X-PDF

Сценарий урока истории в 10 классе Победы и поражения 1942 года

Поделиться статьей

Урокистории в 10 классе

Победыи поражения 1942 года

 

Целиурока:

  • Обучающая: Изучить события военных действий зимы — лета 1942 года и установить причинно — следственные связи трагических событий Великой Отечественной войны данного периода.
  • Развивающая: Развивать аналитическое мышление, речь, способность обобщать материал и делать выводы через постановку проблемных вопросов и опережающие задания. Развивать навыки работы с документами, картой, учебником, умение находить соответствие и устанавливать причинно — следственные связи.

·                                             Воспитательная: Способствовать нравственномувоспитанию учащихся, прививать чувство патриотизма, чтить память погибших вовремя Великой Отечественной войны

Оборудование:компьютер, проектор, тексты приказа №227 на столах учащихся.

Учебник:«История России. 10 класс» под редакцией академика РАН А.В.Торкунова, М«Просвещение», 2020г

Ход урока

 

1.    Вступление

Они накинулись, неистовы,

Могильным холодом грозя,

Но есть такое слово «выстоять»,

Когда и выстоять нельзя,

И есть душа — она все вытерпит,

И есть земля — она одна,

Большая, добрая, сердитая,

Как кровь, тепла и солона.

 

                             Илья Эренбург    

 

Этистроки Илья Эренбург посвятил одному из самых тяжелых периодов нашей истории.

— Какому? (ВОВ)

Чтохотел выразить автор этими словами? (что враги грозят смертью, но человеку нужновыстоять, вытерпеть, защитить родную землю. Если люди выдержат — одержат победу. Но есть риск потерпеть поражение, ведь война – это череда побед и поражений).

-Попробуем сформулировать тему урока:  Победы и поражения 1942 года.

-С какими трудностями столкнулась наша страна в предшествующий период, в 1941году? (нападение Германии, оборона Брестской крепости, битва за Москву, началоблокады Ленинграда)

Как эти события отразились на жизни населения?

Какая часть темы нашего урока отражает это время?

Поражения продолжились в 1942 году.

Как вы думаете, Как воспринимали эти поражения жители СССР?

2.Проблемный вопрос

В течение нам предстоит ответить на вопрос: «Может ли поражение бытьпобедой?»

Дляэтого рассмотрим планы советского и немецкого командования на 1942 год.

3.                                           Работа с учебником.

В учебнике на стр 25 найдите и прочтите впервом пункте параграфа планы советского и немецкого командования на 1942 год.

«Весной- летом 1942 года Сталин приказал сосредоточить на западном направлениизначительные резервные силы».

«Гитлерсчитал стратегической целью предстоящей кампании широкомасштабное наступлениена южном направлении».

И Сталин,и Гитлер планировали вести наступление, только их направления и результаты былиразными.

4.                                           Рассказ учителя:

Каковыже были итоги реализации этих планов?

Квесне  1942 года перевес сил сохранялся на стороне германских войск.

Гитлерлетом планировал осуществить прорыв на Кавказ, захватить нефтеносные районы,преодолеть горы, выйти к Ирану и Ираку.

И.В.Сталин,уверенный в том, что «41-й год не повторится», особые надежды возлагал наюго-западное направление.

Этистратегические просчеты советского командования практически везде привели ккрайне тяжелым последствиям:

Припопытке снять блокаду с Ленинграда попала в окружение и погибла 2-я ударнаяармия.

Врайоне Вязьмы погибла 33-я армия со своим генералом Н.Г.Ефремовым

Окруженыи разбиты армии Крымского фронта

4июля Севастополь пал под ударами армии Манштейна.

ПровалиласьХарьковская операция: потери Красной составили 230 тыс. человек.

МеждуКурском, Ростовом и Сталинградом развернулось наступление вермахта.

Взят Воронеж, Ростов

Отступлениевойск Южного фронта превратилось в паническое бегство.

фронтоткатывался к Сталинграду.

И.В.Сталинсместил всех командующих фронтами на юге.

 НазначилВасилевского начальником генштаба.

Отступлениепродолжалось.

28 июня 1942г.И.В.Сталин издал приказ №227:

«Население,с любовью и уважением относящееся к Красной армии, начинает разочаровываться вней, теряет веру в нее. Многие проклинают Красную армию за то, что она отдаетнаш народ под ярмо немецких угнетателей, а сама утекает на восток.

Мыпотеряли более 70 млн населения, более 800 млн пудов хлеба и более10 млн тоннметалла в год. У нас нет уже теперь преобладания над немцами ни в людскихресурсах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше – значит загубить себя и загубитьвместе с тем нашу Родину! Ни шагу назад! Паникеры и трусы должны истреблятьсяна месте!

Единственнойпричиной ухода с позиций может быть только смерть!»

Представленная информация была полезной?
ДА
58.74%
НЕТ
41.26%
Проголосовало: 1093

Вопрос:

— С какой цельюСталин издает этот приказ? (остановить отступление)

 — Какую роль ондолжен был сыграть?

— Этот приказ вызвалв обществе неоднозначную реакцию. Целесообразны ли были меры, утвержденные внем?

— Не кажутся ли вамжестокими указанные меры?

— Какие чувства он увас вызвал?

 

— Мирное населениетоже должно было следовать этому приказу.

 

В1942 году два новых явления ворвались в жизнь советских людей: эвакуация и оккупация.Они стали следствием отступления Красной Армии и наступления нацистской шайки.

Косени немцы оккупировали большую часть европейской территории СССР. Установилижестокий режим в соответствии с планом «Ост»: колонизация и германизацияоккупированных территорий, уничтожение коммунистической идеологии, превращениеСССР в сырьевой придаток Третьего рейха.

— Как вы думаете, как складывалась жизнь мирного населения наоккупированных территориях?

—  Какие способы борьбы использовало местное население?

— Как вы думаете, где было тяжелее: на фронте или в оккупации?

— фронт страшен физическим уничтожением людей. А в оккупации людямкаждый день приходилось видеть немцев в повседневной жизни.

— Какие трудности это вызывало у советских граждан?

Всетрудоспособное население выгоняли на работу принудительно. Тех, ктоработал медленно, расстреливали на глазах у всех остальных. Аресты, расстрелы мирного населения стали повседневным явлением. Влагерях смерти проводились медицинские опыты над заключенными, среди которыхбыли и взрослые, и дети.

Длянемцев главным было не только физическое уничтожение, но моральное удушениенародного сознания.

— Что было труднее: вынести физические лишения или сделать нравственныйвыбор в пользу определенного режима?

— Выбор, как жить дальше: пойти в услужение, спасая себя.

Или мельчайшими поступками, на первый взгляд невидимыми, наносить уронармии Гитлера.

5.     Матч

В течение лета 1942 года было проведено несколько  футбольныхматчей между командами оккупационных войск и местными жителями. В состав командкиевлян входили узники концлагерей, рабочие местных предприятий, спортсмены –любители и профессиональные футболисты. Игры, в основном, заканчивались победойсоветской команды, что вызывало гнев  нацистских офицеров.   

На 9 августа 1942 года был назначен матч – реванш, победа вкотором имела огромное знание для обеих сторон.

1 РОЛИК.

 

Что предложил капитану футболистовофицер вермахта?                                    

13 СЛАЙД

Почему для немцев победа в этомматче – реванше была важна?

Что стояло на кону победы? (жизньили смерть)

Что могли ответить советскиефутболисты?

Какое решение приняли бы вы, еслибы оказались на их месте?

Что для советских футболистовозначало поражение в этом матче? (жизнь)

И только жизнь?

Для какой команды была болеезначима победа в футболе?

Кто выиграл бы больше?

Очевидцы рассказывали: переполненныйстадион ревел, скандируя антифашистские лозунги, а немцы тут же, прямо натрибунах, арестовывали самых буйных болельщиков, стреляли в воздух из автоматови пистолетов…

Внимание на экран

2 РОЛИК                                 

Иэтот Матч закончился поражением немецкой команды (53). Когда был забитпоследний гол, зрители поприветствовали команду – победительницу, но сделалиэто молча.             15 СЛАЙД

Почему?

Каквы думаете, счет встречи отразил победу только на футбольном поле?

— В этом фрагменте прозвучалафраза: «Ну, вот и я до фронта добрался!»

— Что она означает? (война дляфутболистов перенеслась на футбольное поле).

— Почему футболисты принялироковое для себя решение?

Позже этот матч назван «матчем смерти».          

Через некоторое время после матча футболистыбыли арестовали и некоторые из них расстреляны.

В 1965 году Президиум Верховного СоветаРСФСР наградил оставшихся в живых участников «матча смерти» медалями «За боевыезаслуги», а погибшие были отмечены медалями «За отвагу».

Таким образом, футбольная победаприравнялась к воинскому подвигу на поле боя, а на стадионе «Динамо» в Киевебыл установлен монумент, посвященный подвигу футболистов.

Вернемся к вопросу, который мы подняли в начале нашего урока

 

«Может липоражение быть победой, а победа оказаться поражением?»

Защита Отечества не всегда требует знаниявоенного дела. Свое отечество можно защищать и без оружия в руках: стойкостью,силой воли и любовью к своему Отечеству.

Каждый патриот может стать защитником Родины.

 

Завершить нашу встречу мне хотелосьбы словами великого русского писателя И. С.Тургенева

Россия без каждого из. нас обойтись может, но никто из нас без нее неможет обойтись.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.74%
НЕТ
41.26%
Проголосовало: 1093

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет