ВРЕМЯ |
ЭТАП |
ТЕКСТ ВЫСТУПЛЕНИЯ |
Примечание |
5минут |
1. Организационный момент
|
Уважаемые учащиеся! Сегодня на уроке мы подводим итог изученной темы: «ЭПОХА ЗАСТОЯ». Форма урока – дебаты.
|
|
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. Объясняет порядок проведения урока и представляет таймкипера который следит за соблюдением регламента и правил игры и экспертов, которые оценивают работу спикеров. Они заполняет листа оценивания выступлений спикеров , указывают сильные и слабые стороны выступлений спикеров.
|
|||
Правила Дебатов |
Принцип первый: Атаковать аргументы оппонентов, но не самих оппонентов. Принцип второй: Быть честным во всем, уметь признать ошибку. Принцип третий: Проигравших нет. Обучение имеет большее значение, чем победа.
|
|
|
|
1. Вступление учителя + Презентация |
В массовой культуре особое место занимает музыка. Музыка играет огромную роль в жизни моей семьи, да и для каждого человека. Она воздействует на настроение, в мир музыки человек погружается с детства, мелодии мы можем слышать в детских садах, в школах, парках, торговых центрах. Без неё нет радио, телевидения, кино. Бесспорно, каждый человек любит музыку, но вкусовые пристрастия в массовой музыке у всех разные. Какая же эпоха оказалась самой популярной в массовой музыке и оказала колоссальное влияние на современность?
Эпоха застоя, которая в области культуры характеризовалась противоречивыми тенденциями. С одной стороны, продолжалось плодотворное развитие всех сфер научной и художественной деятельности, благодаря государственному финансированию укреплялась материальная база культуры. С другой стороны, усилился идеологический контроль руководства страны за творчеством писателей, поэтов, художников и композиторов. Как отмечают исследователи, при Брежневе советская культура во многом развивалась по инерции, заданной ей периодом хрущевской «оттепели». Нельзя сказать, что достижений не было, но это был период относительной свободы творчества. Росли количественные показатели, но яркого и нового было создано немного. Ужесточился идеологический контроль за развитием культуры в целом. Ещё В 70-е г. все отчетливей наблюдается разделение культуры на официальную и «подпольную», государством не признанную. За этот сравнительно долгий временной отрезок наступили серьезные изменения во всех областях социальной жизни нашей страны: благодаря научно-техническому и информационному прогрессу произошел раскол и переориентация общественного сознания, особенно среди молодежи, к традиционным ценностям русской культуры и к западным образцам жизни. К последнему можно отнести симпатии молодых людей к рок-музыке. В период брежневского застоя выявилось такое важное противоречие в советской культуре: в контексте идеологического диктата официальная культура полностью себя исчерпала, а неофициальная не обладала почвой для укрепления своего воздействия на общественное сознание, однако, неофициальное поле культуры расширилось за счет диссидентства и андеграунда, куда входил и рок. Влияние культурного инакомыслия распространяется и на молодежную среду. Здесь это особенно наглядно проявилось в росте популярности на волне «магнитофонной революции» среди определенной части молодежи — джаза и рока. С середины 1960-х гг. в стране начинают распространяться записи «Битлз», «Роллинг Стоунз» и др. западных рок-групп. Увлечение западной музыкой чаще всего не ограничивалось эстетическими пристрастиями, влияло на стиль жизни, поведение, образ мышления. Постепенно, в подражание западным, возникают советские рок-группы: «Машина времени» А. Макаревича, «Аквариум» Б. Гребенщикова, «Звуки Му» П. Мамонова. В дальнейшем к ним присоединяются «ДДТ», «Воскресенье», «Алиса», «Кино», «Круиз» и др. Советский рок становится важным элементом культурного андеграунда — т.е. культуры, балансирующей на тонкой грани не разрешенного официально и официально запрещенного. Среди исследователей до сих пор не существует единой точки зрения на ситуацию в советской культуре тех лет. Часть историков и культурологов полагают, что в отличие от экономики и политической сферы происходившее в культуре никоим образом не укладывается в понятие «застой». Другие, наоборот, считают, что тенденции распада и деградации, начавшиеся в идеологии и культуре, потом постепенно начали распространяться на все сферы жизни в СССР. Очевидно, что истина может быть найдена при учете всех полярных оценок. В немногочисленных исследованиях проблемы рок-культуры тема взаимоотношений отечественной рок-культуры и власти в период 1970 – 1980-х годов практически не исследована. Однако в общественном сознании эта проблема решается однозначно. Речь идет об устоявшемся представлении о том, что вплоть до второй половины 80-х годов рок-культура подвергалась постоянному и организованному давлению со стороны властей. Почему это давление не привело к ожидаемому результату и рок-культура в нашей стране не была ликвидирована, а продолжала успешно развиваться?
ПОЭТОМУ возникает вопрос ? Культура застоя, или «застой» в культуре? Вот и мы с вами попытаемся найти эту правду. Форма поиска – дебаты.
|
|
|
2. ПЕРВОЕ ГОЛОСОВАНИЕ |
Итак, приступим к работе.
|
|
|
3. Первый раунд. (УТВЕРЖДЕНИЕ)Выступление команды «красных» (5 мин)
|
? Культура застоя, или «застой» в культуре?
А что говорят музыканты? |
|
|
|||
2,5 +3 |
КОМАНДА ВИА СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ |
Музыкальный видеоряд команды «ВИА» |
|
|
|||
«Артистами эстрады» в советское время, как правило, называли исполнителей традиционной популярной музыки (хотя собственно понятие «эстрада» значительно шире). Они исполняли песни, написанные профессиональными композиторами и поэтами. Песни были рассчитаны на вокальное мастерство, обладали чёткими, запоминающимися мелодиями, аккомпанементу уделялась второстепенная роль. Поэтому на советской эстраде преобладали сольные певцы и певицы с хорошими вокальными данными, не играющие на инструментах и не пишущие сами свой репертуар. Среди артистов эпохи «застоя» — Юрий Гуляев, Лариса Мондрус, Аида Ведищева, Капиталина Лазаренко, Гертруда Юхина, Гюлли Чохели, Тамара Миансарова, Лидия Клемент, Эдуард Хиль, Людмила Сенчина,Эдита Пьеха, Владимир Трошин, Майя Кристалинская, Вадим Мулерман, Анна Герман, Валерий Ободзинский, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Людмила Зыкина, Алла Пугачёва, София Ротару, Валерий Леонтьев, Лайма Вайкуле, , Лев Лещенко, Валентина Толкунова, Ольга Зарубина, Сергей Захаров. Песни в исполнении этих артистов часто входили в саундтреки к кинофильмам, и наоборот, песни из кинофильмов часто входили в репертуар эстрадных артистов. Поскольку традиционная популярная музыка была основным, официальным направлением советской эстрады, она подвергалась особо тщательной цензуре. Музыка к песням обычно писалась членами Союза Композиторов (наиболее известные — Александра Пахмутова, Василий Соловьёв-Седой, Тихон Хренников, Давид Тухманов, Раймонд Паулс, Эдуард Ханок, Евгений Крылатов и др.), а тексты песен — профессиональными и благонадёжными поэтами (Михаил Матусовский, Василий Лебедев-Кумач, Николай Добронравов, Владимир Харитонов, Роберт Рождественский, Игорь Шаферан, Михаил Танич, Леонид Дербенёв, Юрий Энтин, Илья Резник, Григорий Виеру, Янис Петерс). Всё это определяло как высокие требования к материалу, так и узкие рамки творчества, особенно в плане лирики. Для эстрадных песен в основном писали либо патриотическую, либо любовную лирику. С легкой руки Самоцветов получили широкую известность такие песни, как Увезу тебя я в тундру, У деревни Крюково М.Фрадкина, Не повторяется такое никогда, Через две зимы, через две весны В.Шаинского, Мой адрес — Советский Союз Д.Тухманова, Горлица О.Иванова, Все, что в жизни есть у меня В.Добрынина и другие… С первых дней создания ансамбля мы поставили себе целью пропагандировать только песни советских композиторов, — рассказывает художественный руководитель ансамбля, заслуженный артист Удмуртской АССР Юрий Маликов. — Сначала это были в основном молодежные песни. Восемь лет назад вокально-инструментальные ансамбли только зарождались, и песни для них сочиняли лишь немногие композиторы. В большинстве своем — молодые. Отсюда и тематическая направленность песен.
|
|
||
2,5+3 |
КОМАНДА РОК Сопровождение презентацией |
Музыкальный видеоряд команды РОК Русский рок — направление рок-музыки, зародившееся в СССР в 1960-е годы под влиянием западной рок-музыки[2] и бардовской песни и развивавшееся как за счёт самодеятельных коллективов, так и за счёт официальных ВИА. Чтобы понять советский рок, его нужно изучать не как искусство, а как явление социальное. Проще говоря, советский рокер брал гитару в руки не для того, чтобы создать шедевр искусства, а чтобы жить иначе. Первые советские рок-группы появились ещё в середине 1960-х на волне битломании, однако до середины 1970-х представляли собой в основном подражание музыке зарубежных исполнителей. Среди сформировавшихся в 1970-е годы, наиболее известны: «Машина Времени», «Аквариум», «Автограф», «Пикник». Подобно бардам того периода, ранние рок-группы распространяли альбомы только через самиздат и считались самодеятельными. Распространённой формой выступления был квартирник — стихийный концерт на квартире у музыкантов или их знакомых с приглашением только близких друзей. Расцвет русского рока пришёлся на 1980-е годы, а у музыкантов не было возможность выступать на концертах, не опасаясь преследования за частное предпринимательство или тунеядство,. В СССР были созданы рок-клубы, сформировались известные, и частично по сей день действующие рок-группы, прошли первые рок-фестивали (Тбилиси-80, Литуаника 85-89, Подольск-87). На русский рок 1980-х большое влияние оказал жанр «новой волны». Также появились и первые группы в жанре хеви-метал и панк-рок. Наиболее успешные группы 1980-х: «Кино», «Алиса», «ДДТ», «Ария», «Наутилус Помпилиус», «Браво», «Секрет», «Бригада С». Советская власть трепетно охраняла умы своих почитателей от любого инакомыслия. Для «очистки» ненужных произведений, издававшихся в стране, существовала бдительная и всевидящая музыкальная цензура, которая беспощадно выявляла и «обезвреживала» любые попытки инакомыслия в музыкальной среде: слушатель должен был иметь за образец только безупречный образец советского строителя коммунизма, без тени сомнений и метаний. Советские рокеры своим творчеством указали советским людям на возможность мыслить и жить иначе, на возможность других, не навязанных идеологией, смыслов. Советский рок обнаруживает внутри системы пространство свободы, свободы от идеологии. Свобода становится даром обществу. Отечественная рок-музыка сегодня стала привычным явлением и не вызывает такого бурного ажиотажа, как это было 20-25 лет назад. С ослаблением цензуры радикализм, часто являющийся неотъемлемой чертой текстов песен в рок-музыке, перестал вызывать резкие запретительные меры со стороны властей, отчасти подогревавшие нездоровый ажиотаж публики вокруг маргинальных музыкальных течений. Трудно не заметить фактического отсутствия в 80-е годы по-настоящему ярких и запоминающихся песен, посвященных общегражданским темам. Избыток патетики высокопарных лозунгов в песнях, призванных отождествить собою идеалы патриотизма, гражданственные убеждения, в конце концов вызвали острое отчуждение слушательских кругов. Парадно-торжественный тон потерял доверие общества, получившего право открыто говорить о накопившихся в нем противоречиях. К тому же традиционные средства воплощения тем большого общественного звучания откровенно исчерпали себя. Наиболее активной в смысле обращения к социально-общественным проблемам оказалась рок-музыка. В творчестве ее представителей слышится искреннее стремление сказать правду о себе и своем времени. Образная сфера рок-текстов призвана подтвердить настойчиво отстаиваемое молодыми людьми право на самостоятельность суждений. Ими ставятся под сомнение готовые рецепты удобного существования, высказывается протест против приспособленчества, спекуляции лозунгом и прописными истинами. Отсюда — особенности обликов и стиля высказывания, избранных разными группами. Поэтические тексты, используемые в рок-музыке, далеко не всегда соответствуют в художественном отношении глубине поднимаемых социальных проблем. Тем не менее образная сфера отечественного рока значительно расширила диапазон привлекаемых в песню коллизий. Итак, советский рок есть социальное явление, суть которого — стремление выйти из-под контроля тоталитарной идеологии, потому что бытие человека (по представлениям советских рокеров) несводимо к каким-либо идеологическим конструкциям. Иначе говоря, человек — это не винтик. Это стремление не осталось только стремлением, а действительно было осуществлено.
|
|
|
|
СПАСИБО ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ КОМАНД, а ТЕПЕРЬ ВТОРОЙ РАУНД ДЕБАТОВ (ОТРИЦАНИЕ) ПЕРВОЕ СЛОВО ВИА |
|
10 |
4. Раунд вопросов (ОТРИЦАНИЕ) ВИА |
1. Как можно заниматься музыкой не имея данных, слуха и музыкального образования? Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490 2. Вы советские, русские люди! Заимствование иностранных ценностей в культуре допустимо? 3. Заниматься музыкой было весьма дорогим удовольствием. Поэтому, большая часть высшего эшелона тогдашнего рока — всякого рода золотая молодежь. Например: даже существовала группа Политбюро, где играли Стас Микоян, чуть позже Намин, его брат Алик Микоян и Григорий Орджоникидзе. И вы после этого говорите о гонениях и притеснении со стороны власти? О какой критике РОК движения вы можете утверждать? 4. Вы строите творчество на противоборстве советской и капиталистической идеологии. А ваши «западные учителя» заканчивали жизнь самоубийствами, употреблением алкоголя и наркотиков. Не является ли это доказательством ложности и несостоятельности ваших ценностей? 5. В ваших текстах курение, алкоголь, антиморальный образ жизни. Где ваши нравственные ориентиры? 6. РОК КОЛЛЕКТИВЫ Впервые в Советском Союзе стало широко использоваться пение под фонограмму. О каком качестве музыкальной культуры можно разговаривать? Вы не уважаете своих слушателей?
|
|
|
Учитель |
— Последнее слово стороны ВИА |
|
|
ВИА |
ВЫВОД: МЫ утверждаем: рок-музыка — это не только низкопробное и вредное явление, это мощное средство буржуазной идеологии, направленное на растление советской молодежи, а значит — на подрыв устоев всей нашей жизни.
|
|
|
|
1. В Ваших песнях присутствует пафосс откровенная ложь – Как такое возможно? 2. Господство марксистко-ленинской идеологии во всех сферах общества Настоящее творчество не может бы «по закау партии и государства». Разве это искусство? 3. У многих исполнителей ВИА существовали две программы: одна — для официальной сдачи концертной программы художественному совету и дающая право работать официально, и другая — состоящая либо из собственных песен, либо из модных западных хитов, которая исполнялась во время гастролей и «кассовых» концертов. Прокоментируйте. 4. Но 80-84 годах возникает какой-то всплеск репрессий против РОК музыкантов. Некоторых сажают за незаконное предпринимательство, а того же Летова помещают в психбольницу. Почему допустимо преследование за творчество и самовыражение? 5. Есть мнени е что наличие ВИА это «искусственно созданный жанр» — это попытка власти отвлечь молодёжь от движения Рока. Докажите обратное.
|
|
|
Учитель |
Последнее слово стороны РОК |
|
|
|
ВЫВОД: МЫ утверждаем: Ярким событием начала 80-х годов стало появление рок — групп, которые пользовались большой популярностью у молодежи и постепенно стали вытеснять многочисленные вокально — инструментальные ансамбли, доминировавшие на сцене в 70-е годы. |
|
5 |
5. РАУНД вопросов из зала |
————вопросы из зала————— |
|
|
|
|
|
6. Вопросы жюри |
————-вопросы, уточнения жюри——————- |
|
|
7. ВТОРОЕ ГОЛОСОВАНИЕ (комментирование итогов второго голосования |
|
|
|
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА ЛУЧШЕГО СПИКЕРА! |
СЛОВО ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ЖЮРИ |
|
|
5 |
8. заключение |
Актуальность исследования периода 70-х и 80-х годов прошлого столетия определяется многообразием и неоднозначностью происходящих в нем явлений. В данном проекте мы попытались выяснить получила ли развитие в такой сложный и противоречивый исторический период как «застой» культура. Нельзя говорить о «застое» в культуре, так как, не смотря на сложившуюся ситуацию в развитии страны, всегда находились люди не прекращавшие мыслить творчески, пополняя копилку культурных достижений эпохи. Таким образом, на поставленный перед нами вопрос – Культа застоя, или «застой» в культуре? – мы однозначно отвечаем
КУЛЬТУРА ЗАСТОЯ, а не «застой» в культуре!
УРОК ЗАКОНЧЕН!!!
|
|
|
Фоном Звучит песня В Цоя «Перемен» участники расходятся |
Вместо тепла зелень стекла, Вместо огня дым. Из сетки календаря выхвачен день. Красное солнце сгорает дотла, День догорает с ним. На пылающий город падает тень. Перемен требуют наши сердца, Перемен требуют наши глаза, В нашем смехе и в наших слезах, И в пульсации вен Перемен! Мы ждем перемен. ………………
|
|
|
|
|
|
