Муниципальноеказенное учреждение дополнительного образования
Детскаяшкола искусств Карабашского городского округа
СЦЕНАРИЙ
Музыкальной гостиной
« Рождение фортепиано»
Цели и задачи: -расширить кругозор учащихся;
-познакомить учащихся с историей возникновения фортепиано;
-дать сравнительную характеристику всем клавишным инструментам;
— формировать эмоциональнуюотзывчивость и интеллектуальный отклик в процессе слушания
Разработалаи подготовила сценарий: И.В.Овчинникова, преподаватель высшей категориифортепианного отделения МКУ ДО ДШИ КГО
2019 год
СЦЕНАРИЙ
Музыкальной гостиной « Рождениефортепиано»
Действующие лица:
Ведущая – И.В.Медведева
1 ребенок- Радда Гумарова
2 ребенок – Марина Тряпицына
Ходсценария:
Сцена празднично оформлена. Звучит фоноваямузыка
Видео (демонстрациявидео – фильма 4 минуты). Описание:
Содержаниевидео:
Два ребенка идут по дороге иразговаривают:
1 ребенок:
-Смотри, какую новую школу искусств вгороде построили! Давай зайдем, посмотрим?
2 ребенок:
— Давай!
Заходят в школу.
1 ребенок:
-Как здесь все интересно, красиво!
(Подходят к стенду, на котором написанообъявление)
1 ребенок:
Читает вслух: « …состоится концерт «Рождениюфортепиано»…
…прозвучат произведения для фортепиано,клавесина, органа»…
2 ребенок рассуждает:
-Очень интересно узнать, что это заинструменты: фортепиано, клавесин, орган?
1 ребенок:
— А у кого спросить, где будет проходитьэтот концерт?
Дети поднимаются на второй этаж. Ипопадают в сказочный мир музыки.
(Окончание видео)
СЛАЙД № 1 наэкране иллюстрация —«Рождение фортепиано»
Дети выходят на сцену.
1 ребенок:
-А где клавесин?
2 ребенок:
— А где орган?
Появляется Ведущая.
Дети:-Здравствуйте!
Ведущая:-Здравствуйте, ребята!
1 ребенок:-Подскажите, пожалуйста, как нам попасть на концерт.
Ведущая: -Проходите смелее, сейчас мы с вами отправимся в музыкальное путешествие!Присаживайтесь поудобней и я вам сейчас все расскажу: где, когда и кем былиизобретены эти инструменты, какие инструменты помогли в создании фортепиано.Ведь оно возникло не сразу, у него была длинная и интересная история рождения.
Ведущая:- Перелистаемстраницы истории назад -100 лет, 500, 1000, наконец- 2500 лет.
Слайд 1 (а)- 100 лет Слайд1(б) -500 лет
Слайд 1(в)- 1000 лет
Слайд 1(г) — 2500 лет
Слайд 1(д)- Древняя Греция
Мы находимся в древней Греции.
СЛАЙД 2 Монохорд
Ведущая:-Первым инструментом у греков был монохорд. Это ящик с одной струной.
СЛАЙД 3 Лира
Ведущая:-Потом появилась лира. Она звучала негромко и нежно.Струн становилось все большеи больше. Играть на таком инструменте было трудно.
СЛАЙД 4 Орган
Ведущая:— Далее мы с вами отправимся в эпоху раннего Средневековья. В это время ужезнали и пользовались органом. Вот и пришла кому -то в голову замечательнаямысль: приспособить клавиатуру к многострунному монохорду.
СЛАЙД 5 Клавикорд.
Ведущая: -Таки появился клавикорд. Было это очень давно, еще 600 лет назад. Клавикорд еще небыл похож на современное фортепиано. Он напоминал прямоугольный ящик с чернымии белыми клавишами. Звук клавикорда был мягкий и нежный, и легкогоприкосновения к клавише было достаточно, что бы извлечь звук. Всем был хорошклавикорд, но вот беда – его звучание было таким тихим, что его почти не былослышно. Поэтому вскоре на смену клавикорду пришел клавесин.
СЛАЙД 6 Клавесин
1 ребенок:-Чемотличался он от клавикорда?
2 ребенок:— Он был другой формы?
Ведущая:-Да,вы правы.Изменилась форма, а вместо одной клавиатуры стали делать 2-3, чтобыусилить звук. Но и это не помогало. Звук по – прежнему оставался тихим,однообразным.
1 ребенок: —Вот интересно было бы послушать, как он звучал.
Ведущая:
Старый добрыйклавесин –
Дедушкарояля,
Музыкантовпригласил,
Чтобы каждаяструна
Принялась задело,
Чтоб звенелатишина,
Чтобы эхопело…
(П.Синявская)
-У нас естьвозможность послушать звучание клавесина.
СЛАЙД 7 Синтезатор
И. Кирнбергер «Полонез» исполняет КираБукина
1 ребенок:— А почему же звук на клавесине не был громким?
Ведущая:— Да потому, что звук извлекался щипком. Струну, которая прикреплялась кклавише, цепляло пером (воронье), но оно было слабым и непрочным, частоломалось, и поэтому невозможно было играть громко и ярко.Струны в клавесинебыли разной длины и каждая настраивалась в определенном тоне.Старинные клавесины отличались изящнойотделкой, украшались резьбой, перламутровыми инкрустациями, живописью.
СЛАЙД 7 (А)
СЛАЙД 8 ПОРТРЕТ КРИСТОФОРИ
И только в 1709г. итальянский мастерКристофори заменил вороньи перья на деревянные палочки-молоточки. И звук стализвлекаться не щипком, а при помощи молотка о струну. (Ведущая подходит кинструменту – демонстрируешь). Ударишь по клавише сильно – звук получаетсягромкий – форте ( показ на фортепиано), а слабо ударишь – тихий –пиано. А еслисоединишь эти два слова: форте и пиано, то получится название инструмента:
Дети хором:– Фортепиано!
СЛАЙД 9 ИЛЛЮСТРАЦИЯ ФОРТЕПИАНО (РОЯЛЯ) СОСТИХАМИ
Ведущая:- Вот такфортепиано стало «королем» всех музыкальных инструментов. Его назвалироялем, что в переводе с итальянского языка означает «королевский».(Показиллюстрации)
Стих о ФОРТЕПИАНО
Оно стояло тихо в зале,
Скучало, думая о славе,
Глядя усталыми глазами,
Мечтало только об игре…
О ласковых прикосновеньях
И чудных тех мгновеньях,
О лучших пьесах и сонатах…
Мне стало очень его жалко,
И я решила заиграть.
Короткова Настя, 2 класс ДШИ
А теперь послушайте, как звучит рояль вотличие от клавесина.
СЛАЙД 10 Фортепиано
Р. Шуман «Смелый наездник» исполняет КатяБизяева
Ведущая: -А знаете ли вы, что на этом уникальном инструменте можно играть вдвоем,втроем и даже вчетвером?
1 ребенок:-Да,я знаю. Игра вдвоем называется –дуэт.
Ведущая: — Молодец! Сейчас мы с вами будем слушать дуэт.
СЛАЙД 11Фортепиано
Ю. Шинкоренко «Змея» исполняют КатяБизяева и Даша Осипова
2 ребенок:-Подождите,я вижу книжку на рояле: органные прелюдии Баха. Мне кажется, они же написаныдля другого инструмента – органа. А разве их тоже можно исполнить нафортепиано?
Ведущая: -Да,существует очень много музыки, которая написана для разных инструментов,например, скрипки или органа. Иее можно не только исполнять на фортепиано, нои на современных клавишных инструментах, которые могут создать эффект звучанияоргана.
И ангелы любят послушать орган,
Особенно дорог им Бах Иоганн-
Один на плечо тебе сядет, как птаха,
И просит: « Сыграй нам, пожалуйста. Баха?»
Г. Дядина
Сейчас мы послушаем одно из органныхпроизведений И.С.Бахана синтезаторе, который может воспроизвести звучание органа.
СЛАЙД 12 Синтезатор-орган
И.С.Бах Органная прелюдия фа мажорисполняет София Симонова
2 ребенок:—Послушайте, вот уже второй музыкальныйномер прозвучал не на рояле, что же это за такой инструмент?
Ведущая: -Ты права. Да, в 20веке появились принципиально новые инструменты:
СЛАЙД 13 (видеоряд:цифровые фортепиано, пианолы, синтезатор остается на экране)
Ведущая: -Благодаряэтим инструментам мы можем воссоздать тембр любого музыкального инструмента, идаже старинного, например, клавесина, органа и других инструментов. А сейчас прозвучит музыкальный номер на синтезаторе.
СЛАЙД 14 Синтезатор
А. Пулккинен «Злые птицы» исполняет Влад Смирнов
Ведущая: — Ну, как, вам понравилось?
1 ребенок:— Да, очень!
2 ребенок: — Да, классно, я послушала звучание фортепиано,знаю теперь историю его возникновения.
Ведущая:-И все-таки, ни один современный инструмент не может заменить живой звучаниефортепиано. И снова звучит фортепианный дуэт.
СЛАЙД 15 Фортепиано
«Полька» – неизвестный автор исполняютКира Букина и Тоня Сафронова
Дети уходят за кулису для участия в хоре.Готовится хор.
ТРЕК № 16 Звучитфоновая музыка
СЛАЙД № 17 «РождениеФортепиано»
Ведущая:
Как многогранна музыка! Как юно
Она звучит сквозь времени пласты,
В сердцах людских затрагивает струны
Любви, печали, памяти, мечты…
Ирина Волобуева
СЛАЙД 18
Сл. В.Суслова, муз. Я. Дубравина «Всюдумузыка живет» исполняет старший хор
После ухода хора дети и ведущая выходят насцену.
ТРЕК № 19 П. И.Чайковский «Тройка»
Стих о фортепиано звучит на фоне музыки
Ведущая: -Мне нравятся звуки рояля,
И эхо дрожащей струны.
Вы слышите? Или не знали
Ласкающей душу волны?
И пальцы – летящие птицы-
Меж звуков свободно скользят.
Мне страшно упасть и разбиться
С мелодией где-то паря.
Струна замирает, немея,
Оставив дрожанье в душе.
Нет. Музыкой я не владею.-
Она мной владеет уже…
Звучит заключительная музыка.
