СЦЕНАРИЙЛИТЕРАТУРНОЙ ИГРЫ «ПОДНИМИСЬ НА ВЕРШИНУ»
(ПОРАССКАЗУ Л. Н. ТОЛСТОГО «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»)
СЛАЙД1
Учитель:Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по следамлитературных героев.
Вцентре нашего внимания рассказ Л. Н. Толстого « Кавказский пленник». Действиерассказа происходит на Кавказе, поэтому мы тоже отправляемся на Кавказ, в горы.Наше путешествие называется «Поднимись на вершину». Чтобы достичь вершины,нужно пройти 9 шагов. Каждый шаг – выполнение определённого задания. Известно,что подниматься на гору с каждым шагом становится все труднее, но я уверена,что вместе со своей сплочённой командой вы сможете преодолеть любые преграды.
Вгорах много трудностей и опасностей, поэтому нас ведут проводники- капитаныкоманд. В конце путешествия определится команда – победитель и лучшийпутешественник – знающий, умеющий, отвечающий. Работу команд оценивает нашеуважаемое жюри.
Представлениекоманд.
Капитанукаждой команды я вручаю путеводитель. Желаю удачи!
СЛАЙД2
ХОДМЕРОПРИЯТИЯ:
2, 5 года Л. Н. Толстой служил на Кавказе: участвовалв военных операциях, проявил себя как смелый офицер. Во время службы были написаныего первые рассказы. Один из них — «Кавказский пленник», основой для которогопослужили реальные события. Сопровождая в крепость обоз, Толстой и его другчеченец Садо решили оторваться от основной группы и поехать побыстрее. Онинарвались на засаду и едва не попали в плен. Им чудом удалось спастись,добраться до русской крепости и поднять тревогу. В 1872 г. Толстой в Яснойполяне создавал для своей школы «Азбуку», чтобы обучать крестьянских детейчтению, и включил данный рассказ в это пособие.
Мы начинаем восхождениена гору.
СЛАЙД3
ШагІ « Давайте познакомимся».
ЧТЕНИЕЛЮБОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАЧИНАЕТСЯ СО ЗНАКОМСТВА С ГЕРОЯМИ. Ребята, давайте проверим, достаточно ли хорошо вы знакомы с героями рассказа «Кавказский пленник». Апоможет нам в этом первое задание, которое так и называется «Давайтепознакомимся». Капитаны выбирают по 3 листка с описаниями героев. Командадумает и отвечает.
Команда зачитываетхарактеристику и показывает портрет героя на слайде.
1. «Мужчинагрузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт» (Костылин)
2. «Хотьневелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красноготатарина» (Жилин)
3. «Прибежаладевочка – тоненькая, худенькая, лет 13. Одета в длинную рубаху, синюю, сширокими рукавами и без пояса. Глаза чёрные, светлые, и лицом красивая» (Дина)
4. «Он былростом маленький, на шапке у него белое полотенце обмотано, лицо сморщенное икрасное, как кирпич. Нос крючком, как у ястреба, глаза серые, злые и зубов нет,только два клыка, идёт, как волк озирается…» (Хаджи)
5. «Прощай,век тебя помнить буду. Спасибо, умница. Кто тебе без меня кукол делатьбудет?…» (Жилин)
6. «Не любитон вашего брата. Он велит тебя убить. Да мне нельзя тебя убивать, я за тебяденьги заплатил, да я тебя, Иван, полюбил…» (Абдул)
Мывыяснили, что ребята очень хорошо знакомы с героями, а значит команды на одиншаг стали ближе к вершине.
Амы продолжим путь!
СЛАЙД4
Благодаряавтору и героям мы с вами очутились на Кавказе – местности для нас далекой,экзотическую. Красива и необычна природа Кавказа: здесь самые высокие вершиныгор, самые бурные реки, самые глубокие ущелья.
СЛАЙД5
Ребята,а какой народ живёт на Кавказе? Как его называют?Горцы – жители гор. Л. Н. Толстой называет их татарами. Но это не обозначениенациональности. В те времена татарами называли всех мусульман. А кто такиемусульмане? Представители определённой религии. Они свято чтят традиции иобычаи своего народа.
Шаг ІІ «В гостях у горцев».
Расскажите,о каких традициях и обычаях горцев вы узнали из рассказа?
СЛАЙД6
ШагІІІ «Тайны слова».
Ребята, австречались ли вам в рассказе незнакомые слова? А для чего автор употребляетэти слова?
Давайте назовёмтакие слова и вспомним их значения.
Налистке рядом с местным названием, татарским, как говорит Толстой, нужнонаписать, что означает это слово по-русски.
Аул– ? ( деревня, селение)
Сакля- ? (дом, жилище)
Бештет- ? (халат, одежда)
Чалма- ? (головной убор, шапка)
Джигит- ? (молодец)
Алла(х)- ? (Бог)
Монисто- ? (украшение, бусы)
Подниматьсяна вершину все труднее и труднее. Но мы не боимся трудностей!
СЛАЙД7
ШагІV называется «Самый внимательный».
Всегона слайдах представлено 30 вопросов.
Командыотвечают по очереди. Если ответ неверный, право ответить переходит к другойкоманде. На раздумье 5 секунд.
СЛАЙД 37
Следующийшаг – пятый, он называется «Качества героя».
Каждаяиз команд расскажет об одном из главных героев рассказа, то есть даст его характеристикуи выразит своё отношение к этому герою. А кто главные герои рассказа? (Жилин иКостылин)
СЛАЙД38-39
Надсозданием иллюстраций к рассказу трудились многие художники: Балашов, Петров,Райпольский, Родионов, Иткин и другие. Каждый в своей особенной художественнойманере стремился передать содержание произведения.
ШагVІ называется « Я рисую».
Мырассмотрим иллюстрации Георгия Александровича Балашова.
Командыдолжны рассказать, что изображено на иллюстрациях и соотнести их с текстомпроизведения.
СЛАЙД40.
Шаг7. «Подбери пословицу»
Выберитепословицы, соответствующие содержанию рассказа. Аргументируйте свой ответ.
СЛАЙД41.
Шаг8. Творческое задание «Письмо пленника домой»
Ребята,говорят, чтобы хорошо понять мысли и чувства героев, причины их поступков,чтобы проникнуться настроением рассказа, нужно суметь представить себя на ихместе. Это мы с вами и попробовали сделать. А помогла нам в этом творческаяработа «Письмо пленника домой». Каждый из вас представил себя на месте Жилина иот имени пленника написал письмо своим близким. Давайте послушаем, что у васполучилось, а жюри оценит выступления обеих команд.
Выступленияпредставителей команд.
Вотмы и добрались до вершины горы.
Ажюри определит, какая команда была стремительнее, быстрее, сплочённее ипервой достигла вершины горы.
Рефлексия
Покажюри работает, мы ответим на последний вопрос. Назовите 3 причины прочитатьрассказ «Кавказский пленник».
Словожюри. Подведение итогов игры. Оглашение команды-победительницы и лучшегоигрока. Вручение дипломов.
Выставлениеоценок.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: