X-PDF

Сценарий. Урок мужества Маленькие герои блокадного Ленинграда

Поделиться статьей

                                Урок мужества

Маленькие герои блокадного Ленинграда

 

 Цель: 

Воспитание патриотизма,чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи

Образовательные:

 – систематизировать,обобщить и закрепить знания учащихся по теме “Блокада Ленинграда”;

— ознакомление учащихся с событиями в годыВеликой Отечественной войны и ролью детей в ней;

 — формировать у учащихся пониманиеисторического значения снятия блокады Ленинграда и подвига народа в ВеликойОтечественной войне.

Развивающие :

развиватьумение анализировать и обобщать данные; 

— сопоставлять исторические факты, явления,творчески их применять;

 — развивать навыки участия в обсуждении,работы в группе;

— совершенствовать умение работы сдополнительной литературой, сведениями, полученными на экскурсиях, в семейныхбеседах.

Воспитательные:

способствоватьпатриотическому воспитанию учащихся; воспитывать чувство национальной гордостиза великий подвиг советских людей;  

 — воспитание чувства сопереживания,сострадания за тех, кто пережил годы войны;

— способствовать развитию у школьниковинтереса к истории своей страны;

— вовлекать обучающихся в поисковуюпознавательную деятельность, через использование истории, литературы.

— формирование гражданской ответственности, уважения кстаршим и сохранение живой связи поколений на примерах героизма исамоотверженности народа, победившего фашизм.

 

 

 

 

Ходмероприятия

Воспитатель: Сегодня у нас очень интересная и  важнаятема, а вот какая, вы узнаете чуть позже. Я очень надеюсь, что вы будете мнепомогать своими ответами, активным участием.

 (на  доску воспитатель вешает дату начала ВОВ 22 июня1941год)

Воспитатель:Ребята,а  вы знаете,  что это за дата?

Дети: Это датаначало Великой Отечественной Войны

Воспитатель: 22 июня 1941 годана рассвете началась Великая Отечественная война советского народа противфашистских  захватчиков.

И,чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил всмертельный бой с кровавым, коварным, беспощадным врагом.

 (воспитатель вешает дату начала блокады Ленинграда 8 сентября1941 года)

Воспитатель: А этудату знает кто-нибудь?

Этодата  начала блокады Ленинграда. И тема нашего урока мужества будетпосвящен блокаде Ленинграда и мужеству защитников города, а точнее мы сегодняпоговорим о маленьких героях блокадного Ленинграла..

Тема  выбрана неслучайно. Мне кажется, в судьбе Ленинграда отразились самые характерные чертытой страшной войны, победу в которой мы празднуем ежегодно 9 мая.

 Ребята,кто- ни будь из вас знает что означает блокада?

Д: ответы детей.

— В словаре слово  блокада означает -окружение города, крепости, армий войском неприятеля с целью отрезать их отвнешнего мира и этим принудить к сдаче или парализовать их деятельность. 

 слайд  Рассказ о начале блокады.

Воспитатель : Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград еёдуша. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевойдух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили наЛенинград  с целью стереть его с лица земли.

слайд

8 сентября 1941 года врагу удалось подойтив плотную к Ленинграду и окружить его. Начались страшные дни блокады. 900 днейдлилась блокада Ленинграда. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историючеловечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества исамоотверженности. 

ученик.

8 сентября, обычный день недели,

Начало осени, красивое и яркое.

Сентябрьский ветерок, и голуби летели,

И лес к себе манил людей подарками,

И тишиной, и свежестью дыхания.

Привычно занималось утро раннее…

 

Так было до того или потом,

Но в этот год беда стучалась в дом.

В том 41-ом памятном году

Железным обручем сковало красоту.

Безжалостный, губительный охват,

Жизнь ленинградцев, превративший в ад.

 

5слайд

Гитлеровское командование приступило к осуществлениюсвоего кровавого замысла — уничтожению города и его населения.

    Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстрелялиЛенинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные ифугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы,  дома, больницы.

6слайд

 На защиту городаподнялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город — крепость. На защиту родного городаподнялись и взрослые и дети. В 1941 году,  когда замкнулось блокадное кольцо, вЛенинграде оставалось четыреста тысяч детей.  До войны это были обыкновенныемальчишки и девчонки. Учились, помогали взрослым, бегали, играли, занималисьспортом. Но пришел час,  и они показали, каким огромным может стать маленькоедетское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине. Маленькиегерои большой войны. Они сражались рядом со старшими, были настоящими бойцами.Юным ленинградцам-детям блокадного города-пришлось вместе со взрослыми перенестивсю трагедию осажденного города.

Вместосупа — бурда из столярного клея, 
Вместо чая — заварка сосновойхвои. 
Это б всё ничего, только рукинемеют, 
Только ноги становятся вдруг нетвои. 
Только сердце внезапно сожмётся, какёжик, 
И глухие удары пойдутневпопад… 
Сердце! Надо стучать, если даже неможешь. 
Не смолкай! Ведь на наших сердцах —Ленинград.

     

 

 

 

 

 

 

  Ударилисильные морозы. Застыл, замерз ленинградский водопровод. Страшная беда нависланад городом. Заводам н больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь вневском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы.

Не былотоплива. Не было электричества В городе не хватало продовольствия. Начался голод.

«Горький» хлеб

Воспитатель: 20 ноября1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочимвыдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов– это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весьдень. Это было трудно назвать хлебом.

7  слайд

    Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она  состояла изразличных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.

  Слайд. Голоднаясмерть косила людей.

Весь мир знает историю семьи 11-летней ленинградскойдевочки Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линииВасильевского острова в доме № 13. Это была обычная большая ленинградскаясемья.Блокада отняла у девочки родных. Об этом стало известно из дневника,который вела Таня Савичева.

  • Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года
  • Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года
  • Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года
  • Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года
  • Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года
  • Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года
  • Савичевы умерли
  • Умерли все
  • Осталась одна Таня

Припервой же возможности Таня Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскуюобласть. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла.

 

Осаждениегорода фашистами.

слайд

     Но осаждённый город продолжал жить. ВЛенинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первуюблокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторыебомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, многиеленинградские дети учились, стоялтакой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках ирукавицах. Это был подвиг.

Многиешатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не толькодома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.

Ученик

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Девчушка рукупротянула

И головой – накрай стола.

Сначала думали –уснула

А оказалось –умерла.

Никто не обронилни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель, выдавил, что снова
Уроки —
После похорон.

слайд

Патриотизмдетей блокадного Ленинграда

Воспитатель:  Ленинградскиешкольники не только учились, но чем могли, помогали взрослым. 21 октября1941 года молодежная газета: «Смена» опубликовала такой наказ: «Юныеучастники обороны Ленинграда! Будьте достойны своих дедов и отцов, сестер ибратьев, ушедших на фронт».

 

Пыталнас враг железом и огнем… 
«Ты сдашься, струсишь, — бомбы намкричали, — 
Забьешься в землю, упадешьничком. 
Дрожа, запросят плена, какпощады, 
Не только люди — камни Ленинграда!»

 (Звучит песня « Ленинградцы”)

Вдалеком, тревожном военном году,
Под гром батарей у страны на виду.
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.

На парте осталась раскрытой тетрадь
Не выпало им дописать, дочитать,
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.

И мы никогда не забудем с тобой,
Как наши ровесники приняли бой.
Им было всего лишь двенадцать
Но были они ленинградцы!

         Ленинградские мальчишки и девчонки создавали команды и помогали взрослым вборьбе против фашистов. Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Ихназывали «часовыми ленинградских крыш».  Они работали в госпиталях: мыли полы,кормили раненых, давали им лекарства. Выступали перед ранеными с концертами.Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлебпо хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.

На заводы ифабрики пришли мальчишки и девчонки. Многие из них становились на подставки,чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимыхусловиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзшихцехов и вносили свой вклад в разгром врага. В двенадцать-пятнадцать лет онивыпускали боеприпасы и оружие для фронта. Они рыли окопы и работали на первых ленинградскихогородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.

Стихичитают дети. (слайд№ 4)
 ученик.

Убийство,  война и блокада..

 В тяжёлый для Родины час                

 Настигли детей Ленинграда –

 Обычных детей, вроде нас.

ученик.

 Настигли за партою в школе       

 И отняли мать и отца.

 От голода, страха и боли

 Забились ребячьи сердца.

  ученик.

 Они, ленинградские дети,            

 Писали в своих дневниках

 О самой последней конфете,

 О ломящей боли в ногах,

 ученик.

 Война их терпеть научила          

 И сделала старше в сто раз.

 В героев она превратила

 Обычных детей, вроде нас.

Странапомогала Ленинграду в его героической борьбе. 21 ноября 1941 года по тонкомульду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали «Дорогой Жизни». 

« Дорога Жизни» спасла от голодной смертимногих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями.Фашисты бомбили « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе сводителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасныхрейсов.

 Слайд

 

 

 

 

 Окончание блокады.

(вешается на доску еще одна дата, это дата окончанияблокады   27 января 1944 года)

 Воспитатель: Ребята,это дата окончания блокады. 27 января 1944 года блокада Ленинграда, котораядлилась 900 долгих дней и ночей, была окончательно снята. Город праздновал своёосвобождение.

 Слайд

ВыстоялЛенинград. Не взяли его фашисты.  Сотни юных ленинградцев были награжденыорденами, 15249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда».

    За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. Малоленинградцев дожили до дня освобождения от блокады: тысячи погибли под бомбамии снарядами во время ежедневных обстрелов города. Десятки и сотни тысяч умерлиот голода и холода.

 Память.    слайд

Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромныймемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась здесь  фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль,слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто»

    Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождаетона. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим своюжизнь во имя нашей.

Воспитатель: А сейчас яхочу узнать, как вы относитесь к  войне?

Д: Война –это страшно. Убивают людей.

Воспитатель : А  чтобывы сказали детям  блокадного Ленинграда?

Чтонужно делать, чтобы не было войны? ( Дети отвечают на вопрос)

Давайтееще раз посмотрим внимательно на доску и назовем события этих дат.

22июня 1941 года — дата начало ВОВ, 8 сентября 1941 года — дата начало блокады, 27 января 1944 года — окончание блокады Ленинграда.

слайд 

Воспитатель:

Давайте почтим светлую память жителейЛенинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.

 (Звук метронома) Минута молчания

Над нами мирное небо.Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей. И среди них те, комубыло столько, сколько сегодня вам. И пусть каждый задаст себе вопрос «А я смогбы поступить так же?» и подумает, как надо жить и учиться сегодня, чтобы бытьдостойными памяти своих замечательных ровесников.

 

 

 

 

 

Выпамятник «детям блокады» видали?

— Стоит у дороги из камня цветок,

Он символ трагедии, символ печали,

Непрожитых жизней, надежд и тревог.

 

Тела истощались, глаза потухали,

И смех оборвался и голос умолк…

Он – память погибшим, он – гимн пережившим

Весь ужас тех страшных «девятисот».

 

Сердца замирали в надежде и страхе:

Недетские горести выпали им –

И тем, кто не выжил, и тем, кто остался;

И памятник мертвым, и память живым.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет