Сценарий праздника о хлебе
Мещерякова Т.А
Учащиеся, гости праздника входят ваудиторию под мелодию песни «Русское поле» (муз. Френкеля, сл. Гоффа). Ихвстречает внучка и дедушка-хлебороб.
Внучка: Дедушка, на каких деревьях растут хлеб и булочки?
Дедушка изображает удивление ивозмущение.
Дедушка: Растут? Что ж, пойдем со мною на праздник хлеба сегодня много ребят собралось, чтобы поговорить очуде земли, чуде труда человека – хлебе.
Звучит «Гимн хлебу» (муз. Тумашева, сл. Бокова).
Выбегает Колосок.
Колосок 1: Вот послушайте сказку.
Давным-давно это было, когда людижили племенами в пещерах и питались мясом животных. Случилось так, что всехживотных они истребили, и есть им стало нечего. Вот и отправились они в поискахдругих мест, где можно было прокормиться. Шли они долго, многие умирали отголода. Так и случилось с одним человеком. Он упал, потеряв от изнурительногоголода сознание. Когда он очнулся, вокруг него никого не было. И вдруг надсобой он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него мелкиекамушки. Он решил попробовать один из них, и вдруг приятный запах и вкусоживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зернышками, и естьих. Эти зерна подействовали на него, как лекарство. Он окреп и выздоровел, иему сразу же захотелось рассказать об этом людям. Мужчина собрал эти зерна ипошел искать людей. Увидев его живым и невредимым, люди удивились, а онрассказал им о чудо – колоске.
С тех пор люди стали употреблять впищу чудо – колоски. Позднее они начали зерна измельчать, подсушивать на камняхи питаться ими.
Чтец 1:
Мучнистые зерна не очень вкусны. Сырыми их кушать не оченьприятно, Но в зимнее время очень нужны, И людям всё это было понятно!
Чтец 2: Хранить их конечно, было легко. За хлебным зерном отправлялосьвсё племя. Ходить за зерном им пришлосьдалеко И тратить на этобесценное время.
Чтец 3: Пшеницу растить не умели пока И землю возделывать тоже не смели. Считали: растенья подвластны богам, А спорить с богами они не хотели.
Чтец 4: Однажды охотник просыпал зерно, Упали на землю бесценные зёрна. И вскоре, частично, оно проросло. Охотник тот случай запомнил,бесспорно.
Учитель
Колосок :
Но не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Ведущая: Не легок труд землепашца. Когда мы берём в руки хлеб,мы не думаем о тяжёлом труде, вложенном в него.
Не в уютном помещении под крышейсоздается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничноеполе.
А сейчас мы поговорим с вами о людях,которые растили пшеницу, и узнаем, как хлеб попал на наш стол.
ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ
( рассказ ведущего сопровождается показом презентации)
Главный человек — это пахарь.
Древние люди рыхлили землю простойпалкой. Потом появилось мотыга, затем лопата. А ещё позже появилась соха. Сохуделали из липы, и тянула её лошадь.
Чтец 5:
Жаворонок в небе Звонко заливается. Как мы рады, чтопришла К нам весна – красавица. Солнце ярко светит, И ни тучки внебе. В поле вышел тракторист С думами о хлебе.
Ведущая: Позднее человек изобрёл трактор и шестикорпусной плуг.
Прежде чем начать сев, необходимообработать почву трактором. Её вспахивают, боронуют, культивируют. И толькопосле такой обработки почвы можно начинать сев. Это очень ответственная работа.Ведь семена не только равномерно посеять, но и заделать их на подходящую глубину.А потом обработать валками всю засеянную площадь.
Полые зеленые побеги появляются наржаном поле под теплыми лучами весеннего солнышка. Один за другим просыпаютсястебельки. Пройдет немного времени, и стебелек выбросит еще совсем несмелыйколосок, который под жарким летним солнцем постепенно темнеет, становитсяжестким.
Исполнение песни «Расти колос» (муз Ю. Чичкова,сл. П. Синявского).
«Рожь колосится»,- говорят хлеборобы.Она показывает свою красу. И над молодым ржаным полем появляются легкие облакасерой пыльцы. Колышется рожь под дуновением легкого ветерка, переливается подлучами солнца.Затем ржаной колос наливается. Его зерна становятся тяжелыми итвердыми. Колосья сгибаются под их тяжестью. Пришло время сбора урожая.
Чтец 6: Про пшеницу говорят: Золотой стеною Высится пшеница. Знаете ли вы, она – Хлебная царица?
Именно из пшеничной муки пекут самыйлучший хлеб: ноздреватый, вкусный и удивительно белый. И чем пшеничные зернатверже, тем больше в нем белков, которые дадут силу человеческому организму. Пшеничное зерно имеет особое свойство. Ономожет храниться несколько тысячелетий. Есть еще один человек, для которого поле какдом родной. Это агроном. Надо сказать, что профессия агронома является одной изведущих в сельскохозяйственном производстве. Его главная задача — обеспечитьхороший и качественный урожай. Он определяет поле для каждойсельскохозяйственной культуры, норму посева, подкормку.А что вы знаете об этойпрофессии?
Ответы детей:
· Агроном ходит по полю инаблюдает за всходами ржи и пшеницы, овса, проса;
· Беспокоится о том,чтобы рожь не замерзла зимой, когда бывает мало снега;
· Организует борьбу ссорняками;
· Следит за тем, чтобырастения не болели;
· Знает, когда и чемлучше подкормить почву, потому что она отдает много своих веществ для того,чтобы рожь и пшеница выросли крепкими, чтобы их колосья имели как можно большезерен.
Чтец 7: Слава ж тем, ктона рассвете Раньше солнца поднимался, Подставлял лицопод ветер, Чтобы колос наливался И не вылег вдруг от града. И посеять, и взлелеять Колосочек каждый надо, И покадымятся росы, В срок скосить хлеба густые.
Чтец 8:
Чтоб не сыпались с колосьев
Наземь зёрна золотые.
О дожде не спросит осень,
Был он в мае или не был?
Спросит, убраны ль колосья
Под июльским знойным небом.
Слава тем рукам – что пахнут хлебом!
А ведь раньше рожь и пшеницу косиликосцы. За ними шли женщины и вязали снопы. Часто женщины сами жали серпами, докрови изрезывая левую руку.
Сегодня плывут комбайны по золотистымполям. Сами косят, сами молотят, сами чистят зерно прямо в поле.
Нелегка работа комбайнеров. От заридо зари они в поле. Комбайн – умный труженик.Его мотовило захватывает стебли, а колосья состригаются. Молотилка внутривыбивает из колосьев зерна нашего будущего хлеба.
Быстро снуют от комбайнов машины. Онивезут зерно на специальный ток, где его сортируют и сушат, а оттуда на элеватор– огромное зернохранилище. Потом зерно отправляют на мукомольные заводы икомбинаты, на которых зерно смелют на муку. Из одного пшеничного зернышкаполучают примерно 20 мг муки. И вот уже мука попадает в пекарню.
Исполнение песни «Золотое зернышко»(муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского).
Хлеб выпекают из пшеницы, ржи,ячменя, овса, проса, риса и кукурузы. В зависимости от того, какая мукаиспользуется, получается хлеб разного вкуса и вида. Много разных видов хлеба наРуси. Однако словом «хлеб» чаще называли тот, что выпечен из ржаной муки.Ржаной, «чёрный», хлеб был сытнее пшеничного, белого, к тому же значительнодешевле его. Да и рожь в старину называли житом от слова «жить». Ведь естьхлеб, значит, есть жизнь! Промышленное производство хлеба –сравнительно молодое. А вот история хлебопечениянасчитывает много лет и людского горя. Пекарями могли стать только оченьсильные, выносливые мужчины. Но для них это было непросто. Тяжким был их труд.Основная часть работы выполнялась ночью. Сначала надо было замесить тесто. Онобродило, а усталый пекарь мог немного вздремнуть. Потом в квашне (огромномдеревянном ящике) двое самых сильных мужчин месили босиком тесто. А, чтобынакормить людей, надо было вымесить не один пуд теста. Затем тесторазделывалось вручную. Ждали, когда оно расстоится (подойдет). Потом топилипечь и отправляли туда тесто на лопатах. Готовый хлеб доставали из печи.Нелегко он доставался, и был полит потом тружеников. Температура в пекарняхбыла обычно от 24 до 32 градусов по Цельсию и выше. В духоте, мучной пыли, безсна… Люди ненавидели свою работу и «никогда не ели то, что выходило из-поднаших рук» — так писал М. Горький, который сам поработал пекарем.
Надо заметить, что людей, которыекормили хлебом всю страну, в прошлые времена еще и презирали за их профессию.
Чтец 9:
Каравай земли и неба
На твоем столе –
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
Чтец 10:
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
А на каждом колосочке
Держится земля.
Чтец 11:
В малом зернышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышко хранится
И земли родной.
Чтец 12:
И растет под небом светлым
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
Строятся и уже работают мощныехлебозаводы, на которых процессы хлебопечения высоко механизированы. Естьхлебозаводы-автоматы, где все – от подачи муки до выпечки хлеба – выполняютмашины. В руки человека попадает только готовая продукция.
Для того, чтобы испечь один батон,необходимо приблизительно 10 000 зерен. Вот почему говорят, что необходимоберечь не только каждый колосок, но и каждое зернышко, каждую крошку.
Ведущая: Хлеб – не только наша жизнь, это еще и солдат в днивойны, потому что он помог выстоять нашим воинам и выжить тем, кто оставался втылу в годы Великой отечественной войны.
В музее истории Санкт-Петербургахранится кусочек заплесневевшего хлеба величиной с мизинец. Всего 125 г хлебаполучал каждый житель Ленинграда в блокадное время. Таков был в зимние месяцыблокады дневной паек для жителей осажденного немцами города. И многим этоткусочек хлеба спасал жизнь. Выжить – значит, победить!
Чтец 13:
В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп.
Шел народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны слова:
«Хлеб – всей жизни голова!»
В честь хлеба слагались гимны, песни,совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной страде исбору урожая.
Хлебом — солью, по традиции,встречали почётных гостей, жениха и невесту.
А главный хлеб на Руси – это,конечно, каравай. Слово «каравай» происходит от слова «кара» — круг, потому чтокаравай – круглый хлеб. А наши предки в понятие «круг» вкладывали большойсмысл: круглое красное солнышко, круглый год, да и Вселенная представлялась ввиде круга, И вся наша жизнь, как считали, развивается по кругу. Поэтому и хлеб– символ жизни – был круглым. Каравай – ценный подарок, именно поэтому еговсегда дарили именинникам. У нас тоже есть именинники! Встанем в круг!
(Чествование именинников месяцахороводом «КАРАВАЙ»)
А теперь — загадки: (жетоны- сушки)
1. Для уборки урожая
На поля я выезжаю
И за несколько машин
Там работаю один (комбайн)
2. Пьёт бензин как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней? (машина)
3. За трактором по полю ходит она,
Отборного ей насыпают зерна.
А где её след чуть заметный ложиться,
Там буйно потом урожай колосится. (Сеялка).
4. Овсом не кормят
Кнутом не гонят,
А как пашет – семь плугов тащит (Трактор).
5. Жаркий, знойный, душный день.
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его – вершина лета.
Что, скажите, за месяц это? (Июль)
6. Он на солнышке стоит и усами шевелит.
Разомнёшь его в ладони –
Золотым зерном набит (Колос)
7. Зубья ходят, гребни машут,
Жатки по полю бегут,
Как мальчишку под машину,
Поле наголо стригут (жатва)
8. В землю тёплую уйду, к солнцу колосом взойду,
В нём тогда таких, как я, будет целаясемья! (Зерно)
9. Зимой бело, весной черно, летом зелено, осеньюстрижено. (Поле)
10. С неба солнце золотое, золотые льёт лучи. В поледружною стеною золотые усачи. (Пшеница)
11. Что две недели зеленится, две недели колосится, двенедели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает? (Рожь)
12. Он бывает с толокном, с рисом, с мясом и пшеном, свишней сладкою бывает. В печь его сперва сажают, а как выйдет он оттуда, токладут его на блюдо. (Пирог).
Хлеб непременный участник любойтрапезы. Как повседневная еда, так и праздничное застолье не обходятся безхлеба.
Прошли века, но и в наши дни хлебсчитается важной пищей для человека. Теперь пекут хлеб уже специальные машины.Но как бы легко ни давался хлеб, не забывайте главного: чем бережнее мы будемотноситься к хлебу, тем благополучнее станет наша жизнь.
В 1988 году был открыт первый музей вСанкт – Петербурге. Экспонаты этого необычного музея позволяют заглянуть впрошлое, увидеть быт и нрав наших предков, а главное, понять, как ониотносились к «хлебу насущному». В музее можно узнать много интересного охлебопечении со времён царя Петра и до наших дней.
В музее хлеба хранится более 18.000тысяч экспонатов хлеба! И дня не хватит, чтобы всё рассмотреть. Сегодня вРоссии открыты и другие музеи хлеба – в Пскове и в Елабуге, в Одессе, в Киевена Украине.
«Хлеб да соль» — говорит русскийчеловек, приветствуя всех. Сколько в русской речи пословиц и поговорок,связанных с хлебом! Ведь хлеб — всему голова.
Ребята, давайте вспомним пословицыи поговорки, прославляющие хлеб.
Возможные пословицы и поговорки(жетоны за правильный ответ – сушки)
· Хлеб да соль – и во снедобро.
· Хлеб – батюшка, хлеб –кормилец, хлеб – всему голова.
· Плох обед, коли, хлебанет.
· У кого хлебушко, у того исчастье.
· Не надо хвалиться, коли незнаешь, как хлеб родится.
· Есть хлеб – будет и песня.
· Хвала рукам, что пахнутхлебом!
· Каждая крошка в ладошку.
· Хлеб драгоценность. Им несори. Хлеба к обеду в меру бери.
· Не красна изба углами, акрасна пирогами.
· Лучше хлеб с водой, чемпирог с бедой.
· Ешь пирог с грибами, держиязык за зубами.
· На чужой каравай рот неразевай, а пораньше вставай да свой затевай.
· Живая душа калачика хочет.
· Нужда научит калачи печь.
· Где хлебно да тепло, там ижить добро.
· Хочешь есть калачи – несиди на печи.
· Плох обед, коли хлеба нет.
· Нет хлеба ни кучка,заберет в тереме тоска.
· Хлеб от земли, сила отхлеба.
· Днем раньше посеешь – нанеделю раньше уберешь.
· Сей в добрую пору,соберешь хлеба гору.
· Есть хлеб – будет и песня.
· Гречневая каша – матушканаша, а хлеб ржаной – отец родной.
· Доплясались, что без хлебаостались.
· Поле словами не засеешь.
· Нет плохой земли, естьплохие пахари.
· Хлеб ногами топтать –народу голодать.
· Ешь пироги, а хлеб впередбереги!
Почему у русского народа считалось,что «Не красна изба углами, а красна пирогами»?
Ответы детей: Русский народ всегда славилсягостеприимством, хлебосольством. Необязательно иметь богатый дом, главное,чтобы, в доме всех встречали добром и улыбкой.
А сейчас проведём небольшую викторину,которая покажет, насколько вы внимательны, находчивы, начитанны:
Вопросы викторины.
· Какой хлеб считается самымвкусным? (Пшеничный)
· Из чего делают маннуюкрупу? (Из пшеницы)
· Какая пища никогда неприедается? (хлеб)
· Какая машина убирает хлеб?(Комбайн)
· Какие продукты можнополучить из муки? (макароны, хлеб, пироги, соломку, баранки и т.д.)
· Какое злаковое растение посвоему происхождению является сорняком? (Рожь)
· Сеют ли пшеницу осенью?(Да, озимую)
· Сколько муки получают изодного пшеничного зернышка?
(Примерно 20 мг)
· Сколько зерен потребуетсядля того, чтобы испечь один батон? (Приблизительно 10 000 зерен)
Великое благо иметь каждый день настоле хлеб. Никто не станет с этим спорить. Без хлеба трудно себе представитьзавтрак, обед или ужин, загородную прогулку в выходной день, поездку на рыбалкуили за грибами или, скажем дальнее путешествие…
Но всегда ли мы испытываемблагодарность к хлебу и к тем, кто возрастил его? Мы не задумываемся, какимдлительным был путь хлеба к нашему столу. Сколько труда вложено в каждоезолотое зёрнышко! Оно ведь и в самом деле золотое. Сколько людей потрудилосьнад созданием золотистой тёплой булочки!
Хлеб – это достояние народа, обилиехлеба один из символов величия и могущества Родины, и уважительное отношение кнему должно стать повседневной нормой.
Тот, кто выращивает хлеб, не броситгде попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труддругих.
В июльский полдень солнечного лета
Пройдется пахарь утром по жнивью
И сыну, указав рукой на поле,
Негромко молвит: «Поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доле».
Ты вырастишь и через много лет
Опять сюда вернёшься на рассвете,
И скажешь: «Ничего дороже нет,
Чем тёплый хлеб на этом белом свете!» Загадки (всехором)
1. Бьют меня палками, жмут менякамнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят? (Хлеб)
2. И черно, и бело, и всем мило.(Хлеб)
3. Всем нужен, а не всякий сделает.(Хлеб)
4. Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок.
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нем тогда таких, как я
Будет целая семья. (Зерно)
5. Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен,
Пахнет солнечным теплом,
Пахнет знойным полем. (Хлеб)
6. Мнут и катают
В печи закаляют.
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб)
7. Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают (Блины)
8. В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят,
По кусочку все съедят. (Пирог)
9. Отгадать легко и быстро: мягкий,пышный и душистый,
Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб)
10. Птица Юрица на ветер глядит,
Крыльями машет, сама не летит. (Мельница)
11. У лепешки каравая, плюшки,пирожка
От рождения седая мать по имени… (Мука)
12. Корабль-великан по земле идет,
Поле пройдет — урожай соберет. (Комбайн)
13. Вырос в поле дом. Полон домзерном.
Стены позолочены. Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Зерно)
Звучит песня «Слава русскому хлебу» муз. К.Масалитинова, сл. Н. Палькина. Музыка постепенно угасает, появляются двазазывалы, которые приглашают всех отведать чая с представленной на выставкевыпечкой. Выпечка приготовлена учащимися. Частушки (в рукахдетей дудочка, бубен, ложки)
1. Все мы в городе живем,
Сушки, пряники жуем.
Мы частушек много знаем,
И сейчас для вас споем.
2. На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки,
Так споем же под чаек
Хлебные частушки.
3. Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
4. Да, не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
5. Поработай, поработай,
Мой конек вороненький.
Обрабатывай, паши
Этот луг зелененький.
6. Не ругайте вы меня,
Всю работу знаю я:
Жать, косить и боронить
В обе руки молотить.
7. Говорят, что не работаю
Работы полевой.
Я, молоденька девчонка
И с сохой, и с бороной.
8. Дайте мне клочок землицы,
Чтобы было что пахать,
Дайте мне мешок пшеницы,
Чтобы было, что бросать.
9. Взором радостным окинем
Даль бескрайнюю полей.
Слава тем, кто любит землю
Тем, кто трудится на ней.
10. Слава тем, кто сеет, пашет,
Кормит хлебом весь народ.
Мы желаем на столе чтоб
Хлеб иметь вам круглый год. (Все хором)
Зазывалы (поочередно):
1.Здравствуйте, добрые молодцы!
2.Здравствуйте, красный девицы!
3.Рады видеть вас всех на празднике!
4.Лица открытые, глаза блестящие,улыбки в наличии.
1.Мы шутники, балагуры,скоморошнички,
2.Хлеба – батюшки помощнички!
3.Ждет вас богатое угощенье,
4.Всем гостям на удивленье:
1.Каравай, хлеба да пироги,
2.Да ватрушки, поди погляди.
3.Здесь и бублики и баранки –
4.Все собрали на самобранку!
Все:Проходите, не стесняйтесь,Сладкимчаем угощайтесь!
Звучит русская народная мелодия.Участники и гости праздника рассаживаются за один большой стол. Начинаетсячаепитие.
