Ведущий 1:
Здравствуйте, гости дорогие!
Всех с Масленицей поздравляю!
Пусть веселье в дом войдет!
Пусть весна в права вступает,
А зима на год уйдет!
Ведущий 2:
Еще с древнейших времен на Руси одним из любимых праздников внароде является Масленица. Зима всегда была испытанием для нашего человека:холодно, голодно, темно. Потому приход весны являлся очень радостным событием,которое обязательно нужно было отпраздновать. Древние верили, что молодой Веснесложно одолеть старую коварную Зиму. Чтобы помочь Весне прогнать Зиму,устраивали веселые гулянья на Масленицу. Прощаясь с Зимой, древние славилиЯрилу – бога весеннего солнца и плодородия. Ярило представлялся русичам вобразе молодого мужчины, ежегодно умиравшего и вновь воскресшего. Ярило, воскреснув,дарил людям солнце, а солнечное весеннее тепло – это первый шаг на пути кобильному урожаю. Этот праздник не имеет точной даты, но каждый год егоотмечают в конце февраля или в начале марта, в этот день провожают зиму ивстречают весну.
Скоморох 1:
Этотпраздник пришёл из седой старины,
Из нашей древней глубины,
К восходу весны золотой,
К уходу зимы лютой.
Скоморох2:
Мыпроводим зимушку – злую, лютую.
Повстречаем вёснушку – тёплую, любую.
Надоеланам зима, холода и стужа.
Ждёмтебя, Весна – красна, нам мороз не нужен.
Ведущий. Масленица длилась неделю и поэтому в нашей игре будет 7станций, которые соответствуют дням недели:
1-й Понедельник— Встреча.
Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. Вэтот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу –чучело —Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали еепеснями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались сгор.
2-: Вторник— Заигрыш.
Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей ивыпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пелипесни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьикачели, поездки на лошадях., строили снеж- ные и ледяные крепости, скоморохипели свои частушки.
3 : Среда— Лакомка.
Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне каталисьна тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гостис детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. В этот день зятья- папы — приходят на блины к тещам — маминым мамам, нашим бабушкам.
4: Четверг— широкий, Разгуляй-Четверток.
В этот день было больше всего развлечений, самый веселыйдень,гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу.Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженыевеселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки,плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать.
5 класс: Пятница — Тещины вечерки.
На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (нашихбабаушек)блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли кгорке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка,чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.
6 : Суббота— Золовкины посиделки.
В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных ипотчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этогов ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошиеи добрые слова. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа)подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой.Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.
7: Воскресенье— прощенный день или проводы.
Это были проводы Масленицы. В поле или на ледяных горках разводиликостры, чтобы лед растопить, холод уничтожить, и сжигали куклу с песнями. Пепелразбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. Впрощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, еслиобидели раньше. Говорили: Прости меня, пожалуйста. Бог тебяпростит, — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах.Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: Прости меня.Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Такзаканчивалась Масленица.
Вручаюмаршрутные листы, расходятся по станциям.
Последняястанция перед школой, хороводы и т.д.
Тещины вечера
Зять решилустроить бал,
Тещу вгости он…(позвал).
Купилмуки, купил творог,
Испёкрассыпчатый…(пирог).
Зятьмамашу в гости ждёт,
Но что –то тёща…(не идёт).
Он долго устола ходил,
Потомкусочек…(отхватил).
Затемподвинул стул и сел
И весьпирог в минуту…(съел),
Когда жетёща подошла,
То дажекрошек…(не нашла).
Еще неделяпролетит,
И март капелью …..(зазвенит).
За ним апрель в цветах придет,
И землю солнышко….( зальет).
По рощам, паркам соловьи
Концерты вновь начнут…( свои)
Загадки:
1. Бродит одиноко огненное око, всюду, где бывает – взглядом согревает. (Солнце)
2. Никто его не видит, а всякий его слышит. Без крыльев оно, а летит, без языка –а говорит.(Эхо)
3. Годовой кусочек каждый день гоняет листочек, год пройдёт – весь лист опадёт.(Календарь)
4. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идёт; глаз нет, а плачет. (Туча)
5. Дождь идёт, я тут как тут, многие меня здесь ждут, лягушата и ребята, голуби ипоросята. Я на зеркало похожа и на озеро чуть-чуть, ну а вам не захотелось комне в гости заглянуть. (Лужа)
6. Бьют Ермилку, что есть силы по затылку, он не плачет, только ножку прячет.(Гвоздь)
7. Заря — заряница, красная девица, тропку выпускает, росу расстилает. Едетстороной, с сохой, бороной, с ключевой водой. (Весна)
Лакомка
Бывает овсяная,
“Дружба”, пшеничная.
Полезная очень,
На завтрак – отличная.
Ее мы съедим
И запьем простоквашей.
О чем же загадка?
Конечно про…..(кашу)
Интересное зерно –
Треугольное оно,
Немного необычный
Цвет – светло-коричневый.
Каша из него вкусна,
И полезная она. (гречка)
Он – кормилец на Востоке,
С давних пор в полях растёт.
Злак зелёный и высокий
Белое зерно даёт.
У него такой каприз:
Очень любит воду …(рис)
Со времён ещё далёких
Из семян травы высокой
Хлеб пекут и варят каши,
Чтоб посеять — землю пашут.
Называли — пашаница,
А теперь зовут ….(пшеница)
Он злак, он в поле колосится,
Он не ячмень и не пшеница,
Из злака хлеб ржаной хорош,
Когда созреет в поле…(рожь)
Его с утра поешь — придёт сноровка,
И сил в достатке будет целый день.
В рассольнике и каше он — перловка,
А для агронома он — … .(ячмень)
Зернышки желтые у нее есть,
Любит ее, ведь каждый, кто здесь.
Можно даже кашу сварить,
Родных и близких вновь удивить.
С грядки скорее ее мы срываем,
Имя ее мы вновь называем! (кукуруза)
Запомните эту историю нашу,
Пляшите, играйте, но кушайте кашу!
И пшёнку, и гречку, перловку и манку,
С клубникой и сливками – ешьте…(овсянку)
Золовкиныпосиделки
Не красна изба углами |
а красна пирогами. |
Зима без снега — |
лето без хлеба. |
Кто рано встаёт |
тому Бог подаёт. |
Работать не встанешь, |
ноги с голоду протянешь. |
Кто хвалится, |
тот с горы свалится. |
У кого что болит |
тот про то и говорит. |
Дурная голова |
ногам покою не даёт. |
Что с возу упало |
то пропало |