Сценарий праздника«Масленица широкая».
Цель: воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа.
Задачи:
1.Познакомить спраздником “Масленица”, дать представление учащимся о народных традициях,обрядах.
2.Развиватьэмоционально-волевую сферу, творческие и умственные способности, вызватьположительные эмоции и праздничное настроение.
3.Воспитыватьинтерес к истории своего народа, желание поддерживать древние традиции, любовьк русской культуре, народной музыке, играм; способствоватьсплочению коллектива.
Оборудование: кегли,чучело Масленицы, снежки, картонные «блины», бадминтонные ракетки, аудиозаписьпесен в исполнении группы “Ивана Купала”, частушек, фонограммы песен.
Ход праздника.
Звучит фоноваямузыка на всю Масленицу (фонограмма).
Ведущий.
— С масленицейласковой поздравляем вас.
Пирогамповластвовать наступает час.
Без блинов несладятся проводы зимы.
К песням, шуткам,к радости приглашаем мы!
— А кто знает, чтоэто за праздник? (Ответы детей).
— Это один излюбимейших праздников русского народа – Масленица, начинается за 56 дней доПасхи. Это древнеславянский праздник «проводов зимы». Весь русский народ во всевремена освобождался от работ в эти праздничные дни. Во время масленицы народвеселился целую неделю.
— Кто может мнеподсказать, сколько это дней? (Ответы детей).
— Назовите их,пожалуйста. (Ответы детей).
— Сейчас мыузнаем, что происходило в дни масленичной недели.
1 скоморох.
Собирайся,народ
Вгости Масленица ждет!
Масленицаблинная,
Сытная,старинная,
Ссамоваром, огоньком,
Солнцем,снегом, ветерком!
2 скоморох.
Мызовем к себе тех,
Ктолюбит веселье и смех!
Ждутвас игры, забавы и шутки,
Скучатьне дадут ни минутки…
Масленицуширокую открываем,
Весельеначинаем!
Ведущий.
— Целуюнеделю праздник отмечали шумно, весело, с играми, поэтому Масленицу называли«широкой», «разгульной», «веселой», «хлебосольной». Посерединеплощади ставили огромную карусель – символ солнца. А вы хотите покататьсяна карусели? Занимайте места.
Вносят чучело Масленицы с лентами. Хоровод вокругМасленицы. (Звучит веселая русская народная музыка «Весну звали»). (Ведущийдержит шест с лентами. Дети встают в круг, движутся по кругу).
Ведущий.
— Молодежь возилачучело Масленицы по деревням, катались с гор на санях, катались на лошадях,играли в снежки.
— Давайте и мы свами поиграем!
Игра 1 «Снежки».
Ведущий.
Как на масленойнедели из трубы блины летели,
И сыр, и творог, -всё летело под порог!
В старину красныедевицы не только умели печь блины, но и могли с ними обращаться. Посмотрим, какнаши ребята смогут справиться с заданием.
Игра 2 «Пронесиблин». (Насковороде (бадминтонной ракетке) переносим картонные «блины» на скорость)
Ведущий:
Нехмурьтесь и не скучайте,
СветлоюРадостью праздник встречайте.
Ану-ка, загадку мою отгадайте: «Тётушка в мешке стужу везет, на землю холодтрясет. Сугробы наметает, ковром землю устилает, кто это…»
Дети: Зима!
Появляется «Зима» (звучит песня « Потолокледяной»
Зима:
Здравствуй,весь народ честной!
Деньсегодня не простой!
Япришла проститься с вами!
Свами были мы друзьями!
Времябыстро пролетело,
Изаметить не успела,
Чтозакончен мой черёд,
Вследза мной Весна идёт!
Ведущий.
Погоди,Зима прощаться и с народом расставаться.
Мыхотим с тобой сплясать, песни спеть и поиграть.
Дети поют частушки.
Напечем блинов поболе
С медом и сметаною,
Встретим Масленицу что ли
Дорогую самую!
И девчонки, и мальчишки.
Любят зиму провожать.
Что ни день — блины и пышки:
Не устанем пировать!
Мы возьмем на горку санки —
Время быстро пролетит.
Больше мажь на блин сметанки —
Нагуляли аппетит!
Зиму дружно мы проводим,
Встретим вешнее тепло,
Закружим-захороводим,
Чтобы было весело!
Игра 3
— Вот молодцы, хорошо веселитесь! Сейчас я буду вам подкидыватьварианты масленичных блюд, если нравится, кричите дружно:Ням-ням-ням, а если вам не нравится угощение, кричите « ФУ!
— Попробуем?
Масленица пришла, Что к нам в дом принесла?
Орешки соленые? (ответ: Ням-ням-ням).
Пирожки слоеные ? (ответ: Ням-ням-ням).
Чипсы хрустящие? (ответ: Ням-ням-ням).
Тапки завалящие ? (ответ: Фу-фу-фу).
Шарики сырные ? (ответ: Ням-ням-ням).
Салфетки жирные? (ответ: Фу-фу-фу).
Селедочку пряную? (ответ: Ням-ням-ням).
Грибочки поганые? (ответ: Фу-фу-фу).
Хрустящие фисташки ? (ответ: Ням-ням-ням).
Рваные рубашки ? (ответ: Фу-фу-фу).
Креветки из лодочки (ответ: Ням-ням-ням).
Бычка на веревочке? (Фу-фу-фу)
Пироги капустные? (Ням – ням-ням)
Блинчики вкусные? Ням – ням-ням)
Ведущий: Конечно, блины!
Зима.
-Удивили вы меня песнями, да смекалкой. Пора мне уходить! Прощайте, люди, ипростите! На Зиму зла вы не держите. Желаю вам добра и света и лишь теплавесной и летом!
Ведущий.
-Вот Зиму холодную проводили, пора Весну в гости звать! Давайте встретим весну!
Выход Весны (фонограмма).
Ведущий.
Здравствуй,Веснушка – Весна!
Счем, Весна, ты к нам пришла?
Чтос собою принесла?
Весна.
ЯВесна – красна,
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки.
Прогоняю с речек лед,
Светлым делаю восход.
Всюду – в поле и в лесу –
Людям радость я несу.
-Я очень хочу с вами поиграть!
Игра 4 «Солнышко». На каждомиз двух листов ватмана нарисовано солнце без лучиков. Ребята делятся накоманды, каждая становится примерно в 5 метрах от своего рисунка, выдаётся поодному жёлтому маркеру. По сигналу ребята бегут к своим листам по одному идорисовывают лучики (каждый участник изображает один луч). Победит та команда,которая закончит первой.
Весна.
-Какиевы молодцы! Какое красивое солнышко получилось у каждой команды.
Ведущий.
— В воскресеньенарод прощался с Масленицей. И день этот называли проводы, прощёный день.Прощались с зимой, ждали весну. Чучело Масленицы, как символ зимы, сжигали. Детиповторяли: «Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай!»
— Давайте вместе свесной повторим слова прощания с Масленицей.
— «Масленица,прощай! А на тот год опять приезжай!» (хором повторяют).
— Затеи и весельепродолжались только до вечера Прощеного воскресенья. Как только начинализвонить колокола, веселье заканчивалось. После вечерней службы все прощали другдругу обиды, просили прощения у родных, соседей.
Праздникзаканчивается чаепитием с блинами.
