:

Образовательные:

·                  Погружение учащихся в атмосферу стиля,творчества того или иного композитора, расширяя кругозор.

Развивающие:

·                 Развитие интереса и желания учащихся ктворческой деятельности;

·                 Развитие у учащихся чувства уверенности всебе;

·                 Совершенствование навыков исполнительскогомастерства обучающихся.

Воспитательные:

·                  Воспитание уважительного отношения квыступлению друг друга;

·                  Формирование чувства коллективнойответственности;

·                  Показать родителям творческие достижениядетей;

·                  Воспитывать любовь к музыке;

·                  Вызвать эмоциональный отклик у слушателей.


 

СценарийНовогоднего концерта 26 декабря 2021г.

«Музыкальнаямозаика»

Нашконцерт называется «Музыкальная мозаика» И это название не случайно. Ведь чтоозначает слово мозаика. Мозаика-это узор из скрепленных друг с другом кусочковразноцветных камешков, стекла, эмали, дерева. И остается загадкой, как усовершенно различных, не похожих друг на друга фрагментов художник можетсоздать прекрасное, совершенно неповторимое художественное произведение.

Нашсегодняшний концерт это тоже своеобразная мозаика, только музыкальная,составленная из разнообразных, непохожих друг на друга музыкальных фрагментов.Это интересные народные мелодии и вечно юные, полные лирики и грации старинныесонаты и концерты. Это веселые  и непосредственные детские миниатюры и красивыелирические задушевные мелодии.

Вамбудут представлены солисты и разные ансамбли.

Надеемся,что сегодня нам удастся сложить из различных непохожих друг на друга фрагментовмузыкальной мозаики единое и прекрасное музыкальное полотно.

Вконцерте прозвучит музыка разных времен и разных стран и начнем мы его сИталии.

1.                  Арканджело Корелли(1653-1717) итальянский композитор и скрипач, основоположник классической игрына скрипке, которая в своих главных принципах сохранилась до наших дней.Происходил из старинного и влиятельного рода, который дал известных юристов,ученых, поэтов. Арканджело Корелли родился 17февраля 1653 года в городке Фузиньяно. Сочинения Корелли долго сохраняли ценность как прекрасноеруководство к изучению игры в широком стиле. Корелли создал классическиеобразцы главных инструментальных жанров барокко — sonata da camera и da chiesa(светских и церковных трио-сонат) сонат для скрипки.

Корелли содействовал развитию формы скрипичного концерта. Ондостиг в своём творчестве классического совершенства, выступая как скрипач,руководя лучшими капеллами, сочиняя для скрипки и обучая игре на этоминструменте.

Корелли вел жизнь скромного труженика. Он никогда не выезжал запределы своей страны. Однако он смог завоевать мировую славу и оставить послесебя великолепную школу, которая дала миру мощнейших музыкантов. ТворчествоАрканджело получило такое единодушное и безоговорочное признание еще при жизниавтора, что удивительно. Наверное, это произошло из-за того, что он былневероятно трудолюбивым, талантливым и обаятельным.

Сейчас можно услышать восхитительную музыку Корелли во многихконцертных залах, музыку, которая когда-то давно канула в небытие, а сейчасвосстала из пепла.

Звучитпроизведение: А. Корелли Соната для скрипки №3, emoll. 2-3чч.

2.                Антонио Вивальди(1678-1741) – итальянский композитор, дирижер, педагог, скрипач-виртуоз. Гений,чьи произведения были преданы забвению в течение 200 лет.

В1678 году в Венеции в семье цирюльника Джованни Батиста Вивальди появился насвет сын Антонио. В конце XVII века Венеция была признанной столицейразвлечений, городом-праздником, где вся жизнь проходила под звуки музыки, идом будущего композитора не являлся в этом смысле исключением. Глава семействаВивальди настолько искусно владел мастерством игры на скрипке, что егопригласили выступать в составе оркестра собора Св. Марка.

Из всех шестерых детей Вивальди был более всех похож на отца -не только редкой для жителей Венеции огненно-рыжей шевелюрой, но главное —умением слышать и чувствовать музыку. Музыкальная одаренность Антонио Вивальдидала о себе знать с раннего детства. Он быстро освоил игру на скрипке, и в 10лет часто выступал в соборном оркестре вместо своего отца. А в 13 лет мальчиквпервые попробовал сочинять собственную музыку.

В биографии Вивальди говорится,что в 15-летнем возрасте жизнь Антонио сделала крутой вираж — по настояниюродителей он выбрал для себя карьеру священнослужителя, и следующие 10 летжизни посвятил изучению церковных наук. При этом он не бросил занятия музыкой ик 1703 году не только получил духовный сан, но и прославился как виртуозныйскрипач. За цвет волос его прозвали «рыжим священником», однако церковныеобязанности Вивальди исполнял недолго. Очень быстро он отказался вести мессы —по одной из версий, из-за того, что не позволяло здоровье, по другой — опять жеиз-за пристрастия к музыке.

Почти сразу послеполучения сана Вивальди стал работать в одной из школ Венеции «Оспедале деллаПиета» — так назывался дом приюта при монастыре для сирот. «Оспедале деллаПиета» стала настоящей колыбелью для творчества Вивальди. В статусепреподавателя игры на скрипке и хормейстера он приобрел уникальную возможностьосуществлять самые смелые и разноплановые творческие идеи. По долгу службы емуприходилось писать для воспитанников школы очень много музыки, как духовного,так и светского содержания — кантаты, хоралы, оратории, вокально-симфоническиекомпозиции, концерты. Результаты такой кипучей и разноплановой деятельностибыстро дали о себе знать. У знатоков и ценителей музыки школа стала считатьсялучшей в городе.

Итальянские ученые около трех лет назад сделали потрясающееоткрытие — выявили так называемый «эффект Вивальди». Они провели эксперимент, в результате котороговыяснилось, что периодическое прослушивание «Времен года» А.Вивальди укрепляетпамять у людей преклонного возраста.

Звучитпроизведение: А.Вивальди концерт a-moll 1ч.

А.Вивальди«Ларго»

3.                ДжузеппеВалентини (14 декабря1681 — ноябрь 1753), по прозвищу Straccioncino (Маленький оборванец),был итальянским скрипачом, художником, поэтом и композитором, хотя он известен прежде всего как композиторизобретательной инструментальной музыки.

Джузеппе Валентини родился во Флоренции 14декабря 1681 года, дата его приезда в Рим не известна, однако в 1692 году,когда Валентини только исполнилось 11 лет его имя можно встретить в спискахучастников Общества св. Цецилии, которое объединяло именитых музыкантов своеговремени. В этом же году Джованни Баттиста Бонончини взял нашего героя к себедля совершенствования в музыке, которое продолжалось вплоть до 1697 года. Ввозрасте 15 лет он уже участвует в музыкальной жизни Рима как профессиональныйскрипач. С 1708 года его имя постоянно встречается в списках музыкантов,которые участвовали в музыкальных представлениях, которые организовывали князьРусполи, кардиналы Оттобони и Памфили. В том же 1708 году Валентини в составе20 скрипачей под руководством Корелли играл во время представления ораторииГенделя Воскресение. Именно Валентини стал тем человеком, которыйобошел первого музыканта Рима, и заслуги Корелли ещё при его жизни сталидостоянием прошлого. Талант Валентини был отмечен знаменитой АркадскойАкадемией, принявшей его в свои ряды под псевдонимом Euginaspe Leupinto. Он былседьмым и последним музыкантом, которого Академия приняла в свои ряды. Впрочем,сместив с пьедестала Корелли, Джузеппе Валентини сам стал жертвой времени,возможно, если бы он трагически погиб в более раннем возрасте, то кто-нибудьобратил внимание на феномен этого выдающегося художника и воспел о нём встихах. Хотя, нам никто не мешает сделать это самим. Жаль, только, что музыкуего исполняют, не столь часто, сколь хотелось бы.

Несмотря на то, что при жизни его заслонялитакие личности, как Корелли и Локателли, его вклад в итальянскую музыку бароккозаслуживает внимания, и многие его произведения были опубликованы по всейЕвропе.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.58%
НЕТ
41.42%
Проголосовало: 985

Джузеппе Валентини подобно небесному болидустремительно пронёсся и сгорел на музыкальном небосклоне Европы в самом начале18 века.

Звучит произведение: Д. Валентини Соната a-moll.

4.                Геóрг Фри́дрих Ге́ндель (1685-1759)– немецкийи британский композитор, живший в эпоху барокко. Автор всемирно известных опер,ораторий, концертов, и сюит, впервые получивших признание в высшихаристократических кругах Европы.

При звукахгимна чемпионов УЕФА мало кто задумывается об истории этого произведения. Известнаяна весь мир мелодия – это талантливая аранжировка антемы «Садок-священник»,созданная немецким композитором Фридрихом Генделем по случаю коронации монархаГеорга II.

Гендель родилсяв Германии в один год с И.С. Бахом. Гендель – и немецкий, и английскийкомпозитор одновременно, поскольку родился и провел свою юность в Германии, нобольшую часть жизни прожил в Лондоне. В возрасте 41 года поменял немецкоегражданство на английское.

Г.Ф. Гендель – легендаанглийской классики. Каждый год в его честь устраиваются грандиозныемузыкальные фестивали.

Георг ФридрихГендель по тем временам был довольно образованный человек: он закончил полныйгимназический курс и, выполняя волю отца, один год отучился юриспруденции вуниверситете. Параллельно, он с невероятной стремительностью освоил искусствокомпозиции, игру на клавесине, органе, скрипке, гобое. На это ему понадобилосьтри года занятий с местным органистом, и к 11 годам он был уже законченнымкомпозитором и виртуозом. О его игре на органе и клавесине ходили легенды.Композитор создал множество произведений, раскрывающих богатство возможностейскрипки, например 15 сонат.

Гендель –мастер массовых жанров, обращенных к широкой публике. Он обладал даром писатьпросто и духоподъемно. Он первый придумал музыкальное шоу на открытом воздухе струбами, салютами и фейерверками.

Ни одинкомпозитор эпохи барокко не был так вознесен при жизни, как Гендель. Он былофициально признан «великим», очень высоко оплачивался, имел возможностьпрочитать свою опубликованную биографию и созерцать в городском парке Лондонапамятник себе самому.

Звучитпроизведение: Соната для скрипки №6, 1-2чч.

5.                ДжованниБаттиста Виотти (1755-1824)- итальянский скрипач и композитор, был также директором французских иитальянских опер в Париже и Лондоне. Ученик Пуньяни,он был самым влиятельным скрипачоммежду Тартини и Паганини и последним великим представителем итальянскойтрадиции, происходящей от Корелли. Его считают основателем «современной»(19-й век) французской школы игры скрипки, и сочинения оказали сильное влияниена скрипичных композиторов 19-го века.

Джованни-Баттиста Виотти родился 12 мая 1755года в местечке Фонтанетто, близ Крешентино Пьемонтского округа Италии в семье кузнеца. Отец умел играть на валторнеи, видимо, пытался обучить этому и сына, музыкальные способности которого былиочевидны. Скрипка в Италии в то время была популярным инструментом, и отецкупил Джованни скрипку, которую тот стал осваивать самоучкой.

В Турине уроки Пуньяни превратили Виотти внастоящего мастера скрипичной игры.

Виотти был великим скрипачом. Егоисполнительство — высшее выражение стиля музыкального классицизма: играотличалась исключительным благородством, патетической возвышенностью, большойэнергией, огнём и вместе с тем строгой простотой; ей были присущиинтеллектуализм, особенная мужественность и ораторская приподнятость. Виоттиобладал мощным звуком. Мужественная строгость исполнения подчеркиваласьумеренной, сдержанной вибрацией. «В его исполнении было нечто до такой степенивеличавое, вдохновенное, что даже самые искусные артисты стушевывались передним и казались посредственными, — пишет Герон-Аллен, цитируя слова Миеля.Исполнительству Виотти соответствовало и его творчество. Наибольшую известностьиз его наследия приобрели скрипичные концерты.

Интересные данные о усовершенствовании смычка:

Сам Виотти никогда не былскрипичным мастером, никогда он не пытался изготавливать и смычки. Однако, ещё обучаясьу Пуньяни, он, вместе со своим учителем задумался о форме смычка. Для такогоуровня и стиля скрипичной игры, как у Виотти, существующие в те времена смычкибыли неудобны. Уже приехав во Францию, Виотти знакомится с Франсуа Туртом-младшим сыном часовщика, который, как и отец, занимался и изготовлениемсмычков. До 1775г. ни длина смычка, ни его вес не были стандартизированы сточностью. Следуя советам Виотти, Турт определил длину смычка для скрипки 74или 75 сантиметров, на каком расстоянии должен находиться пучок волос, и далтребуемую высоту головки и колодочки. Сначала Турт, по примеру своихпредшественников, прикреплял волосы в виде толстого круглого пучка. Поуказаниям Виотти он стал располагать их в виде плоской ленты, как это делаетсяи теперь. Он же придумал покрывать колодочку перламутром и отделывать её всеребро или золото.

Звучит произведение: Дж. ВиоттиКонцерт №23, 1-ое solo.

6.                Пётр Ильи́чЧайко́вский родился 25апреля (7 мая) 1840г., в селениипри Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, ныне город Водкинск —умер 25октября (6 ноября) 1893г., Санкт-Петербург.

Великий русский композитор, один из лучшихмелодистов, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель.

Русскую культуру сегодня сложно представить без имени ПетраЧайковского. Гениальный композитор успел создать множество ярких произведений,которые получили признание не только в России, но и далеко за пределами страны.Тонкий вкус, великолепное музыкальное чутье, идеальный слух позволили мастеруоставаться на вершине славы и после смерти.

Один из самых сентиментальных и лиричных композиторов, овеянныйвсемирной славой. Его именем в России названа главная вотчина, воспитывающаяроссийских музыкантов – Московская государственная консерватория. А такжепрестижный международный конкурс академических исполнителей, крупнейшее событиемирового масштаба. Пётр Ильич Чайковский – выдающий русский композитор, целикомотдававший себя миру вдохновения и создавший такие гениальные творения, что ониво всём мире в нынешнее время являются самыми исполняемыми произведениями.Очаровывающий мелодизм, блестящее владение композиторской техникой, а такжеумение видеть в любом трагизме светлое и гармоничное делает Петра Ильичавеличайшей творческой личностью не только в отечественной, но и во всей мировоймузыкальной культуре.

Самое волшебное и новогоднее произведение П.И.Чайковского,известное по всему миру – балет «Щелкунчик».

«Танец пастушков» — один из самых изящных и грациозных номеровбалета «Щелкунчик». Прекрасная, изящная музыка создает простор для детскойфантазии и формирования прекрасных музыкальных образов.

Звучит произведение: П. Чайковский «Танец пастушков».

Цикл 12 пьес средней трудности сочинен в 1878 году.Непосредственным толчком к сочинению пьес послужили впечатления от жизни вИталии, а также и душевные переживания композитора. Начало работы над 12пьесами приходится на период, когда Чайковский жил во Флоренции, а завершены вКаменке, на Украине.

«Грустная песенка», входит в этот цикл. Программное название,данное композитором, служит ориентиром в воображении ученика и подсказываетлитературно-изобразительные аналоги с известными сюжетами стихотворении русскихпоэтов, картин И.Левитана. «Грустная песенка»  привлекает  своей напевностью, лиричностью.Общее настроение отражено в заголовке «Грустная песенка», в ней подчеркиваетсянастроение не безысходности, а скорее «светлой грусти».

Звучит произведение: П. Чайковский «Грустная песенка».

7.                Тень тень потетень, выше города плетень.

Сели звери под плетень, похвалялися весь день.

Похвалялася лиса, всему свету я краса.

Похвалялся зайка, пойди догоняйка.

Похвалялися ежи, у нас шубы хороши.

Похвалялись блохи, и у нас неплохи.

Похвалялся медведь, могу песни я петь.

Похвалялася коза, всем я выколю глаза.

Звучит произведение: Тростянский Вариации натему р.н.п. «Тень-тень».

8.                НатальяВладимировна Бакланова (1897–1980) – российская профессиональная скрипачка и композитор.Родилась в зажиточной купеческой семье в Москве. Долгие годы она играла воркестре Художественного театра и жила неподалеку на улице Немировича-Данченко.

Все творчество Н. Баклановой пронизано идеейраннего знакомства начинающего музыканта с интервалами, аккордами,тональностями. Наталья Владимировна имела свои взгляды на музыкальноеобразование струнников. Она является автором музыки для детей, обучающихся игрена скрипке. Все юные скрипачи в детстве играли ее известные сочинения.

Звучит произведение: Н. Бакланова Концертиноd-moll.

Доказано, что дети, которым поют колыбельные, быстрееусваивают родную речь, обладают более спокойным нравом и успешнее постигают окружающиймир, так как именно слуховое восприятие лирических песен способствуетукреплению связей между левым и правым полушариями головного мозга маленькогоребенка.

Колыбельная — ласковая, нежная, тихая,медленная, немного сказочная.

Звучит произведение: Н. Бакланова «Колыбельная».

9.                Дми́трий Бори́сович Кабале́вский (1904—1987) — выдающийсяроссийский композитор, дирижер, педагог, публицист, общественный деятель,академик Академии педагогических наук, Герой Социалистического труда.

Воснове большинства произведений композитора — советская тематика, связанная сакадемическими традициями отечественной музыки. Внёс также вклад в областьмузыки для детей и юношества. Работал во многих жанрах. Его музыка отличаетсяхорошим вкусом, профессиональным мастерством, национальным колоритом,преимущественным обращением к традиционным для XIX века средствамвыразительности.

СкерцоД.Б. Кабалевского это довольно редкое скрипичное творение – совершенный шедевркомпозиции для струнного инструмента.

Звучитпроизведение: Д. Кабалевский «Скерцо».

10.            Ара́мИльи́ч Хачатуря́н (Хачатря́н)— (1903-1978) – известный советский композитор, занималсямузыкально-общественной деятельностью, дирижер, педагог. Самые знаменитыемузыкальные произведения -балеты: «Маскарад», «Спартак», Гаяне».

Арама Ильича Хачатуряна можно смело отнести ксамым выдающимся композиторам и педагогам 20 века. Он хорошо известенпочитателям классической музыки по всему миру. Маэстро сочинял такую музыку,что зачастую сразу после премьерного исполнения она становилась популярной.Блистательный «Танец с саблями» из известного балета «Гаяне» или удивительные«Вальс» из «Маскарада». Арам Хачатурян за свою творческую жизнь написалогромное количество музыкальных шедевров.

Балет «Гаянэ» стоит особняком не только в музыкальномнаследии А.И. Хачатуряна, но и в истории балетного театра. Это яркий примерпроизведения искусства, созданного по политическому заказу. «Гаянэ» принадлежитнеоспоримая пальма первенства по количеству постановок.

При этом каждый последующий либреттист менял сюжетную канвуспектакля в угоду историческому моменту, а композитор, в свою очередь,перекраивал партитуру, чтобы она соответствовала новой драматургии.

Но, как бы ни трактовались образы главных героев, в какуюсторону ни менялась бы сюжетная концепция, этот балет принимался зрителямивосторженно на всех сценах мира, где он исполнялся, благодаря самобытностимузыки, гармонично соединившей в себе классические основы и ярко выраженныйнациональный характер.

Звучит произведение: А.Хачатурян «Танец девушек» из балета«Гаянэ».

Наша встреча завершена, спасибо!


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.58%
НЕТ
41.42%
Проголосовало: 985

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет